kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе. А.А.Фет. Природа как мерило человеческой нравственности, мир истины и красоты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в форме заседания ученого совета. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе. А.А.Фет. Природа как мерило человеческой нравственности, мир истины и красоты»

Петровский филиал МБОУ «Сатинская СОШ»













А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…».

Природа как мерило человеческой нравственности, мир истины и красоты



Урок –заседание учёного совета





Урок литературы в 6 классе

подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Щербинина Екатерина Александровна










Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цели урока:

Образовательные: повышение художественной и речевой компетенции учащихся через исследование и анализ стихотворений, определение понятий, умение строить письменное и устное монологическое высказывание, формулирование тезисов, подтверждение их аргументами, формирование речевого аппарата исследования, навыка использования словарей и справочной литературы в учебной деятельности.

Развивающие: развитие зрительной, словесно-логической (путем смыслового понимания) памяти, речевой грамотности, литературоведческого мышления, умения работать с информацией, представленной в различных формах, осознанного восприятия учебного материала, коммуникативной культуры, рефлексивных способностей.

Воспитательные: воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога, самостоятельности мышления и активности; любви к  поэзии; эстетического восприятия поэзии; формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, развитию, успешности.


Для учителя

Для учащихся

Задачи урока:


Рассмотреть особенности поэтического таланта А.А. Фета в стихотворениях о природе, подчеркнуть любовь к Родине, к природе, искусству, музыке.

Выявить выразительные средства, придающие мелодичность стихотворениям поэта.

Организовать исследование и анализ стихотворений, обратить внимание на понятия «эпитеты», «метафора», «сравнение» при групповой работе.

Формировать речевой аппарат исследования, навыки использования словарей и справочной литературы в учебной деятельности.

Способствовать развитию умения создавать мини-проектов с использованием ИКТ как результат деятельности в группах, публично их защищать.

Создать условия для реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей урока.

Образовательные: закрепляют навыки и умения исследования и анализа лирического текста, словарей и справочных материалов, Интернет-ресурсов.

Развивающие: составляют рассказ, выразительно читают, рисуют; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.

Воспитательные: проявляют интерес к предмету; соблюдают культуру поведения при фронтальной и групповой работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы)

УУД


Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация к учебной деятельности; гордость за культурное наследие страны; любовь к природе, к искусству, музыке, поэзии.

Регулятивные: Принятие и постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения), умение планировать пути достижения намеченных целей, проектировать деятельность при работе в группе с распределением функций. Оценивание результатов своей и чужой деятельности; анализ собственной работы; планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Умение слушать собеседника; владеть выразительной речью; формулировать собственное мнение; согласовывать свои действия с одноклассниками; обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую позицию); уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого

Познавательные: Умение находить нужную информацию; овладеть навыками смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, проводить сравнение по заданным критериям; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, выполнять анализ стихотворений, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Основное содержание урока

А.А.Фет - рус­ский поэт 19 века. Стихотворе­ние «Учись у них - у дуба, у березы...» При­рода как во­площение пре­красного, как естественный мир истинной красоты. Мело­дичность, ли­ричность, на­певность лири­ки Фета Особенности изображения природы. Жизнеутверж­дающее начало. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Стихотворение в актёрском исполнении

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Познакомятся с поэтическими творениями русских поэтов-пейзажистов, литературными приемами и художественными средствами в творчестве А.А. Фета

Личностные: осознают стихотворение как составляющее окружающего мира, понимают определяющую роль в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Регулятивные: формулируют цель на уроке; определяют проблему урока; выстраивают речевой аппарат исследования, проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывают своё предположение.

Коммуникативные: владеют умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей, слушать и понимать речь других, публично защищать проекты.

Познавательные: сравнивают и делают выводы, ориентируются в своей системе знаний: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, ЦОР, Интернет-ресурсы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и при подготовке к уроку



Межпредметные связи: Литература, живопись, музыка, русский язык

Модернизация урока: Использование средств ИКТ

Средства ИКТ: Фонохрестоматия 6 класс, программы: Windows Movie Maker и Windows Movie Live, Paint, Microsoft Office и online по адресу: http://createcollage.ru

ЦОР: «КМ-ШКОЛА 6» (урок№14)http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/35800

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.

Форма взаимодействия: сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Оборудование:  портрет А.А. Фета; картины русских пейзажистов; фонохрестоматия, слайд-шоу изображений и выполненных рисунков; презентации, компьютер, сканер, проектор, учебники по литературе, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с заданием для работы в группах), электронная презентация, выполненная в программе Power Point .









































  1. Организационный момент. Актуализация необходимых знаний

- Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас на заседание ученого совета. Для работы нам нужен председатель учёного совета, докладчики, рецензенты, оппоненты, секретари. На нашем ученом совете присутствуют – этнограф, биограф, художник и актер.

(Докладчик – тот, кто готовит доклад по заранее выбранному вопросу. Оппонент – противник в споре.)

Позвольте предоставить мне, как председателю учёного совета, слово.

- Уважаемые коллеги! Заседание ученого совета считаю открытым. Вопрос для исследования – анализ стихотворения замечательного русского поэта 19 века А.А.Фета. Запишите в протокол заседания дату и тему урока: Анализ стихотворения А.А.Фета «Учись у них – у дуба и березы…»

Обратите внимание, что стихотворение имеет нулевое название, т.е. его попросту нет, поэтому трудно первоначально судить о тематике стихотворения.

2. Анализ стихотворения

- Любой анализ произведения начинается с его прочтения. Слово предоставляется АКТЁРУ

(учащийся читает наизусть, класс оценивает)

- Перед нами лирическое произведение. Назовите признаки такого рода литературы? (автор выражает свои чувства, эмоции в форме монолога).

- По жанру это какое произведение? (элегия) Запишите определение термина.

- Как вы думаете, о чем это стихотворение? Какова его тема? (Ответы детей)

- Давайте посмотрим на стихотворение с точки зрения его построения, т.е. композиции. Сколько всего строф? Из каких частей состоит стихотворение? Совпадает ли количество строф с количеством нарисованных картин? (Нет, картин - две: зима и весна, зима- 2 строфы и весна – 1 строфа).

Заполните цитатную таблицу примерами:

Зимняя природа

Весенняя картина

Кругом зима

Верь весне

Жестокая пора

Промчится гений

Треснула кора

Теплом и жизнию дыша

Злей метель

Для ясных дней

Рвет последние листы

Для новых откровений

Холод лютый




- Как осуществляется переход от первой части ко второй? (Союз НО) В литературе такой прием называется? (Антитезой, т.е.противопоставлением)

- Кто главные герои стихотворения? (Дуб и береза) Почему поэтом выбраны именно эти деревья?

3. Выступление ЭТНОГРАФа:

(Этнограф – специалист, изучающий культуру народов, его историю, традиции и быт)

Дуб — исконно славянское дерево. Его всегда называли княжеским. Именно поэтому дуб считается деревом бога — громовержца Перуна. Это мужское дерево, в противовес берёзе — женскому. Дуб — очень прочное дерево, которое с трудом поддаётся обработке, от этого оно такое долговечное.

Путешествуя по Руси тысячелетней давности можно было часто встретить дубовые рожи с капищами. Это было нормой в те времена. В каждой дубовой роще жил Волхв, здесь проводились родовые обряды. В славянской культуре дуб символизирует силу, выдержку, здоровье.

Берёза наиболее почитаемое у славян дерево, красивое и гибкое. Берёза считается светлым деревом, и поэтому она хорошо подходит для положительных обрядов. Многие обереги на Руси делались из берёзы. В народе береза считается символом нежности, гибкости, одновременно, стойкости и выдержки.

- Итак, мы говори с вами об аллегории, образы деревьев неразрывны от человеческой сущности. Многие художники на протяжении веков в аллегорической форме изображали зиму и весны. (Просмотр слайдов)

- А теперь вернемся к письменной работе в таблице. Всё выписанное нами относится к временам года? Есть что-то, что возвращает нам к человеку? (слезы- за сердце хватает – стоят, молчат- для откровений – скорбящая душа)

- Вот и появляется наш лирический герой. Ведь именно к нему в первой строчке обращается Фет: -УЧИСЬ. В каком наклонении используется глагол? ( В повелительном). Почему? Чему можно научиться у дуба и березы?

- Здесь нужно вспомнить факты биографии самого поэта. Его стихи – это его жизнь, а она не была безоблачной.

4. Выступает БИОГРАФ. Презентация биографии А.А.Фета

Великий русский поэт и переводчик Афанасий Афанасьевич Фет родился 5-ого декабря 1820-ого года в Орловской губернии. Он был усыновлён дворянином по фамилии Шеншин. Однако, когда будущему поэту исполнилось четырнадцать лет, он был лишён титула, после того как в записи его рождения чиновники нашли ошибку. Таким образом, он должен был выслужить себе дворянские права..

Писать стихотворения Афанасий Фет начал очень рано. В 1837-ом году он закончил обучение в эстонском пансионе и поступил в Московский университет на философский факультет. Все эти годы Фет увлекался литературой, много читал и писал. В 1840-ом году были опубликованы первые стихотворения Фета в журнале «Лирический пантеон». С этого момента во многих сборниках, журналах стали постоянно печататься его произведения.

Долгие годы поэт старался вернуть себе титул дворянина, он чувствовал себя униженным и оскорбленным. Для этого он несколько лет прослужил унтер-офицером, а в 1853-ьем году отправился на службу в полк гвардейцев.

В 1858-ом году Афанасий Фет ушёл в отставку. Титул дворянина ему так и не вернули, и он решает стать помещиком. Для этого он покупает землю и начинает заниматься хозяйством. Появляется цикл стихотворений поэта под названием «Из деревни». Кроме того Фет пишет новеллы, очерки. При этом его поэзия и проза сильно отличаются: в поэзии Фет – романтик, а в прозе – реалист.

В 1873-ьем году Фет наконец-то удостаивается дворянского титула. Он занимается благотворительностью.

21-ого ноября 1892-ого года Афанасий Афанасьевич Фет умирает в Москве. Похоронен он в селе Клейменово – родовом имении , в 25 верстах от Орла.


- Фету пришлось в жизни нелегко, он испытал унижения, бедность, болезнь. Он все переносил мужественно, проявлял большое терпение. А терпению он учился у природы. Природа - учитель человека. Стихотворение датируется 31 декабря 1883 годом, Фету было 63 года. Случайно ли оно было написано в канун Нового года? (Новый год – ожидание нового, смена года).

- Обратите внимание на последнюю строфу. Как поэт заставляет читателя верить в лучшее?

- Интересное слово ГЕНИЙ. Что оно, по-вашему, обозначает?

ГЕНИЙ¹: В древнеримской мифологии:
дух - покровитель человека, позже - вообще олицетворение добрых или злых сил.
Добрый гений ”тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н. благотворное влияние”. Злой гений

- ГЕНИЙ²: высшая творческая способность
Литературный гений Толстого.

- ГЕНИЙ³: человек, обладающий такой способностью
Творения гениев. (Из толкового словаря русского языка)

(Для деревьев “гений” – это тепло, ведь им было холодно. А для нас – какое-то хорошее событие или помощь друга).

5. - Обратите внимание на кластер в вашем контрольном листе. Давайте заполним его существительными ассоциативного ряда:

ПРИРОДА

жизнь красота дерево отдых добро гармония мать счастье



6. Выступление ХУДОЖНИКА с иллюстрацией к стихотворению А.А.Фета. Слово оппонента



7. Каждый вид искусства разговаривает своим языком, художник - языком красок, а поэт – словом. Продолжим анализ стихотворения.

Афанасий Афанасьевич Фет использует в произведении целый комплекс изобразительных средств. Мы обратим внимание на

  • художественные тропы,

  • лексические средства,

  • фонетические приёмы,

  • синтаксические приемы

8. Заполните кластер фишбоун (рыбная косточка) самостоятельно

Голова – средства художественной выразительности,

Верхние косточки – термины: худож.тропы – эпитеты, метафоры, олицетворение,

лексическ. средства – повторы

фонетическ.приёмы – аллитерация, ассонанс

синтаксическ. конструкц. - инверсия, воскл. предложение

Нижние - примеры из текста

- Начнем с художественных тропов (метафора, эпитет, олицетворение – на верхних косточках, внизу примеры из текста)

- Далее лексические средства, к которым относятся лексический повтор, аллегория.

(Лексические повторы : «сердце рвёт», «за сердце хватает», «Они стоят, молчат; молчи и ты»). Повторы передают психологическое состояние тревожности лирического героя, подчёркивают динамику событий).

- Теперь фонетические приёмы - аллитерация и ассонанс. ( Ассонанс – звук У- завывание метели; аллитерация - звук Р и Л)

- и наконец, синтаксические приёмы (инверсия, восклицательное предложение, антитеза)

Вывод (хвост рыбки) – делаем запись в кластере:

Средства худож.выраз. передают душевное состояние лирического героя, обращают внимание на его переживания, подчеркивают состояние природы.

9. Определение стихотворного размера, рифмы и рифмовки. Это было домашним заданием. (Дети называют, ямб, перекрестная рифмовка, рифма смешанная).

10. Подведение итогов. Рефлексия

- Теперь вернемся к теме стихотворения. Как мы её сформулируем и запишем в протокол заседания?

(тема стихотворения - Природа неразрывно связана с жизнью и судьбой человека)

- Мережковский Дми́трий Серге́евич  1866, Санкт-Петербург — 9 декабря 1941, Париж) — русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель, сказал: «Стихи Пушкина – золотые, стихи Лермонтова - стальные, стихи Некрасова – каменные». Подберите определение к стихам Фета.

(Его поэзия светлая, спокойная, несколько грустная. Стихи Фета музыкальны, напевны).

11.Составьте синквейн, опираясь на собственные ощущения от сегодняшнего урока.

Тема ПРИРОДА

Звучит музыка. Вивальди. «Времена года. Зима»

Учащиеся читают свои стихотворения

12. - Уважаемые коллеги, все вопросы, представленные на рассмотрение ученого совета, освещены. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Заседание совета окончено. Всем спасибо.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щербинина Екатерина Александровна

Дата: 20.12.2021

Номер свидетельства: 595600


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства