Конспект урока по литературе в 12 классе по теме «Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев. В. Т. Шаламов «Колымские рассказы».(слайд1)
Цели урока:
на примере рассказов В.Т. Шаламова выяснить, какова судьба человека в тоталитарном государстве;
попытаться найти ответ на вопрос: «Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком?»
Сообщение темы урока.
- Назовите ключевые слова в названии темы урока.
(Учащиеся называют слова «судьба», «история»).
Перед вами стихотворение В.Шаламова. Подумайте, какие слова вы бы вписали ?
Слайд 1.Оформление доски:
Отвали этот камень серый,
Загораживающий …… ,
И войди в глубину пещеры
На страданья мои взглянуть.
Ржавой цепью к скале прикован
И похожий на ……. ,
Этой боли многовековой
Не предвидится и конца.
Наши судьбы – простые маски
Той единой, большой …….. .
Сказки той, что, боясь огласки,
Приковали к стене рабы.
В. Шаламов
Слайд 2. На доске появляются слова: репрессия, тоталитаризм. Толкование слов.
-Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь?
Как выстраиваются отношения (государство – человек в эпоху репрессий и тоталитаризма), как влияют они на судьбу человека, рассмотрим на примере рассказов В.Т. Шаламова, но прежде познакомимся с биографией писателя В.Т.Шаламова.
Работа уч-ся в группах по статье А.Рубанова «Варлам Шаламов как зеркало русского капитализма»
Выступление групп.
Слово учителя:
Перед нами трагедия исковерканной жизни, судьба одного из мучеников не вражеских, а своих концлагерей и в то же время единственная и неповторимая судьба писателя. Вот выдержка одного из писем В. Шаламова известному писателю и поэту Б.Пастернаку. (Обращаем внимание на эпиграф). Эту настоящую правду донёс до нас писатель в своих коротких рассказах. Выжил, чтобы поведать нам, что пришлось испытать ему и многим миллионам людей.
Произведения В.Шаламова можно назвать «энциклопедией колымской жизни». Каждое имеет название, но все объединены в цикл «Колымские рассказы». Это не только общее название, указывающее на место действия, но и, по словам автора, «страстное повествование о разрушении человека», о «растлении ума и сердца, когда огромному большинству выясняется день ото дня всё чётче, что можно, оказывается, жить без мяса, без сахару, без одежды, без обуви, а также без чести, без совести, без любви, без долга».
Выясняется большинством, но все ли это открытие воспринимали как норму?
ГУЛАГ – главное управление лагерями. Государство в государстве. В лагере была создана целая система физического и нравственного уничтожения человека.
В своей книге В. Шаламов пишет: «Самым страшным был холод. Ведь активировали только мороз свыше 55 градусов. Ловили этот 56 градус Цельсия, который определялся по плевку, стынущему на лету. Голод – вторая сила, разрушающая человека; за 2 недели человек «доходил». Третья сила – отсутствие силы. Не дают спать, рабочий день – 14 часов (приказ в 1938 г.). Побои – четвёртая сила. Доходягу бьют все: конвой, нарядчик, бригадир, блатарь, командир роты. Доходягой ты становишься тогда, когда ослабел из-за непосильного труда, без сна, на тяжёлой работе при 50-градусном морозе».
(Учащимся объясняется значение слова «блатарь», часто употребляемого в рассказах Шаламова).
Представление о жизни на Колыме складывается из реальных случаев:
«Беглец, которого поймали в тайге и застрелили «оперативники». Отрубили обе кисти, чтобы не возить труп за несколько вёрст печатать. А беглец поднялся и доплёлся до нашей избушки».
«Ворот отверстия штольни. Брёвно, которым ворот вращают, и семь измученных ходят по кругу вместо лошади. И у костра – конвоир».
Самая тяжёлая участь выпала на долю людей, осуждённым по статье 58 (политический заключённый, «враг народа»).
Постановка проблемы:
И сегодня на примере героев «Колымских рассказов» В.Шаламова мы проследим, как отразились трагические конфликты истории на судьбах людей сталинской эпохи.
Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком? – вот главный вопрос, на который попытаемся найти ответ.
Анализ рассказа «На представку»(1956 г.)
- Выясняем смысл названия рассказа.
- Какие художественные средства использует автор, чтобы показать нам жизнь заключённых?
Описание барака
- Сравним портретные характеристики играющих в карты.
Кто хозяин положения?Как мы узнаем об этом?(авторские характеристики реплик персонажей:
Севочка: «…процедил сквозь зубы… с бесконечным презрением…»«… твёрдо сказал»«…живо сказал»
Наумов: «…раздалась громкая многословная ругань…»
«…хрипло сказал Наумов»
«…закричал Наумов»
«..заискивающе сказал…»
- Какая «мысль сверкнула в мозгу Наумова»?
(играть на вещи Гаркунова, инженера-текстильщика)
- Как можно объяснить поведение Наумова: он только что унизительно заискивал перед Севочкой, а теперь унижает Гаркунова?
- Оцените поведение Гаркунова. Откуда у него столько решимости?
- Что значит для него свитер?
(Это ниточка, связывающая его с прежней жизнью, дающая надежду выжить).
Тонкой оказалась ниточка, как беззащитная человеческая жизнь, игрушка в руках нелюдей. В одном абзаце – судьба человека, его прошлое настоящее и будущее. В этом и заключается мастерство Шаламова – писателя.)
- Какие строки вас особенно потрясли?
(«Сашка растянул руки убитого, разорвал нательную рубашку и стянул свитер через голову. Свитер был красный, и кровь на нём была едва заметна. Севочка бережно, чтобы не запачкать пальцев, сложил свитер в фанерный чемодан». Потрясает отношение к человеку. Смерть воспринимается как обычное явление, утратившее трагизм).
- Гаркунова убили. Будет ли наказан убийца?
Обращаем внимание на начало рассказа: «Играли в карты у коногона Наумова. Дежурные надзиратели никогда не заглядывали в барак коногонов, справедливо полагая свою главную службу в наблюдении за осужденными по пятьдесят восьмой статье. Лошадей, как правило, контрреволюционерам не доверяли».
- О чём заставил вас задуматься этот рассказ?
Слово учителя:
Следующий рассказ тоже о власти «блатарей» над «врагами народа».
Справка: «блатарь - отказчик от работы, извечный враг любого государства, вдруг превращается в друга государства, в объект перековки» («Колымские рассказы»). За высокий процент выработки этих заключённых (воров, убийц…) освобождали из мест заключения. Оказалось, что «друзья народа», какими оказывались рецидивисты, официально выполняют норму 300% и подлежат досрочному освобождению. А 300% - чужая кровь. Всякий осуждённый за бытовое преступление знал, что его преступление вовсе не считается преступлением в лагере. Напротив, заключённый убийца чувствует поддержку государства – ведь он «бытовик», а не враг народа.
«Друзьям» народа государство поручало перевоспитание тех, кто попал на Колыму по 58-й статье.
Анализ рассказа «Заклинатель змей» (1954 г.)
-О чём этот рассказ?
- Опираясь на слово писателя, давайте представим один день из жизни заключённого Платонова.
«Конец работы – это вовсе не конец работы. После гудка нужно было собрать инструмент, отнести его в кладовую, сдать, построиться и отправиться за пять километров в лес за дровами». Создаётся впечатление безысходности, кажется, что никогда не будет отдыха уставшему телу. Платонов размышляет о человеческой выносливости: «Лошадь не выносит месяца здешней жизни в холодном помещении с многочасовой работой на морозе.… А человек живёт…».
-Почему?
Ответ на этот вопрос находим в раздумьях Платонова: «…он цепляется за жизнь».
- Почему Платонову не удаётся отдохнуть в бараке после трудного дня?
- Зачитайте разговор Платонова с Федечкой. Что потрясает?
Как и в предыдущем рассказе, Федечка - вор, хозяин положения.
Федечка называет Платонова Иваном Ивановичем, для него такие, как Платонов, Иваны Ивановичи, этим он обезличивает людей, они для него твари: «Иди, тварь. Иди, ложись к параше. Там будет твоё место. А будешь кричать – удавим…». Это и потрясает.
- Почему автор называет вора Федечкой, а не Федей? (Вспомним рассказ «На представку», шулер Севочка).
Шаламов использует в его имени уменьшительно-ласкательный суффикс. В этом заключается авторская ирония.
- Какое чувство испытывает Платонов?
- Есть ли у него выход?
Страшна судьба единственно грамотного человека на прииске. Он вынужден пересказывать ворам Дюма, Конан Дойля.… За это его кормят, одевают. Это тоже унижение ради миски «супчика», которым пожалует его Федечка, он ведь юшки не ест.
- Осуждает ли Платонова автор?
«Голодному человеку можно простить многое, очень многое».
- А вы, ребята?
- В чём смысл названия рассказа? Удалась ли Платонову роль заклинателя змей?
Слово учителя:
Страшным, ненасытным чудовищем предстаёт архипелаг Гулаг. Почти в каждом рассказе В. Шаламова – смерть.
Автор писал: «Каждый мой рассказ – пощёчина сталинизму. Пощёчина должна быть звонкой».
Такой звонкой пощёчиной стал рассказ «Надгробное слово».
Выразительное чтение учеником фрагмента рассказа.
- Что вас взволновало в этом рассказе?
Особенно потрясают строки:
«- А я, - и голос его был покоен и нетороплив, - хотел бы быть обрубком. Человеческим обрубком, понимаете, без рук, без ног. Тогда я бы нашёл в себе силу плюнуть им в рожу за всё, что они делают с нами…».
Итоги урока:
Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком?
- Что даёт человеку силы?
Слайд 3. На доске появляются слова: долг, любовь, терпение, достоинство, совесть.
- Как отразились трагические конфликты истории на судьбах людей сталинской эпохи.
-Какова же судьба человека в тоталитарном государстве?
Слайд 4.
Стихотворение В. Шаламова:
Отвали этот камень серый,
Загораживающий путь,
И войди в глубину пещеры
На страданья мои взглянуть.
Ржавой цепью к скале прикован
И похожий на мертвеца,
Этой боли многовековой
Не предвидится и конца.
Наши судьбы – простые маски
Той единой, большой судьбы.
Сказки той, что, боясь огласки,
Приковали к стене рабы.
Домашнее задание: сочинение «Мои размышления после урока».