kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир".»

Конспект урока литературы

по теме:

«В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир в стихотворении».




Класс: 7


Цели:

а) дидактическая: познакомить школьников с особенностями творчества В.Маяковского, помочь ученикам понять идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»; продолжить обучать анализу лирического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения.

б) развивающая: развивать внимание, устную речь, воображение;

в) воспитывающая: воспитывать неравнодушное отношение к живым существам, гуманизм и человеколюбие.


Тип урока – урок изучения нового материала.


Методы и приемы: беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, комментарии учителя, элементы анализа текста.


Оборудование: презентация Power Point; экран, проектор, компьютер, колонки; кроссворд по биографии В. Маяковского, таблица «Плюс – минус – интересно»; текст стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».


Ход урока

Слайд 1.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

Сегодня мы с вами впервые будем обращаться к творчеству В.Маяковского, в частности к его стихотворению «Хорошее отношение к лошадям». Личность этого автора, как и его произведения, вызывает много споров. Одни восхищаются творчеством поэта, другие не понимают и не принимают его. В любом случае Маяковский – один из самых ярких людей 20 века.

Мне бы хотелось начать разговор о поэте с одного из самых знаменитых его стихотворений «Послушайте!»

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
                                           жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!



Не каждый человек может так написать о звездах, правда?.

- Если Маяковский написал так, как это его характеризует?

- Каким предстаёт перед нами лирический герой стихотворения?

- К кому он обращается? Слышат ли его? (Если он так настойчиво и надрывно требует, чтобы его послушали, значит, толпа не хочет слышать. Лирический герой отличается от всех.)


  1. Жизнь и творчество В. Маяковского. Знакомство с биографией поэта.


Это только некоторые штрихи к портрету Маяковского. Чтобы правильно понять его произведения, услышать автора, нужно знать о нем немножечко больше.


Слайд 2.

Дома вы прочитали статью в учебнике о В. Маяковском. Я предлагаю вам разгадать совсем не большой кроссворд, посвященный биографии поэта:

1 Г: Как называлось грузинское село, в котором родился поэт? (Багдады)

2 В: Кем Владимир Маяковский мечтал стать в детстве? (художником)

3 В: Место, где Маяковский начал писать стихи. (тюрьма)

1 В: Друг Владимира Маяковского, художник и поэт, который помогает ему войти в мир литературы. (Бурлюк)

4 Г: Что создавал Маяковский, когда работал в окнах РОСТА? (плакаты)

5 В: Какой новый вид записи стихотворных строк изобрел Маяковский? (лесенка)


Некоторые ответы учеников можно прокомментировать.

Маяковский родился в 1893 г. в Грузии. Детство на фоне природы Кавказа было счастливым для будущего поэта.

В 1908 г. умирает отец Маяковского. Семья перебирается в Москву, где Маяковский мог бы учиться на художника. Это была его мечта. Два года учебы в Строгановском училище прерываются арестами из-за подпольной работы.

За участие в подготовке побега политзаключенных Маяковский попадает в тюрьму, где проводит почти год. Там он начинает писать стихи.

Маяковский стремился к новым течениям и в живописи, и в поэзии. Новая жизнь – это новое искусство, устремленное в будущее. Отсюда и название направления в искусстве – футуризм (от лат. futurum – будущее).

Октябрьскую революцию Маяковский встретил восторженно. Работал в «Окнах РОСТА» - Российском Объединенном Советском Телеграфном Агентстве. Это было учреждение, в котором в образной форме, с помощью стихов и карикатур, людям рассказывалось о наиболее важных политических событиях. Стихи и карикатуры Маяковского пользовались особой популярностью. Эти рисунки вывешивались прямо на витрины этого агентства.

Главной темой творчества Маяковского стала борьба за утверждение нового общества. Но он ясно видел и общественные недостатки. Маяковский был бескомпромиссен, потому и неудобен. Поэт покончил с собой в 1930 г.

Маяковский – одна из оригинальнейших, ярчайших творческих фигур 20 века. Его поэтическая система была новаторской и оказала огромное влияние на всю поэзию 20 века.


  1. Постановка проблемного вопроса.


Дома вы прочитали стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Это ваше первое восприятие произведения.


- Понравилось ли вам стихотворение? Всё ли было понятно?

Слайд 3.

Тема нашего урока звучит так: «Хорошее отношение…» Два взгляда на мир в стихотворении». Поэтому к концу урока мы должны будем постараться ответить на вопрос: «Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении?»



  1. Анализ стихотворения.


5.1. - Что сразу бросается в глаза в форме произведения?

Короткие строки, «лесенка».

- Для чего Маяковский так оформляет свои стихи?

Такое оформление поэтического текста акцентирует внимание на определенных словах и требует особого внимания при чтении.

    1. Ученик выразительно читает стихотворение.

    2. Словарная работа.

Круп – задняя часть тела лошади.

Зевака – тот, кто зевает, слоняется без дела.

Кузнецкий - улица Кузнецкий мост, одна из центральных улиц Москвы.



    1. Комментированное чтение, анализ.

Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.

Слайд 4.

- Как передает поэт стук копыт лошади?

- Есть ли такие слова в русском языке?

- А в этом стихотворении они передают это значение? (В данном стихотворении эти слова имеют звукоподражательную функцию)

- Какие звуки повторяются в этих словах? (г-р-п)

- Какой художественный прием использует Маяковский, изображая улицу? (Метафора)

- Как вы понимаете эти слова?

Слайд 5.

Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь!

Слайд 6.

- Как автор изображает зевак? Чем они занимаются?

- Можно ли понять отношение поэта к зевакам? Какое это отношение? (Это бездельники, они равнодушны к чужой боли, смеются над упавшей лошадью. Автор относится к ним с осуждением)

Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...

Слайд 7.
Улица опрокинулась,
течет по-своему...


Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь".

- Кто противопоставлен равнодушной толпе зевак?

- Как вы понимаете слова «улица опрокинулась»? (Улица, отразившаяся в глазах упавшей лошади, кажется перевернутой)

- Через подбор синонимов прокомментируйте смысл эпитета «звериная тоска».

- Как вы думаете, почему именно герой проникся сочувствием к упавшей лошади и подошел к ней? (Плачущая лошадь – двойник автора.)

Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Слайд 8.

- Как повлияли на настроение лошади слова поэта?

- Только ли о лошади писал в этом стихотворении Маяковский?

(Л. Андреев: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».)

- В чем главная мысль стихотворения?


  1. Ответ на проблемный вопрос.

Слайд 9.

- Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении Маяковского? (1 вариант: поэт и равнодушная толпа; 2 вариант: мир животных и мир людей).

  1. Вновь звучит стихотворение В. Маяковского в исполнении мастеров слова.

Слайд 10.


  1. Подведение итогов урока.

Слайд 11.

Упражнение «Плюс-минус-интересно»

  1. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

  2. Выставление и комментирование отметок, полученных учащимися за работу на уроке. Слайд 12.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы "Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир".

Автор: Герасимова Александра Дмитриевна

Дата: 10.07.2018

Номер свидетельства: 474888

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства