Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечания |
Орг.этап | Метод: слово учителя; Прием: приветственное, ведущее слово. Перед тем как учащиеся заходят в класс, каждому ученику выдается четверостишие из стихотворений трех поэтов модернизма: 1 группа: А. Блок; 2 группа: А. Ахматова; 3 группа: В. Маяковский Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Перед тем как вы зашли в кабинет, вы получили бумажки с фрагментами из стихотворений известных поэтов. На столах стоят таблички с фамилиями поэтов. Ваша задача: сравнить свои бумажки с табличками и, в связи с этим, разделиться по группам. Позже я объясню, для чего это было нужно. Садитесь. | | |
Изучение нового материала | Метод: слово учителя; Прием: ведущее слово. Метод: демонстрация; Прием: прослушивание аудиозаписи. Ребята, сейчас мы прослушаем 3 аудио-фрагмента из 3-х произведений разных авторов. Вам необходимо внимательно их послушать, проанализировать и ответить на вопрос: Что объединяет эти произведения? | | |
Метод: беседа; Прием: проблемная беседа. Ребята, прослушав аудиозаписи, как вы думаете, что их объединяет? | Образец ответа: Мы прослушали лирические произведения, главной темой, которых является - тема любви. | |
Хорошо. А как вы поняли, что данные лирические произведения о любви? | Говорение. | |
Метод: слово учителя; Прием: похвальное слово. Метод: беседа; Прием: проблемная беседа. Совершенно верно. Все ли это признаки, по которым можно объединить данные фрагменты? Возможно вы узнали какое-то из прослушанных произведений и можете назвать автора? | Говорение. | |
Хорошо. Мы вернемся к этому вопросу в ходе нашего урока. | | |
Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктивное слово. Метод: демонстрация; Прием: просмотр видеофрагмента. Для того, чтобы более точно сформулировать тему нашего урока, мы с вами посмотрим видеофрагмент. Ваша задача внимательно посмотреть видео и выделить основную мысль. | | Просмотр видеофрагмента: «Что такое серебряный век?» |
Метод: беседа; Прием: репродуктивная беседа. О чем данный видеофрагмент? Какая его основная мысль? | Образец ответа: В видеофрагменте шла речь о новом периоде в России, при котором происходили важные для страны события в разных сферах жизни общества. | |
При просмотре видеозаписи, какие ключевые термины вы можете выделить? | Образец ответа: Посмотрев и проанализировав видеофрагмент, можно выделить такие ключевые термины как: «серебряный век», «модернизм», «искусство», «революция». | |
Метод: слово учителя; Прием: похвальное слово. Метод: беседа; Прием: эвристическая беседа. Хорошо. Кто может ответить на вопрос, что такое «серебряный век»? Может кто-то уже встречался с этим понятием раньше? | Образец ответа: «Серебряный век» - это условное название периода в развитии русской культуры. | |
Метод: слово учителя; Прием: сообщающее, инструктивное слово. Верно. «Серебряный век» (термин впервые предложен философом Николаем Александровичем Бердяевым) - это период конца XIX - начала ХХ века, время расцвета поэзии, представленной разными направлениями и литературными течениями. Запишем эту информацию в тетрадь. | Образец записи: «Серебряный век» – термин, которым, по сложившейся в русской критике XX в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа XIX-XX в. или начала XX в. | Слайд 1 |
Поэзия «серебряного века» отразила атмосферу внутреннего хаоса, смятения. И вместе с этим это было полное сияния творческое пространство, жаждущее красоты и самоутверждения, решающее новые эстетические задачи. Постепенно термин «Серебряный век» закрепился за русской поэзией модернизма. | | |
Метод: беседа; Прием: эвристическая беседа. Ребята, проанализировав видеофрагмент, вы назвали такой ключевой термин как «модернизм». Как вы его понимаете? | Говорение. | |
Метод: слово учителя; Прием: сообщающее, инструктивное слово. Модернизм – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира. Запишем определение в тетрадь. | Образец ответа: Модернизм (от франц. «новейший», «современный») - литературное направление, противопоставленное реализму, отрицающее социальные ценности. Цель модернизма - создание поэтической культуры, эстетического идеала, духовное совершенствование человека. | Слайд 2 |
Метод: беседа; Прием: репродуктивная беседа. Исходя из полученных сведений и проанализированных материалов, какую тему, по вашему мнению, мы можем дать нашему уроку? | Образец ответа: Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что мы будем говорить о поэзии серебряного века. | |
Метод: слово учителя; Прием: похвальное, ведущее, инструктивное слово. Совершенно верно. Запишем тему нашего урока. | Образец записи: «Серебряный век как русский ренессанс» | Слайд 3 |
Метод: слово учителя; Прием: инструктивное, ведущее слово. Метод: демонстрация; Прием: демонстрация портретов. Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Кто изображен на портретах? Метод: беседа; Прием: репродуктивная беседа. Кого из них вы можете назвать по имени? | Образец ответа: На портретах изображены русские поэты серебряного века. | Слайд 4 |
Метод: беседа; Прием: репродуктивная беседа. Кого из них вы можете назвать по имени? | Говорение. | |
Метод: слово учителя; Прием: похвальное слово. Молодцы, ребята. Вы правы. Это поэты серебряного века. Как вы уже поняли, творчество этих авторов принадлежит к такому направлению как модернизм. | | |
Метод: слово учителя; Прием: ведущее слово. В свою очередь, модернизм делится на 3 основных течения, которые вы видите на слайде: символизм, акмеизм, футуризм. | | Слайд 5 |
Метод: слово учителя; Прием: ведущее инструктивное слово. Метод: демонстрация; Прием: демонстрация видеофрагмента. Метод: конструирование; Прием: конструирование таблицы. Ребята, на ваших партах лежат карточки. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент. В карточках находится таблица с основными течениями модернизма и критерии, по которым их нужно проанализировать. Каждой группе необходимо посмотреть видео и заполнить критерии по своему течению. А после, представитель от каждой группы охарактеризует проанализированное течение перед классом. 1 группа - проанализирует символизм, 2 группа – акмеизм, а 3 группа охарактеризует футуризм. Кто не понял? | | Карточки с таблицей |
Метод: слово учителя; Прием: ведущее слово. Послушаем характеристику символизма, которую подготовила 1 группа. | Образец ответа: Русские символисты-литераторы традиционно делятся на «старших» и «младших». Старшие - так называемые "декаденты" - Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб - отразили в своем творчестве черты общеевропейского пан-эстетизма. Младшие символисты - Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов - помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности. | Слайд 6 |
Метод: слово учителя; Прием: похвальное слово. Спасибо, молодец, садись. | | |
Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктивное слово. Метод: демонстрация. Прием: демонстрация видеофрагмента. Фрагмент стихотворения одного из поэтов-символистов вы уже слышали в начале урока. Сейчас я предлагаю вам посмотреть и послушать полное стихотворение А. Блока «В ресторане», в исполнении актера А. Белого. | | Просмотр видеофрагмента с выступлением |
Метод: слово учителя; Прием: ведущее слово. Метод: беседа; Прием: репродуктивная беседа. Одно из самых сложных произведений Блока, стихотворение «В ресторане» наполнено множеством смыслов. Определим основную тему стихотворения. 1 группа, как вы думаете, о чем произведение? | Образец ответа: Основная тема этого произведения – разочарование в любви, которое очень остро испытывает лирический герой. Очевидно, что когда-то он был настроен романтически, но это прошло. | |
Какими символами наполнено стихотворение? Помогаем первой группе. | Образец ответа: Чёрная роза в бокале золотого вина — символ, поступок героя — вызов. Чёрный цвет — цвет скорби, страдания, но роза от этого не становится менее прекрасной, так же, как и Прекрасная Дама, мировая душа оказавшаяся на земле и превратившаяся в страдающую красоту. И героиня стихотворения носит эту красоту в себе, даже не подозревая об этом. Герой помещает розу в золотое вино, не случайно странное на первый взгляд сравнение «золотое, как небо». | |
Метод: слово учителя; Прием: ведущее слово. Рассмотрим второе направления модернизма – акмеизм и послушаем вторую группу с анализом. | Образец ответа: Акмеистическое течение просуществовало в России с 1913-1914. В январе 1913 г. появились манифесты акмеизма. Представители акмеизма объединились в группу "Цех поэтов" и выступали в журнале "Аполлон" (1909-1917). Представители акмеизма: Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин. | |
Прием: слово учителя; Прием: похвальное слово. Хорошо, ребята. | | Слайд 7 |
Метод: слово учителя; Прием: ведущее, инструктивное слово. Метод: демонстрация; Прием: демонстрация видеофрагмента. Послушаем стихотворение одной из представительниц акмеизма – А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью» в исполнении актрисы А. Фрейндлих. | | Просмотр видеозаписи с выступлением |
Метод: слово учителя; Прием: ведущее слово. Метод: беседа; Прием: репродуктивная беседа. Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» относится к раннему творчеству А. А. Ахматовой. Оно было написано в 1911 году и вошло в сборник «Вечер». Как вы считаете, какая основная тема стихотворения? | Образец ответа: Основная тема его – любовь, чувства, испытываемые героиней при расставании с дорогим ей человеком. | |
Вторая группа, какую роль играет диалог в стихотворении? | Образец ответа: Большую роль в первой строфе играет диалог. Это разговор с невидимым собеседником, вероятно, с собственной совестью героини. Ответом на вопрос «Отчего ты сегодня бледна» является рассказ о последнем свидании героини с любимым человеком. Здесь Ахматова использует романтическую метафору: «я терпкой печалью напоила его допьяна». Диалог здесь усиливает психологическую напряженность. | |
Какие средства художественной выразительности использует Ахматова? | Образец ответа: Анна Ахматова использует средства художественной выразительности: метафору и эпитет («терпкой печалью напоила его допьяна»), аллитерацию («Искривился мучительно рот… Я сбежала перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот»), ассонанс («Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру»). Поэтесса использует здесь оксюморон: «Улыбнулся спокойно и жутко». Чувства опять переданы через мимику. Вместе с тем каждая строфа построена на определенной антитезе: два любящих человека не могут обрести счастья, желанной гармонии взаимоотношений. | |
Метод: слово учителя; Прием: похвальное, сообщающее слово. Основная идея стихотворения – трагическая, роковая разобщенность близких людей, невозможность обретения ими понимания и сочувствия. | | |
Обобщающий | Метод: слово учителя; Прием: обобщающая беседа. Ребята, какое литературное направление мы с вами сегодня изучили? | Образец ответа: На сегодняшнем уроке мы дали характеристику такому литературному направлению как модернизм и определили его основные признаки и критерии. | |
Хорошо. А на какие течения делится модернизм? И какие из них мы рассмотрели более подробно? | Образец ответа: Модернизм делится на символизм, акмеизм и футуризм. Более подробно мы рассмотрели характеристики символизма и акмеизма, определили основных представителей и проанализировали примеры лирических произведений. | |