kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 11 классе "Загадки Владимира Набокова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Загадки Владимира Набокова»

Тип урока: урок введения нового знания.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению средств художественной выразительности (метафор, сравнений, гипербол, олицетворений, аллегорий).

Задачи:

−познакомиться с фактами из биографии и творчества В.Набокова;

−проанализировать стихотворение В.Набокова «К моей юности» на предмет наличия литературных тропов в тексте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе "Загадки Владимира Набокова"»


Технологическая карта

интегрированного урока литературы и английского языка

в 11 классе


Тема урока: «Загадки Владимира Набокова»


Тип урока: урок введения нового знания.


Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению средств художественной выразительности (метафор, сравнений, гипербол, олицетворений, аллегорий) в русском и английском языках.


Задачи:

−познакомиться с фактами из биографии и творчества В.Набокова;

−проанализировать стихотворение В.Набокова «К моей юности» на предмет наличия литературных тропов в тексте;

−соотнести русский и английский варианты литературных тропов в стихотворении поэта;

−совершенствовать навык перевода с русского языка на английский, используя текст стихотворения В. Набокова «К моей юности».


Образовательная технология: технология деятельностного метода.


Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностных УУД: познавательного интереса, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивных УУД: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативных УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных УУД: ориентироваться в системе своих знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.


Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапредметный

Предметный

1. Мотивация

Самоопределение

к деятельности

Актуализация знаний

При входе в класс дети выбирают шахматную фигуру, так класс делится на 3 группы.

Учителя литературы и английского языка сидят за столом и играют в шахматы, читая параллельно по четверостишиям

стихотворение В.Набокова «Шахматы» (звучит английский и русский вариант стихотворения).

Учащиеся выбирают

шахматную фигуру,

разбиваются на

группы.

Учащиеся слушают

стихотворение.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии



Учителя «играют» в шахматы и по очереди перечисляют факты из биографии В.Набокова.

Учитель литературы: Этот писатель родился 10 апреля 1899 года.

Учитель английского языка:

Не spoke and wrote in three languages; Russian, English and French.

Учитель литературы:

В 1919 году красные

ворвались в Крым, и его семья на пароходе «Надежда» эмигрирует: Константинополь –Париж– Лондон и, наконец, Берлин.

Учитель английского языка:

His most popular novel is «Lolita»












Учитель литературы: Кто же это?

Учитель английского языка: Why did we play chess at the beginning of the lesson?


Учителя предлагают ответить на вопросы:

«Как автор связан с этой игрой? Почему звучит русская и английская речь?»

Учащиеся: Это

Владимир Набоков

May be he liked to play chess.

Отвечают на вопросы,

выдвигают предположения.

3. Выявление места и причины затруднения



Предлагает понять, в чем проблема, и сформулировать её.

Учитель литературы:

На какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

Учащиеся

формулируют

проблему и причины

затруднения.

Разве В.

Набоков писал

стихотворения?

Как связаны шахматы с

творчеством В.

Набокова?

В.Набоков – русский или английский писатель? Какие ещё тайны есть у В.Набокова?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения


Формулирование цели

Организует процесс целеполагания с помощью диалога подводящего характера.

Учащиеся формулируют цель устно.

Учитель литературы:

Давайте сформулируем суть нашего спора, подберём существительное.

У каждого из вас на парте опорный конспект, который мы заполним в ходе урока.

Сначала запишите название нашей шахматной партии: «Загадки Владимира Набокова».

Цель мы также обозначили, укажите её в конспекте.

Уникальность Владимира Набокова в том, что он талантливо писал как на русском, так и на английском языке. Оба языка для него родные. Он классик русской литературы и английской.


Учитель английского языка: Если американца спросить: «Знаете ли вы русского писателя Набокова?», – то он ответит: «Нет, я знаю американского писателя Набокова!». Во всём Набоков выискивает тайную симметрию. Как и шахматы: белое и чёрное, симметричны друг другу русская и английская половины его творчества.

Учащиеся формулируют цель устно.





Записывают тему

урока: «Загадки

Владимира Набокова».

Записывают цель в

опорном конспекте:

знакомство с биографией В.Набокова, сопоставление

русского и английского

творчества писателя.




5. Реализация построенного проекта


Знакомство с

биографией

писателя, анализ

стихотворения В.

Набокова «К

моей юности», актуализация

знаний о средствах выразительности,

анализ их в стихотворении.

1.Организует просмотр презентации о

жизни и творчестве писателя.

Учитель литературы:

Сейчас факты из жизни главной фигуры нашего спора появятся на экране.

Ваша задача: составить интеллект-карту, внести в нее основную информацию в виде ключевых слов, символов, рисунков. Используйте в своей работе цветные карандаши, фломастеры.


2.Послушаем, что вы записали? (обмен мнениями учащихся)

Владимир Набоков начал свою загадочную игру с читателем именно со стихотворений. Затем русские известнейшие романы «Машенька», «Защита Лужина». В Америке он 18 лет занимается преподавательской деятельностью, где преподаёт русскую литературу. Студенты очень любили мистера Набокова. Адаптировавшись, Набоков начинает писать романы на английском языке.

Самый главный в его жизни роман 1953 года – «Лолита». Через 14 лет он перевёл его на русский язык. В. Набоков говорит об этом так: «Ужасная вещь – переводить самого себя, перебирая собственные внутренности и примеривая их, как перчатку».

Набоков также сделал английские переводы «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Слова о полку Игореве».

Итак, в каждой игре есть свои правила, есть они и в любом литературном жанре.

3.Как вы думаете, по каким правилам игры создаётся стихотворение?

На ваших партах стихотворение В. Набокова «К моей юности». Это стихотворение уже зрелого поэта, написано оно в Париже в 1938 году.

4.А прочтёт его сегодня главная фигура в нашей партии – сам автор. (Аудиотекст в исполнении В. Набокова)


5.О чём это произведение?









6.Какой размер выбирает автор?

7.В опорных конспектах в поле «Русский ход» указаны ключевые словосочетания из этого стихотворения. Определите, какие это средства художественной выразительности.




8.Отлично, мы разгадали с вами эту загадку В. Набокова. Прочтём выразительно стихотворение.

1. Учащиеся смотрят

презентацию, записывают основные

факты биографии в опорный конспект.






2. Учащиеся кратко

пересказывают

биографию В.

Набокова.















3. Учащиеся:

Важен ритм, размер, рифма, а главное – средства

художественной выразительности.

4. Прослушивают

аудиозапись

стихотворения В.

Набокова «К моей

юности»

5. Учащиеся:

о воспоминаниях

лирического героя о

молодых годах, о

быстротечности

жизни, о жизни и

смерти.

6. Стихотворный размер: анапест.

7. Учащиеся называют

средства выразительности.

Работа с таблицей

опорного конспекта.


8. Читают стихотворение вслух.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Сравнение средств выразительности в русском и английском языке на примере

стихотворения В.Набокова «К моей юности»

Понимание смысла ЛЕ

(лексических единиц), узнавание

новых ЛЕ, выделение новых

ЛЕ в звучащем потоке речи,

соотнесение звукового и

визуального образа.

1.Учитель предлагает соотнести русский вариант средств художественной выразительности (из английской версии стихотворения) с английским.

Учитель английского языка: It has already been mentioned that Nabokov is also known as an outstanding translator. Today you have a chance to try to interpret his poem. But first let’s translate the metaphors and comparisons. Match the English and the Russian variant.

1. Учащиеся соотносят

русский и английский

варианты средств

выразительности и

продолжают работу с

опорным конспектом.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самоконтроль и коррекция в случае

необходимости, взаимоконтроль и коррекция.

Самостоятельное

воспроизведение

изученных средств

выразительности.

1.Учитель организует групповую работу и

предлагает перевести стихотворение В.

Набокова «К моей юности» и прослушать

аудиозапись стихотворения в прочтении автора на английском языке.

2.Учитель английского языка:

Now in groups try to rhyme the poem. Each group has 4 lines. Let’s see what you’ve done?

Now you have an opportunity to listen to the writer himself and read the original translation. (Набоков\к моей юности.doc)

1. Выполняют и контролируют действия партнёров по общению.


2. Читают получившиеся

переводы, слушают

аудиозапись.

Сравнивают свои

переводы с оригиналом.


8. Включение в систему знаний и повторение


Знание новых ЛЕ, умение

употреблять их в правильном контексте

Предлагает продолжить заполнение таблицы

и сравнить оба варианта стихотворения.

Учитель английского языка:

Продолжим заполнение таблицы. Вы можете теперь

сравнить оба варианта стихотворения. В каком из них автор использует больше средств выразительности? (Перевод практически совпадает с оригиналом, однако в английской версии нет рифмы, только ритм).

Заполняют таблицу,

сравнивают средства

выразительности в

обоих стихотворениях.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самоконтроль и

самооценка


1.Учитель английского языка:

Have you managed to translate the poem correctly? Was it difficult?






2.Учитель английского языка:

Which variant English or Russian do you like more?

3.Учитель литературы:

Мы приближаемся к завершению нашего спора о том, кто же Набоков – русский или английский писатель и поэт.

Сделайте сейчас свой выбор: в поле опорного конспекта «Ваш выбор и причины» напишите, какой вариант стихотворения

вам ближе и почему?

А кем является для вас Владимир Набоков: это больше русский или английский поэт и писатель? Это чёрная или белая фигура, по-вашему мнению? Аргументируйте, пожалуйста, свои высказывания.


4.А что же выбирает главная фигура нашего спора?

Набоков говорил: «Моя голова говорит по- английски, а сердце по - русски...». Заполните и это поле.

И какая же шахматная партия разыгрывалась в стихотворении В. Набокова «К моей юности»?



5.Вернёмся к началу урока. Так почему же шахматы?

Писатель серьёзно увлекался шахматами задачами: во многих романах шахматный мотив становится сквозным (например, «Защита Лужина»), многие смыслы раскрываются, если расшифровать шахматные задачи.

6.Набоков был достаточно сильным игроком - практиком и опубликовал ряд интересных шахматных задач.

Мы предлагаем вам решить одну из них.

1. Учащиеся пытаются

адекватно оценить свою

деятельность на уроке,

понять, что узнали и

чему научились.

Учащиеся:

Yes, we tried, but we’ve made some

mistakes.

2. Самостоятельные

ответы учащихся.

3. Учащиеся:

Узнали, что В. Набоков писал,

как на русском, так и на

английском языке, что

средства художественной

выразительности при

переводе на английский

язык существенно отличаются от

русского варианта.

4. Работа с опорным

конспектом,

высказывание мнений с

обоснованием причин.

Учащиеся: между жизнью и человеком.



6. Решение шахматных

задач (если времени не

хватает на уроке,

решение задачи – часть

домашнего задания, по

выбору учащихся)

10. Объяснение домашнего задания



Учитель объясняет домашнее задание,

снимает трудности выполнения домашнего

задания. Предлагает найти информацию о В.Набокове, проанализировать другие

стихотворения поэта, подготовить сообщения

в группах.

Учащиеся фиксируют

домашнее задание,

Планирует свою

деятельность по

выполнению домашнего

задания






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы в 11 классе "Загадки Владимира Набокова"

Автор: Андрюшевич Виктория Викторовна

Дата: 03.06.2019

Номер свидетельства: 513237


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства