Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы. Тема и идея романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».»
Разработки уроков литературы, направленных на формирование нравственных представлений у подростков 8го класса, по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок 1
Тема: Александр Сергеевич Пушкин. Поэма «Капитанская дочка».
Тип урока: Вводный.
Цель: Смотивировать учащихся на изучение повести Пушкина А.С. «Капитанская дочка».
Задачи:
актуализировать знания учащихся о Пушкине А.С.;
ознакомить с историей создания произведения «Капитанская дочка»;
воспитывать ответственность за свои поступки.
Методы: Пересказ, работа со статьей учебника, анализ, чтение
Ход урока
Оргмомент. Написание даты, темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением Пушкина, которое называется «Капитанская дочка». Но прежде, чем начнем новую тему, давайте вспомним все, сто мы уже знаем о Александре Сергеевиче. Дома вам нужно было подготовить рассказ о Пушкине, прочитав статью в учебнике.
2. Проверка домашнего задания. (Один учащийся пересказывает статью о Пушкине)
- Что еще вы знаете о жизни писателя?
- Какие произведения Пушкина вы уже читали? Чем они вам запомнились?
3.Вступительное слово учителя.
Интерес Пушкина к 18 веку был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке заковывалось все русское дворянство, а вместе с ним и все русское общество. Все, что дорого и ненавистно, страшно и смешно было поэту, корнями уходило именно в этот век. Поэтому он обращается к новому для себя жанру исторического романа. Замысел «Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин слал работать над «Историей Пугачева». Оказалось, что ник чему выдумывать небывалые сюжеты, наделять вымышленных героев раковыми страстями, когда реальная русская история – это живой кладезь сюжетов и героев. Пушкин открывает события шестидесятилетней давности. Перед ним представали события и люди, о которых не прочитаешь и которых не выдумаешь.
Давайте познакомимся с историей написания произведения «Капитанская дочка», прочитав в учебнике статью «А.С. Пушкин в работе над материалами о Пугачевском восстании» на странице 35. Прочитайте самостоятельно и подготовьте рассказ о том, как работал писатель с материалами о Пугачевском восстании.
4.Чтение учащимися статьи.
- Что вы поняли, прочитав статью?
(Один из учащихся дает ответ)
- Запишите себе в тетрадь краткие выводы, 3-4 предложения.
5. Слово учителя.
Итак, в 1833 году Пушкин отправляется на Волгу и в Оренбургские степи собирать материалы для задуманного им исторического труда – «Истории Пугачева». Одновременно зреет замысел будущего романа. Сначала Пушкин хотел сделать главным героем офицера, перешедшего на сторону Пугачева. Но то, что он прочитал в архивах и услышал от очевидцев, укрепило у него мысль, что такой поступок был нетипичен для дворянина. Пугачевский бунт обозначил пропасть между двумя Россиями – дворянской и крестьянской. В записке, адресованной императору Николаю I, Пушкин писал: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему добродетельствовало… Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства». Но «Капитанская дочка» - роман, а не историческое исследование. История в произведении – это маленькие человеческие судьбы, переплетенные с историей народа, страны.
Дома вы также должны были прочитать 1ю главу произведения. Проверим вашу готовность.
5. Проверка знания текста.
- Кто такие Савельич, мосье Бопре, Андрей Петрович, Авдотья Васильевна?
- Что о детстве Петра Гринева мы узнаем из первой главы?
- Расскажите, пожалуйста, от лица Петра о жизни в родительском доме.
(Я… мосье Бопре… Савельич, змей из географической карты… в16 лет жизнь моя переменилась… мечты о службе…)
- Оказал ли тот факт, что воспитанием Петра занимался мосье Бопре, какое-либо влияние на главного героя? Каким образом?
Пересказ эпизода «Проигрыш Зурину».
- Вспомните, что такое эпиграф. Прочитайте и объясните эпиграф к первой главе.
- Каким предстает перед читателями Петр Гринев в начале повести? (Если судить по первой главе произведения, то можно подумать, что Гринев не получил никакого образования, он лукавит, иронично отзываясь о своей образованности, поступает легкомысленно, проигрывает деньги.)
- Именно таким мы видим Петра Гринева в первой главе. Но прочитав произведение, мы поймем, что не всегда первое впечатление правильное. Давайте прочитаем следующею главу, откройте страницу 44.
6. Чтение 2й главы.
- Прочитайте самостоятельно от начала до слов «Я приближался к месту…»
- Какие чувства переполняют героев? Найдите в тексте и прочитайте описание этих чувств.( Гринев: не мог не признаться, что поведение мое было глупо; чувствовал себя виноватым; все это меня мучило; хотел с ним помириться. Савельич: сержусь-то я на самого себя.)
- А теперь давайте вместе почитаем. (Чтение вслух до слов «Мне приснился сон».)
- Что вы можете сказать о человеке, который встретился Петру Гриневу? (Опытный, сметливый, с тонким чутьем, решительный, умеющий брать на себя ответственность.)
- В каких поступках проявляются названые вами качества?
- Прочитаем сон. Слушайте внимательно, следите за моим чтением. К этому сну мы будем обращаться неоднократно. (Чтение учителем эпизода сна.)
- Этот сон является пророческим. Как вы думаете, что он предсказывает Гриневу? (Чтение вслух учащимися)
7. Слово учителя.
- Вот мы вновь встретили мужика с черной бородой. Или волк, или человек; добрый человек; мужичек; посаженный отец; бродяга; собака; разбойник – вот эти эпитеты звучат во второй главе и обращены они все к Емельяну Пугачеву. Его имя еще не названо, еще и представить невозможно роль этого человека в истории России и в судьбе Гринева, а Пушкин уже начинает очерчивать характер, не укладывающийся в обычные рамки. Глава за главой будет строится личность масштабная и противоречивая.
Обобщение сказанного:
- Какую информацию мы можем добавить к характеристике Гринева после прочтения второй главы? (Обсуждение)
Домашнее задание. Читать главы 3, 4, 5. Подготовить подробный пересказ эпизода с описанием бурана (для всех); индивидуальное задание: гл. 4, 5 – краткий пересказ.
Урок 2.
Тема: Жизнь в Белогорской крепости.
Тип урока: урок анализа.
Цель: Проанализировать жизнь Петра Гринева в Белогорской крепости.
Задачи:
1) контролировать усвоение содержание повести (главы 3-5);
2) формировать умение анализировать пейзажные зарисовки и их роль в судьбе литературных героев;
3) воспитывать достойное уважение и гордость за моральные качества человека.
Методы: Беседа, фронтальный опрос, пересказ,
Ход урока.
Оргмомент. Написание даты, темы урока.
Слово учителя.(Подготовка)
- Мы не раз на уроках говорили о том, что описания состояния природы очень важны в тексте художественного произведения. Они помогают понять состояние души героя, его настроения или настроить на восприятие дальнейших событий.
3.Проверка выполнения домашнего задания.
- Дома вам нужно было подготовить подробный рассказ 3й главы, т.е, с описанием бурана, сохраняя все особенности текста. (Пересказ)
- Как в произведении «Капитанская дочка» природа повлияла на судьбу главного героя? (Благодаря бурану Петр знакомится с Пугачевым)Знакомство с Пугачевым имеет большое значение в дальнейшее судьбе Петра Гринева. Мы это поймем, прочитав произведение полностью. А сейчас вернемся к проверке домашнего задания.
- Объясните название третье главы. Раскройте смысл эпиграфа.
- Расскажите о первом впечатлении Петра Гринева от крепости, сопоставив его с той воображаемой крепостью, которую ожидал увидеть Петруша. («Мысль о службе сливалась во мне с мыслью о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, мо мнению моему, было верхом благополучия человеческого. …Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающего ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и воду. … Ожидал увидеть грозные бастионы, башни и вал» - это ожидания героя. «Деревушка, окруженная бревенчатым забором, три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом; с другой стороны - скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными; старая чугунная пушка; улицы тесны и кривы; избы низки и большей частию покрыты соломою» - увиденное Гриневым в крепости.)
- Каким было первое впечатление Гринева от обитателей крепости?
(Швабрин – «очень неглуп; разговор остер и занимателен; я смеялся от чистого сердца».
Капитан Миронов, комендант – « старик добрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате; сказал мне несколько ласковых слов».
Василиса Егоровна – «приняла запросто и радушно, обошлась со мною как бы век была знакома».
Маша – «с первого взгляда не очень мне понравилась; смотрел на нее с предупреждением».)
- В третьей главе мы узнаем о Пугачеве и его восстании. О чем прежде шла речь? Кто участвовал в разговоре, и как можно охарактеризовать участников разговора?
4.Задание для учащихся.
- Перед вами краткое содержание третьей главы (у каждого на парте лежат распечатки), дополните его деталями, которые вам запомнились. Объясните, почему вам запомнились именно эти детали.
Крепость похожа на деревушку. Распоряжается всем разумная и добрая старушка, жена коменданта, Василиса Егоровна. На другое утро Гринев знакомится с Алексеем Ивановичем Швабриным, молодым офицером, переведенного в крепость за дуэль. Швабрин рассказывает Гриневу о жизни в крепости, описывает семью коменданта, особенно нелестно отзывается о дочери коменданта крепости Маше. Швабрин и Гринев приглашены на обед в семью коменданта. По пути Гринев видит «учения»: Миронов командует взводом. Сам он при этом одет в колпак и китайчатый халат.
5. Индивидуальные сообщения учащихся.
1) Краткий пересказ главы 4.
Например, Гринев очень привязался к семейству коменданта. Его производят в офицеры. Гринев много общается со Швабриным, но тот ему нравится все меньше и меньше, а особенно его колкие замечания о Маше. Гринев посвящает Маше стихи, Швабрин резко их критикует, оскорбляет Машу в разговоре с Гриневым. Гринев называет его лжецом, Швабрин требует сатисфакции. Перед дуэлью по приказанию Василисы Егоровны их арестовывают, дворовая девка Палашка отнимает у них шпаги. Через некоторое время Гринев узнает от Маши, что Швабрин за нее сватался, а она отказала. Дуэль возобновляется, Гринев ранен.
Дополнения и пояснения желающих, особенно важно обратить внимание на сцену дуэли и поведение Швабрина. При необходимости можно зачитать этот отрывок.
-Основываясь на тексте главы 4, объясните причины дуэли, опишите поведение соперников.
- Как вы оцениваете поведение Швабрина?
- как вы оцениваете решимость Петруши Гринева? Дает ли этот поступок представления о его «кодексе чести»? Как вы понимаете слово честь?
- Как бы вы поступили на месте Гринева?
- Как вы думаете, почему повествование в повести ведется от лица Петруши?
2) Краткий пересказ 5главы.
Например, Маша и Савельич ухаживают за раненым. Гринев делает Маше предложение, пишет письмо родителям. Швабрин приходит навестить его, признает, что сам был виноват. Отец Гринева отказывает сыну в благословении. Ему известно о дуэли не от Савельича, Гринев решает, что отцу сообщил Швабрин. Маша избегает Гринева, не хочет свадьбы без согласия родителей. Гринев перестает бывать в доме Мироновых, падает духом.
6.Обобщение изученного.
Слово учителя. Итак, вспомним юного Петрушу Гринева. Поначалу он кажется обыкновенным провинциальным недорослем, история приобщения которого к наукам не может не вызвать улыбки. Не забудем, однако, что главные уроки мальчик получает не от стремянного Савельича и не от Бопре, а от своего отца. Выделим и запишем эти уроки.
Андрей Петрович считает, что его единственный сын должен с 16 лет начать самостоятельную жизнь, вступив на военную службу. Радужные мечты сына о веселой петербургской жизни сталкиваются с призрениями отца ко всякого рода бездельникам: «Чему он научится, служа в Петербурге? Мотать да повесничать?»
Многие молодые люди считают родительские деньги лучшим средством для поддержания репутации честного человека. Петруша умеет платить и другие долги, о чем говорит его отношение к обиженному им Савельичу: «…виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаю впредь вести себя умнее и слушать тебя». Такое отношение к крепостному слуге – тоже результат воспитания, полученного дома. Петруша умеет признавать и исправлять свои ошибки.
Андрей Петрович остался бы доволен своим сыном, который сохранил верность своему слову и не посягнул на право Савельича распоряжаться деньгами, отблагодарил спасшего его от смертельной опасности человека и защитил доброе имя девушки.
В отличии от Швабрина, Гринев видит в людях хорошее. Сталкиваясь с ложью, Гринев не хранит злости. Он находит в себе силы понять, простить и пожалеть Швабрина, в клевете которого видит «досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви».
7.Домашнее задание. Читать главы 7,8. Составить тест на знание текста прочитанных глав; не менее 10 вопросов.
Урок 3.
Тема: Герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и пугачевщина.
Форма урока: Групповая работа
Цель: Раскрыть образы героев повести «Капитанская дочка»
Задачи:
контролировать усвоение содержания повести;
2) формировать умение анализировать героев литературного произведения, сравнивать и противопоставлять их;
3) развивать умение отличать хорошие поступки от плохих;
4) воспитывать самостоятельность, ответственность за совместную деятельность.
Методы: наглядность, схематизация, анализ, групповое взаимодействие, работа с текстом, поисковый метод.
Ход урока
Оргмомент. Написание даты, темы урока.
- Сегодня на уроке мы должны проанализировать уже известных нам героев повести «Капитанская Дочка». Прежде чем приступим к анализу, давайте вспомним всех героев.
2.Подготовка.
- Кто является главным героем произведения? (Петр Гринев) Давайте нарисуем систему действующих персонажей, связанных между собой. (Учитель чертит на доске, а дети в тетради)
Андрей Петрович и Авдотья Васильевна (родители)
Иван Кузьмич и Василиса Егоровна Мироновы (родители возлюбленной, комендант и комендантша, у которых служит Петр)
- Как мы видим из схемы, герои произведения связаны. Вам нужно разделиться по группам. Должно получиться 5 групп. Петра Гринева и Пугачева мы с вами будем анализировать на следующем уроке вместе. (Учащиеся делятся на группы, учитель распределяет, кто каких героев будет анализировать.) Откройте тетради так, чтобы у вас получился двойной развернутый лист. Сейчас мы начертим таблицу, которую будем заполнять в ходе анализа. (Учитель чертит на доске таблицу, а дети в тетрадях.)
г ерои
особенности
Петр Гринев
Мария Миронова
Швабрин
Савельич
Мироновы
Гриневы
Пугачев
Внешность
Речь
Поступки
Черты характера
Мнение других действующих лиц
Мое мнение о г герое
- Каждая группа должна проанализировать своего (своих) героев по заданному плану. На работу вам дается 10-13 минут. Потом каждая группа представляет результаты своей деятельности. Несмотря на то, что работаем по группам, таблицы должны быть в тетрадях у всех. Мы прочитали еще только часть произведения. Возможно, что-то в образах героев будет меняться, что-то добавляться. Поэтому оставляйте в таблице свободное место, чтобы было куда добавить новые записи о героях. Возможно, у вас поменяется мнение о ком-нибудь из них. Приступаем к работе!
3. Самостоятельная деятельность в группах.
4. Представление результатов, обсуждение и дополнение.
Пока одна группа рассказывает, другие внимательно слушают и заполняют таблицу.
Примерные ответы учеников.
В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты русского человека: верность долгу(он обещал Андрею Петровичу следить за Петром, оберегать его, и он выполняет обещание);прямота (ругает Петра за его проступки, ворчит); способность к глубокой привязанности и самопожертвованию (во время дуэли Гринева со Швабриным бежит к Петруше, чтобы уберечь его, заботится о нем раненом). Много хорошего в Гриневе воспитано Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гриневу. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье Петруши. Савельич- раб по происхождению, но не по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Обиду у Савельича вызывают слова Петруши, сказанные сгоряча. Но Петр уважает Савельича, считается с его мнением и после ссоры не противоречит ему. Горечь и боль вызывают в Савельиче грубое письмо к нему Андрея Петровича. Из ответного письма Савелича мы видим, что он не только покорный своему господину, но он такой же человек, как и его барин.
Швабрин – аристократ, ранее служивший в гвардии и за дуэль сосланный в Белогорскую крепость. Умен, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но к народу, ко всему, что касается личных интересов, Швабрин глубоко равнодушен. В нем нет чувства долга и чести. Он оскорбляет Миронова у него за спиной. Оскорбленный отказом Маши выйти за него замуж, он мстит ей клеветой. Швабрин пишет анонимный донос Андрею Петровичу на его сына. (До 8 главы мы только это можем сказать о Швабрине. Потом его характеристика будет дополнена.) Уже после первого восстании у Швабрина зарождается мысль об измене, которую он осуществил, когда Пугачев взял крепость. Швабрин перешел на сторону Пугачева не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы с Гриневым и овладения Машей. Швабрин – морально опустошенный человек, вызывающий к себе отрицательное отношение других персонажей и автора.
Мироновы.
Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». Мироновы близки к народу в их быту, в отношении к дуэли как к «смертоубийству», в их доверчивости, добродушии и простосердечии, в гостеприимстве. В своей речи Василиса Егоровна часто употребляет пословицы и поговорки: «Стерпится – слюбится», «На грех мастера нет» и т.п. В нравственном отношении Мироновы резко противостоят аристократическому дворянству, представленного Швабриным. В них есть чувство долга, чести. Иван Кузьмич первым выходит против Пугачева и, изнемогая от раны , собрав последние силы твердым голосом отказывается признать в Пугачеве государя, обрекая тем самым себя на виселицу. Василиса Егоровна наотрез отказалась ехать в Оренбург, заявив мужу: «Вместе жить, вместе и умирать».
Маша Миронова. Простая русская девушка, «лет осемнадцати», с самой обыкновенной наружностью: «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». В той обстановке, в которой она росла и воспитывалась, ей неоткуда было получить образования. Ее речь – показатель невысокой культуры: «я так и обмерла», «Да так… он такой насмешник… он мне противен», «Это меня беспокоило бы страх».
Она скромна, и у нее твердые нравственные устои: несмотря на любовь к Гриневу, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей: «Без их благословения не будет тебе счастья», - говорит она Гриневу. В ее отношениях к людям нет ни тени эгоизма, расчета. Она любит Гринева Глубоко и бескорыстно. (Из следующих глав: Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет смелость и решительность в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении Гринева.)
Гриневы. Строгие, еще до рождения Петруши записали его в Семеновский полк сержантом. «Если б… матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта. Было у них 10 детей, но все помирали в младенчестве. Отец заботится о том, чтобы сын был образованным. Петруша уверен в доброте мамы, но немного боится отца, не противоречит ему. Когда Петр просит разрешения жениться на Маше, отец отказывает сыну в благословении, т.к. не одобряет его дуэль со Швабриным.
5. Подведение итогов урока.
- Как менялось ваше отношение к героям произведения?
Учитель оценивает работу групп, просит учащихся сдать составленные ими тесты.
6. Домашнее задание. Читать главы 8-9. письменно ответить на вопрос:
1 вариант: Почему Пугачев пощадил Гринева, не повесив его?
2 вариант: Как связан сон Гринева с последующим действием в повести?
Урок 4
Тема: Пугачев и Петр Гринев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Тип урока: Урок анализа
Цель: Проанализировать образы Пугачева и Петра Гринева.
Задачи:
контролировать усвоение содержания повести;
раскрыть особенности характеров героев (Пугачева и Гринева): умение прощать другого человека, понимать и сочувствовать;
воспитывать гуманность, чувство гордости за моральные качества человека, чувство и долга.
- Дома вам по вариантам нужно было ответить на вопросы. (Учащиеся зачитывают ответы, дополняют друг друга, обсуждают, обмениваются мнениями.)
3. Актуализация знаний, обобщение прочитанного.
- Прежде чем перейти к новой теме, проверим, насколько внимательно вы читаете повесть. Я проверила составленные вами тесты и поставила за них отметки. Вторую отметку вы получите, выполнив тест другого ученика (учитель раздает тесты ученикам). На работу вам дается 4 минуты. Не забудьте подписать, кто выполнял работу. (Учащиеся выполняют тесты, сдают их учителю)
- В любом литературном произведении есть герои главные и второстепенные. Они так называются не потому, что их роль как персонажа, личности невелика, а потому, что в центре внимания – другие судьбы других героев, а это помогает понять замысел и идею автора. На прошлом уроке мы проанализировали образы Швабрина, Мироновых, Гриневых, Савельича, а сегодня должны проанализировать образы Пугачева и Петруши Гринева.
- Можно ли их назвать главными героями? Почему?
- Гринев является не только героем повести, но и рассказчиком. Значит ли это, что все события показаны только в его восприятии? Почему вы так думаете?
Задание. Определите, кто так отзывается о Пугачеве или видит его таким в повести, опишите ситуацию. Сделайте вывод об отношении к Пугачеву разных героев.
(Материал распечатан, лежит на каждой парте)
… Взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза. (Гринев, на постоялом дворе после бурана, еще не зная, что это Пугачев.)
…Убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев… принял на себя имя покойного императора Петра III… злодей и самозванец. (Из официального письма в Белогорскую крепость.)
Пугачев сидел на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. (Гринев видит Пугачева после захвата крепости)
«Ты мне не государь, ты вор и самозванец!» (Капитан Миронов отвечает на вопрос, почему противился государю.)
«Чуть было не стряслась беда: злодей только что уселся обедать, как она, моя бедняжка, очнется да застонет!» (Попадья Гриневу о судьбе маши после казни Мироновых на площади.)
«Ты позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?» (Савельич)
«Великий государь требует тебя к себе». (Приближенный Пугачева, передавая Гриневу приглашение.)
Пугачев смотрел пристально, прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. (Гринев при разговоре с глазу на глаз с Пугачевым.)
Назвать себя обманщиком – было повергнуть себя погибели. (Гринев.)
«Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча». (Урядник.)
«Вот видишь, я недаром подал мошеннику челобитье». (Савельич после тог, как Пугачев передал лошадь и тулуп Гриневу.)
4.Пересказ содержания глав 8-9 по цепочке несколькими учениками.
5.Обсуждение проблемного вопроса.
- Мы несколько раз встречаем описание внешности Пугачева в повести. Послушайте, что говорил по этому поводу один из современников Пугачева: Рост у него небольшой, лицо имеет смуглое и худощавое, нос с горбом… левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове черные, борода черная же, но с небольшою сединою. Платье имеет: шубу плисовую малиновую, да и шаровары такие ж; шапку казачью». Другой отмечал: «Лицо имеет он смуглое, но чистое, глаза острые и взор страховитый; борода и волосы на голове черные; тонок». Сравните эти описания с деталями портрета Пугачева в главах 7, 8, 9. чем отличается портрет Пугачева, воссозданный в повести, от свидетельств современников?
- Почему, по вашему мнению, Пушкин именно такими деталями рисовал внешность героя.
6. Обсуждение проблемной ситуации.
- Каждый человек каждую минуту стоит перед выбором: как поступить. Иногда ситуация выбора бывает судьбоносной. Перед разговором с Пугачевым Гринев стоит перед таким выбором: долг и чувство борются в сознании. О чем размышляет герой? Удается ли ему принять самостоятельное решение или судьба все решила сама?
7.Изображение Пугачева в повести.
- Как Пугачев относится к своим подчиненным? (Не доверяет им: «Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».)
- Почему несмотря на такие отношения со своими подданными, он не хочет «прибегнуть к милосердию государыни»? (…поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал». )
- Мы отметилиособенности изображения внешности Пугачева. Этот герой действует.
Задание. Проследите, как ведет себя Пугачев в разных ситуациях с разными персонажами. Для отбора материала используйте текст прочитанных глав.
- А теперь самостоятельно заполните колонку таблицы, которую мы вчера начертили.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, дополняя ее анализом Пугачева.
8. Подведение итогов.
- Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось?
- Как менялось ваше мнение о Пугачеве при чтении произведения?
9. Домашнее задание. Дочитать повесть.
Урок 5.
Тема: Судьба Маши Мироновой – капитанской дочки.
Тип урока: Изучение нового.
Цель: Определить смысл названия повести.
Задачи:
контроль усвоения содержания повести;
формирование понятия об основной мысли произведения и о способах ее раскрытия;
раскрыть нравственную красоту маши Мироновой.
Методы: рассказ учителя, беседа, пересказ учащихся, анализ.
Ход урока.
Оргмомент. Написание даты, темы.
Проверка домашнего задания.
- Дома вы должны были дочитать «Капитанскую дочку». Какое впечатления о произведении у вас осталось? Как вы можете прокомментировать концовку повести?
- сегодня на уроке мы будем говорить о Маше Мироновой, капитанской дочке. Наша цель – понять, почему повесь о пугачевском бунте названа «Капитанской дочкой».
Задание. Вспомните эпизоды повести, в которых участвует Маша Миронова. Их немного. Перечислите поступки героини. (Ухаживает за раненым Гриневым, который заступился за ее честь; отказывается выйти замуж за Гринева без благословения родителей, несмотря на то, что любит его; пишет письмо Гриневу с мольбой спасти ее, готова умереть, но не стать женой ненавистного ей человека; отправляется к императрице Екатерине II за справедливостью, отстаивая честь и свободу своего любимого.)
- Вспомните эпиграф к повести и объясните, является ли он ключом к пониманию характера, моральных ценностей Маши Мироновой?
4. Обобщающее слово учителя. (Учитель говорит и диктует учащимся материал, который нужно записать.)
- Скромная и застенчивая, Маша в решающий момент проявляет твердость характера и мужество. Петра Гринева и Марию Миронову, спасших друг друга во время кровавой смуты, объединяет не только твердость принципов и умение сказать «нет» в ответственный момент, но и общие представления о долге и чести. «Бесчестия я не переживу», - говорит Маша. «А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женой такого человека, каков Алексей Иванович» - пишет она Петруше. «Я никогда не буду его женою! Я лучше решусь умереть, и умру, если меня не избавят», - подтверждает она свое обещание в присутствии Пугачева. Стойкость в испытаниях, выпавших на долю этих героев, подчеркивает их внутреннюю силу и самоотверженность, умение спасать, а не спасаться.
- Как же удалось капитану Миронову и его жене вырастить такую дочь? Как вы думаете?
- В третьей главе произведения упоминается, что домик коменданта Белогорской крепости был выстроен близ деревянной церкви. Такое соседство ко многому обязывает и многое объясняет: необразованные, но добрые и честные родители Маши не только жили рядом с церковью, но и строили жизнь по Божьим заповедям. Этот каждодневный труд и стал для их дочери, с детства усвоившей, что заповеди переиначивать в свою пользу нельзя.
Родители Маши умирают, но она не обделена судьбой. Ее приданое в родительских заветах, в родительском примере.
Гринев и Маша удостоены милости сначала от Пугачева, затем от Екатерины II. В этом и есть проявление царской воли и человечности перед лицом порядочности, честности, благородства и мужества.
- Как вы думаете, почему свое произведение о Пугачевском восстании А.С. Пушкин назвал «Капитанской дочкой»? (Назвав повесть «Капитанской дочкой», автор хотел тем самым подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения. Даже историческое лицо, представленное с тем более замечательной стороны: устроителем судьбы врага, которые по-человечески ближе, чем сподвижники.)
5.Анализ эпизодов. Работа в группах.
- Выберите эпизод из последних глав повести (согласовав друг с другом, чтобы не было повторяющихся эпизодов), в котором участвует Маша Миронова, определите его границы, озаглавьте; кратко передайте сюжет этого эпизода. Объясните, как он связан с предыдущими действиями, как отразился на дальнейшем ходе событий? Охарактеризуйте поведение Маши Мироновой, о чем и как она говорит, почему поступает так, а не иначе.
- Подумайте, может ли читатель определить отношение автора к происходящему? По каким деталям вы это определили?
- Какие качества проявляет героиня, и как проявляются другие герои в ее присутствии?
6. Представление группами анализов, обсуждение.
- Какое к себе отношение вызвала Маша у вас? Почему?
7. Подведение итогов, оценивание учащихся.
8. Домашнее задание. Охарактеризовать встречи Пугачева и Гринева.
Урок 6.
Тема: Тема чести в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Тип урока:
Цель: Рассмотреть, как проявляется тема чести в «Капитанской дочке».
Задачи:
контроль усвоения содержания повести;
формирование умения обобщать текстовый материал;
формирование понятий об основной мысли произведения и способах ее раскрытия;
воспитывать достойное уважение и гордость за моральные качества человека.
Методы: анализ, самостоятельная работа учащихся.
Ход урока.
Оргмомент. Написание даты, темы урока.
- Вспомните эпиграф к повести. Береги честь смолоду. В этом эпиграфе заложена основная идея произведения. На прошлом уроке мы говорили о том, как понимала «честь» Маша Миронова, капитанская дочка. Сегодня мы будем говорить о других героях, их понятиях чести и бесчестия. В первую очередь речь пойдет о Гриневе и Пугачеве.
Задание. Расположите в хронологическом порядке главы повести. Отметьте те, в которых происходят встречи Гринева и Пугачева.
*Любовь
* Приступ
* Сирота
* Мятежная слобода
* Суд
* Осада города
* Разлука
* Пугачевщина
* Крепость
* Поединок
* Вожатый
* Сержант гвардии
* Арест
* Незваный гость
- Перечислите эпизоды, в которых встречаются Гринев и Пугачев.
Проверка.
Охарактеризуйте эти встречи по следующему плану:
1) При каких условиях происходит встреча, ее содержание.
2) Темы разговоров, особенности речи Пугачева.
3) Поведение героев.
4) Отношение к Пугачеву окружающих людей.
5) Качества, проявляемые героями.
6) Как в эпизоде раскрывается тема чести.
7) Итоги и последствия встречи.
Анализ учащимися эпизодов. Эпизоды распределяются по вариантам. Устное обсуждение одного из эпизодов, затем самостоятельная работа с обязательным использованием текста повести.
3.Обобение изученного, подведение итогов.
- Закончите фразу: Тема чести в повести «Капитанская дочка» раскрывается через изображение… (судьбы Мироновых, честно служивших государству; бесчестных поступков Швабрина; поступков маши Мироновой и Петра Гринева; личности Пугачева в отношении Гринева и Маши и т.д.)
Учитель выставляет учащимся отметки за работу на уроке.
4.Домашнее задание. Полностью заполнить таблицу герои произведения «Капитанская дочка».
Урок 7.
Тема: Обобщение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Тип урока: Обобщающий урок.
Форма урока: Литературная игра.
Цель: Обобщение знаний по истории создания и особенностях повести.
Подготовка к обобщению. Вступительное слово учителя.
- Итак, роман прочитан. Это было последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день приходилась очередная , притом особенно торжественная, двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея, последняя, на которой присутствовал Пушкин. Поэтому мы с особым вниманием всматриваемся в его последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.
Книга показалась сложной? Простой? Все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон.
3. Викторина.
Имя отца Петра Гринева. (Андрей Петрович.)
При каком графе он служил? (При Минихе.)
Сколько у него было деревень и в какой губернии? (Одна, в Симбирской.)
Кто был пожалован сыну в дьяки? (Стремянный Савельич)
…И мог он здраво судить о …(свойствах борзого кабеля)
Как звали француза, которого отец нанял для Петра? (Мосье Бопре.)
Кем был француз в отечестве своем? (Парикмахером.)
Кем он был в Пруссии? (Солдатом.)
Для сего мосье Бопре приехал в Россию? (Чтобы стать учителем, не очень понимая значения этого слова)
Свидетелем какого урока стал Андрей Петрович? (Географии.)
Что в это время делал Петруша? (Делал из географической карты воздушного змея, прикладывая мочальный хвост к мысу Доброй Надежды.)
Чем был занят в это время мосье Бопре? (Спал.)
Продолжите: Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? (Мотать да повесничать? Нет…)
Шаматон – это … (Бездельник, шалопай.)
Иван Кузьмич вышел из…(солдатских детей).
Он был необразованный, простой, но самый …(честный и добрый человек).
В Марье Ивановне я нашел …(благоразумную и чувствительную девушку).
Какой фразой Швабрин оскорбил Машу в присутствии Гринева? («Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей пару серег».)
Как на это отреагировал Гринев? (Обозвал Швабрина лгуном, вызвал его на дуэль.)
Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак (Емельян Пугачев) …
Какую непростительную дерзость он учинил? (Присвоил себе имя Петра III.)
Когда Петр Гринев взглянул на башкира, он содрогнулся, потому что у башкира не было …(ни носа, ни ушей).
Юлай взял плеть и размахнулся, - тогда башкир застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою открыл рот, в котором …(вместо языка шевелился короткий обрубок).
4.Задания для аргументированного ответа
Можно ли назвать «Капитанскую дочку» бытовым романом?
…нравоучительным романом?
… историческим романом?
Вывод: о жанре произведения можно спорить, но в нем есть все, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. Мы и наше будущее зависят от того, что происходит в настоящем – мораль романа.
5. Узнай героя.
«Трусиха… До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется». (Маша.)
«Сидел под образами в красном кафтане, в невысокой шапке и важно подбочась» (Пугачев.)
Тщедушный и сгорбленный старичок с белой бородкой и голубой лентой через плечо. (Капрал Белобородов.)
Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами … нос без ноздрей. (Афанасий Соколов – Хлопуша.)
…увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате с кием и с трубкой в зубах. (Иван Иванович Зурин.)
Аргументированный ответ.
- Какая мысль вам кажется самой важной и почему? (Мысль о великодушии, которое так нужно в сложных обстоятельствах жизни. О возможности понять каждого человека.)
4.Подведение итогов. Учащиеся подсчитывают количество жетонов, выявляется победитель. Учитель ставит отметки учащимся. - Загадки романа – это загадки жизни, которую нужно уметь видеть и понимать.
Урок 8.
Тема: Подготовка к написанию сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Тип урока: Контрольный (Урок развития речи)
Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения по повести «Капитанская дочка»
Задачи:
оценить усвоение учащимися содержание повести;
развивать умения письменно излагать свои мысли и аргументировать их текстом литературного произведения;
воспитывать уважение за моральные качества человека.
- Сегодня на уроке мы должны подготовиться к написанию сочинения, которое вы будите дописывать дома. На прошлом уроке мы обобщили все наши знания повести, думаю, у вас не возникнет трудностей в написании сочинения.
2. Подготовка к написанию.
- Давайте вспомним, как нужно писать сочинение.
Для начала нужно определиться с выбором темы. Посмотрите на доску и подумайте, какую тему из предложенных вы хотите выбрать.
Темы:
Какую роль сыграл буран в жизни Петруши Гринева?
Почему мне нравится (не нравится) Петр Гринев (Швабрин)?
Почему сон Петра Гринева можно назвать пророческим?
Маша Миронова – идеал человеческой нравственности.
Мой любимый герой произведения «Капитанская дочка».
После того, как вы выбрали темы, вы должны для себя определить, о чем вы будите писать. Давайте разберем методику работы на примере пятой темы. Кто является вашим любимым героем из повести «Капитанская дочка»? Например, Гринев, значит, писать сочинение вы будите о нем.
Далее вам нужно сформулировать основную мысль (тезис), которую вы будите доказывать. Если рассматривать на примере пятой темы, то основная мысль будет звучать примерно так: Петр Гринев – мой любимый герой произведения «Капитанская дочка». Если вы выбираете первую или третью тему, то над остальной мыслью следует задуматься. Например, буран сыграл важную роль в жизни Петра Гринева, или без бурана жизнь Петра Гринева была бы значительно короче, и т.д.
Определили основную мысль, теперь нужно подобрать аргументы, подтверждающие основную мысль. Их должно быть не менее трех. Петр Гринев – мой любимый герой … Отвечаем на вопрос: почему? Ответы на этот вопрос и будут являться аргументами. Например, …потому что он добрый, смелый, честный, верный отечеству, умеет прощать, справедливый и т.д.
Следующее, что нужно сделать, это подобрать из текста произведения примеры, подтверждающие верность ваших суждений. Например, Петр Гринев честный, так как он, проиграв Зурину 100 рублей, возвращает ему долг. Пообещав Савельичу слушаться его и предоставив ему право распоряжаться деньгами, Гринев сдерживает свое слово, и др… в этом и проявляется честность Гринева.
Гринев умеет прощать. Когда Швабрин в присутствии Петра оскорбляет Машу, Петр вызывает его на дуэль, защищая честь возлюбленной. Но когда он узнает, что Швабрин делал Маше предложение и получил отказ, Петр прощает Швабрина и оправдывает, жалеет его. Петр понимает, что Швабрин оскорбляет Машу не со зла и не от ненависти к ней, а просто мстит ей, так как она нанесла удар по его самолюбию.
Гринев ценит людей, которые ему помогают, он благодарный. Когда в буран ему помог вожатый, Петр был искренне ему благодарен и готов был пойти на все, что сделать что-то полезное для этого человека. Он снял с себя новый заячий тулуп и подарил его своему вожатому в знак благодарности.
Петр по-настоящему любит Машу Миронову. Он спасает ее от Швабрина, подвергая себя опасности. И даже когда его судьба зависела от того, скажет ли он, что спасал Машу, Петр предпочел промолчать, т.к. не хотел впутывать ее в эти дела, не хотел, что бы и ее пытали.
Эти поступки характеризуют Гринева как доброго, искреннего, умеющего все понять и простить человека.
Верный отечеству: Гринев, несмотря на дружбу с Пугачевым, остается верным отечеству. Он готов был идти на смерть, но не признавать так называемого самозванца государем. И даже во второй раз, когда Пугачев предлагал перейти на свою сторону, Гринев отказывается, хотя Пугачев ему помог намного больше.
… и так далее мы доказываем каждый аргумент.
При написании вы должны учитывать, что любое сочинение в свою структуру включает следующие элементы: вступление, основная часть, заключение. Исходя из этого, составляем план.
Во вступлении вы можете написать об авторе повести, истории создания. Вступление не должно быть большим по объему, примерно одна треть страницы. Оно должно заинтересовать, Смотивировать на дальнейшее прочтение работы.
После написания вступления следует приступать к основной части, в которой вы доказываете основную мысль. Она должна повторяться несколько раз, от трех до пяти. Эта часть самая большая по объему, состоящая из нескольких абзацев.
Следующая часть сочинения – заключение. Оно по объему примерно равно введению. Заключение бывает следующих видов:
заключение вывод, т.е. обобщение всего сказанного;
заключение-следствие, т.е., вывод выходит за рамки темы. Вы можете высказать свое мнение, отношение.
Если вы выбрали тему «Петр Гринев – мой любимый герой …», то второй вид заключения не совсем подойдет, т.к. на протяжении всего сочинения вы дудите выражать свое мнение и отношение к Петру Гриневу. Если вы все-таки выберете этот вид заключения, то можно высказать свое мнение, например, хотели ли вы, чтобы таких людей, как Петр было как много больше; и почему вы так думаете.
Не стоит думать, что введение, основная часть и заключение – три отдельных работы. Все три части должны быть связаны друг с другом. Из введения должна плавно вытекать основная часть, из основной части – заключение. Например, рассказывая во введении о истории написания повести, говорите, что главным ее героем является Петруша Гринев, который после прочтения «Капитанской дочки» стал вашим любимым. А в основной части вы говорите, что Гринев вам понравился за то, что он смелый… и доказываете черты Гринева, за которые он вам понравился. А от основной части переходите к заключению. Например, Петр Гринев – смелый, добрый, умеет прощать, … Именно поэтому после прочтения «Капитанской дочки» он стал моим любимым литературным героем.
- Есть ли у вас вопросы? Если нет вопросов, то можете приступать к написанию сочинения.
3. Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения.