Конспект урока литературы "Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Главные герои волшебной сказки - Василиса Премудрая и Иван-царевич
Конспект урока литературы "Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Главные герои волшебной сказки - Василиса Премудрая и Иван-царевич
Цель: раскрыть душевную красоту героев, их веру в победу добра и справедливости, формировать умение видеть художественные образы эпического жанра, умение работать с иллюстрациями, воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Главные герои волшебной сказки - Василиса Премудрая и Иван-царевич»
Тема: Русская народная сказка «Царевна – лягушка». Главные герои волшебной сказки – Василиса Премудрая и Иван Царевич
Цель: раскрыть душевную красоту героев, их веру в победу добра и справедливости, формировать умение видеть художественные образы эпического жанра, умение работать с иллюстрациями, воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Тематический контроль по теме «Устное народное творчество»
4 Герои сказки «Царевна – лягушка». Анализ сказки
4.1 Подготовка к восприятию сказки. Слово учителя
-Вряд ли можно найти среди русских народных сказок более известнцю чем, чем «Царевна – лягушка». Точно определить время её рождения не предоставляется возможным, так же, как и назвать точно её автора. Автор – народ, не зря она называется народной. Как и все народные сказки, она имеет свой смысл, цель и предназначение: учить добру, верить в неизбежное торжество добра над злом. Неоценима е воспитательная роль, «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
4.2 Проверка первичного восприятия
-Назовите время и место действия сказки? (время действия – неопределенно-прошедшее, место действия – 1) реальный мир, где исходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета; 2) мир фантастический)
-Какие герои сказки вам особенно понравились? Кого из них можно назвать главным? (Василиса Премудрая и Иван-царевич)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4.3. Анализ героев сказки «Царевна – лягушка»
-Что испытал Иван-царевич, увидев лягушку со стрелой? (Разочарование)
-Какие слова подтверждают то, что внешний облик Царевны – лягушки испугал царевича? («Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют»)
-Прав ли он был? Почему же тогда лягушку всё-таки взял? (Не знал, кто перед ним, а все же пожалел)
-Что оживало Царевну – лягушку в доме царя – батюшки? (Испытания)
-Прочитайте и сравните, как справлялась с царскими заданиями лягушка-квакушка и жены старших царевичей.
-Почему царь придумывал такие задания женам своих сыновей? (царь проявлял в каждой просьбе разум и мудрый житейский опыт, хотел посмотреть отношение к труду каждой из девушек)
-Какими словами встречает Царевна – лягушка Ивана – царевича? Какие черты характера Царевны-лягушки проявились при этом? Докажите это. (Царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная. Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален. Затем успокаивает его, сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу)
-Чем же отличается труд Василисы? (она выполняет работу сама, в отличие от жен других братьев)
-Почему царь испытывает своих невесток три раза? (так как в сказках и в христианском мире это число магическое)
-Посмотрите отрывок из мультипликационного фильма 1954 г. Михаила Цехановского «Царевна – лягушка» и вспомните, какие чудеса происходили на пиру? (по мановению её руки остатки пищи превращаются в озера и лебедей, а затем неожиданно исчезают)
- А также давайте рассмотрим иллюстрации И. Билибина «Иван-царевич и лягушка – квакушка» и репродукции картины В. Васнецова «Пир» и сравним работы художников. (Иллюстрация Билибина точно изображает содержан ие сказки, В Васнецов не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы)
-Что произошло дальше с героями сказки? Почему Иван – царевич сжег лягушачью кожу? (расстроенный насмешками братьев, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить облик красавицы - жены. В его поступке выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорчённый её безобразием, тем, что она не ровня ему, Иван все силой души пожелал иметь красавицу – жену)
-Найдите в сказке описание трудностей, которые преодолевал Иван-царевич в поисках жены. Что можно сказать о его характере? Подберите определения, характеризующие героя.
-Почему путь Ивана-царевича к Василисе Премудрой был таким трудным и долгим? С кем встретился Иван – царевич в пути? Кто помогал ему в поисках жены? Почему помогли животные? Какими показаны в сказке Баба Яга и Кащей Бессмертный?
5 Обобщение
-Какая основная мысль связана с образом Василисы Премудрой? (Не стоит судить человека по внешнему виду, следует оценивать людей по делам, по внутренним достоинствам)
-Какие идеи связаны с образом Ивана – царевича? (никакие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой, за свое счастье нужно бороться, ничто не достается просто так, справедливости можно добиться только, пройдя через различные испытания)
6 Слово учителя
Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.
По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое сердце любви.