kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока нна тему "М.Ю.Лермонтов. Краткое знакомство с биографией поэта. Чувство одиночества в стихотворении «Тучи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок включает разноплановые виды деятельности, охватывает всех учащихся в классе К уроку  необходим подготовить выступление учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока нна тему "М.Ю.Лермонтов. Краткое знакомство с биографией поэта. Чувство одиночества в стихотворении «Тучи».»

Урок №____ Дата_______


Тема: М.Ю.Лермонтов. Краткое знакомство с биографией поэта. Чувство одиночества и в стихотворении «Тучи».

Цели: вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к поэзии, формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник.


Планируемые результаты:

Предметные:

владеть знаниями о жизни и творчестве поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; делать устный анализ стихотворения; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений.

Личностные:

Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

  • познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках;

  • регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

  • коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в коллективе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.



Ход урока:

Эпиграф

Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам.

План урока

1.Оргмомент

2. Мотивация

3.Просмотр слайдов «Детство поэта» -запись в тетрадях

4 Работа с учебником –запись в тетрадях

5. Чтение стихотворения «Тучи». Анализ


1. Организационный момент.

- Приветствие

- запись даты в тетрадях

2. Мотивация.

Учитель: Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого сына России, рано погибшего поэта, прозаика, художника – Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) –


Слайд- потрет поэта


3. Целеполагание.

Учитель. Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (расширим знания о жизни, творчестве М.Ю.Лермонтова; проникнем в мир лирического героя, почувствуем настроение лермонтовского стихотворения, узнаем историю создания стихотворения, проанализируем стихотворение «Тучи»)


4. Работа по теме урока.

  • Рассказ учителя

- Кого называют прозаиком?- работа с толковым словарем


Творчеству посвящено всего тринадцать лет его короткой, но яркой жизни.

Эпиграфом нашего урока станут слова, произнесенные однажды самим поэтом:


Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам.


- а какое самое счастливое время для каждого человека? (Детство)

Давайте обратимся к детству поэта.

Слайд 2 - 6 – родители Лермонтова


Показ слайдов сопровождается записями в тетрадях.


Учитель: Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и  Марии Михайловны. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой и разлукой с отцом. Детские годы поэт провёл в имении бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы (Пензенская губерния). Бабушка очень сильно любила своего внука, всю жизнь посвятила заботе о нём, дала ему хорошее образование. С детства он свободно владеет языками.


Слайд

Вы видите на портрете маленького Мишеля. Это самый ранний портрет Лермонтова - 3-4 -летнего ребёнка, - выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом платьице. С самого раннего детства Михаил Лермонтов был увлечён рисованием, что и подчеркнул на этом портрете художник. 

-(почему в платье: считалось, что пока мальчики находились на попечении матери, они были одеты в платья, но как только они переходили на попечение мужчин - отца или учителя, они надевали брюки). 


Слайд Тарханы Тарханы легко узнать в этих строках и сейчас.

чтение отрывка подготовленным (индивидуальное задание) учащимся

  • Ученик: И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.


Слайды 11 -13 - Детство поэта

В детстве он чувствует себя одиноким из-за смерти матери и разлуки с отцом, чувствует себя одиноким.


  • - работа с учебником.


Учитель За следующей информацией мы обратимся к учебнику.

– самостоятельно прочтите эту страницу, ответьте на вопрос: «Каким было первоначальной образование Михаила Лермонтова, какие науки он изучал , стр 146 (русскую грамматику, математику, астрономию, географию, историю, рисование, лепка)

- как был отмечен Лермонтов за отличную учебу, стр.147

 15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" . 


  • Ученик (индивидуальное задание)

В 1840 году за дуэль Лермонтов снова был сослан на Кавказ, где шла войнаЛермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посланника Баранта. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь и распорядился назначить Лермонтова в такой полк, который находился на самом опасном участке войны и нес тяжелые потери. Михаил Юрьевич понимал, что его отправляют на верную смерть. К этому времени он уже был знаменитым поэтом. Лермонтов хотел уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя литературе. Но этому не суждено было осуществиться.


  • Чтение и анализ стихотворения «Тучи»

Учитель. Сегодня мы познакомимся его стихотворением «Тучи» и постараемся понять, что общего в судьбе поэта и туч? Но для начала послушаем, при каких обстоятельствах было написано это стихотворение.


  • Сообщение подготовленного ученика

История создания стихотворения «Тучи»

Один из современников Михаила Юрьевича Лермонтова вспоминал:

«Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, Лермонтов, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..»

Гости просили поэта прочесть только что написанное стихотворение.

«…Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда кончил, глаза были влажные от слёз». (по воспоминания Владимира Александровича Сологуба)


- Выразительное чтение стихотворения


Анализ стихотворения “Тучи”


  • Какую картину вы представили себе во время чтения?

  • В чем поэт видит сходство своей судьбы и «судьбы» тучек?

  • Какие различия есть в судьбе поэта и туч?

  • Какие эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт?

  • Как поэт обращается к тучкам и почему именно так? («Тучки небесные, вечные странники». Лермонтов обращается к ним с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет Родины, они всю жизнь путешествуют по небу)

  • Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)

  • Как называется это художественное средство? (Сравнение)

  • Что общего у себя с тучами находит поэт? («Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники»)

  • Как поэт называет небо и почему именно так? («степью лазурною…», т.к. она похожа на голубую лазурную бескрайнюю степь)

  • Как называется это художественное средство? (метафора)

  • С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек, мчащихся «степью лазурною, цепью жемчужною») (Эпитеты, метафоры)

  • Как вы понимаете метафору «цепью жемчужною»? (бегущие по не небу тучи сравниваются с цепью жемчуга и плывут они по небу одна за другой словно жемчужины, нанизанные на нитку).


Комментарии учителя

Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова БУДТО сравнивает судьбу тучек со своей судьбой. Смысл этого сравнения в том, что поэт нигде не может найти понимания, приюта, он вынужден скитаться в поисках понимания и любви.

  1. Физкультминутка.  Работа по теме урока (продолжение)

Анализ 2 части. Прочитаем 2 строфу стихотворения

  • К кому обращается поэт во второй строфе? Ждет ли он ответы на свои вопросы? Как называются в литературе такие вопросы? (Риторические)

  • Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая).

  • Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.


Комментарии учителя

Анализ 3 части

  • Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?

  • - Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?

  • -Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)

Третья строфа – противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта. Герой отрицает, что тучи- изгнанники. Они не имеют Родины, потому им чужды и страсти и чужды страдания.

Как называется это художественное средство? (Антитеза)


Комментарии учителя

Не случаен повтор слова «чужды», тем самым автор подчеркивает, что у них разная судьба. Тучки не способны страдать, так как им нечего терять в этом мире, у них нет Родины, значит им нечего терять, значит и не изгнанники они вовсе. Не случайно автор наделяет их эпитетами«вечно свободные»- только тот, кто глубоко любит свою Родину, может чувствовать горечь изгнания так, как переживает ее поэт.

  • О чем это стихотворение? Сформулируйте его тему (Тема – горечь поэта-изгнанника от разлуки с родиной, тоска)

Учитель. Проблема одиночества возникает и в этом стихотворении Лермонтова. Можно сказать, что одиночество – один из основных мотивов в лирике поэта.

Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя.

  1. Подведение итогов урокаРефлексия

Вопросы для рефлексии

♦ Что нового вы узнали о личности М. Ю. Лермонтова? О его творчестве?

Каков основной мотив поэзии Лермонтова?

♦ Как вы оцениваете своё участие в подготовке и проведении урока?


Оценивание.

  1. Д/з: «Тучи» наизусть

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Людмила Петровна Власий

Дата: 16.12.2019

Номер свидетельства: 532298


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства