kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 6 классе по теме М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирует навыки исследовательской деятельности учащихся. В основе лежит системно-деятельностный подход

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе по теме М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша.»

Урок литературы в 6классе, учитель Бабенкова Л.А., МАОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслана

Тема: М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

Цель:

  • выявить свойства характеров героев; определить авторскую позицию, роль сказочных мотивов в произведении;

  • формировать навыки смыслового чтения художественного текста, выразительного чтения по ролям (инсценирования), анализа эпического произведения в единстве формы и содержания;

  • развивать навыки работать в группе, оценивать свою работу в команде;

  • развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе лексической работы.

Задачи: Образовательные: формировать внимательное отношение к художественной детали и ее роли в идейно-образной структуре произведения, умение выявлять понимание учащимися внутреннего мира героев, особенности сложных взаимосвязей персонажей, интерпретировать, анализировать текст. Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво с текстом, умение выделять главное, формулировать выводы. Развивать воображение, память, внимание, интеллектуальные и творческие способности детей. Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально и в команде. Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, к чтению через создание ситуаций успеха. Формировать умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности.


Тип урока: «открытие» новых знаний.

Форма убучения: исследование.

Технологии: системно-деятельностный подход, технология смыслового чтения, технология «критического мышлении», технология сотрудничества, ИКТ.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, текст сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца», раздаточный материал.


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

Организационный момент


ХОД УРОКА


  1. Введение в тему урока

- Сегодня мы продолжаем работу над сказкой-былью М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Но чтобы определить тему и форму урока нам нужно сложить пазлы. На каждом ряду лежит конверт со словами. Приступим к работе.

(ученики наклеивают пазлы на лист и прикрепляют к доске на магниты)


- Что у нас получилось?

НАСТЯ, МИТРАША, ИССЛЕДОВАНИЕ

- Хорошо. Стало быть у нас будет урок-исследование. Объект исследования нам известен – это сказка-быль «Кладовая солнца», а предмет …? Правильно. Образы Насти и Митраши.


- Как и принято в исследовании, надо определить цель и задачи. Ваши предложения?

(учащиеся сообщают цель и задачи, учитель корректирует)

Цель исследования: узнать, какими показаны в произведении Настя и Митраша?

Задачи: проанализировать текст, выявить, как жили дети без родителей, кто им помогал, под влиянием чего формировался их характер, какова роль сказочных мотивов в повествовании о путешествии на болото Насти и Митраши.


  1. Актуализация изученного

- Прежде чем приступим к исследованию, выявим первоначальные сведения о героях.

- Кто такие Настя и Митраша? Сколько им лет?

- Что вы знаете об их родителях?

- А вот узнать, остались ли дети беззащитными после смерти родителей, мы попробуем на уроке.


  1. Изучение нового материала.

- Для того чтобы эффективнее выполнить нашу работу, разобьемся на группы. Получите маршрутные листы.

1 группа.

Глава 1, с.157-158.

- Какой смысл вкладывает автор в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»?

«Мужичком» мальчика называли за упрямый характер. Кроме того, Митраша носил отцовские куртки, подпоясывая их ремнем. Со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок.

«Золотой курочкой» Настю называли потому, что она была домовита, хлопотлива, обаятельна: «веснушки золотые», «волосы отливают золотом».



- Почему можно утверждать, что, осиротев, дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане?

После смерти родителей осталось большое хозяйство; односельчане всегда приходили на помощь. Кроме того, детям были свойственны умение и сноровка, серьезное отношение к жизни, трудолюбие, воспринятые от родителей. Настя во всем подражала матери, была прилежна и старательна. Митраша старался походить на отца: делал для людей деревянную посуду, бочонки и кадушки, старался принимать участие в общественной жизни.


- Какими деталями Пришвин подчеркивает силу характера детей, умение жить в тяжелых условиях? Найдите в тексте цитаты, содержащие ответ на вопрос.

«Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха». «У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста».


- Как относились дети друг к другу?

«И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы».

Митраша чувствует, что у Насти жизненного опыта больше, поэтому, несмотря на упрямство, прислушивается к ее словам.


2 группа.

Глава 2, с.159-161. Глава 4, с.161-164

- Для чего дается подробное описание пользы клюквы и какое отношение эта ягода имеет к Насте и Митраше?

- Как проявляются характеры детей во время сбора за клюквой?

- На какую деталь обращает наше внимание автор в эпизоде «Ель и сосна»?

«Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга».



3 группа.

Глава 4, с.161-164. Глава 5, с.165-169

- Почему стон и вой несчастных деревьев не дают покоя обитателям леса (лисичке, одичавшей собаке на болоте)?

Стонать и выть могут лишь живые существа, когда им больно и страшно. Эту боль чувствуют даже на расстоянии все обитатели леса и поэтому на нее откликаются: лисичка лишь поднимает мордочку, а собака воет от тоски. Она тоже испытывает душевную боль от разлуки со своим любимым хозяином. Стоны сосны и ели вызывают у нее чувство сострадания.



- Почему рассказ о приключениях Насти и Митраши на болоте начинается с описания жизни несчастных деревьев?

Деревья эгоистично и жестоко борются за жизнь. Эгоизм делает жизнь невыносимой. Деревья будто предупреждают путешественников о том, что нельзя следовать такому примеру. Природа в сказках всегда помогает человеку.



4 группа.

Глава 4, с.162-163. Эпизод «У Лежачего камня».

- Прочитать отрывок от слов «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время...» до слов «Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».

- Выписать из текста слова, передающие красоту окружающей природы. Какова природа в сказке-были?

- Назвать сказочные образы в указанном отрывке, объяснить их значение. Найти в тексте ответ на вопрос: «Как природа пытается предотвратить несчастье?»

Природа у Пришвина — великий храм, в который нужно входить с чистым сердцем и открытой душой. Это сказочный мир, живущий по своим таинственным законам. Каждое существо в этом мире одухотворено. И название у этого места сказочное — «Звонкая борина».

Дети, как сказочные герои, оказываются перед Лежачим камнем. В сказках такой камень лежит на перепутье двух дорог. У Лежачего камня Настя и Митраша должны были выбрать свой путь. Природа, предугадывает намерения героев, пытается предотвратить беду: «Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».

Однако дети не внимают предупреждениям.



- Вспомните, в какой момент сказочные мотивы начинают звучать более отчетливо в рассказе о Насте и Митраше?

Сказочный мотив звучит в рассказе Митраши о «чудесной палестинке», которую никогда никто не видел. Это место необыкновенно богато сладкой ягодой клюквой, но найти его трудно. На пути к палестинке погибло много людей.



Глава 4, с.163-164.

- Проинсценировать эпизод «Спор Насти и Митраши» от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца...» до слов «...на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

- Какие качества характера детей проявляются в этом эпизоде?

- Как природа отзывается на этот спор детей?

- На чьей стороне симпатии автора?

Автору нравится намерение Митраши не выбирать проторенные дорожки, а идти своим путем.



- Какие свойства характера М.М. Пришвина присущи Митраше?

Сам Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем. Он хорошо понимал, что путь исследователя не может быть легким. Чтобы пройти его, необходимо учитывать и опыт, накопленный людьми. Митраша, вспомнив указания отца, пошел по тонкой тропинке. Но ему не хватило жизненного опыта, чтобы прийти к цели.



5 группа.

Глава 8, с.174-175. Эпизод «Митраша в болоте»

- Выразительно прочитайте эпизод от слов «Митраша по елани шел вначале лучше, чем даже раньше по болоту» до слов «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли и слезы».

- Найдите в тексте слова, передающие чувства мальчика. Какие это чувства?

- Почему Митраша заплакал?

- В каких словах сочувствие автора к своему герою звучит наиболее отчётливо?

«И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка. Они соскочили с верхних пальчиков елок на землю и с разных сторон начали прыжками свое сорочье наступление.

Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы».


  1. Подведение итогов урока.

- Какими показаны Настя и Митраша в представленных эпизодах?

- На чьей стороне симпатии автора?

- Как природа помогает понять характеры детей?

- Какова роль сказочных мотивов в повествовании о путешествии на болото Насти и Митраши?

Как и в русских народных сказках, природа в сказке-были М.М.Пришвина является полноправным героем. Она откликается на происходящее и пытается предупредить об опасности.

Горячий защитник природы, М.М. Пришвин подчеркивает в таких эпизодах нерасторжимое ее единство с человеком, существующее в действительности. Он приветствует порыв человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями, осуждает эгоистические проявления.


  1. Рефлексия

- О чем заставил поразмышлять сегодняшний урок? Свои мысли запишите.

- Решили ли мы поставленные задачи?

- Достигли ли мы поставленной в начале урока цели исследования?

- Кто из вас больше всего этому способствовал? Свою точку зрения обоснуйте.

- Подведите итоги в карточке достижений группы.



  1. Домашнее задание.

1.Выводы по исследованию записать в тетрадь.

2.Перечитать главы 5, 8, 9, 12.

3.Подготовить художественный рассказ о Блудовом болоте (1 ряд), Слепой елани (2 ряд), о Травке (3 ряд).


Регулятивные УУД

1.Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2.Пользоваться изучающим видом чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах

4.Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно

6.Осуществлять анализ и синтез.

7.Устанавливать причинно-следственные связи.

8.Строить рассуждение.

9.Социализировать себя с литературным персонажем.


Коммуниктивные УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулироать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым отстаивать свою точку зрения.

8.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.


Личностные результаты.

1.Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2.Формирование восприятия текста, как произведения искусства.



Вступительное слово учителя.










Введение в тему.










Целеполагание.

















Актуализация изученного


Стадия вызова

Беседа







Изучение нового материала.

Стадия осмысления


Работа

в группах


1.Определение мотивов поступков героев.


2.Анализ эпизодов, представляющих героев в поисках выхода.
















































































































































3.Инсценирование









4.Беседа-отчет каждой группы













































Итог урока

























Рефлексия














Домашнее задание










Приложение 1


«Карточка достижений группы»


ФИ ученика

Ответ на вопросы в начале урока

Обсуждение задания группы

Ответ на вопрос


Подведение итогов урока

Общий результат

1.






2.






3.






4.








2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бабенкова Любовь Алексеевна

Дата: 04.04.2019

Номер свидетельства: 505969


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства