Просмотр содержимого документа
«Конспект урока нна тему "М.Ю.Лермонтов. Краткое знакомство с биографией поэта. Чувство одиночества в стихотворении «Тучи».»
Урок №____ Дата_______
Тема: М.Ю.Лермонтов. Краткое знакомство с биографией поэта. Чувство одиночества и в стихотворении «Тучи».
Цели: вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к поэзии, формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус.
владеть знаниями о жизни и творчестве поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; делать устный анализ стихотворения; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений.
Личностные:
Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в коллективе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Ход урока:
Эпиграф
Поверь мне – счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.
План урока
1.Оргмомент
2. Мотивация
3.Просмотр слайдов «Детство поэта» -запись в тетрадях
4 Работа с учебником –запись в тетрадях
5. Чтение стихотворения «Тучи». Анализ
1. Организационный момент.
- Приветствие
- запись даты в тетрадях
2. Мотивация.
Учитель: Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого сына России, рано погибшего поэта, прозаика, художника – Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) –
Слайд- потрет поэта
3. Целеполагание.
Учитель. Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (расширим знания о жизни, творчестве М.Ю.Лермонтова; проникнем в мир лирического героя, почувствуем настроение лермонтовского стихотворения, узнаем историю создания стихотворения, проанализируем стихотворение «Тучи»)
4. Работа по теме урока.
Рассказ учителя
- Кого называют прозаиком?- работа с толковым словарем
Творчеству посвящено всего тринадцать лет его короткой, но яркой жизни.
Эпиграфом нашего урока станут слова, произнесенные однажды самим поэтом:
Поверь мне – счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.
- а какое самое счастливое время для каждого человека? (Детство)
Давайте обратимся к детству поэта.
Слайд 2 - 6 – родители Лермонтова
Показ слайдов сопровождается записями в тетрадях.
Учитель: Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой и разлукой с отцом. Детские годы поэт провёл в имении бабушкиЕ.А.Арсеньевой в с. Тарханы (Пензенская губерния). Бабушка очень сильно любила своего внука, всю жизнь посвятила заботе о нём, дала ему хорошее образование. С детства он свободно владеет языками.
Слайд
Вы видите на портрете маленького Мишеля. Это самый ранний портрет Лермонтова - 3-4 -летнего ребёнка, - выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом платьице. С самого раннего детства Михаил Лермонтов был увлечён рисованием, что и подчеркнул на этом портрете художник.
-(почему в платье: считалось, что пока мальчики находились на попечении матери, они были одеты в платья, но как только они переходили на попечение мужчин - отца или учителя, они надевали брюки).
Слайд Тарханы Тарханы легко узнать в этих строках и сейчас.
В детстве он чувствует себя одиноким из-за смерти матери и разлуки с отцом, чувствует себя одиноким.
- работа с учебником.
Учитель За следующей информацией мы обратимся к учебнику.
– самостоятельно прочтите эту страницу, ответьте на вопрос: «Каким было первоначальной образование Михаила Лермонтова, какие науки он изучал , стр 146 (русскую грамматику, математику, астрономию, географию, историю, рисование, лепка)
- как был отмечен Лермонтов за отличную учебу, стр.147
15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" .
Ученик (индивидуальное задание)
В 1840 году за дуэль Лермонтов снова был сослан на Кавказ, где шла война. Лермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посланника Баранта. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь и распорядился назначить Лермонтова в такой полк, который находился на самом опасном участке войны и нес тяжелые потери. Михаил Юрьевичпонимал, что его отправляют на верную смерть. К этому времени он уже был знаменитым поэтом. Лермонтов хотел уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя литературе. Но этому не суждено было осуществиться.
Чтение и анализ стихотворения «Тучи»
Учитель. Сегодня мы познакомимся его стихотворением «Тучи» и постараемся понять, что общего в судьбе поэта и туч? Но для начала послушаем, при каких обстоятельствах было написано это стихотворение.
Сообщение подготовленного ученика
История создания стихотворения «Тучи»
Один из современников Михаила Юрьевича Лермонтова вспоминал:
«Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, Лермонтов, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..»
Гости просили поэта прочесть только что написанное стихотворение.
«…Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда кончил, глаза были влажные от слёз». (по воспоминания Владимира Александровича Сологуба)
- Выразительное чтение стихотворения
Анализ стихотворения “Тучи”
Какую картину вы представили себе во время чтения?
В чем поэт видит сходство своей судьбы и «судьбы» тучек?
Какие различия есть в судьбе поэта и туч?
Какие эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт?
Как поэт обращается к тучкам и почему именно так? («Тучки небесные, вечные странники». Лермонтов обращается к ним с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет Родины, они всю жизнь путешествуют по небу)
Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)
Как называется это художественное средство? (Сравнение)
Что общего у себя с тучами находит поэт? («Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники»)
Как поэт называет небо и почему именно так? («степью лазурною…», т.к. она похожа на голубую лазурную бескрайнюю степь)
Как называется это художественное средство? (метафора)
С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек, мчащихся «степью лазурною, цепью жемчужною») (Эпитеты, метафоры)
Как вы понимаете метафору «цепью жемчужною»? (бегущие по не небу тучи сравниваются с цепью жемчуга и плывут они по небу одна за другой словно жемчужины, нанизанные на нитку).
Комментарии учителя
Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова БУДТО сравнивает судьбу тучек со своей судьбой. Смысл этого сравнения в том, что поэт нигде не может найти понимания, приюта, он вынужден скитаться в поисках понимания и любви.
Физкультминутка. Работа по теме урока (продолжение)
Анализ 2 части. Прочитаем 2 строфу стихотворения
К кому обращается поэт во второй строфе? Ждет ли он ответы на свои вопросы? Как называются в литературе такие вопросы? (Риторические)
Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая).
Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.
Комментарии учителя
Анализ 3 части
Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
- Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
-Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)
Третья строфа – противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта. Герой отрицает, что тучи- изгнанники. Они не имеют Родины, потому им чужды и страсти и чужды страдания.
Как называется это художественное средство? (Антитеза)
Комментарии учителя
Не случаен повтор слова «чужды», тем самым автор подчеркивает, что у них разная судьба. Тучки не способны страдать, так как им нечего терять в этом мире, у них нет Родины, значит им нечего терять, значит и не изгнанники они вовсе. Не случайно автор наделяет их эпитетами«вечно свободные»- только тот, кто глубоко любит свою Родину, может чувствовать горечь изгнания так, как переживает ее поэт.
О чем это стихотворение? Сформулируйте его тему (Тема – горечь поэта-изгнанника от разлуки с родиной, тоска)
Учитель. Проблема одиночества возникает и в этом стихотворении Лермонтова. Можно сказать, что одиночество – один из основных мотивов в лирике поэта.
Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Вопросы для рефлексии
♦ Что нового вы узнали о личности М. Ю. Лермонтова? О его творчестве?
Каков основной мотив поэзии Лермонтова?
♦ Как вы оцениваете своё участие в подготовке и проведении урока?