Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Театральная жизнь героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»"
Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Театральная жизнь героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»"
Урок обобщения и повторения по теме «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»
Цели:
повторить и обобщить изученное по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»; познакомить с правилами поведения в театре, с отзывами на премьеру комедии; погрузить в атмосферу театра;
развивать умение анализировать критическую статью, работать с новыми понятиями, развивать навыки работы в группе;
воспитывать интерес к драматическому искусству, правила хорошего тона.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Театральная жизнь героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»"»
Урок литературы в 8 классе
Обобщение и повторение по теме «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»
Театральная жизнь героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Цели:
повторить и обобщить изученное по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»; познакомить с правилами поведения в театре, с отзывами на премьеру комедии; погрузить в атмосферу театра;
развивать умение анализировать критическую статью, работать с новыми понятиями, развивать навыки работы в группе;
воспитывать интерес к драматическому искусству, правила хорошего тона.
Оборудование:
презентация с фотографиями постановок комедии «Ревизор» разных лет, портретами Н.В. Гоголя, М.В. Щепкина, А.Я. Панаевой, рисунком оформления зала театра.
Ход урока
Орг.момент. (Слайд № 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас посетить театр Гоголя. Сегодня мы понаблюдаем, как комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя живёт на сцене. (Слайд №2)
«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нём может поместиться вдруг толпа из пяти – шести тысяч человек и что вся эта толпа , ни в чём не сходная между самим собой, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом,» - пишет Н.В. Гоголь в одном из писем.
Подготовка к восприятию.
Учитель В театре действуют свои правила.
-) Как вы думаете, как должен вести себя зритель (Варианты ответов учащихся). Вы правы, а вот, что говорится в книге по этикету. (Слайд №3):
перед походом в театр необходимо познакомиться с содержанием пьесы, автором, рецензиями;
одежда для похода в театр должна быть торжественной, опрятной;
занимать место согласно купленным билетам;
во время спектакля запрещается шуметь;
выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену.
Учитель: Что же правила вы знает, поэтому отправляемся в театр. Чтобы попасть в театр вам необходимо купить билет. А заплатить за них вы можете одной валютой – это знания. Ответите на все вопросы – получите билеты.
Разминка
Какую пословицу взял Н.В. Гоголь эпиграфом к комедии? (На зеркало неча пенять, коли рожа крива).
Где находится город, в котором происходят события пьесы?(Между Пензой и Саратовом) ( «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».)
Кому из героев Н.В. Гоголя принадлежат эти слова: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»? (Городничий)
Найдите лишнее: ремарка, рифма, реплика. Обоснуйте свой ответ.
Раздаются билеты на разные места (билеты разного цвета):
Учитель: А теперь обратите внимание, что написано на обороте вашего билета. Каждый из вас должен понять, где он сидит. Узнаем поподробнее, что такое бельэтаж, партер. (ответы команд)
1 группа – партер
2 группа – бельэтаж
-) Каждая команда объясняет, где находятся их места? (бельэтаж-ярус в зрительном зале, расположенный над партером; партер-нижний этаж зрительного зала)
А для гостей – Балкон? ( 1)выступающая из стены площадка с перилами, решеткой 2) верхний ярус в зрительном зале.)
Что же теперь приветствую вас в театре.
В каком театре прошла премьера «Ревизора»?
История и устройство Александринского театра
Премьера была назначена на 19 апреля 1836 года в Александрийском театре в Петербурге. (Слайд №5) Гоголь очень волновался. У афиш и касс собрались любители театральных новостей. «Петербург - большой охотник до театра. Если вы будете гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро… зайдите в это время в сени Александрийского театра: вы будете поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов», - писал Гоголь. Обратите внимание на афишу. Пройдёмте внутрь театра, в зал.(Слайд №6)
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Просмотр фрагмент постановки комедии «Ревизор» (Слайд №8)
Учитель: К сожалению, мы не можем посмотреть всю пьесу. (Слайд №9).
Слайд Однако я предлагаю узнать,какой момент комедии изображен на слайде?
А теперь я предлагаю узнать героев комедии по описанию. (слайд )
1 команда:
Постаревший и неглупый по-своему человек, ведёт себя серьёзно, говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Черты лица грубы, жестки. Одет по обыкновению, в своём мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волосы стриженные, с проседью. (городничий)
Человек пожилой. Говорит серьёзно, смотрит несколько вниз, голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук. (Осип)
Этот герой говорит: “Всего боишься; всякий мешает, всякому хочется
показать, что он тоже умный человек”. (Смотритель училищ Хлопов)
2 команда:
Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький, говорит и действует без всякого соображения. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст совершенно неожиданно. Одет по моде. (Хлестаков)
Издаёт при разговоре звук, похожий на букву “и” и несколько на “е”. По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт”. (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь, немец)
Человек, прочитавший пять-шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки. Говорит басом, с хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют. (Ляпкин-Тяпкин, судья)
Слайд 6. Чей это портрет?
Конкурс для капитанов:
- О ком пишет в письме Хлестаков:
а) « глуп, как сивый мерин» (городничий)
б) «свинья в ермолке» (Земляника- попечитель богоугодных заведений))
Рефлексия Как в любом театре после представления вы можете оставить свои отзывы и пожелания. На стикерах прошу написать о том, что вы вынесли из сегодняшнего урока. Каковы ваши впечатления? (Ребята под музыку пишут свои отзывы и приклеивают на доску, на которой висит макет в виде книги.)