kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Театральная жизнь героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и повторения по теме «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»

Цели:

  • повторить и обобщить изученное по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»; познакомить с правилами поведения в театре, с отзывами  на премьеру комедии; погрузить в атмосферу театра;
  • развивать умение анализировать критическую статью, работать с новыми понятиями,  развивать навыки работы  в группе;
  • воспитывать интерес к драматическому искусству,  правила хорошего тона.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Театральная жизнь героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»"»

Урок литературы в 8 классе

Обобщение и повторение по теме «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»

Театральная жизнь героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»


Цели:

  • повторить и обобщить изученное по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»; познакомить с правилами поведения в театре, с отзывами на премьеру комедии; погрузить в атмосферу театра;

  • развивать умение анализировать критическую статью, работать с новыми понятиями, развивать навыки работы в группе;

  • воспитывать интерес к драматическому искусству, правила хорошего тона.

Оборудование:

презентация с фотографиями постановок комедии «Ревизор» разных лет, портретами Н.В. Гоголя, М.В. Щепкина, А.Я. Панаевой, рисунком оформления зала театра.


Ход урока

  1. Орг.момент. (Слайд № 1)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас посетить театр Гоголя. Сегодня мы понаблюдаем, как комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя живёт на сцене. (Слайд №2)

«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нём может поместиться вдруг толпа из пяти – шести тысяч человек и что вся эта толпа , ни в чём не сходная между самим собой, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом,» - пишет Н.В. Гоголь в одном из писем.

  1. Подготовка к восприятию.

Учитель В театре действуют свои правила.

-) Как вы думаете, как должен вести себя зритель (Варианты ответов учащихся). Вы правы, а вот, что говорится в книге по этикету. (Слайд №3):

  • перед походом в театр необходимо познакомиться с содержанием пьесы, автором, рецензиями;

  • одежда для похода в театр должна быть торжественной, опрятной;

  • занимать место согласно купленным билетам;

  • во время спектакля запрещается шуметь;

  • выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену.

Учитель: Что же правила вы знает, поэтому отправляемся в театр. Чтобы попасть в театр вам необходимо купить билет. А заплатить за них вы можете одной валютой – это знания. Ответите на все вопросы – получите билеты.

Разминка

    1. Какую пословицу взял Н.В. Гоголь эпиграфом к комедии? (На зеркало неча пенять, коли рожа крива).

    2. Где находится город, в котором происходят события пьесы? (Между Пензой и Саратовом) ( «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».)

    3. Кому из героев Н.В. Гоголя принадлежат эти слова: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»? (Городничий)

    4. Найдите лишнее: ремарка, рифма, реплика. Обоснуйте свой ответ.

Раздаются билеты на разные места (билеты разного цвета):

Учитель: А теперь обратите внимание, что написано на обороте вашего билета. Каждый из вас должен понять, где он сидит. Узнаем поподробнее, что такое бельэтаж, партер. (ответы команд)

1 группа – партер

2 группа – бельэтаж

-) Каждая команда объясняет, где находятся их места? (бельэтаж-ярус в зрительном зале, расположенный над партером; партер-нижний этаж зрительного зала)

А для гостей – Балкон? ( 1)выступающая из стены площадка с перилами, решеткой 2) верхний ярус в зрительном зале.)

Что же теперь приветствую вас в театре.

В каком театре прошла премьера «Ревизора»?

  • История и устройство Александринского театра

Премьера была назначена на 19 апреля 1836 года в Александрийском театре в Петербурге. (Слайд №5) Гоголь очень волновался. У афиш и касс собрались любители театральных новостей. «Петербург - большой охотник до театра. Если вы будете гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро… зайдите в это время в сени Александрийского театра: вы будете поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов», - писал Гоголь. Обратите внимание на афишу. Пройдёмте внутрь театра, в зал. (Слайд №6)

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Просмотр фрагмент постановки комедии «Ревизор» (Слайд №8)

Учитель: К сожалению, мы не можем посмотреть всю пьесу. (Слайд №9).

Слайд Однако я предлагаю узнать, какой момент комедии изображен на слайде?


А теперь я предлагаю узнать героев комедии по описанию. (слайд )

1 команда:

Постаревший и неглупый по-своему человек, ведёт себя серьёзно, говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Черты лица грубы, жестки. Одет по обыкновению, в своём мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волосы стриженные, с проседью. (городничий)

Человек пожилой. Говорит серьёзно, смотрит несколько вниз, голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук. (Осип)

Этот герой говорит: “Всего боишься; всякий мешает, всякому хочется

показать, что он тоже умный человек”. (Смотритель училищ Хлопов)


2 команда:

Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький, говорит и действует без всякого соображения. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст совершенно неожиданно. Одет по моде. (Хлестаков)

Издаёт при разговоре звук, похожий на букву “и” и несколько на “е”. По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт”. (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь, немец)


Человек, прочитавший пять-шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки. Говорит басом, с хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют. (Ляпкин-Тяпкин, судья)


Слайд 6. Чей это портрет?








Конкурс для капитанов:

- О ком пишет в письме Хлестаков:

а) « глуп, как сивый мерин» (городничий)

б) «свинья в ермолке» (Земляника- попечитель богоугодных заведений))

в) «протухнул насквозь луком» (Лука Лукич – смотритель училищ))

г) «моветон» (Ляпкин-Тяпкин – судья)

Пока капитаны готовятся, команды:

Понаблюдаем за речью действующих лиц «Ревизора». Подумайте, почему приводимые ниже слова героев комедии вызывают смех у читателей и слушателей.


Артемий Филиппович. С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи выздоравливают.

Аммос Федорович. Он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою.

Частный пристав. Да Бог его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, — поехал туда (Прохоров) для порядка, а возвратился пьян.

Городничий. Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный Пуговицын... он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту.


Домашнее задание – монолог Городничего – д.5 явл.8
















Командная игра: Насколько хорошо знаете комедию «Ревизор»?

1 команда

- Кто подсказал Н.В.Гоголю сюжет комедии “Ревизор”?

- Как звали городничего?(Антон Антонович)

- Что произошло с унтер-офицерской женой? (высечена )

- Кто брал взятки борзыми щенками?(судья)

- Какой роман приписал себе Хлестаков? (Юрий Милославский)

- Какой рыбой угощал Земляника Хлестакова в богоугодном заведении? (лабардан )

-. У кого из героев «один зуб во рту со свистом»? (Добчинский)

-.Как звали кухарку Хлестакова? (Маврушка)

-Какое событие сильно испугало городничего и чиновников?

-Кто сообщает городничему о том, что Хлестаков не ревизор? (почтмейстер)


2 команда

- Какой сон приснился городничему? (две крысы)

- Кто из чиновников считался самым умным и почему? (городничий – постаревший на службе))

- Сколько стоит арбуз, который якобы едал Хлестаков? (100 рублей)

- Кто празднует именины два раза в год? (городничий – на Антона и на Онуфрия)

- Кто сообщил городничему о приезде ревизора? (приятель Чмыхов)

- Что вам известно о заседателе суда?

-.Какой чин имел Хлестаков?

( « елистратишка* простой!» Елистратишка - коллежский регистратор, младший гражданский чин.)

- За что прогневалась на городничего слесарша, местная мещанка Февронья Петровна Пошлепкина?(мужа забрали на службу)

-Назовите фамилии городских сплетников.(Добчинский и Бобчинский)

-Как называется финальная сцена комедии?(немая)

















Кроссворд.

Командам раздаются листы с кроссвордом.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12







































































к












и



1.Цвет, который больше всего идет Анне Андреевне, по ее убеждениям.

2.Жильцы номера гостиницы, где остановился Хлестаков, что « прошлого года подрались».

3.Как называет Анна Андреевна свой уездный город?

4.Назание рыбицы, о которой мечтает городничий.

5. Имя той, что принесла Хлестакову «ковер самый лучший».

6. Место первой встречи Бобчинского и Добчинского с Хлестаковым.

7. Какой предмет преподает учитель, что «сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол» .

8.В форме единственного числа одно из собирательных возмущенно-бранных слов Городничего в финальном монологе.

9. Имя святого, в честь которого городничий норовит отмечать свой второй день именин.

10. Чиновники уездного города уверены, что ревизора надо задобрить…

11. Что велит поменять городничий в богоугодных заведениях?

12. Имя попечителя богоугодных заведений.


По горизонтали - название деревни, куда едет Хлестаков.

Ответы: 1. Палевый 2.Офицеры 3. Деревня..4. Корюшка 5. Авдотья 6. Трактир

7. История 8. Либерал 9. Онуфрий 10. Взяткой

11.Колпаки 12. Абдулин


  1. Рефлексия Как в любом театре после представления вы можете оставить свои отзывы и пожелания. На стикерах прошу написать о том, что вы вынесли из сегодняшнего урока. Каковы ваши впечатления? (Ребята под музыку пишут свои отзывы и приклеивают на доску, на которой висит макет в виде книги.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Личман Елена Васильевна

Дата: 20.03.2022

Номер свидетельства: 602687


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства