kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы по теме: «Серебряный век как русский ренессанс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект рассчитан на 2 школьных урока. Дидактическим материалом к уроку и к выполнению заданий послужило большое многообразие аудио-, и видеофрагментов с эталонным чтением известных лирических произведений, а также в конспект включены учебные фильмы для лучшего усвоения учащимися теоретических знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: «Серебряный век как русский ренессанс»»

Конспект урока литературы

Тема: «Серебряный век как русский ренессанс»

Цель урока: сформировать представление о разнообразии поэтического мира Серебряного века.

Тип урока: изучение нового материала

Форма работы: групповая

Обучающие задачи:

  • актуализировать знания учащихся о понятиях «серебряный век», модернизм;

  • рассмотреть основные направления модернизма и их художественные особенности;

  • расширить представление обучающихся о творчестве поэтов Серебряного века;

  • расширить представление учащихся о творчестве А. Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского через использование аудио- и видеоматериала;

  • актуализировать литературоведческие понятия;

  • сформировать навык выявления художественных особенностей текста, соответствующих определенному литературному течению;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать эстетическое чувство, тонкий вкус на произведениях русского модернизма;

  • воспитывать любовь к поэзии, глубокий интерес к поэтам серебряного века как выдающимся личностям.

Развивающие задачи:

  • развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения;

  • развивать умение ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах, связанных с поэтикой модернизма;

  • развивать устную речь учащихся, их словарный запас;

  • развивать у учащихся навыки работы с аудио- и видеоматериалом.

Оборудование: компьютер, слайд-презентация, колонки, видеофрагменты эталонного чтения лирических произведений, аудиозапись стихотворений, карточки с заданиями и лирическими произведениями

Литература: стихотворение А. Блока «В ресторане», стихотворение А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью», фрагмент из поэмы В. Маяковского «Облако в штанах».











Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

  1. Орг.этап

Метод: слово учителя; Прием: приветственное, ведущее слово.

Перед тем как учащиеся заходят в класс, каждому ученику выдается четверостишие из стихотворений трех поэтов модернизма:

1 группа: А. Блок;

2 группа: А. Ахматова;

3 группа: В. Маяковский

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Перед тем как вы зашли в кабинет, вы получили бумажки с фрагментами из стихотворений известных поэтов. На столах стоят таблички с фамилиями поэтов. Ваша задача: сравнить свои бумажки с табличками и, в связи с этим, разделиться по группам. Позже я объясню, для чего это было нужно.

Садитесь.



  1. Изучение нового материала

Метод: слово учителя; Прием: ведущее слово.

Метод: демонстрация; Прием: прослушивание аудиозаписи.

Ребята, сейчас мы прослушаем 3 аудио-фрагмента из 3-х произведений разных авторов. Вам необходимо внимательно их послушать, проанализировать и ответить на вопрос:

Что объединяет эти произведения?



Метод: беседа; Прием: проблемная беседа.

Ребята, прослушав аудиозаписи, как вы думаете, что их объединяет?

Образец ответа:

Мы прослушали лирические произведения, главной темой, которых является - тема любви.


Хорошо. А как вы поняли, что данные лирические произведения о любви?

Говорение.


Метод: слово учителя; Прием: похвальное слово.

Метод: беседа; Прием: проблемная беседа.

Совершенно верно. Все ли это признаки, по которым можно объединить данные фрагменты? Возможно вы узнали какое-то из прослушанных произведений и можете назвать автора?

Говорение.


Хорошо. Мы вернемся к этому вопросу в ходе нашего урока.



Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктивное слово.

Метод: демонстрация; Прием: просмотр видеофрагмента.

Для того, чтобы более точно сформулировать тему нашего урока, мы с вами посмотрим видеофрагмент. Ваша задача внимательно посмотреть видео и выделить основную мысль.


Просмотр видеофрагмента:

«Что такое серебряный век?»

Метод: беседа; Прием: репродуктивная беседа.

О чем данный видеофрагмент? Какая его основная мысль?

Образец ответа:

В видеофрагменте шла речь о новом периоде в России, при котором происходили важные для страны события в разных сферах жизни общества.


При просмотре видеозаписи, какие ключевые термины вы можете выделить?

Образец ответа:

Посмотрев и проанализировав видеофрагмент, можно выделить такие ключевые термины как: «серебряный век», «модернизм», «искусство», «революция».


Метод: слово учителя; Прием: похвальное слово.

Метод: беседа; Прием: эвристическая беседа.

Хорошо. Кто может ответить на вопрос, что такое «серебряный век»? Может кто-то уже встречался с этим понятием раньше?

Образец ответа:

«Серебряный век» - это условное название периода в развитии русской культуры.


Метод: слово учителя; Прием: сообщающее, инструктивное слово.

Верно. «Серебряный век» (термин впервые предложен философом Николаем Александровичем Бердяевым) - это период конца XIX - начала ХХ века, время расцвета поэзии, представленной разными направлениями и литературными течениями.

Запишем эту информацию в тетрадь.

Образец записи:

«Серебряный век» – термин, которым, по сложившейся в русской критике XX в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа XIX-XX в. или начала XX в.

Слайд 1

Поэзия «серебряного века» отразила атмосферу внутреннего хаоса, смятения. И вместе с этим это было полное сияния творческое пространство, жаждущее красоты и самоутверждения, решающее новые эстетические задачи. Постепенно термин «Серебряный век» закрепился за русской поэзией модернизма.



Метод: беседа; Прием: эвристическая беседа.

Ребята, проанализировав видеофрагмент, вы назвали такой ключевой термин как «модернизм». Как вы его понимаете?

Говорение.


Метод: слово учителя; Прием: сообщающее, инструктивное слово.

Модернизм – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира.

Запишем определение в тетрадь.

Образец ответа:

Модернизм (от франц. «новейший», «современный») - литературное направление, противопоставленное реализму, отрицающее социальные ценности.

Цель модернизма - создание поэтической культуры, эстетического идеала, духовное совершенствование человека.

Слайд 2

Метод: беседа; Прием: репродуктивная беседа.

Исходя из полученных сведений и проанализированных материалов, какую тему, по вашему мнению, мы можем дать нашему уроку?

Образец ответа:

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что мы будем говорить о поэзии серебряного века.


Метод: слово учителя; Прием: похвальное, ведущее, инструктивное слово.

Совершенно верно. Запишем тему нашего урока.

Образец записи:

«Серебряный век как русский ренессанс»

Слайд 3

Метод: слово учителя; Прием: инструктивное, ведущее слово.

Метод: демонстрация; Прием: демонстрация портретов.

Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Кто изображен на портретах?

Метод: беседа; Прием: репродуктивная беседа.

Кого из них вы можете назвать по имени?

Образец ответа:

На портретах изображены русские поэты серебряного века.

Слайд 4

Метод: беседа; Прием: репродуктивная беседа.

Кого из них вы можете назвать по имени?

Говорение.


Метод: слово учителя; Прием: похвальное слово.

Молодцы, ребята. Вы правы. Это поэты серебряного века. Как вы уже поняли, творчество этих авторов принадлежит к такому направлению как модернизм.



Метод: слово учителя; Прием: ведущее слово.

В свою очередь, модернизм делится на 3 основных течения, которые вы видите на слайде: символизм, акмеизм, футуризм.


Слайд 5

Метод: слово учителя; Прием: ведущее инструктивное слово.

Метод: демонстрация; Прием: демонстрация видеофрагмента.

Метод: конструирование;

Прием: конструирование таблицы.

Ребята, на ваших партах лежат карточки. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент.

В карточках находится таблица с основными течениями модернизма и критерии, по которым их нужно проанализировать. Каждой группе необходимо посмотреть видео и заполнить критерии по своему течению. А после, представитель от каждой группы охарактеризует проанализированное течение перед классом. 1 группа - проанализирует символизм, 2 группа – акмеизм, а 3 группа охарактеризует футуризм.

Кто не понял?


Карточки с таблицей

Метод: слово учителя; Прием: ведущее слово.

Послушаем характеристику символизма, которую подготовила 1 группа.

Образец ответа:

Русские символисты-литераторы традиционно делятся на «старших» и «младших».

Старшие - так называемые "декаденты" - Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб - отразили в своем творчестве черты общеевропейского пан-эстетизма.

Младшие символисты - Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов - помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.

Слайд 6

Метод: слово учителя; Прием: похвальное слово.

Спасибо, молодец, садись.



Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктивное слово.

Метод: демонстрация.

Прием: демонстрация видеофрагмента.

Фрагмент стихотворения одного из поэтов-символистов вы уже слышали в начале урока. Сейчас я предлагаю вам посмотреть и послушать полное стихотворение А. Блока «В ресторане», в исполнении актера А. Белого.


Просмотр видеофрагмента с выступлением

Метод: слово учителя; Прием: ведущее слово.

Метод: беседа; Прием: репродуктивная беседа.

Одно из самых сложных произведений Блока, стихотворение «В ресторане» наполнено множеством смыслов.

Определим основную тему стихотворения.

1 группа, как вы думаете, о чем произведение?

Образец ответа:

Основная тема этого произведения – разочарование в любви, которое очень остро испытывает лирический герой. Очевидно, что когда-то он был настроен романтически, но это прошло.


Какими символами наполнено стихотворение?

Помогаем первой группе.

Образец ответа:

Чёрная роза в бокале золотого вина — символ, поступок героя — вызов. Чёрный цвет — цвет скорби, страдания, но роза от этого не становится менее прекрасной, так же, как и Прекрасная Дама, мировая душа оказавшаяся на земле и превратившаяся в страдающую красоту. И героиня стихотворения носит эту красоту в себе, даже не подозревая об этом. Герой помещает розу в золотое вино, не случайно странное на первый взгляд сравнение «золотое, как небо».


Метод: слово учителя; Прием: ведущее слово.

Рассмотрим второе направления модернизма – акмеизм и послушаем вторую группу с анализом.

Образец ответа:

Акмеистическое течение просуществовало в России с 1913-1914. В январе 1913 г. появились манифесты акмеизма. Представители акмеизма объединились в группу "Цех поэтов" и выступали в журнале "Аполлон" (1909-1917).

Представители акмеизма: Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин.


Прием: слово учителя; Прием: похвальное слово.

Хорошо, ребята.


Слайд 7

Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктивное слово.

Метод: демонстрация; Прием: демонстрация видеофрагмента.

Послушаем стихотворение одной из представительниц акмеизма – А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью» в исполнении актрисы А. Фрейндлих.


Просмотр видеозаписи с выступлением

Метод: слово учителя; Прием: ведущее слово.

Метод: беседа; Прием: репродуктивная беседа.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» относится к раннему творчеству А. А. Ахматовой. Оно было написано в 1911 году и вошло в сборник «Вечер».

Как вы считаете, какая основная тема стихотворения?

Образец ответа:

Основная тема его – любовь, чувства, испытываемые героиней при расставании с дорогим ей человеком.


Вторая группа, какую роль играет диалог в стихотворении?

Образец ответа:

Большую роль в первой строфе играет диалог. Это разговор с невидимым собеседником, вероятно, с собственной совестью героини. Ответом на вопрос «Отчего ты сегодня бледна» является рассказ о последнем свидании героини с любимым человеком.

Здесь Ахматова использует романтическую метафору: «я терпкой печалью напоила его допьяна». Диалог здесь усиливает психологическую напряженность.


Какие средства художественной выразительности использует Ахматова?

Образец ответа:

Анна Ахматова использует средства художественной выразительности: метафору и эпитеттерпкой печалью напоила его допьяна»), аллитерациюИскривился мучительно рот… Я сбежала перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот»), ассонансЗадыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру»).

Поэтесса использует здесь оксюморон: «Улыбнулся спокойно и жутко». Чувства опять переданы через мимику.

Вместе с тем каждая строфа построена на определенной антитезе: два любящих человека не могут обрести счастья, желанной гармонии взаимоотношений.


Метод: слово учителя; Прием: похвальное, сообщающее слово.

Основная идея

стихотворения – трагическая, роковая разобщенность близких людей, невозможность обретения ими понимания и сочувствия.



  1. Обобщающий

Метод: слово учителя; Прием: обобщающая беседа.

Ребята, какое литературное направление мы с вами сегодня изучили?

Образец ответа:

На сегодняшнем уроке мы дали характеристику такому литературному направлению как модернизм и определили его основные признаки и критерии.


Хорошо. А на какие течения делится модернизм? И какие из них мы рассмотрели более подробно?

Образец ответа:

Модернизм делится на символизм, акмеизм и футуризм. Более подробно мы рассмотрели характеристики символизма и акмеизма, определили основных представителей и проанализировали примеры лирических произведений.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы по теме: «Серебряный век как русский ренессанс»

Автор: Проценко Анастасия Дмитриевна

Дата: 25.08.2022

Номер свидетельства: 612114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства