−проанализировать стихотворение В.Набокова «К моей юности» на предмет наличия литературных тропов в тексте;
−соотнести русский и английский варианты литературных тропов в стихотворении поэта;
−совершенствовать навык перевода с русского языка на английский, используя текст стихотворения В. Набокова «К моей юности».
Планируемый результат | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Метапредметный | Предметный |
1. Мотивация |
Самоопределение к деятельности | Актуализация знаний | При входе в класс дети выбирают шахматную фигуру, так класс делится на 3 группы. Учителя литературы и английского языка сидят за столом и играют в шахматы, читая параллельно по четверостишиям стихотворение В.Набокова «Шахматы» (звучит английский и русский вариант стихотворения). | Учащиеся выбирают шахматную фигуру, разбиваются на группы. Учащиеся слушают стихотворение. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
| | Учителя «играют» в шахматы и по очереди перечисляют факты из биографии В.Набокова. Учитель литературы: Этот писатель родился 10 апреля 1899 года. Учитель английского языка: Не spoke and wrote in three languages; Russian, English and French. Учитель литературы: В 1919 году красные ворвались в Крым, и его семья на пароходе «Надежда» эмигрирует: Константинополь –Париж– Лондон и, наконец, Берлин. Учитель английского языка: His most popular novel is «Lolita» | |
| | Учитель литературы: Кто же это? Учитель английского языка: Why did we play chess at the beginning of the lesson? Учителя предлагают ответить на вопросы: «Как автор связан с этой игрой? Почему звучит русская и английская речь?» | Учащиеся: Это Владимир Набоков May be he liked to play chess. Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. |
3. Выявление места и причины затруднения |
| | Предлагает понять, в чем проблема, и сформулировать её. Учитель литературы: На какие вопросы нам предстоит ответить на уроке? | Учащиеся формулируют проблему и причины затруднения. Разве В. Набоков писал стихотворения? Как связаны шахматы с творчеством В. Набокова? В.Набоков – русский или английский писатель? Какие ещё тайны есть у В.Набокова? |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
| Формулирование цели | Организует процесс целеполагания с помощью диалога подводящего характера. Учащиеся формулируют цель устно. Учитель литературы: Давайте сформулируем суть нашего спора, подберём существительное. У каждого из вас на парте опорный конспект, который мы заполним в ходе урока. Сначала запишите название нашей шахматной партии: «Загадки Владимира Набокова». Цель мы также обозначили, укажите её в конспекте. Уникальность Владимира Набокова в том, что он талантливо писал как на русском, так и на английском языке. Оба языка для него родные. Он классик русской литературы и английской. Учитель английского языка: Если американца спросить: «Знаете ли вы русского писателя Набокова?», – то он ответит: «Нет, я знаю американского писателя Набокова!». Во всём Набоков выискивает тайную симметрию. Как и шахматы: белое и чёрное, симметричны друг другу русская и английская половины его творчества. | Учащиеся формулируют цель устно. Записывают тему урока: «Загадки Владимира Набокова». Записывают цель в опорном конспекте: знакомство с биографией В.Набокова, сопоставление русского и английского творчества писателя. |
5. Реализация построенного проекта |
| Знакомство с биографией писателя, анализ стихотворения В. Набокова «К моей юности», актуализация знаний о средствах выразительности, анализ их в стихотворении. | 1.Организует просмотр презентации о жизни и творчестве писателя. Учитель литературы: Сейчас факты из жизни главной фигуры нашего спора появятся на экране. Ваша задача: составить интеллект-карту, внести в нее основную информацию в виде ключевых слов, символов, рисунков. Используйте в своей работе цветные карандаши, фломастеры. 2.Послушаем, что вы записали? (обмен мнениями учащихся) Владимир Набоков начал свою загадочную игру с читателем именно со стихотворений. Затем русские известнейшие романы «Машенька», «Защита Лужина». В Америке он 18 лет занимается преподавательской деятельностью, где преподаёт русскую литературу. Студенты очень любили мистера Набокова. Адаптировавшись, Набоков начинает писать романы на английском языке. Самый главный в его жизни роман 1953 года – «Лолита». Через 14 лет он перевёл его на русский язык. В. Набоков говорит об этом так: «Ужасная вещь – переводить самого себя, перебирая собственные внутренности и примеривая их, как перчатку». Набоков также сделал английские переводы «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Слова о полку Игореве». Итак, в каждой игре есть свои правила, есть они и в любом литературном жанре. 3.Как вы думаете, по каким правилам игры создаётся стихотворение? На ваших партах стихотворение В. Набокова «К моей юности». Это стихотворение уже зрелого поэта, написано оно в Париже в 1938 году. 4.А прочтёт его сегодня главная фигура в нашей партии – сам автор. (Аудиотекст в исполнении В. Набокова) 5.О чём это произведение? 6.Какой размер выбирает автор? 7.В опорных конспектах в поле «Русский ход» указаны ключевые словосочетания из этого стихотворения. Определите, какие это средства художественной выразительности. 8.Отлично, мы разгадали с вами эту загадку В. Набокова. Прочтём выразительно стихотворение. | 1. Учащиеся смотрят презентацию, записывают основные факты биографии в опорный конспект. 2. Учащиеся кратко пересказывают биографию В. Набокова. 3. Учащиеся: Важен ритм, размер, рифма, а главное – средства художественной выразительности. 4. Прослушивают аудиозапись стихотворения В. Набокова «К моей юности» 5. Учащиеся: о воспоминаниях лирического героя о молодых годах, о быстротечности жизни, о жизни и смерти. 6. Стихотворный размер: анапест. 7. Учащиеся называют средства выразительности. Работа с таблицей опорного конспекта. 8. Читают стихотворение вслух. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Сравнение средств выразительности в русском и английском языке на примере стихотворения В.Набокова «К моей юности» | Понимание смысла ЛЕ (лексических единиц), узнавание новых ЛЕ, выделение новых ЛЕ в звучащем потоке речи, соотнесение звукового и визуального образа. | 1.Учитель предлагает соотнести русский вариант средств художественной выразительности (из английской версии стихотворения) с английским. Учитель английского языка: It has already been mentioned that Nabokov is also known as an outstanding translator. Today you have a chance to try to interpret his poem. But first let’s translate the metaphors and comparisons. Match the English and the Russian variant. | 1. Учащиеся соотносят русский и английский варианты средств выразительности и продолжают работу с опорным конспектом. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Самоконтроль и коррекция в случае необходимости, взаимоконтроль и коррекция. | Самостоятельное воспроизведение изученных средств выразительности. | 1.Учитель организует групповую работу и предлагает перевести стихотворение В. Набокова «К моей юности» и прослушать аудиозапись стихотворения в прочтении автора на английском языке. 2.Учитель английского языка: Now in groups try to rhyme the poem. Each group has 4 lines. Let’s see what you’ve done? Now you have an opportunity to listen to the writer himself and read the original translation. (Набоков\к моей юности.doc) | 1. Выполняют и контролируют действия партнёров по общению. 2. Читают получившиеся переводы, слушают аудиозапись. Сравнивают свои переводы с оригиналом. |
8. Включение в систему знаний и повторение |
| Знание новых ЛЕ, умение употреблять их в правильном контексте | Предлагает продолжить заполнение таблицы и сравнить оба варианта стихотворения. Учитель английского языка: Продолжим заполнение таблицы. Вы можете теперь сравнить оба варианта стихотворения. В каком из них автор использует больше средств выразительности? (Перевод практически совпадает с оригиналом, однако в английской версии нет рифмы, только ритм). | Заполняют таблицу, сравнивают средства выразительности в обоих стихотворениях. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Самоконтроль и самооценка | | 1.Учитель английского языка: Have you managed to translate the poem correctly? Was it difficult? 2.Учитель английского языка: Which variant English or Russian do you like more? 3.Учитель литературы: Мы приближаемся к завершению нашего спора о том, кто же Набоков – русский или английский писатель и поэт. Сделайте сейчас свой выбор: в поле опорного конспекта «Ваш выбор и причины» напишите, какой вариант стихотворения вам ближе и почему? А кем является для вас Владимир Набоков: это больше русский или английский поэт и писатель? Это чёрная или белая фигура, по-вашему мнению? Аргументируйте, пожалуйста, свои высказывания. 4.А что же выбирает главная фигура нашего спора? Набоков говорил: «Моя голова говорит по- английски, а сердце по - русски...». Заполните и это поле. И какая же шахматная партия разыгрывалась в стихотворении В. Набокова «К моей юности»? 5.Вернёмся к началу урока. Так почему же шахматы? Писатель серьёзно увлекался шахматами задачами: во многих романах шахматный мотив становится сквозным (например, «Защита Лужина»), многие смыслы раскрываются, если расшифровать шахматные задачи. 6.Набоков был достаточно сильным игроком - практиком и опубликовал ряд интересных шахматных задач. Мы предлагаем вам решить одну из них. | 1. Учащиеся пытаются адекватно оценить свою деятельность на уроке, понять, что узнали и чему научились. Учащиеся: Yes, we tried, but we’ve made some mistakes. 2. Самостоятельные ответы учащихся. 3. Учащиеся: Узнали, что В. Набоков писал, как на русском, так и на английском языке, что средства художественной выразительности при переводе на английский язык существенно отличаются от русского варианта. 4. Работа с опорным конспектом, высказывание мнений с обоснованием причин. Учащиеся: между жизнью и человеком. 6. Решение шахматных задач (если времени не хватает на уроке, решение задачи – часть домашнего задания, по выбору учащихся) |
10. Объяснение домашнего задания |
| | Учитель объясняет домашнее задание, снимает трудности выполнения домашнего задания. Предлагает найти информацию о В.Набокове, проанализировать другие стихотворения поэта, подготовить сообщения в группах. | Учащиеся фиксируют домашнее задание, Планирует свою деятельность по выполнению домашнего задания |