kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Уильям Шекспир. Сонеты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Предполагает спмостоятельную работу учащихся, а также работу в группах

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Уильям Шекспир. Сонеты"»

Уильям Шекспир. Сонеты

Цель:

  • Познакомить учащихся с этапами биографии и творчеством Шекспира, дать представление о сонете как поэтическом жанре.

Задачи:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • Формировать навыки исследовательской работы, самостоятельного анализа текста, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения;

  • Создать условия для развития коммуникативных навыков;

  • Содействовать воспитанию эстетических и нравственных чувств учащихся;

  • Содействовать развитию осознанного и выразительного чтения, умению делать обобщающие выводы. Развивать эмоциональную сферу учащихся.







Ход урока

  1. Орг.момент.

  2. Вводное слово учителя.

Ребята, наш урок я бы хотела начать с музыки.

(запись сонета № 90 «Уж если ты разлюбишь, то теперь»)

Эти необычные строки принадлежат великому английскому поэту, драматургу У. Шекспиру. Знакомо ли вам это имя? Какие произведения драматурга вы можете назвать?

Сегодня мы не только поближе познакомиться с величайшим человеком, но и познакомимся с понятием сонет.

Итак, о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Запишите тему урока.



  1. Формулировка целей урока.

Давайте определим цели на наш урок, чего нам нужно постараться достичь?

(познакомиться…

Узнать….

Понять…)

  1. Работа с эпиграфом.

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова Уильяма Вордсворда, но они разрезаны. Соберите их, чтобы получить высказывание.

«Сонеты - это ключ, которым Шекспир открыл свое сердце»


- Как вы понимаете данные слова?

- Какое значение придается сонетам?



  1. Биография Шекспира

Итак, настало время познакомиться с Шекспиром поближе. Перед вами карточки, прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Карточка №1.

Уильям Шекспир родился в 1564 году в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне. Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником. Его мать, Мэри Шекспир, принадлежала к старейшему дворянскому роду. Считается, что Шекспир учился «грамматической школе». Еще в период обучения в школе Шекспир начинает писать сонеты.

Примерно в 1587 г. Шекспир покинул свою семью и переселился в Лондон, где занялся театральной деятельностью. В 1590-х гг. Шекспир создает все свои основные хроники а также большинство драматических произведений.

Осенью 1599 открывается театр "Глобус". Шекспир стал одним из его владельцев, на сцене этого театра были поставлены большинство драматических произведений писателя. В это же время и до последних дней своей жизни Шекспир работает над сонетами. Всего насчитывается 154 сонета, дошедших до наших дней.

В 1616 году Шекспир скончался. Спустя три дня тело Шекспира было захоронено в стратфордской церкви св. Троицы.

Творчество

Скудость биографических сведений дали повод выдвигать на роль автора произведений Шекспира большое количество людей. За два с лишним века существования этих версий на «роль» автора этих пьес выдвигались самые разные претенденты. На данный момент насчитывается уже 77 кандидатов на авторство.

  1. Назовите годы жизни Шекспира.

  2. Расскажите о родителях автора.

  3. Как назывался театр, совладельцем которого стал писатель?

  4. Сколько сонетов Шекспира сохранилось?

  5. *Что позволяет выдвигать других кандидатов на авторство произведений?

  1. Работа с понятием «сонет».

- Знакомы ли вы с понятием «сонет»? Можете ли вы попытаться дать ему определение? (ответы)

- Давайте познакомимся с определением понятия «сонет», которое нам дает Словарь литературных терминов.

Сонет (от прованского sonet — песенка) — жанр лирики c определенным видом рифмовки, основным признаком которого является объем текста. Сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Различают итальянский и английский типы сонета.

- Чем сонеты отличаются от других поэтических жанров?

- Назовите разновидности сонета.

VII. Работа с текстами сонетов. Определение темы, идеи и композиции сонета.

- Теперь, когда мы узнали, что такое сонет, давайте познакомимся с ними поближе. Для этого вам надо разделиться на 2 группы. Ученики, у которых на обороте карточки написана цифра 1, садятся в первую группу, у которых цифра 2 во вторую.

- Каждая группа получает текст сонета и задания к нему.

1 группа.



Сонет 90

Уж если ты разлюбишь - так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром - утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда -
Твоей любви лишиться навсегда.



Задание (гр. 1)

  1. Прочитайте выразительно сонет.

  2. Ответьте на вопросы:

  • О чем этот сонет?

  • К кому обращается автор?

  • Какие чувства испытывает автор?

  • Чего больше всего боится лирический герой?

  • Сформулируйте одним словом тему данного сонета?

Группа 2.

Сонет 130


Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.


С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.


Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.


И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали

Задание (гр. 2)

  1. Прочитайте выразительно сонет.

  2. Ответьте на вопросы:

  • Опишите образ возлюбленной, к которой обращается автор

  • На сколько частей разделен сонет?

  • Сколько строчек содержится в каждой части?

  • Запишите формулу сонета (например 4-4-6)

- Данная формула характерна для английского сонета. На следующем уроке мы поговорим с вами о том, чем отличается английский (шекспировский) сонет от итальянского и продолжим разговор о творчестве Уильяма Шекспира.

VIII. Синквейн

А теперь давайте попробуем сами проявить творчество, составьте синквейн.

1 строка – 1 сущ

2 строка – 2 прил

3 строка – 3 глагола

4 строка – Предложение

5 строка – 1 сущ (ассоциация)



IX. Домашнее задание

Группа1.

  1. Выучить сонет Шекспира.

  2. Напишите, какие мысли и чувства вызвал у вас данный сонет



Группа 2.

  1. Выучить сонет Шекспира.

  2. Напишите, какой из сонетов вам понравился больше всего. Почему?



X. Подведение итогов уроков. Самооценка.

Итак, давайте вернемся к началу урока. Добились ли вы поставленных целей?

Понравился ли вам урок? Довольны ли вы своей работой на уроке?

Пусть каждый оценит свою работу, отметьте это на рабочем листе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Уильям Шекспир. Сонеты"

Автор: Микрюкова Ирина Владимировна

Дата: 24.03.2020

Номер свидетельства: 544159

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства