kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Творчество Н.Рубцова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся створчеством Н. Рубцова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Творчество Н.Рубцова"»

Тема урока: Н.М.Рубцов Человек и природа в стихотворениях Н.М.Рубцова «Звезда полей», «Тихая моя родина».

Цель – развитие читательского восприятия и понимания литературных текстов.

Задачи: Образовательная: расширить знания о жизни и творчестве Н.Рубцова; уметь анализировать поэтический текст; уметь выразительно читать стихотворение.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения.

Воспитывающая: прививать любовь к малой родине.

Оборудование:

Портрет поэта

Карточки – задания для групповой работы

Словарик литературоведческих терминов

Толковый словарь С.Ожегова

Аудиозапись стихотворения «Звезда полей»

Звездочки для рефлексии

Ф.Шопен. Вальс си - минор.

Эпиграф к уроку: Малая моя родина!

Реки, река, соловьи...

Мать здесь моя похоронена

В детские годы мои...

Н.М.Рубцов

Ход занятия:

Приветственное слово учителя.

-Добрый день, дорогие ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я очень рада всех видеть.

Игра «Выполни задание»

Улыбнитесь все те, у кого сегодня хорошее настроение.

Моргните правым глазом те, кто любит ходить в школу.

А теперь пожмите плечами те, кому нравятся уроки литературы.

Похлопайте в ладоши 2 раза все те, кто любит своих родителей.

Погладьте себя по голове все те, кто любит свою малую родину.

Попрыгайте на левой ноге все те, кто умеет помогать детям и взрослым. Сядьте на стульчики все те, кто готов учиться.


- Все готовы учиться! Тогда в путь. Слайд 1

Наш язык- язык труда и света

Твой и мой родной язык.

Слушает с волнением планета

Русский замечательный язык.

Живя в России, в такой огромной стране, мы должны с вами хорошо знать свой родной язык, знать русских писателей, поэтов и уметь читать их произведения.

1.Создание эмоционального настроения. На фоне музыки (Ф. Шопен. Вальс си-минор) звучит слово учителя.

« 1962 год. Жаркий летний день. В редакцию журнала «Знамя» зашёл молодой человек. Лицо его было худое, на нём выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. Обут он в дешёвые сандали. С первого взгляда видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать.

Поэт Станислав Куняев взял стихи и начал читать:

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог…

Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…

С каждой избою и тучей,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Станислав Куняев оторвал от рукописи лицо и их взгляды встретились. Глубоко запавшие глаза юноши смотрели на меня пытливо и настороженно.

- Как вас зовут?

- Николай Михайлович Рубцов».

-Ребята, как вы думаете о ком сегодня на уроке пойдет речь?

Слайд №2 (Портрет Н.М.Рубцова)

- Обратите внимание на годы жизни этого человека. Что вы заметили? (Мне приятно, что вы обратили внимание на то, что скоро юбилей поэта. Пусть ваша активная работа на занятии станет своеобразным подарком Н. Рубцову).

2.Целеполагание

- Как вы думаете кем был Н.Рубцов и чем он занимался?

- Давайте определим цель урока и поставим задачи, которые мы должны решить. (Познакомиться с биографией поэта и его творчеством, научиться выразительно читать стихотворение, сделать анализ одного из стихотворений).

- Какую главную задачу мы ставим в работе с любым текстом? (Понять, что хочет сказать автор).

-Давайте определим тему урока.

- Кто попробует это сделать? Обратите внимание на эпиграф к уроку. Слайд 3 Как вы понимаете эти слова?

- Тема нашего сегодняшнего урока «Тема родины в творчестве Н.М.Рубцова. Анализ стихотворения «Звезда полей».

Слайд №4 (Тема )

3. Знакомство с биографией поэта.

- Дома вы должны были по группам провести исследовательскую работу. Предоставим слово библиографам, которые расскажут вам о жизни поэта.

Сообщения учащихся, получивших индивидуальные задания (презентация):

1 группа.

Детство Н.Рубцова Слайд 5, 6,7, 8, 10,11

1 ученик

«Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области. В 1940 г. всей семьей переезжают в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мать – Александра Михайловна, отец – Михаил Андриянович. Детей было 7 человек. Николай был пятым ребенком в семье. Отец ушел на фронт в 1941 году. Мать поэта умерла в самом начале войны, в 1942 году. Детей раздали в разные детские дома. Коля попал в детский дом села Никольского Тотемского района Вологодской области в 1943 году. Детство и юность прошли в детском доме села Никольского на Вологодчине, которое и стало настоящей родиной».

Слайд 9

Среди учеников, Рубцов считался одним из лучших. Третий класс Коля закончил с похвальной грамотой. Тогда же он написал и свое первое стихотворение.

2 ученик

Чтение стихотворения «Мать умерла…»

Слайд 10.11. Песня

2 группа.

Лесотехнический техникум Слайд 12

1 ученик

«В Никольском Николай Рубцов закончил семилетку. В 1950 году поступил в лесотехнический техникум г.Тотьмы. Учеба в техникуме длилась по 1952 год. По воспоминаниям товарищей он был хрупким мальчиком «с черными глазами и располагающей к себе улыбкой», он хорошо играл на гитаре и гармошке, успешно учился, выделялся какой – то особой доверчивостью.

Слайд 13 Мальчишкой, не видевшим моря, бредил им. С 1952 – 1953 г.г. он работал на Белом море кочегаром в архангельском траловом флоте.

Николай Рубцов призван в армию в 1955 году. Служил на Северном флоте до 1959 г. Служба давалась ему легко, и уже через год он стал отличником боевой и политической подготовки. Его стихи появляются в армейской печати».

2 ученик

Чтение стихотворения «На плацу»

3 группа.

Литературный институт в Москве им.М.Горького Слайд 14

1 ученик

«В 1962 году Н.М.Рубцов приехал в Москву и поступил в Литературный институт имени М.Горького. Закончил учебу в 1969 году. Первый сборник стихотворений «Лирика вышел в 1965 году. Позже были изданы сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Зеленые цветы» (1971)».

2 ученик

Чтение стихотворения «Воробей»

4 группа Слайд 15,

1 ученик

«Творческий век Н.М.Рубцова оказался очень коротким. Смерть настигла его 19 января 1971 года в Вологде. Он словно торопился жить, зная, что отмерено ему судьбою немного. Выросший сиротою, он знал одну единственную мать – Россию и ей посвятил свои лучшие стихотворения».

2 ученик

Чтение стихотворения «Тихая моя Родина»

-Спасибо, ребята, за интересный рассказ. Вы отобрали самые важные факты и события из жизни поэта. Давайте подведем итоги и сделаем выводы по первому этапу нашей работы.

Беседа по вопросам:

1. Что вы узнали о Рубцове? Какие жизненные испытания, выпавшие на долю Рубцова, с вашей точки зрения, были для него самыми трудными? (Он рано потерял мать, воспитывался в детском доме. Его разлучили с братом и сестрами. Николай пережил войну, перенес бедность и скитания. У него была сложная судьба)

2. Какой была его жизнь? Смог ли Рубцов преодолеть все испытания, которые выпали на его долю? (Да, он много пережил в жизни, но не утратил любовь к родине, к людям, не ожесточился, а продолжал создавать самые задушевные строки) .

Мы познакомились с жизнью поэта, но чтобы узнать Н.Рубцова лучше, нам нужно познакомиться с его творчеством.

Слайд 16

Я переписывать не стану
Из книги Тютчева и Фета,
Я даже слушать перестану
Того же Тютчева и Фета,
И я придумывать не стану
Себя особого, Рубцова,
За это верить перестану
В того же самого Рубцова,
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!..

4.Подготовка к восприятию.

- Мы познакомимся со стихотворением Н. Рубцова «Звезда полей». В названии этого стихотворения звучит слово ЗВЕЗДА И ПОЛЕ.

- О чем заставляет задуматься название? Известна ли звезда с таким названием? (Нет)

Значит, нас ждет новое открытие.

- Что для вас звезда? Какие ассоциации вызывает это слово? (Тепло, свет, добро, надежда, мечта, защита, путь...) Слайд 17

- Случалось ли вам видеть, как падают звезды? Какие традиции с этим связаны? (Загадываем желание)

- Давайте тоже закроем глаза и загадаем желание, тогда оно обязательно сбудется.

5.Знакомство со стихотворением «Звезда полей» в исполнении В.Астраханцева. Слайд 18

-А сейчас слушаем стихотворение Н. Рубцова в исполнении мастеров художественного слова.

- Понравилось ли вам чтение стихотворения? А само стихотворение?

- Попробуйте одним словом назвать чувство, которое вы испытали, услышав стихотворение.(Спокойствие, волнение, грусть, свет, радость, счастье...)

- Ребята, стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией.

- Можем ли мы сразу сказать, какова идея стихотворения? («Нет, пока трудно ответить»)

- Читаем стихотворение еще раз (самостоятельно) на с.202

-Как выражается настроение в стихотворении?

- Каково начало стихотворения? Тихо, спокойно и холодно всё СПИТ.

-Какова середина и конец стихотворения? Настроение меняется: от тревожности и туманности к УВЕРЕННОСТИ, СЧАСТЬЮ.

- О каком времени года и суток идет речь? (Зима, ночь)

- Какие образы увидели? (Звезда, родина, просторы полей, вечная красота родной земли)

5.Словарная работа. Слайд 19

-Какие незнакомые слова вам встретились в стихотворении? ( «мгла», «полынья», «заледенелый», «потрясение»).

Найдите значение слов в толковом словаре:

1 группа – мгла

2 группа – полынья

3 группа – заледенелый

4 группа – потрясение

6.Физминутка ( на песню А.Барыкина «Букет»).

7. Исследовательская работа по группам.

- Сколько строф в стихотворении?

1 группа - анализ первой строфы

2 группа - анализ второй строфы

3 группа - анализ третьей строфы

4 группа - анализ четвертой строфы

8.Защита по группам:

Анализ первой строфы.

- Какую картину видим? (Морозная ночь, 12 часов, зима, страна спит).

- Какие изобразительно - выразительные средства использованы? (Звезда -

олицетворение - смотрит в полынью; эпитет «заледенелой» помогает представить полынью)

- Почему строфа заканчивается многоточием? (Не все сказано о звезде, есть возможность поразмышлять читателям)

Анализ второй строфы.

- Когда горит звезда? (Всегда «под золотом осенним// над зимним серебром», но автор об этом говорит образно, используя метафоры, а также анафору)

- Строфа опять заканчивается многоточием. Почему?

- Что нового узнали о звезде? (Картина расширяется во времени по сравнению с первой строфой)

Анализ третьей строфы.

- Какая картина перед нами? (Мы видим всю страну и даже планету. Картина словно расширяется еще больше)

-Кого называем тревожными жителями? (Современные городские жители, которым некогда любоваться природой)

- Какой прием использует поэт? (Эпитет)

- Чему противопоставлена тревога жителей? (Приветливому лучу звезды)

- Почему? (Дает надежду)

- Какое прием использует поэт? (Антитеза)

Анализ четвертой строфы.

- Где ярче горит звезда? (В поле)

- Каким представляете лирического героя? (Он часть природы, вселенной)

- Почему звезда горит тихо, а не сияет, не блестит? (Это нежное чувство - тоска по родине, где родился и вырос поэт)

- Сколько раз звучит «звезда полей» и «горит»? Почему? (5 раз вместе с названием. У звезды 5 лучей, концов)

- Как называется этот прием? (Лексический повтор)

9.Выводы

- Вы выслушали ответы друг друга.

- О чем же стихотворение?

- Какова тема?(Любовь к родной природе и родине) Слайд 20

- Какой пейзаж изображает автор? (На фоне холодного зимнего ночного пейзажа ярко и тепло горит звезда, освещая дорогу, путь людям) Слайд 20

- Главная мысль стихотворения? (В последних строчках. Рубцов размышляет о привязанности к родному краю) Слайд 21

- Почему поэт дал название «Звезда полей»? («Звезда полей» - это символ родины, ее красоты, неповторимости, значимости. Звезда становится маяком для тех, кто не сумел найти верную дорогу во мраке. Значит, символ звезды - путь ) Слайд 22

Слайд 23- Стихотворение Н. Рубцова о родине. Только на родине может быть счастлив человек. Звезда полей – это звезда, горящая над родиной. Это звезда, дающая надежду человеку в тяжелые минуты жизни, освещающая ему путь.

- Какой поэт мог написать такое стихотворение?

- Все творчество Рубцова посвящено теме родины. С болью, с большой любовью он пишет о своей родине.

-Почему звезда горит тихо, а не сияет и блестит?

  • Это тихое нежное чувство – тоска по Родине, где родился и вырос поэт, по её тихой красоте.

  • Звезда – многозначный символ света, надежды, верной дороги.

  • Если «есть» в жизни звезда, на которую можно «идти», то всё в жизни будет одухотворенно СВЕТОМ!

  • Для Н.Рубцова символ родины – звезда, для С. Есенина- дорога, березы,

  • для А. Блока- ветер, буря.

а для вас? Слайд 24

На звездочке, которая есть у каждого на парте, напишите свой ответ одним словом и прикрепите на доску рядом с большой звездой.

10.Рефлексия

Подошел к концу наш урок, посвященный творчеству Н.М.Рубцова.

- Смогли вы достичь тех целей, которые ставили в начале урока?

- Какие открытия вы для себя сделали?

-Тест Слайд 25-29, карточки

11.Домашнее задание.

- Какое домашнее задание вы бы предложили?

Варианты: чтение наизусть, выразительное чтение, рисунок с комментарием, написание миниатюры «Надо мной горит звезда», сочинение своего стихотворения по теме урока и т. д.

Д.З.: Выучить стихотворение «Звезда полей».

11.Подведение итогов.

- Спасибо, ребята, за работу на занятии. Хочется вам пожелать, чтобы ваш жизненный путь всегда освещала звезда родного очага.

На стихи Н.М.Рубцова написано разными композиторами более 130 песен.

-Какое впечатление произвел на вас этот романс?





























































1 группа. Болдырева В., Богданов К., Магомедова Р., Петросян Ю., Филичкина Т.

Детство Н.Рубцова

1 ученик

«Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области. В 1940 г. всей семьей переезжают в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мать – Александра Михайловна, отец – Михаил Андриянович. Детей было 7 человек. Николай был пятым ребенком в семье. Отец ушел на фронт в 1941 году. Мать поэта умерла в самом начале войны, в 1942 году. Детей раздали в разные детские дома. Коля попал в детский дом села Никольского Тотемского района Вологодской области в 1943 году. Детство и юность прошли в детском доме села Никольского на Вологодчине, которое и стало настоящей родиной».

2 ученик

Чтение стихотворения «Мать умерла…»

Детство

Мать умерла.
Отец ушёл на фронт.
Соседка злая
Не даёт проходу.
Я смутно помню
Утро похорон
И за окошком
Скудную природу.
Откуда только —
Как из-под земли! —
Взялись в жилье
И сумерки, и сырость.
Но вот однажды
Всё переменилось,
За мной пришли,
Куда-то повезли.
Я смутно помню
Позднюю реку́,
Огни на ней,
И скрип, и плеск парома,
И крик «Скорей!»,
Потом раскаты грома
И дождь… Потом
Детдом на берегу.
Вот говорят,
Что скуден был паёк,
Что были но́чи
С холодом, с тоскою, —
Я лучше помню
Ивы над рекою
И запоздалый
В поле огонёк.
До слёз теперь
Любимые места!
И там, в глуши,
Под крышею детдома
Для нас звучало,
Как-то незнакомо,
Нас оскорбляло
Слово «сирота».
Хотя старушки
Местных деревень
И впрямь на нас
Так жалобно глядели,
Как на сирот несчастных,
В самом деле,
Но время шло,
И приближался день,

Когда раздался
Праведный салют,
Когда прошла
Военная морока,
И нам подъём
Объявлен был до срока,
И все кричали:
— Гитлеру капут!
Ещё прошло
Немного быстрых лет,
И стало грустно вновь:
Мы уезжали!
Тогда нас всей
Деревней провожали,
Туман покрыл
Разлуки нашей след…

Найдите значение слов в толковом словаре:

1 группа – мгла

Анализ первой строфы.

- Какую картину видим?

- Какие изобразительно - выразительные средства использованы? Олицетворение, эпитеты

- Почему строфа заканчивается многоточием?



















































2 группа. Кока Е., Кудря Т., Гусейнов Е., Махмудов А., Ахмедханова З.

Лесотехнический техникум

1 ученик

«В Никольском Николай Рубцов закончил семилетку. В 1950 году поступил в лесотехнический техникум г.Тотьмы. Учеба в техникуме длилась по 1952 год. По воспоминаниям товарищей он был хрупким мальчиком «с черными глазами и располагающей к себе улыбкой», он хорошо играл на гитаре и гармошке, успешно учился, выделялся какой – то особой доверчивостью.

Мальчишкой, не видевшим моря, бредил им. С 1952 – 1953 г.г. он работал на Белом море кочегаром в архангельском траловом флоте.

Николай Рубцов призван в армию в 1955 году. Служил на Северном флоте до 1959 г. Служба давалась ему легко, и уже через год он стал отличником боевой и политической подготовки. Его стихи появляются в армейской печати».

2 ученик

Чтение стихотворения «На плацу»

"НА ПЛАЦУ"

(Шутка)
Я марширую на плацу.
А снег стекает по лицу!
Я так хочу иметь успех!
Я марширую лучше всех!
Довольны мною все кругом!
Доволен мичман и старпом!
И даже - видно по глазам -
Главнокомандующий сам!

Найдите значение слов в толковом словаре:

2 группа – полынья

Анализ второй строфы.

- Когда горит звезда?

- Строфа опять заканчивается многоточием. Почему?

- Что нового узнали о звезде?


3 группа. Крупина Н., Камбулатов Р., Магомедова Т., Саидкадиева Ф., Литвиненко И.

Литературный институт в Москве им.М.Горького

1 ученик

«В 1962 году Н.М.Рубцов приехал в Москву и поступил в Литературный институт имени М.Горького. Закончил учебу в 1969 году. Первый сборник стихотворений «Лирика вышел в 1965 году. Позже были изданы сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Зеленые цветы» (1971)».

2 ученик

Чтение стихотворения «Воробей»

Николай Рубцов — Воробей

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

Найдите значение слов в толковом словаре:

3 группа – заледенелый

Анализ третьей строфы.

- Какая картина перед нами?

-Кого называем тревожными жителями?

- Какой прием использует поэт? (Эпитет, метафора или олицетворение)

- Чему противопоставлена тревога жителей?

- Почему? - Какое прием использует поэт?

4 группа Репина К., Шихова А., Теликова А., Стрекозов И., Семыкин К.

1 ученик

«Творческий век Н.М.Рубцова оказался очень коротким. Смерть настигла его 19 января 1971 года в Вологде. Он словно торопился жить, зная, что отмерено ему судьбою немного. Выросший сиротою, он знал одну единственную мать – Россию и ей посвятил свои лучшие стихотворения».

2 ученик

Чтение стихотворения «Тихая моя Родина»

Николай Рубцов — Тихая моя родина

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Найдите значение слов в толковом словаре:

4 группа – потрясение

Анализ четвертой строфы.

- Где ярче горит звезда?

- Каким представляете лирического героя?

- Почему звезда горит тихо, а не сияет, не блестит?

- Сколько раз звучит «звезда полей» и «горит»? Почему?

- Как называется этот прием?
























Справочный материал



ЗАЛЕДЕНЕ́ЛЫЙ, -ая, -ое. Покрывшийся льдом. Тоскливо, придавленно теплились из-под них [крыш] заледенелые окошечки. Малышкин, Люди из захолустья. Миновав старое речное русло, они, помогая друг другу, выбрались на крутой заледенелый берег. Закруткин, Плавучая станица. || Холодный как лед; закоченевший. Заледенелые руки. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер.

Потрясение — потрясения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. потрясти-потрясать (устар.). 2. Волнение, производящее сильное, глубокое расстройство, перемену в чем-н.; катастрофа.........
Толковый словарь Ушакова

Угасать — то же, что и гаснуть. Значение слова «Угасать» в словаре Д.Н. Ушакова УГАСА́ТЬ, угасаю, угасаешь, ·несовер. (к слова-слова-Угаснуть"угаснуть" title='что такое слова-Угаснуть"угаснуть, слова-Значение"значение слова слова-Угаснуть"угаснуть в словаре Ушакова'слова-Угаснуть"угаснуть) (·книж. ). То же, что слова-гаснуть" title='что такое гаснуть, слова-Значение"значение слова гаснуть в словаре Ушакова'гаснуть. Костер угасал. «И разум твой горел, не угасая.» Некрасов (о Белинском). «Здоровье ее начинает угасать с этих пор.» Гончаров. «Восстановить угасающие силы.» Гончаров.





Эпитет- образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения (Мосты мгновенные гремят)



Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.


Олицетворение-троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету , отвлечённому понятию, живому существу , не наделённому сознанием, приписываются качества или действия , присущие человеку – дар речи, способность мыслить и чувствовать


Антитеза- стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.


Лексический повтор - стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Творчество Н.Рубцова"

Автор: Чернозубова Маргарита Николаевна

Дата: 23.03.2020

Номер свидетельства: 543912


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства