kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по чтению.Тема урока: «Пересолил». Приёмы создания комического эффекта в рассказе А.П.Чехова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для обучающихся 7 класса коррекционной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению.Тема урока: «Пересолил». Приёмы создания комического эффекта в рассказе А.П.Чехова.»

Чтение

Тема урока: «Пересолил».

Приёмы создания комического эффекта в рассказе А.П.Чехова»

Цели:

- продолжить знакомство с творчеством писателя А. П. Чехова, познакомить с рассказом «Пересолил», показать мастерство писателя в изображении характеров героев, выявить идейное и художественное своеобразие текста, научить видеть авторские приемы создания комического в рассказе;

- развивать устойчивое внимание, память, мышление, связную речь, умение формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение, умение выделять главное, расширять словарный запас, развивать ориентировку в малом пространстве (в учебнике);

-воспитывать уважение к окружающим.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник по чтению, художественная литература с рассказами А.П.Чехова.

Ход урока

I. Организация класса.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Предлагаю пожелать друг другу успешной работы на уроке. Улыбнуться!

II. Актуализация изученных знаний.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом А.П. Чехова «Смерть чиновника».

- Почему автор назвал именно так этот рассказ? Почему именно Смерть чиновника, а не смерть Червякова, например?

- Это рассказ комический или трагический?

- Над чем смеется Чехов?

- Зачем писатель использует в своих произведениях говорящие имена? (Чтобы можно было сразу увидеть характер человека, его сущность)

- Объясните значения говорящих имён в этом рассказе.(Червяков и Бризжалов)

- Что автор хотел показать нам своим произведением? Писателю в конце 19 века удаётся по-новому взглянуть на своих героев, на их повседневную жизнь. Он сумел показать, как на отношения между людьми влияют господствовавшие в то время нравы, в первую очередь - принцип господства и подчинения. 

Может ли общество, в котором главное - чин, иметь будущее? Нет будущего у такого общества.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы рассмотрим еще одно интересное произведение А.П. Чехова «Пересолил», попробуем его проанализировать и увидеть приёмы создания комического эффекта в этом рассказе.

IV. Создание проблемной ситуации.

Ребята, мы с вами уже прочитали два произведения А.П. Чехова и вы уже, наверное, поняли, в чем заключается идея его произведений, что автор хочет донести до читателя своими рассказами.

- Ребята, для чего блюдо солят? (для вкуса) А если соли слишком много – это хорошо? (соль – уже вредно)

Прежде чем начать читать рассказ, на что вы обращаете внимание? (заглавие)

Как называется рассказ, который мы будем сегодня читать? «Пересолил»

Как вы думаете, о чём, может идти речь в рассказе под названием «Пересолил»? (выслушиваются ответы детей.)

  1. Изучение нового материала.

1. Беседа по теме.

- Рассказ «Пересолил», был написан в 1885 году и опубликован в журнале «Осколки».

- Давайте с вами посчитаем, сколько лет прошло с того времени? (136 лет)

Слова, которыми пользовался А.П. Чехов при написании своих рассказов, уже устарели и для вас являются неизвестными и непонятными. Давайте разберем их.

2. Словарная работа.

Слайд с определением слова)

Землемер –(устар.) специалист по межеванию и землеустройству.

Межевание (межевать) - проводить межи, границы земельных участков.

Возница- тот, кто правит лошадьми в упряжке.

Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км.

Жандарм – человек, служащий в жандармерии (полиции).

4. Знакомство с рассказом А.П.Чехова «Пересолил».

Первичное чтение учителем.

5. Проверка первичного восприятия.

- Соответствует ли название «Пересолил» содержанию рассказа?

- Подумайте, почему писатель использует именно этот глагол, а не иной? Почему не наврал, не солгал, не обманул, а именно пересолил? (Уже с самого начала Чехов вводит нас в заблуждение. Любой не читавший этот рассказ подумал бы, что речь пойдет о приготовлении пищи, или о поваре, или просто о житейской ситуации, но у Чехова не так всё просто).

-Как содержание рассказа связано с его названием?

-Что показалось смешным?

-Можем ли мы сказать, что рассказ юмористический? Докажите.

-Какие детали рассказа вы заметили?

-Как они помогают раскрыть содержание рассказа?

VI. Закрепление изученного материала.

1. Чтение текста про себя.

2. Анализ произведения.

- Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и попытаться приоткрыть тайну его творчества.

-Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. -Прочитайте. (Землемер – Глеб Гаврилович Смирнов; Клим)

-Куда держал путь Смирнов? (В Девкино к генералу Хохотову)

-Кто его вызвался довезти?

-Мог ли рассказ закончиться в тот момент, когда Смирнов сел в возницу и приехал в Девкино? Было бы ли это в стиле Чехова?

1) Композиция произведения.

- Давайте вспомним, из каких элементов состоит сюжет? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка)

Экспозиция.

-Давайте определим, где экспозиция. Как начинается рассказ?

Завязка.

-Где в рассказе завязка? (Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение).

Развитие действия.

Развитие действия? ( Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать).

-Почему развитие действия – ложь? (именно ложь движет рассказом)

Кульминация.

Кульминация? (Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает).

Как бы вы одним словом обозначили композицию? (Пересолил)

Развитие действия? (Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться)

Развязка.

Развязка? (Землемер и возница продолжают путь)

Чеховским рассказам свойственна кольцевая композиция. (Кольцевая композиция-это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала).

- Соблюдается ли она здесь? Докажите.

Мы с вами разобрались с композицией – эта работа нам упростила дальнейший ход действий. Теперь мы целостно представляем себе содержание текста.

2)Комизм в рассказе Чехова.

Комизм в рассказах Чехова создается на основе несоответствий. Давайте постараемся найти такие несоответствия в рассказе «Пересолил».

Смирнов – Хохотов

Гнилушки – Девкино

Возница: у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами.

Лошадь молодая – но выглядит как старая

Богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!”

- На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Какой вывод мы можем сделать на основе нашей работы?

Вывод: писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.

3)Роль пейзажа в рассказе.

Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его, выразительно прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера.

Давайте проведем языковой эксперимент и заменим пейзаж на прямо противоположный. Что получится? “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”.

- Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? (Возможно, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал — исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.)

4)Форма речи.

- На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? (Впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво. Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это собственно враньё и прямое обращение к вознице.)

- Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.

В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например: “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера: “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается
Физкультминутка.

- Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

1. Вертим головой, как землемер осматривался по сторонам.

2. Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой, то левой рукой (вращательные движения руками).

3. Землемер говорит о пистолетах - Клим в страхе поворачивается всем корпусом вправо и влево.

5)Особенность построения.

Особенностями чехов­ских новелл являются двойная развязка и кольцевая композиция.

- Характерны ли такие приёмы для рассказа «Пересолил»?

- Где можно было бы закончить рассказ? (Можно было бы ожидать, что рассказ на эпизоде бегства возницы в чащу и закончится, ведь анекдотическая ситуация разрешилась. Но действие рассказа продолжается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом с “здоровеннейшим мужиком”, ведёт себя уже по-другому, и мы слышим его слова: “Климушка! Голубчик!”, “Сделай милость, поедем!”.

Интересен и финал рассказа, контрастно обёрнутый к началу: вновь, как и во второй части, подробно описан процесс троганья телеги с места.

- Как каждый раз реагирует на это действие землемер? (Первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чув­ство тревоги и недоверия, то теперь “дорога и Клим ему уже не казались опасными”.)

3. Чтение текста по цепочке.

- А сейчас давайте прочитаем рассказ по цепочке.

VII. Итоги урока. Выставление оценок.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с рассказом Чехова «Пересолил». Выявили приемы, за счет которых создается комизм в рассказе. Какие это приемы?

- Вы знаете, что литературное произведение нас чему-то учит. Подумайте, чему учит нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»?
-Подумайте, могли бы вы оказаться в такой ситуации, как герои рассказа Чехова?
-Вам было бы смешно? А почему же когда вы читали рассказ, вам было смешно?
- Подумайте, это просто смех или смех сквозь слёзы? А в чём их отличие?

- Как называются рассказы, которые высмеивают недостатки характера людей?

- Чему учит рассказ Чехова?

Чехов – мастер юмористических рассказов. Для него было главным, обличить ложь и трусость, ведь это качества, присущие большинству людей в мире.

VIII. Домашнее задание. Придумать небольшой юмористический рассказ. За основу взять какую-либо ситуацию, свидетелем или участником которой вы были.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Жерлицына Наталья Вячеславна

Дата: 23.05.2022

Номер свидетельства: 607793


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства