kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "Тема Великой Отечественной войны в творчестве казахстанских авторов. Г.Мусрепов "Солдат из Казахстана" (обзор)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для проведения урока литературы на первом курсе колледжа в РК. Даёт общее представление о творчестве казахстанских писателей, создававших произведения о Великой Отечественной войне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Тема Великой Отечественной войны в творчестве казахстанских авторов. Г.Мусрепов "Солдат из Казахстана" (обзор)»

Кокшетауский высший колледж “Арна”

Заведующий кафедрой______________

План учебного занятия

Тема Великой Отечественной войны в творчестве казахстанских авторов. Габит Мусрепов «Солдат из Казахстана» (обзор)

(тема занятия)



Наименование модуля /дисциплины: русская литература

Подготовил педагог: Стрекозина Татьяна Алексеевна

«__» ____________2022 года

1. Общие сведения

Курс 1, группа ______________

Тип за­нятия: урок изучения нового материала

2. Цели, задачи:

Познакомиться с основными произведениями писателей Казахстана о ВОВ, с творчеством Г.Мусрепова; характеризовать героев эпического произведения.

3. Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональ­ных умений, которыми овла­деют обучающиеся в процессе учебного занятия:

Понимают содержание художественного произведения

Знают о творчестве казахстанских писателей о войне, о произведениях писателя Габита Мусрепова; дают характеристики главных героев романа «Солдат из Казахстана».

4. Необходимые ресурсы: материал лекции.

5. Ход занятия:

Этап урока/время

Действия преподавателя

Действия студентов

Оценивание

Ресурсы



Начало урока

2 минуты






Середина урока

15 минут





Организационный момент. Приветствие, психологический настрой на урок

- Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей.

Делай доброе дело ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

Делай доброе дело - тем живём на земле!


Актуализация прежних знаний. Тест по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Тест по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»


1. В каком году разворачивается действие повести?

А. В 1941 г.

Б. В 1942 г.

В. В 1945 г.

2. Какое событие заставило Риту Осянину возненавидеть немцев тихо и беспощадно?

А. Смерть ее мужа на второй день войны

Б. Смерть ее сына

В. Ранение ее отца и тяжелое положение матери

3. Как автор описывает Женю Комелькову?

А. Она строга, сурова и готова на все ради победы

Б. Она стройная рыжая красавица

В. Она тихая и трудолюбивая девушка, на которой держится фронтовое хозяйство

4. Почему Лиза Бричкина не смогла закончить школу?

А. Потому что ей с детства нужно было работать

Б. Потому что она 5 лет ухаживала за смертельно больной матерью

В. Потому что она влюбилась в лесника и сбежала с ним из дома

5. Что происходит с Лизой после того, как старшина отправляет ее обратно к разъезду сообщить об изменении обстановки?

А. Ее замечают и убивают немцы

Б. Она сбивается с тропы и тонет в трясине

В. Ее берут в плен немцы

6.Как звали героиню-еврейку, любящую стихи Блока?

А. Соня Гурвич Б. Галя Четвертак В. Женя Камелькова

7. Как погибает Рита?

А. Ее убивает немец

Б. Она просит Васкова ее убить

В. Она стреляет себе в висок

8. Кто остался в живых после схватки с немцами?

А. Галя Четвертак Б. Соня Гурвич В. Старшина Васков

9. По военной специальности девушки были

А. Лётчицы Б. Зенитчицы В. Разведчицы

10. Сколько на самом деле оказалось немецких диверсантов?

А. 16 Б. 10 В. 6

11. Какова главная тема повести?

А. Подвиг старшины Б. Женщины на войне В. Жизнь населения в тылу.

12. Героиня, которая в мирной жизни могла бы стать актрисой или писательницей.

А. Галя Четвертак Б. Рита Осянина В. Лиза Бричкина.

13. В речи кого из героев преобладают слова из разговорной, «деревенской» речи?

А. Риты Осяниной Б. Старшины Васкова В. Гали Четвертак

14. Как поступил Васков с оставшимися в живых диверсантами?

А. Расстрелял их из автомата Б. Взорвал с помощью гранаты В. Взял в плен

15. За повесть и фильм Б.Васильеву была присуждена премия

А. Государственная Б. Ленинская В. Сталинская.       

Приветствуют друг друга










Выполняют тест по повести.

Критерии оценивания:

15 – 100 б.

14 – 93б.

13 – 87 б.

12 – 80 б.

11 – 73 б.

10 – 67 б.

9 – 60 б.

8 – 53 б.

7 – 47 б.











Взаимооценивание в парах.

https://yandex.kz/images/search?pos=16&img

















7 минут

































20 минут


15 минут




































Сообщение темы и цели урока

Анализ эпиграфа

«Война рождает писателей и книги»

поэт-фронтовик С. Гуд­зенко

Свинцом вас косили, Осколками рвали,
С вас пленных и раненых Кожу сдирали.
Вас напрочь пытались Огнём извести,
И многих могил ваших Нам не найти.
Вас, как в саркофагах, От волги до Шпрее
Земля уносила В окопах, в траншеях…
Пусть ваши могилы Покрыла трава,-
Великая молодость ваша жива!

Леонид Кривощёков

Работа по теме урока.

Чтение стихотворения. Марат Кинеев.
Война голодными глазами Входила в нашу жизнь и дом,
Нас было четверо у мамы, Когда отец ушел на фронт.
О, серый, липкий хлеб войны, Как строго нам его делили,
Его мы брали как взаймы, И этим только уцелели.
Но были праздники в том детстве, Когда суровый военком
Паёк давал нам офицерский, Добытый кровью и трудом.
Какою мерою измерить Ту щедрость, Родина моя?!
Когда в дыму больших сражений Не забывала про меня.
Тянулись долго дни войны, И очень быстро мы взрослели.
Великой ярости полны. «Вставай, страна…»-мы громко пели.
Когда отцу на фронт писала, Я помню, мама по ночам,
Украдкой слёзы вытирала, Я, это видя, плакал сам.
А треугольники письма Не очень часто приходили,
Но нас щадила смерть сама- Нас похоронки обходили.
О, сколько их тогда несли, В них смысл был предельно ясный:
Не возвращается с войны, Кто жизнь отдал за наше счастье…
Да, много лет нас отделяет От сорок первого
Но память свято сохраняет Картины детства моего.

-О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Лекция учителя.

Задание: прослушать материал, составить краткий конспект, сформулировать вопросы другим группам и задать их товарищам.

Обзор произведения Габита Мусрепова «Солдат из Казахстана»

Роман «Солдат из Казахстана», переведенный на многие иностранные языки (болгарский, польский, румынский, чешский, словацкий, французский и др.), получил высокую оценку зарубежной критики. Так, французский журнал писал: «Да, роман Мусрепова — это суровая и великолепная поэма о братстве, о любви и о Родине. В книге Мусрепова читатель найдет гармоническое сочетание двух разных форм мышления: «тысячу цветов» Казахстана и повесть о жизненном пути поколения, совершенно отличного как от того, которое ему предшествовало, так и от того, которое за ним пришло, — тоже по-своему славное и привлекательное, развивающееся в том самом ритме, что и его страна.

В годы Великой Отечественной войны Габит Мусрепов написал роман «Солдат из Казахстана». Писатель прослеживает жизнь Кайроша от отроческих лет до участия в величайшей битве XX века. Он из поколения, повзрослевшего на войне; до наивности непосредственный, воспитанный на принципах доброты и чести, — казалось бы, к чему ему кровопролитие. Но есть высокое понятие — «Родина», оно подчиняет все помыслы юноши.
         Многие зарубежные деятели культуры справедливо связывали появление таких ярких художественных полотен, как роман «Солдат из Казахстана» с национальным возрождением народа, с подъемом его культуры. Во многих батальных романах европейской и американской литературы XX века человек — часто бессильная жертва, попавшая под колесо войны, а война — чудовище, молох, пожирающие все на пути. 
          Основные события романа развиваются при самом активном участии Кайроша Сарталиева. Светлая мечта ведет восприимчивого юношу с детства. «Может быть, впереди новая жизнь ждет меня, маня к себе, как переливающееся море во время миража», — думает он. Детский дом, школа, служба на границе — вся жизнь воспитывает в Кайроше ненависть к мещанству и приспособленчеству. Служить людям — вот основная потребность, которая появляется у Кайроша еще в детстве. «Вот тебе уже семнадцать. А что ты сделал? Окончил семь классов? Это хорошо. Это прекрасно. Но что дальше?» — строго спрашивает Кайрош самого себя. Свойственная пылким и чистым натурам неудовлетворенность заставляет его быть всегда в пути, искать что-то новое в жизни, рваться вперед. 
            Духовно богаты и целеустремленны и друзья Кайроша. У каждого есть своя заветная цель. Для Бораша — это театр, для Шегена — кабина самолета, для Сергея Астаханова — кисть, краски и холст. Но в трудный для Родины час все отодвигается на задний план, и они отправляются добровольцами на фронт. Грудью встают Кайрош и его друзья на защиту родной земли, до последнего сражаются с врагами. И нельзя не восхищаться их нравственным величием.

Духовный рост героя — главная пружина развития сюжета. Соответствует этому и композиция романа. На разных этапах жизненного пути Кайроша в романе появляются персонажи, помогающие раскрытию его образа. Это милиционер Мурсеит, который насильно привел маленьких оборвышей Шегена, Кайроша и Бораша в детский дом и, тем самым определил их дальнейшую судьбу; это и тетя Мария, заведующая детдомом, душевная щедрость которой помогла ее воспитанникам стать настоящими людьми; это любимая Кайроша - Акбота. 
               Большое влияние на формирование характера Кайроша оказал его друг Шеген, смелый и целеустремленный юноша. И, наконец, это фронтовые друзья Кайроша, образы которых взаимно дополняют друг друга и помогают понять образ главного героя романа. 
Всматриваясь во фронтовых друзей Кайроша, читатель яснее представляет облик воина, его величие. Разными, непохожими друг на друга, но нравственно близкими, спаянными в одно целое предстают эти, еще совсем юные ребята и, одновременно, грозные воины. Это Каиргали Сарталиев, Самед Абдоллаев, Василий Гришин, лейтенант Мирошник, Семен Зонин, Володя Тостов — представители разных народов. Все они люди с ярким национальным характером. Но объединяет их интернационализм и гуманизм, широта общественных интересов, мужество и дисциплинированность, ясное сознание своей миссии.

 Взволнованно повествует писатель об их беспримерном мужестве и отваге. Горстка бойцов ударной группы Мирошника оказалась в стальных тисках немецких батальонов. Один за другим выбывают из строя солдаты. Гибнут Егор, Самед, Семен. Люди изнемогают от жажды, не хватает боеприпасов, а немцы, колонна за колонной, наступают. Огненный шквал бушует дни и ночи. Кажется, никому не суждено остаться в живых. Но навстречу атакующим фашистам летят гранаты и свинцовый дождь пуль. Бойцы поднимаются, превозмогая адскую усталость. Кайрош и его друзья снова идут в атаку. 
              «Поэтичность и юмор — вот две характерные особенности казахского писателя», — таково мнение французской критики о романе «Солдат из Казахстана». Несмотря на то, что героям романа не раз приходится встречаться со смертью, это люди веселые, жизнерадостные. В книге много света, в ней утверждается светлое мироощущение. 
Поэтичность, о которой говорит французский критик, особенно заметна в первой части романа Мусрепова, где рассказывается о детстве и юности того, кому слишком рано пришлось стать солдатом. 
             Мусрепов — мастер выразительного сравнения. Вспоминая, например, о своем детстве, Кайрош замечает, что оно «пролетело, как брошенный мяч, стукнулось о стену, отскочило, подпрыгнуло на месте и замерло». Вот Мусрепов рассказывает о туманах, которые накладывают на лица людей особый отпечаток, и одной фразой создает представление об осенней казахской степи: «На оголенных побуревших холмах, подобных горбам спящего верблюда, мрачно насупясь, чернели одинокие орлы». 
             Один из основных художественных приемов, применяемых Г. Мусреповым, — широкое включение в роман лирико-публицистических отступлений. Автор как бы следует за своим главным героем, оторванным от родных и близких, от родимой земли. И, естественно, что воспоминания о детских годах героя окрашиваются в лирические тона. Читатель раз или два, и то мимоходом, встречается с такими героями, как мать Кайроша — Каракемпир, его любимая — Акбота. Но эти образы воспринимаются зримо, так как каждый свободный миг Кайрош с волнением вспоминает этих дорогих ему людей. 
Лирическая струя придает героическому роману особую жизненность и теплоту. Разрушенные города, погибшие друзья, смерть и горе людей вызывают у Кайроша, еще юноши, чувство гнева и скорби. И по контрасту с этим вспоминается прошлое, полное света и добра. Лирические отступления естественно входят в ткань повествования, делают его богаче.

В романе Г. Мусрепова воины и офицеры выступают вершителями исторических судеб, а не слепыми игрушками в руках случая. Воспевая героизм, писатель откровенно и смело показывает беды и горе, которые приносит навязанная народу война. Победу он изображает как победу разума, человеколюбия и прогресса над реакцией, над бесчеловечной фашистской идеологией. 
         В такой трактовке проблем солдата и войны, личности и истории, человека и народа проявилась новаторская сущность писателя.


Обмениваются мнениями. Записывают тему урока в тетрадях


































Слушают материал лекции, затем формулируют и задают другим группам вопросы.


Участвуют в анализе произведения, составляют краткую характеристику главных героев произведения.





























































Устная похвала

































Оценивание учителем





































http://collegy.ucoz.ru/publ/41-1-0-16987




































https://www.myunivercity.ru
















































6 минут


Подведение итогов урока.

стихотворение Галины Черноголовиной, посвящённое Г.Мусрепову.


Росные, туманные рассветы,

На лугах пахучая трава...

Здесь увидел свет Габит Мусрепов,

Здесь сказал он первые слова.


Под высоким казахстанским небом

Расцветают нежные цветы.

Человек живёт не только хлебом.

Создал он и песни, и мечты.

В скучных дрязгах сумрачного быта,

По пути незлобной суеты

Слово вдохновенное Габита

Зажигает солнце доброты.


Если станет вдруг невыносимо

От невидимых душевных ран.

Я пойду дорогою степною,

Посмотрю на щедрые поля.


И одарит сердце теплотою

Мудрая казахская земля.

Говорят: живём не по приметам,

Ничего не приказать судьбе.

Но родиться мог Габит Мусрепов

Только здесь и более - нигде!

Слушают стихотворение


https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-musrepov-i-ego-proizvedeniya-o-lyubvi-2014627.html



Конец урока

5 минут

Рефлексия

Напишите синквейн на тему «ВОЙНА»


Домашнее задание: Прочитать повесть В.Л.Кондратьева «Сашка» (или посмотреть фильм)

Оценивают свою работу на уроке, пишут синквейн.

Записывают домашнее задание

Устная похвала.


Материал лекции Писатели Казахстана

   С оружием в руках сражались в рядах действующей советской армии К. Аманжолов, А. Жумагалиев, А. Сарсенбаев, С.Омаров,  ​Х. Ергалиев, К. Абдыкадыров, С. Сеитов, Д.Абилев, С. Мауленов, Ж. Молдагалиев, В.Чугунов, П.Кузнецов, Д. Снегин, Р. Тамарина и др. Многие из казахских писателей получили боевые награды. Командирами партизанских отрядов на Украине были Ж. Саин, К. Кайсенов. В боях за честь и независимость Родины смертью героев пали А. Жумагалиев, В.Чугунов, Б. Булкишев. Казахский писатель ​М.Габдуллин за героизм, проявленный на фронте, получил звание Героя Советского Союза. Габдуллин был первым советским писателем, удостоенным столь высокого звания. М. Кайбалдин был трижды награжден орденами и пал смертью храбрых. Героизм казахских писателей Г. Джумагалиева, И. Адамбекова, А. Есмамбетова, А. Шарипова и других многократно отмечала пресса.

С первых дней войны 74 писателя Казахстана ушли на фронт.​
​Большую известность приобрели военные очерки писателей-фронтовиков Б. Момышулы, М.Габдуллина, А. Сарсенбаева, С. Сеитова, С. Омарова, Д. Абилева, Ж. Жумаканова, П. Кузнецова, напечатанные в казахских газетах, издаваемых в действующей армии.

   Талантливым публицистом зарекомендовал себя молодой сапер-фронтовик Б. Булкишев (1917-1943), выступивший со взволнованными патриотическими статьями и очерками о фронтовой жизни. Духовное богатство, высокие моральные качества советского солдата раскрываются в лирической исповеди молодого воина-патриота, в очерках, написанных по-русски и опубликованных в «Комсомольской правде» в 1942 г.​ В серии статей – «Я хочу жить!», «Письмо сыну Востока», «Жизнь, молодежь, принадлежит нам» – ​ 
​Б. Булкишев призывал молодежь к борьбе с врагом во имя свободы Родины. Военный журналист находился на передовой линии огня, он верил в победу.
   ​Б. Булкишев писал: «Жизнь принадлежит нам. Я воюю более 300 дней. За это время изменилась наша страна, изменились наши люди, изменился и я. Я стал воином, суровым человеком, и никто не скажет, что десять месяцев назад я был юношей, который ничего не знал, кроме мечты об учебе и о любимой девушке. Моя молодость служит делу человечества. Быть может, мне и не удастся ее вернуть, но я верну ее моим младшим 

братьям, и они будут гордиться теми, кто сражался с врагом в эти воинственные годы. Младшие братья! Вы будете самыми счастливыми молодыми людьми, каких знала история. Вы не будете знать, что такое война. Мы жертвуем собой во имя вашего счастья, вам мы обеспечим мир навеки. Мы, дети воинственного времени, родились на войне и умираем на войне. Все это для вас, наши младшие братья, наши сыновья, наши внуки! Пусть человеческий мир будет реальным миром. Во имя этого мы боремся, во имя этого не щадим жизни. Во имя жизни мы презираем смерть».
   Личным примером боевой отваги, а когда нужно, страстным писательским словом вдохновляли они на бой с врагом своих товарищей-солдат, увлекали их на героические подвиги. Среди них были Д. Снегин, Д. Абилев, Ж. Саин, М. Абдуллин, К. Абдыкадыров, П. Мариковский. Боевой задор, творческое дерзание внесла в литературу талантливая молодежь, выросшая в битвах Великой Отечественной войны: Д. Молдагалиев, А.Нурпеисов, С. Мауленов, Б. Момышулы.​

   ​Во время войны казахские поэты издают ряд стихотворных сборников: «Маршалы вышли на фронт» (1941), «Даешь нефть» (1943), А.Токмагамбетова, «Походные песни» (1944) Ж. Саина, «Дуб» (1945) Г.Орманова.    «Война рождает писателей и книги», – писал поэт-фронтовик С. Гудзенко в записных книжках. Рождение таких замечательных поэтов, как​ Ж. Молдагалиев, В.Смирнов, ​С. Мауленов, Х. Ергалиев, С. Сеитов связано с годами Великой Отечественной войны.

   Поэты военного поколения после войны постоянно вспоминают своих сверстников, что телами «укрыли от смерча цветы на земле», что теперь «гранитными стали». А в часы салюта кажется, что «небо подняло, рыдая, миллионы павших» (С. Мауленов).​

   ​​Казахстанский критик А. Устинов заметил: «У Б.Слуцкого есть стихотворение «Под Можайском», где его поразило странное несоответствие грохочущей, дымящей, железной вонючей войны и облика казаха, вчерашнего чабана, представителя самой мирной на земле профессии. Я думаю, этим казахом мог быть С. Мауленов». 

   ​С какой болью война входила в стихи Мауленова на фронте:


                   ​Снаряд ложился за снарядом.​
                  ​​ Дыхания своего стыдясь,                  ​​

Земля дышала черным смрадом,
                  ​​​От кашля хриплого тряслась.

(«Высота двадцать вторая», пер. О. Дмитриева)


   Исследователи отмечают, что диапазон казахской поэзии военных лет (особенно во втором ее периоде) расширился: «Это относится в равной мере к идейному содержанию, тематике и к изобразительным средствам. Поэзия обогатилась новыми темами, образами, сюжетами, мотивами. Например, совершенно новой для казахской поэзии оказалась тема партизанской борьбы». Партизанской темой связаны произведения Ж. Саина, А. Шарипова, К. Кайсенова. Ж. Саин, сражавшийся в партизанском отряде на Украине, и другие поэты многие стихотворения посвятили отважным партизанам, храбро сражавшимся в тылу врага с немецко-фашистскими захватчиками.

   ​Сознание своего гражданского долга, вера в победу над врагом, в силу дружбы людей придают стихам Ж. Саина о партизанах высокое патриотическое звучание. Он правдиво нарисовал суровую походную

обстановку, героическую партизанскую борьбу в цикле стихотворений «Партизаны» (1943), «Песни раненого партизана» (1942). Поэт нашел точные слова, чтобы выразить ненависть партизан к врагу, их любовь к родному народу, готовность отстоять интересы Родины. Особенно выразительно показана боевая дружба русских, украинцев, казахов, которые еще больше сроднились в борьбе против захватчиков. Поэт с гордостью считает себя братом украинских партизан, с которыми породнился «по борьбе и крови». Изображение украинского народа занимает центральное место в произведениях поэта-партизана:

​​ Когда я принял в грудь удар свинца,
                     ​​Горячий лоб земля поцеловала…
                     ​​И в украинце я узнал отца,
                     ​​Мне украинка раны заживляла.
                     ​​Война печалила черты лица
                     ​​Земли, с которой я страдал немало.
                     ​​Прими же, Украина-мать, бойца,
                     ​​Которого ты в бой благословляла!

(Пер. А. Жовтиса)

    Партизанской борьбе посвящены книги К. Кайсенова, участника партизанского движения на Украине: «Из когтей смерти» (1960 г.), «Мальчик в тылу врага» и «На Днепре» и др. После войны писатель не раз побывал в Украине: посещал места давних боев, встречался с бывшими партизанами. Итогом поездок стала книга «Партизанской тропой» (1964 г.)​​.   В сборнике повестей «Народные мстители» (1978) представлены лучшие произведения К. Кайсенова о партизанском движении в Украине. ​«Ничто не должно быть забыто», – считает писатель. Все свои книги о войне К. Кайсенов рассматривает как скромный памятник тем, кто шел по зову сердца в бой за свободу и независимость своей Родины.

   ​Воевавшие писатели сказали свое слово о человеке на войне. Излюбленным жанром стали рассказы, повести и романы с характерным названием: «Ради тебя» (1969), «На двух берегах» (1978), повесть «Комбат Ардатов» (1976) О. Меркулова; «Часы разведчика» (1965), «Огненное кольцо» (1968), «Война уходит на запад» (1971) Л. Кривощекова; повесть «Трудные дни» (1972), воспоминания о Сталинградской битве А. Набиева;

«Кровь на снегу», «Золотая лопата», «Талгат», «Неизвестный солдат», «Дорогой славы», «Жангожин», «Разведчики», «На гриве коня», рассказы «Исповедь героя» С. Бакбергенова; «Если останетесь живы» (1962), «Так рождались солдаты» (1970), «Журавли» (1975) В.Антонова; «Шел солдат» (1978) Б. Адамбаева.​
   Военные события стали осмысливаться как одно из звеньев в общей исторической цепи, а военные коллизии служили толчком к размышлениям над проблемами бытия, давали возможность заострить​важнейшие для жизни современного человека вопросы мира и войны, жизни и смерти, исторической памяти, нравственного выбора. 
​  ​ Обрела широкую известность автобиографическая повесть известного казахстанского писателя Мориса Симашко (1924-2000) «Гу-га» (1982), посвященная фронтовым будням штрафного батальона. В основе сюжета – факт биографии писателя, который во время войны из Военно-авиационной школы пилотов попал в штрафбат. М. Симашко был одним из немногих авторов, рассказавших правду о том, как воевали «смертники».

Они дрались на передовой, их посылали в самые опасные места, а позади них шла расстрельная команда – чтобы они двигались только вперед, иначе каждого из них могла настичь пуля… Возглас «Гу-га!», ставший названием повести, был их воинственным кличем.
   ​Автор показывает лучшие патриотические качества тех, кто оказался вместе с ним в штрафном батальоне, – бесстрашие, человечность, чувство товарищества и справедливости. И рассказывает он об этом в строго реалистической манере. 
   ​Без излишней драматизации, накручивания негативных реалий, четко выстраивая сюжет, выразительно выписывая характеры. И чем сдержанней ведется автором повествование, тем явственней проступают жестокие черты войны. 
   ​Разной показывают войну писатели. Но главная мысль литературы остается общей: из самой кровавой и жестокой битвы вынесен урок святой любви – к родной земле, к тем, кто живет на ней, к самой жизни.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Стрекозина Татьяна Алексеевна

Дата: 02.06.2022

Номер свидетельства: 608675


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства