kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина «Премудрый пескарь», «Дикий помещик».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок напрвлен на определение основной темы сказок, идейной направленности, развивать умения анализировать сказки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина «Премудрый пескарь», «Дикий помещик».»

Урок литературы

Тема: Сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик».

Цели: повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие), выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, развивать умение анализировать сказки,  вызвать интерес к чтению.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей.

  3. Основная часть.

Эпиграф:
                                                    
Сказки могучи по своей мысли, забавны и  

                                                    вместе с тем трагичны по своему ехидству,

                                                        очаровывают своим языковым        

                                                          совершенством.
                                                                                          А.В. Луначарский. 
                                                 

  1. Проверка домашнего задания.

Образуйте двузначные числа:


Термин

значение

1

Ирония

1

чрезмерное преувеличение

2

Сарказм

2

изображение героев в смешном виде.

3

Гротеск

3

эмоционально окрашенное определение


4

Гипербола

4

иносказание, в котором определенная мысль или понятие передаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности

5

Юмор (англ. humour – нрав, настроение)

5

гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков

6

Эзопов язык 

6

изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка

7

Эпитет

7

осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное.

8

Аллегория

8

художественная речь,  основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца).

9

Сатира

9

едкая, язвительная насмешка


17, 29, 36, 41, 52, 68, 73, 84, 95

  1. Сегодня мы продолжим изучение творчества М.Е Салтыкова-Щедрина и поговорим о его сказках. Какие слова в эпиграфе вы выделили бы логическим ударение? Почему?

–  Какие ассоциации у вас возникают со словом  «Сказка»? 

–  Какие ассоциации у вас возникают с  выражением «Изрядный возраст»?

(Писатель сам намекает, что его сказки – не просто детская забава)   

Дети изрядного возраста – это взрослые, нуждающиеся в поучении.

 Вывод: Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказки разнообразны по содержанию, по представлению персонажей, но главная цель – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми. 

  1. Слово учителя.

Мастерство Щедрина-сатирика проверено самым строгим и беспристрастным критиком – временем. Его образы вошли, как бы, в самый состав русского языка. (премудрые пескари, глуповцы, помпадуры и т. д. ). Нескончаемое множество других щедринских образов превратились в нарицательные образы-символы. Сказки – это возможность писателя говорить на запретные темы. Язык его сказок точен, ярок, образен, что позволяет понятно и ёмко донести до читателя “главные” мысли автора.

М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства. Еще в 1869 г. Щедрин написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).      

4. Основные темы сказок:

Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Положение народа («Коняга», «Кисель»)

Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

  1. Работа по сказке «Премудрый пескарь».


Вопрос

Ответ

- Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пескарь»? 


- Какие советы дает своему сыну старый пескарь? 

(гляди в оба) 

- Какова жизненная позиция пескаря?


- Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не 
человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами? 


Что за мысли 
«посещают» его перед смертью? 


Итог жизни пескаря?


- Какое впечатление произвела на вас сказка? 


Что высмеивает автор? Чему учит сказка?

Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о её смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести. 
«Премудрость» пескаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть», сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле. 


Чтобы более саркастически показать жизнь пескаря в сказке присутствует гипербола: "Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется...". Гротеск: «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал». Ирония: «Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и премудрого?»

  1. Работа по сказке «Дикий помещик».

    Вопрос

    Ответ

    Как жилось помещику после реформы 1861 года?

    хорошо по-прежнему, у него было всё

    Что послужило причинами возникшего у помещика недовольства своими мужиками?


    очень много развелось «в царстве» мужика

    призыв газеты «Весть»: «Старайся!»

    Каково было, по-вашему, содержание газеты «Весть»?

    и в пореформенное время стараться сохранить свои привилегии, не делать уступок крестьянам

    Каким именем наделяет его автор, нет ли в этом чего-то необычного?

    «русский помещик» Урус-Кучум Кильдибаев – эта тюркская фамилия намекает на ордынское иго, только его можно сравнить с игом крепостничества

    Как исчез из поместья мужик?

    унёс вихрь, бог услышал мольбы мужиков

    Почему власти так обеспокоились поведением «дикого помещика»? Чем навредило исчезновение мужика государству?

    нет податей - казна опустела; нет доходов: вино никто не пьёт – нет соответствующей статьи доходов; распространились грабежи, разбой, убийства

    Что высмеивает автор? Чему учит сказка?

    как ничтожен помещик без мужика; народ – источник не только материальных, но и духовных благ. мужик = богатство, достаток, порядок

  2. Подведение итогов беседы (слово учителя)

Итак, мы видим, что, несмотря на небольшой объём сказки, Салтыков – Щедрин охватывает проблемы, самые больные для России того времени, можно сказать, огромной государственной важности. С помощью различных сатирических приёмов писатель сумел раскрыть и донести до нас политически окрашенное содержание своего произведения. М. Горький сказал: «Невозможно понять историю России во 2-ой половине 19 века без помощи Щедрина». Такова роль сатирика – изобличать пороки, существующие во все времена.

- Можете ли вы сказать, какие мысли, высказанные писателем в сказках, современны и сегодня? Каких писателей-сатириков современности вы знаете? Какое место занимает сатира в наши дни?

IV. Итог урока: Закончите одно из высказываний:

 • «Салтыков-Щедрин осуждает…»

 •  «Я не жалею, что познакомился с Щедриным, потому что…»

 • «Я ценю в сказках Щедрина то, что…»

- Чему же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?

( «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина помогают понять значимость таких жизненных ценностей, как совесть, милосердие, честность, долг, смысл жизни и её предназначение.)

  1. Домашнее задание: составьте кроссворд по сказкам. 1 вариант, 2 вариант.

  1. Проверка домашнего задания:


Термин

значение

1

Ирония

1

чрезмерное преувеличение

2

Сарказм

2

изображение героев в смешном виде.

3

Гротеск

3

эмоционально окрашенное определение

4

Гипербола

4

иносказание, в котором определенная мысль или понятие передаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности

5

Юмор (англ. humour – нрав, настроение)

5

гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков

6

Эзопов язык 

6

изображение действительности в резко искажённом виде, соединение реального с фантастическим

7

Эпитет

7

осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное.

8

Аллегория

8

художественная речь,  основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца).

9

Сатира

9

едкая, язвительная насмешка


  1. Работа по сказке «Премудрый пескарь»

Вопрос

Ответ

- Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пескарь»? 


- Какие советы дает своему сыну старый пескарь? 



- Какова жизненная позиция пескаря?


- Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не 
человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами? 


Что за мысли 
«посещают» его перед смертью? 


Итог жизни пескаря?


- Какое впечатление произвела на вас сказка? 


Что высмеивает автор? Чему учит сказка?



  1. Работа по сказке «Дикий помещик».

Вопрос

Ответ

Как жилось помещику после реформы 1861 года?


Что послужило причинами возникшего у помещика недовольства своими мужиками?


Каково было, по-вашему, содержание газеты «Весть»?


Каким именем наделяет его автор, нет ли в этом чего-то необычного?


Как исчез из поместья мужик?


Почему власти так обеспокоились поведением «дикого помещика»? Чем навредило исчезновение мужика государству?


Что высмеивает автор? Чему учит сказка?


Премудрый пескарь.

Жил-был «просвещённый, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе). Пескарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днём «дрожал» в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берёг свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти.

У пескаря нет семьи: «самому бы прожить». «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!» Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят. Пескарь не поддаётся ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведёт он, способствует вырождению. Он относится к «бесполезным пескарям». «Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия... живут, даром место занимают да корм едят». Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит. Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее «остолопом» и «постылым». В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да ещё и премудрый.

Дикий помещик.

Жил-был глупый и богатый помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Любил он раскладывать гранпасьянс и читать газету «Весть». Взмолился однажды помещик богу, чтобы тот избавил его от мужиков — уж больно их дух ему мешал. Бог знал, что помещик глуп, и молитве не внял. Тогда заглянул помещик в «Весть» и начал стараться — мужика штрафами душить. Взмолились мужики богу, тот услыхал и очистил от них поместье .

Стал помещик чистым воздухом дышать. Да только кто к нему не приедет — все дураком называют. Разложил тогда помещик гранпасьянс три раза, убедился, что совсем не глуп, и не осталось в нём сомнения никакого. Стал он думать, как машины из Англии выпишет, сады разведёт, скот, и всё это — без мужика. Только вот в зеркало помещик не смотрелся — заросло оно пылью, да и питался он только леденцами и пряниками.

Приехал к помещику исправник, ругать начал за то, что подати платить некому, а на базаре ни хлеба, ни мяса нет, потом назвал дураком и уехал. Струсил помещик, но от принципов своих не отступил. Прошло время. Сад поместья зарос, зверьё в нём завелось, а помещик одичал. Перестал мыться, стричь ногти и сморкаться, оброс шерстью, начал бегать на четвереньках, охотиться на зайцев и подружился с медведем.

Между тем губернское начальство узнало, что мужик исчез, а на исправника человек-медведь напал, всполошилось и решило мужика на место водворить. Через губернский город как раз рой мужиков летел. Их собрали и в имение отвезли. Сразу на базаре мясо и хлеб появились, а в казне — деньги. Барина поймали, отмыли, высморкали и отобрали газету «Весть». Он и сейчас жив — раскладывает гранпасьянс, тоскует о дикой жизни, моется по принуждению и иногда мычит. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Смородина Галина Олеговна

Дата: 05.12.2022

Номер свидетельства: 619200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства