Начало урока 2 минуты Середина урока 15 минут | Организационный момент. Приветствие, психологический настрой на урок - Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей. Делай доброе дело ради счастья людей. Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле, Делай доброе дело - тем живём на земле! Актуализация прежних знаний. Тест по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» Тест по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» 1. В каком году разворачивается действие повести? А. В 1941 г. Б. В 1942 г. В. В 1945 г. 2. Какое событие заставило Риту Осянину возненавидеть немцев тихо и беспощадно? А. Смерть ее мужа на второй день войны Б. Смерть ее сына В. Ранение ее отца и тяжелое положение матери 3. Как автор описывает Женю Комелькову? А. Она строга, сурова и готова на все ради победы Б. Она стройная рыжая красавица В. Она тихая и трудолюбивая девушка, на которой держится фронтовое хозяйство 4. Почему Лиза Бричкина не смогла закончить школу? А. Потому что ей с детства нужно было работать Б. Потому что она 5 лет ухаживала за смертельно больной матерью В. Потому что она влюбилась в лесника и сбежала с ним из дома 5. Что происходит с Лизой после того, как старшина отправляет ее обратно к разъезду сообщить об изменении обстановки? А. Ее замечают и убивают немцы Б. Она сбивается с тропы и тонет в трясине В. Ее берут в плен немцы 6.Как звали героиню-еврейку, любящую стихи Блока? А. Соня Гурвич Б. Галя Четвертак В. Женя Камелькова 7. Как погибает Рита? А. Ее убивает немец Б. Она просит Васкова ее убить В. Она стреляет себе в висок 8. Кто остался в живых после схватки с немцами? А. Галя Четвертак Б. Соня Гурвич В. Старшина Васков 9. По военной специальности девушки были А. Лётчицы Б. Зенитчицы В. Разведчицы 10. Сколько на самом деле оказалось немецких диверсантов? А. 16 Б. 10 В. 6 11. Какова главная тема повести? А. Подвиг старшины Б. Женщины на войне В. Жизнь населения в тылу. 12. Героиня, которая в мирной жизни могла бы стать актрисой или писательницей. А. Галя Четвертак Б. Рита Осянина В. Лиза Бричкина. 13. В речи кого из героев преобладают слова из разговорной, «деревенской» речи? А. Риты Осяниной Б. Старшины Васкова В. Гали Четвертак 14. Как поступил Васков с оставшимися в живых диверсантами? А. Расстрелял их из автомата Б. Взорвал с помощью гранаты В. Взял в плен 15. За повесть и фильм Б.Васильеву была присуждена премия А. Государственная Б. Ленинская В. Сталинская. | Приветствуют друг друга Выполняют тест по повести. Критерии оценивания: 15 – 100 б. 14 – 93б. 13 – 87 б. 12 – 80 б. 11 – 73 б. 10 – 67 б. 9 – 60 б. 8 – 53 б. 7 – 47 б. | Взаимооценивание в парах. | https://yandex.kz/images/search?pos=16&img |
7 минут 20 минут 15 минут | Сообщение темы и цели урока Анализ эпиграфа «Война рождает писателей и книги» поэт-фронтовик С. Гудзенко Свинцом вас косили, Осколками рвали, С вас пленных и раненых Кожу сдирали. Вас напрочь пытались Огнём извести, И многих могил ваших Нам не найти. Вас, как в саркофагах, От волги до Шпрее Земля уносила В окопах, в траншеях… Пусть ваши могилы Покрыла трава,- Великая молодость ваша жива! Леонид Кривощёков Работа по теме урока. Чтение стихотворения. Марат Кинеев. Война голодными глазами Входила в нашу жизнь и дом, Нас было четверо у мамы, Когда отец ушел на фронт. О, серый, липкий хлеб войны, Как строго нам его делили, Его мы брали как взаймы, И этим только уцелели. Но были праздники в том детстве, Когда суровый военком Паёк давал нам офицерский, Добытый кровью и трудом. Какою мерою измерить Ту щедрость, Родина моя?! Когда в дыму больших сражений Не забывала про меня. Тянулись долго дни войны, И очень быстро мы взрослели. Великой ярости полны. «Вставай, страна…»-мы громко пели. Когда отцу на фронт писала, Я помню, мама по ночам, Украдкой слёзы вытирала, Я, это видя, плакал сам. А треугольники письма Не очень часто приходили, Но нас щадила смерть сама- Нас похоронки обходили. О, сколько их тогда несли, В них смысл был предельно ясный: Не возвращается с войны, Кто жизнь отдал за наше счастье… Да, много лет нас отделяет От сорок первого Но память свято сохраняет Картины детства моего. -О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Лекция учителя. Задание: прослушать материал, составить краткий конспект, сформулировать вопросы другим группам и задать их товарищам. Обзор произведения Габита Мусрепова «Солдат из Казахстана» Роман «Солдат из Казахстана», переведенный на многие иностранные языки (болгарский, польский, румынский, чешский, словацкий, французский и др.), получил высокую оценку зарубежной критики. Так, французский журнал писал: «Да, роман Мусрепова — это суровая и великолепная поэма о братстве, о любви и о Родине. В книге Мусрепова читатель найдет гармоническое сочетание двух разных форм мышления: «тысячу цветов» Казахстана и повесть о жизненном пути поколения, совершенно отличного как от того, которое ему предшествовало, так и от того, которое за ним пришло, — тоже по-своему славное и привлекательное, развивающееся в том самом ритме, что и его страна. В годы Великой Отечественной войны Габит Мусрепов написал роман «Солдат из Казахстана». Писатель прослеживает жизнь Кайроша от отроческих лет до участия в величайшей битве XX века. Он из поколения, повзрослевшего на войне; до наивности непосредственный, воспитанный на принципах доброты и чести, — казалось бы, к чему ему кровопролитие. Но есть высокое понятие — «Родина», оно подчиняет все помыслы юноши. Многие зарубежные деятели культуры справедливо связывали появление таких ярких художественных полотен, как роман «Солдат из Казахстана» с национальным возрождением народа, с подъемом его культуры. Во многих батальных романах европейской и американской литературы XX века человек — часто бессильная жертва, попавшая под колесо войны, а война — чудовище, молох, пожирающие все на пути. Основные события романа развиваются при самом активном участии Кайроша Сарталиева. Светлая мечта ведет восприимчивого юношу с детства. «Может быть, впереди новая жизнь ждет меня, маня к себе, как переливающееся море во время миража», — думает он. Детский дом, школа, служба на границе — вся жизнь воспитывает в Кайроше ненависть к мещанству и приспособленчеству. Служить людям — вот основная потребность, которая появляется у Кайроша еще в детстве. «Вот тебе уже семнадцать. А что ты сделал? Окончил семь классов? Это хорошо. Это прекрасно. Но что дальше?» — строго спрашивает Кайрош самого себя. Свойственная пылким и чистым натурам неудовлетворенность заставляет его быть всегда в пути, искать что-то новое в жизни, рваться вперед. Духовно богаты и целеустремленны и друзья Кайроша. У каждого есть своя заветная цель. Для Бораша — это театр, для Шегена — кабина самолета, для Сергея Астаханова — кисть, краски и холст. Но в трудный для Родины час все отодвигается на задний план, и они отправляются добровольцами на фронт. Грудью встают Кайрош и его друзья на защиту родной земли, до последнего сражаются с врагами. И нельзя не восхищаться их нравственным величием. Духовный рост героя — главная пружина развития сюжета. Соответствует этому и композиция романа. На разных этапах жизненного пути Кайроша в романе появляются персонажи, помогающие раскрытию его образа. Это милиционер Мурсеит, который насильно привел маленьких оборвышей Шегена, Кайроша и Бораша в детский дом и, тем самым определил их дальнейшую судьбу; это и тетя Мария, заведующая детдомом, душевная щедрость которой помогла ее воспитанникам стать настоящими людьми; это любимая Кайроша - Акбота. Большое влияние на формирование характера Кайроша оказал его друг Шеген, смелый и целеустремленный юноша. И, наконец, это фронтовые друзья Кайроша, образы которых взаимно дополняют друг друга и помогают понять образ главного героя романа. Всматриваясь во фронтовых друзей Кайроша, читатель яснее представляет облик воина, его величие. Разными, непохожими друг на друга, но нравственно близкими, спаянными в одно целое предстают эти, еще совсем юные ребята и, одновременно, грозные воины. Это Каиргали Сарталиев, Самед Абдоллаев, Василий Гришин, лейтенант Мирошник, Семен Зонин, Володя Тостов — представители разных народов. Все они люди с ярким национальным характером. Но объединяет их интернационализм и гуманизм, широта общественных интересов, мужество и дисциплинированность, ясное сознание своей миссии. Взволнованно повествует писатель об их беспримерном мужестве и отваге. Горстка бойцов ударной группы Мирошника оказалась в стальных тисках немецких батальонов. Один за другим выбывают из строя солдаты. Гибнут Егор, Самед, Семен. Люди изнемогают от жажды, не хватает боеприпасов, а немцы, колонна за колонной, наступают. Огненный шквал бушует дни и ночи. Кажется, никому не суждено остаться в живых. Но навстречу атакующим фашистам летят гранаты и свинцовый дождь пуль. Бойцы поднимаются, превозмогая адскую усталость. Кайрош и его друзья снова идут в атаку. «Поэтичность и юмор — вот две характерные особенности казахского писателя», — таково мнение французской критики о романе «Солдат из Казахстана». Несмотря на то, что героям романа не раз приходится встречаться со смертью, это люди веселые, жизнерадостные. В книге много света, в ней утверждается светлое мироощущение. Поэтичность, о которой говорит французский критик, особенно заметна в первой части романа Мусрепова, где рассказывается о детстве и юности того, кому слишком рано пришлось стать солдатом. Мусрепов — мастер выразительного сравнения. Вспоминая, например, о своем детстве, Кайрош замечает, что оно «пролетело, как брошенный мяч, стукнулось о стену, отскочило, подпрыгнуло на месте и замерло». Вот Мусрепов рассказывает о туманах, которые накладывают на лица людей особый отпечаток, и одной фразой создает представление об осенней казахской степи: «На оголенных побуревших холмах, подобных горбам спящего верблюда, мрачно насупясь, чернели одинокие орлы». Один из основных художественных приемов, применяемых Г. Мусреповым, — широкое включение в роман лирико-публицистических отступлений. Автор как бы следует за своим главным героем, оторванным от родных и близких, от родимой земли. И, естественно, что воспоминания о детских годах героя окрашиваются в лирические тона. Читатель раз или два, и то мимоходом, встречается с такими героями, как мать Кайроша — Каракемпир, его любимая — Акбота. Но эти образы воспринимаются зримо, так как каждый свободный миг Кайрош с волнением вспоминает этих дорогих ему людей. Лирическая струя придает героическому роману особую жизненность и теплоту. Разрушенные города, погибшие друзья, смерть и горе людей вызывают у Кайроша, еще юноши, чувство гнева и скорби. И по контрасту с этим вспоминается прошлое, полное света и добра. Лирические отступления естественно входят в ткань повествования, делают его богаче. В романе Г. Мусрепова воины и офицеры выступают вершителями исторических судеб, а не слепыми игрушками в руках случая. Воспевая героизм, писатель откровенно и смело показывает беды и горе, которые приносит навязанная народу война. Победу он изображает как победу разума, человеколюбия и прогресса над реакцией, над бесчеловечной фашистской идеологией. В такой трактовке проблем солдата и войны, личности и истории, человека и народа проявилась новаторская сущность писателя. | Обмениваются мнениями. Записывают тему урока в тетрадях Слушают материал лекции, затем формулируют и задают другим группам вопросы. Участвуют в анализе произведения, составляют краткую характеристику главных героев произведения. | Устная похвала Оценивание учителем | http://collegy.ucoz.ru/publ/41-1-0-16987 https://www.myunivercity.ru |