7 мин. 2 мин. 10 мин. 10 мин. 8 мин. 6 мин. 2 мин. | Учитель приветствует учеников. Установка на восприятие. Учитель рассказывает о Льюисе Кэрролле, о происхождении его псевдонима, переписке с детьми, зачитывает фрагмент письма, одновременно показывает презентацию с фотографиями. Затем говорит несколько слов о прототипе главной героини – Алисе Лиддел, показывая ее фотографии, сделанные самим Кэрроллом. Учитель просит описать Алису, спрашивает о ее внешности, взгляде. Продолжая урок, учитель говорит ученикам об истории создания сказки и контрасте сюжета с нравами викторианской Англии и поведением в обществе ее автора. (слайды 2-6) Учитель показывает рисунки Л. Кэрролла к рукописи «Алисы в стране чудес» и иллюстрации Дж. Тенниэла к первому изданию. (слайды 7-9) Учитель задает вопросы на первичное эмоциональное восприятие сказки: «Прочитали ли вы обязательные главы или всю книжку? Понравилась ли вам книжка(главы)? А может, она показалась слишком странной, непонятной?» Установка на анализ. «Давайте вместе посмотрим, что в этом произведении такого необычного, странного, непонятного!» Обсуждение героев и показ иллюстраций разных авторов (слайд 10). «Вспомните героев, кто вам запомнился? Начнем с Алисы! Это обычная девочка?» «Если она умная, то почему выпивает из бутылочки, поверив, что это не яд, раз не написано? Как вы думаете, какая из иллюстраций (в презентации) точнее отражает характер героини?» Белый Кролик. «Как вы думаете, какую роль он играет в этой книжке? Зачем он нужен?» (слайд 11) Болванщик и Мартовский заяц (слайды 12-13). «Почему они все время пьют чай, но всегда спешат, как и Кролик?» (учитель может заметить, что англичане по традиции пьют чай в 5 часов, а не в 6, значит, Болванщик и Заяц опоздали). Заметка учителя о происхождении их имен (см. приложение, п. 4). Мышь, которая спит – прототип гувернантки сестер Лидделл. Чеширский кот (слайд 12). «Какая из иллюстраций этого героя вам ближе? Почему?» (слайд 15, 16) Комментарий учителя. Законы Страны Чудес (слайд 17). «Давайте попробуем восстановить законы, по которым живет Страна Чудес!» Учитель задает вопросы: «Почему герои сумасшедшие? Что их отличает от нормальных существ, от Алисы?» Обобщение ответов учителем: «Они мыслят только индивидуально, то есть от лица самого себя, не могут посмотреть на мир с позиции Другого. Из-за своей индивидуальности они кажутся чудесными, но что у них на уме - невозможно объяснить с помощью логики». Учитель делает вывод: логика героев – абсурд. Нелепость формальной логики в мире, живущем по законам абсурда. Смысл сказки. «Чему учит сказка, которая «ничему не учит»? А есть ли истинная логика? Почему тогда каждый видит мир по-своему, и люди часто не понимают друг друга? Как мы можем судить о нормальности того, что мы видим? Получается, в нашем мире, пусть и не так сильно, но все же размыты границы между нормальным и ненормальным?» Учитель показывает ученикам афоризмы о безумном мире (слайд 18), зачитывает их и просит прокомментировать. Ввод учителем нового литературного приема: буквальное прочтение метафоры и понятия «нонсенс» (слайды 19-20). Учитель обращает внимание учеников на крылатые фразы из книги и приемы их создания (слайды 21-23), показывает ученикам отрывки из мультфильмов. Вывод: «Алиса» - книжка вовсе не бессмысленная, хоть и построена на нонсенсе, она интересна и взрослым, и детям. Это доказала необычайная судьба сказок об Алисе. «Книги имеют свои судьбы» - выйдя из рук своего создателя, они обретают порой смысл, далекий от личных намерений автора. Домашнее задание. «Напишите небольшой рассказ или нарисуйте смешную фантастическую картинку, используя прием буквального осмысления метафоры. Объясните, почему вы нарисовали именно это». | Ученики приветствуют учителя. Слушают учителя, смотрят фотографии в презентации. Ученики описывают внешность девочки (ученикам необходимо отметить ее недетский взгляд). Ученики смотрят иллюстрации. Ученики отвечают: «да, всю», «нет, только несколько глав». Примерные ответы учеников: «понравилась», «интересная», «необычная», «не понравилась», «странная», «где-то забавная», « иногда непонятная, запутанная и странная» Ученики отвечают на вопросы учителя и участвуют в дискуссии: «Может и обычная, но умная, очень любопытная, вежливая. Она самый умный персонаж во всей сказке». «Умной она становится, попав в безумную страну, а до этого она обычная девочка». «Эта, нет вот эта, а я не знаю…» «Он куда-то спешит (к герцогине) и невольно заманивает Алису за собой. Он проводник в сказочный мир. Он несчастный, всегда опаздывает, потому что его часы отстают на 2 дня…» «Они поссорились со временем…» «Суетятся…» «Последняя, потому что…» «Алиса что-то пьет или ест, и ее рост изменяется…» Ученики смотрят примеры из презентации, затем самостоятельно ищут (в тексте, учитель сообщает им главы, где надо искать) законы, которые действуют в Стране Чудес, перечисляют правила, которыми руководствуются участники чаепития. Если ученики не понимают, чего от них хочет учитель, то по заданию учителя читают главу «Безумное чаепитие» по ролям. Примерные ответы учеников: «Они придумывают глупые правила, ни о чем не думают. Не учатся на ошибках, повторяют одни и те же глупости… - почему они так делают, невозможно понять…» Ученики комментируют афоризмы, объясняют их смысл. Обсуждение, критика безумства. Ученики пытаются сделать вывод с помощью учителя. «Мнения меняются: иногда хорошо быть безумным, это делает свободным…» Ученики записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости. |