Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Урок - презентация повести Елены Верейской «Три девочки»»
Урок – презентация по повести Елены Верейской «Три девочки»
(75 лет – прорыву блокады и 70 –летию книги посвящается…)
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Познакомить ребят с понятием блокада; со страшным периодом в жизни нашей страны.
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда через произведение Елены Верейской «Три девочки».
привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.
Ход урока:
Урок внеклассного чтения у нас сегодня необычный. Урок – презентация книги, у которой в 2018 году – юбилей- 70 лет.
На урок я пригласила сегодня библиографов, историков, аналитиков…
Слово библиографу: Елена Николаевна Верейская – русская писательница родилась 130 лет назад в конце 19 века в 19 декабря 1886 году. И уже 50 лет как её нет с нами Она умерла в 1966г. она много писала для детей. И в том числе книгу «3 девочки», вышла из печати в 1948г. – 70 лет . И задумалась, что же в этой книге такого, что спустя много лет так трогает нас , современных читателей?
2. « Будьте такими, чтобы людям всегда было около вас тепло и весело!»
- Не один раз эти слова встречаются в повести. Кому принадлежат эти слова?
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Вот мы с вами сегодня выясним, что делали, как жили, о чем думали герои произведения,
чтобы окружающим было тепло и весело.
- Какой подзаголовок имеет книга? ( "История одной квартиры" - подзаголовок повести.)
- Кого бы вы определили гл. героем?
( а) Наташа, Люся, Катя - девочки-ровесницы, которым предстоит пережить вместе радость и горе
б) это люди, о которых рассказывает автор: несколько семей, живущих в большой коммунальной квартире. Все они очень отличаются друг от друга: у них разный жизненный опыт, возраст, интересы, образование – казалось бы все это должно было разделить, разобщить их. Но, если это люди открытые общению, готовые разделить с ближними и горе, и радость, то никакие барьеры не страшны.)
- С чего начинается повесть «Три девочки»?
- Сколько комнат было в коммунальной квартире ?А сколько семей жило в квартире?
- У кого из героев было 2 комнаты?
- Составьте кластер жителей коммунальной квартиры. Попробуйте вспомнить имена героев повести. (Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем)
Наташа с мамой, папой и братом занимают одну комнату, Люся с мамой другую, Катя с дедушкой (и брат Вася, который учится на художника) третью. Ещё две комнаты занимает доктор, который живёт один, переживает собственную трагедию (его жена погибла).
- Что вы можете рассказать о семье Наташи, какие традиции есть в этой семье. (совместные творческие походы в театры, музеи, дружные посиделки , беседы…)
- Как характеризует Софью Михайловну рассказ о Вихрашке.я (твердый характер, преданность)
- Итак, вспомнили всех героев коммунальной квартиры. Какие отношения связывают жителей квартиры: (Постепенно в дружескую атмосферу квартиры вовлекаются и остальные соседи. Софья Михайловна, обладая природной чуткостью, незаурядной силой характера и прямотой, смогла вернуть радость в жизнь одинокого и замкнутого соседа доктора, помогла ему преодолеть боль давней потери любимого человека и предательства друзей. Новые соседи стали настоящими друзьями)
3адание:
1) Кто говорит и по какому поводу?
- Я говорю о людях, которые вокруг вас. Не обязательно о больных, но и о здоровых, о больших и маленьких, хороших и плохих, – вот о тех самых людях, которые живут, чувствуют, радуются и страдают совсем рядом с вами. Понимаете?
Кто говорит и по какому поводу?
– Случается, – улыбнулась Софья Михайловна. – С каждым человеком так бывает, что вдруг какая-то самая нелепая глупость выбьет из колеи. Но тут важно не поддаться этому, не верить своему ощущению, будто все к тебе плохо относятся. Какой совет дает мама Наташе?
Какой совет дочери дает мама? (Будь сама собой и поменьше думай о себе)
Что же произошло?
Поздно вечером, лежа в постели, Наташа долго думала, – как же быть с папой? Как дать ему понять, что с Катей теперь все хорошо?.. Но дать понять так, чтоб ничего-ничего не рассказывать о том, что произошло…
- Какие события в квартире показывают, что люди заботятся друг о друге…(День рождение Наташи, тихая ссора подруг из- за Кати и переживания Наташи, уборка в комнате доктора,
Новый год, в который каждый внес свою веселую задумку!)
2 задание: в тексте встречаются всякие странные слова. (слова и определения нужно разбросать в таблице, чтобы дети потом правильно соединили)
1
«Классная»
А
Название комнаты как в «Детстве» и «Отрочестве» Л.Н.Толстого, где девочки, по словам, Наташи будут «читать, играть, уроки учить»
2
«Разговорка»
Б
Крошечная темная проходная комнатка перед кухней, вся левая сторона которой была отделена занавеской, где стояли сундуки и всякое старьё. «Местечко, где можно сидеть вместе и разговаривать о самых интересных вещах»
3
сумерничали
В
Сидеть без огня в сумерках, в ожидании наступления темноты, ничего не делая или тихо беседуя.
4
Вихрашка
Г
Детское прозвище Софьи Михайловны
5
украинский «узвар»
Д
национальный украинский напиток, приготовленный из сухих фруктов и ягод
6
«буржуйка»
Е
Металлическая (стальная или чугунная) печка, в городской квартире, которую попили деревом…
Юноша, который собирался пожениться ( у которого есть невеста).
9
«Медный всадник»
З
Памятник Петру I французского скульптора Фальконе. Голова Петра сделана Марией Колло, ученицей скульптора.
10
удостоверение члена отряда по бытовому обслуживанию трудящихся
И
Документ райкома комсомола, выдававшийся добровольцам в блокадном Ленинграде, помогавшим жителям города.
- «Чудно встретили сорок первый год! – воскликнула Анна Николаевна. – И вот увидите, он весь пройдет радостно и весело и мы еще лучше встретим следующий. Все охотно согласились с ней. И никто не подозревал, как жестоко она ошибается.»
- На сколько частей можно разделить повесть? Назовите их. ("До войны", "Блокада" - так можно было бы назвать две части повести.)
- Мирную жизнь Ленинграда, да и всей страны обрывает война.
- Ленинград, ночь на 1 января 1942 года
Чтец: (наизусть письма Наташи)
"…Папа! Помнишь, в прошлом году ты говорил мне, что я – счастливая, что дожила до двенадцати лет и ни разу не видела ни одной смерти. Ой, папа, сколько я ее вижу теперь! Я не могу забыть одного ребеночка, который погиб на пожаре. И на улице часто видишь, как человек падает и умирает.
Да, папа, трудно нам, очень-очень трудно. Очень голодно, – ведь подвоза продуктов нет. Нет света, нет воды. Получаем 125 граммов хлеба в сутки на человека. Тотик в садик не ходит, очень ослабел. Мы приносим ему из садика его паёк – немножко супу и каши без масла. Но это так мало!
По вечерам на улицах совсем темно, все окна завешены. А после десяти часов выходить запрещено. Мама купила нам всем большие плоские значки, вроде брошек. Они покрыты каким-то составом, который светится в темноте. Теперь все ленинградцы носят такие значки, чтобы в темноте не натыкаться друг на друга.
Но только ты, пожалуйста, не подумай, что мы унываем, падаем духом. Нет, ты знай: мы выдержим! Все выдержим, – ведь мы знаем: вы не отдадите наш город этим проклятым фашистам.
Знаешь, вчера вечером мы шли через Неву – я, Люся и доктор. Остановились на мосту, оглядываемся – в какую сторону ни посмотрим, всюду зарево: одно – ближе, другое дальше, и все время слышим пушечные выстрелы. А доктор и говорит: «Вот, девочки, запомните на всю жизнь, как мы своими глазами видели это огненное кольцо вокруг своего города!»
Конечно, мы все запомним. Разве возможно это забыть?! Ну, вот видишь, – я хотела написать все по порядку, а не получилось. Ну ничего, ты только знай: выдержим!
До свиданья, папа! До счастливого свиданья после победы! Я знаю, мой папа вернется героем!..
Целую тебя крепко-крепко.
- Чье письмо прочитали? Кому оно написано? - Дошло оно до адресата? Почему? (Наташа пишет отцу на фронт, но сжигает письмо, заботится об отце, чтобы не переживал)
- Чем занимались наши герои до войны и во время войны?
Герои повести
До войны
Во время войны
Леонтий Федорович
Юрист
Ушел на войну
Софья Михайловна
Дома помогала мужу, писала тексты
В госпитале, дружинница
Яков Иванович
Мастер, слесарь на Балтийском заводе
Анна Николаевна
Мед. сестра
В госпитале, на фронте
Доктор
больница
Госпиталь, дома
- Чем занимались во время войны девочки?
- Приведите примеры героических поступков наших героев произведения. Что же они делали, чтобы людям, которые находятся рядом, было тепло и весело?
1. Тушили на крышах зажигательные бомбы
«Сейчас все ребята, оставшиеся тут, как умеют, помогают защищать город. Мы собрали по всему дому очень много старых чулок, набили их песком, зашили и сложили в кучу на чердаке. Мы перетаскали на чердак целые горы песку, чтобы тушить зажигательные бомбы. Я сама ими потушила целых две бомбы. Катя и Люся – в санитарном звене. У них в нашем подвале, где бомбоубежище, медпункт»»
Ходили за хлебом и водой
«Эта очередь была такая же молчаливая и хмурая, как очередь за хлебом. Только тут не к чему было прислониться, не на что сесть. Спускаться к Неве становилось труднее с каждым днем. Ступеньки, забитые снегом и залитые водой, обледенели, слились в скользкую неровную дорожку. Люди старались обходить ее по сторонам, вытаптывая ступеньки в снегу, но падали, разливали добытую воду – и неровная, скользкая дорожка все расширялась. Иногда кто-нибудь, у кого еще оставались силы, приносил с собой топор и вырубал ступеньки во льду, но их хватало ненадолго»
3. Помогли старушке принести воды и , узнав, что она одна в квартире, взяли над ней шефство.
4. Люся спасла под завалом 6 – летнюю девочку.
«Эта очередь была такая же молчаливая и хмурая, как очередь за хлебом. Только тут не к чему было прислониться, не на что сесть. Спускаться к Неве становилось труднее с каждым днем. Ступеньки, забитые снегом и залитые водой, обледенели, слились в скользкую неровную дорожку. Люди старались обходить ее по сторонам, вытаптывая ступеньки в снегу, но падали, разливали добытую воду – и неровная, скользкая дорожка все расширялась. Иногда кто-нибудь, у кого еще оставались силы, приносил с собой топор и вырубал ступеньки во льду, но их хватало ненадолго»
5. Наташа ищет Нину Смолину, члена отряда по бытовому обслуживанию, комсомолку, и сообщает о ней в райком, помогает мальчику вести гробик…
- Самым страшным испытанием стал голод. Продукты стали выдавать по карточкам:.. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.
- Вспомните какими продуктами питались жители коммунальной квартиры? (технический желатин варили с лавровым листом и перцем для вкуса, рыбий жир, глицерин на хлеб)
- Хлеба получали люди в самые страшные голодные дни всего 125г. Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда… кроме хлеба есть было нечего. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прями на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.
« Доктор, зачем вы это делаете? – сказала укоризненно Софья Михайловна. Она откинула угол салфетки с порцией доктора. – Ну что это? Надо делить справедливо, – строго сказала она.
– Справедливо? – сказал доктор. – А вы считаете справедливым, чтобы ребенок погиб раньше, чем никому не нужный старик?
Софья Михайловна подняла на него глаза. Он стоял перед ней – высокий, страшно тощий, и глядел на нее сверху вниз с ласковой и печальной улыбкой. Софья Михайловна хотела что-то возразить, но судорога свела ее горло, и, неожиданно для самой себя, она вдруг наклонилась и поцеловала руку доктора, прежде чем тот успел отдернуть ее. И стремительно выбежала из комнаты»
- Все работали не покладая рук (Дедушка на заводе, мамы - в госпитале)
«Софья Михайловна отправилась утром на работу, и за весь день съела только тарелку жидкого супу. В госпитале, поглощенная работой, она не чувствовала ни голода, ни усталости. Сейчас же с каждым шагом падали силы, голова кружилась, ноги не держали. А до дому было далеко…
Почти теряя сознание, она прислонилась к стене дома, прижимаясь к ней спиной из последних сил, чтобы не сползти вниз. «Если упаду, уже не встану», – подумала она, И вдруг с поразительной ясностью увидела перед собой старый заснеженный парк
– Держись, Вихрашка, держись! – прозвучали в ее ушах слова покойного отца, которые он столько раз говорил ей в трудные минуты жизни.
Софья Михайловна открыла глаза и улыбнулась.
– Держись, Вихрашка, держись! – сказала она вслух.
И как будто это наивное прозвище влило в нее новые силы. Она оттолкнулась от стены она ощупью добралась до перил и, крепко вцепившись в них, стала медленно подниматься по лестнице.
– Осторожно. На человека наступите, – раздался знакомый голос у самых ее ног. Она вскрикнула от неожиданности
– Яков Иванович?! Вы?!
– Софья Михайловна?
– Я! Господи, какое счастье! Мы так боялись за вас! Катя очень волнуется! Вы что, упали?
– Нет, сел отдохнуть.
– Ну, и я! – Она нащупала в темноте плечо Якова Ивановича и села рядом с ним на ступеньку. – Яков Иванович, миленький! Вы целы, невредимы?
– Цел, Устал очень. Дома благополучно?
– Насколько сейчас возможно, да. Все живы. А где вы пропадали столько дней?
– Работал. Молодежь обучал…
– Обучили?
– Малость! Работы выше горла. Сейчас самое время приналечь. А сил-то и нет… Меня начальник цеха насильно выгнал. «Не смейте, – говорит, – двое суток на заводе показываться…»
Они помогли друг другу встать и, поддерживая один другого, добрались до своей двери.»
- Какой неписанный закон помогал нашим героям на протяжении всей повести?
(Закон взаимовыручки)
«Наташа и Катя стали вместе разбирать исписанные бумажки. Это были письма в райком комсомола. Их было много.
«Помогите, девушки! Мы все лежим и не в силах подняться. Я и трое детей…»
«Вчера умерли муж и сын, помогите похоронить…»
«В квартире № 8 умерли все взрослые, остались двое маленьких ребят. Устройте их куда-нибудь…»
«Пришлите кого-нибудь принести воды, затопить печку, сходить за хлебом…»
Девочки прочитали все и молча переглянулись. Почти на всех бумажках было написано с боку синим карандашом: «Исполнено. Н. Смолина».
– Мы еще очень хорошо живем, Наташа, – прошептала Катя. – А ты подумай, как эти…»
Слово историку: 8 сентября 1941 года началась 900 дневная блокада Ленинграда. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, та и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами. а женщины рыли окопы вокруг города, тушили зажигалки на крышах домов.
Учитель: как вы думаете почему? Как сохранили многие памятники, вспомните из произведения? (Город Ленинград называют музеем под открытым небом, многие памятники решили обложить мешками с песком и обнести толстыми досками, как памятник Петру 1.)
«Наташа знала, что все четыре скульптуры с Аничкова моста сняты и закопаны глубоко в землю. И наверное, еще многое спрятано, укрыто, защищено… Берегут ленинградцы красоты города! А разве все убережешь?.. Наташа вздохнула. Она слышала, в очереди говорили, – в Русский музей попала бомба, в театр оперы и балета…»
Учитель: Каким образом удалось эвакуировать девочек? Почему девочки согласились на эвакуацию?
«Конечно, вам надо ехать всем. Тяжко расставаться, не спорю. И мне самому… будет не легко. Но, во-первых, чем меньше людей останется в Ленинграде, тем легче будет оставшимся. А во-вторых, вы же знаете, с Люсей делится пайком ее мама, с Катей – ее дедушка. Если вы уедете, они будут съедать его сами. Значит, надо ехать. Ради них же».
Учитель: вспомните, что вы запомнили из повести о дороге жизни? (снабжать город приходилось довольно сложным путем. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Часто лед трескался и машины тонули)
«Ладога…Мороз… жестокая снежная пурга… и люди! Много людей, выбиваясь из сил, прокладывают путь хлебу… По льду озера… по глубокому болотистому лесу… почти на глазах у озверелого врага… Рвутся снаряды… падают бомбы…»
- Каким представила Наташа врага, замерзая в кузове грузовика? (дракон)
Учитель: Скажите, кто из героев повести умер, что с ним случилось? (доктор)
Кто и кому рассказывает?
«Он почти ничего не ел. Все Тотику… Да и годы его немалые, он ведь много старше меня был. А как уехали все, он и вовсе ослабел. Тосковал очень. Все весточки ждал, – доехали ли?.. Я-то на работе с утра до ночи, и тревожиться некогда. А он дома. Весь день – думы да тревога…. »
Учитель:Страшные цифры блокады
Слово историкам:
18 января 1943 года была прорвана блокада. И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей. А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!
900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда . Немцы взяли город в кольцо 8 сентября 1941 года, а 27 января 1944-го жители Северной столицы радовались полному освобождению города от фашистской блокады.
1) На фронт можно было доехать на трамвае за 15-20 минут
2) Фашисты сбросили на Ленинград 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб.
1)Они разрушили 3 тысячи зданий, а повредили больше 7 тысяч.
2) 125 граммов хлеба в сутки. Мы не смогли бы употреблять в пищу блокадный хлеб, потому что его готовили из практически несъедобных примесей. Хлеб пекли из ржаной и овсяной муки с добавлением целлюлозы, обойной пыли, елочной хвои, жмыха и нефильтрованного солода. Буханка получалась очень горькой на вкус и абсолютно черной.
1)- 32° мороза. Первая блокадная зима стала самой холодной в осажденном городе. В некоторые дни столбик термометра опускался до -32°С , высота сугробов в апреле 1941г достигала 53 сантиметра.
12 сентября 1941 года открылась Дорога жизни – единственная магистраль, связывающая осажденный город со страной. Дорога жизни спасла Ленинград: по ней в город доставили около 1 миллиона 615 тысяч тонн грузов – продовольствия, горючего и одежды. За время блокады по трассе через Ладогу из Ленинграда эвакуировали более миллиона человек.
Самая страшная цифра - До полутора миллиона погибших из 2,5 миллионов живших в городе до войны
1) Каждый день умирало более 4 000 человек. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Мужчин умирало больше, чем женщин (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.
2) В январе-феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек:
в марте умерло 100 000 человек, в мае − 50 000 человек, в июле − 25 000 человек, в сентябре − 7000 человек.
Учитель: Вспомните последние сточки повести. (Клятву)
Поклянемся все наши силы отдать нашему народу, нашей Родине!
- Вернемся к тем словам, с которых начали наш урок
Будьте такими, чтобы людям всегда было около вас тепло и весело!»
- Можно ли сказать, что смысл повести заключается в этих словах? Почему?
- Рефлексия:
Писательница дает им лучший пример того, как в самых тяжелых испытаниях люди не теряли человеческое достоинство, помогали друг другу, жертвовали ради детей последнее, не ломались, не теряли доброты, любви, стойкости. О таких светлых и добрых людях эта книга, о том, как важно, быть таким человеком, «чтобы всем окружающим около тебя всегда тепло и весело».
Приложение
Книги для детей о детях блокадного Ленинграда (Для самостоятельного чтения на выбор)
М. Сухачев «Дети блокады»
Л. Пожедаева «Война, блокада, я и другие»
В. Дубровин «Мальчишки в сорок первом»
Г. Черкашин «Кукла»
Л. Никольская «Должна остаться живой»
Ю. Герман «Вот как это было»
И. Миксон «Жила, была девочка» Документальная повесть о Тане Савичевой