kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "Истоки формирования характера Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача урока - раскрыть образ главного героя, проанализировать начало его жизненного пути и истоки формирования его характера. Нацелен на развитие читательской грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Истоки формирования характера Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка"»

Тема урока: «Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Истоки формирования характера Петра Гринёва.

                                          

Цель: раскрыть образ главного героя, проследить начало его жизненного пути и истоки формирования его характера.

Задачи:

1.Составить образные характеристики тех, кто оказал влияние на формирующуюся личность Петра Гринева;

2.Развивать образное мышление, творческие способности, умения обобщать материал, быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать своё мнение;

3.Развивать навык составления характеристики героя и сопоставления ее с другими персонажами;

4. Способствовать воспитанию у школьников таких понятий, как честь и достоинство.


Планируемый результат: учащиеся понимают значение образа Петра Гринева в системе образов романа, умеют анализировать произведение и его отдельные эпизоды, аргументированно излагать свою точку зрения в связном монологическом высказывании.


Ход урока.

  1. Слайд 1. Вступительное слово учителя.

- Продолжается работа по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». И чтобы сформулировать тему нашего урока, предлагаю вам взглянуть на фото…

Слайд2. Прием «Отсроченная отгадка» ( 2 мин)

- Что общего между всеми фото?

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

Шоссе, что лежит по равнине,

Маршрут каравана в пустыне,

Путь воина к славе Отчизны,

И путь человека по жизни.

Слайд 3

- Сегодня наш разговор о жизненной дороге Петра Гринева, одного из главных героев «Капитанской дочки». Мы постараемся пройти вместе с героем его путь и отследить истоки формирования характера Петра Гринёва, начало его духовного становления.


- Итак, жизненный путь... С чего он начинается? Истоки формирования характера в каждом из нас закладываются в родительском доме. И Пётр Гринёв – не исключение.


Изучение нового материала. 1 этап. В семье.

- Что мы узнали о семье Гринёва?

1. Индивидуальное сообщение заранее подготовленных учеников. (3 мин)

Слайд 4

Андрей Петрович Гринев - отставной майор, служивший «при графе Минихе».

Андрею Петровичу Гриневу присущи высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским моло­дым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века». Он «не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение». Отец считал, что дворянину не пристало «мотать да повесничать».

Мать Петруши происходила из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи».


Или прием «Ключевые слова» (составление небольшого сообщения о родителях Гринева)

Слайд 4. Андрей Петрович, Авдотья Васильевна, бедный дворянский род, майор в отставке, граф Миних, 300 душ, симбирская деревня, суровость, но справедливость, доброта и мягкость, привычки мужа


- Кто окружает его, помимо родителей? Слайд 5

(Савельич, Бопре, дворовые мальчишки)


  1. Беседа о детстве и юности Петра Гринева.

Прием «Правда-ложь» (5 мин)


1. В семье Петра было шестеро детей? (9)

2. Все сестры и братья умерли во младенчестве.

3. В пять лет Петр был отдан на воспитание дворнику Савельичу. (Стремянному) А кто это? (слуга, ухаживающий за лошадью своего господина)

4. Савельич считал, что воспитание заключается в том, что «дитя умыт, причёсан, накормлен».

5. Петр к 12 годам знал грамоту и хорошо разбирался в породах охотничьих собак.

6. Нанятый в учителя мосье Бопре во Франции был кучером? (парикмахером, потом солдатом в Пруссии)

7. Из географической карты, которая для учебы была выписана из Москвы, Петр сделал воздушного змея?

8. Савельич и Бопре жили душа в душу! (Савельич был недоволен тем, что его предпочли французу и злился, что на него тратят деньги)

9. Батюшка, застав на уроке истории француза мертвецки пьяным, прогнал его со двора. (на уроке географии)

10. Любимое времяпрепровождение Петруши было гонять голубей и играть в чехарду.

11. В 18 лет отец Петра решает отправить его на службу. (в 16)

12. Мысли об отъезде из дома очень обрадовали Петра!

13. Отец отправляет Петрушу на службу в Петербург! (в Оренбург)

- Итак, решение о службе сына принято! Из первой главы мы узнаем, что еще в утробе матери Петруша был приписан к элитному Семеновскому полку в Петербурге, но отец не хочет отправлять сына в Петербург! Чем он объясняет свое решение? (Не желает мотовства и повесничанья, хочет вырастить сына достойным человеком)

- Какие наставления делает старый Гринев? (отец призывает сына честно выполнять свой воинский долг, не гнаться за карьерой, помнить о достоинстве дворянина)

Аргументация. (Прием «Чтение с остановками) с.76 учебника (5 мин)

По ходу чтения словарная работа со словом «благословение» (слайд 5)

Благословение означает, что вы получаете от Бога слово на благо вашей души. В старину без благословения вообще не предпринимали ничего серьезного. Cчиталось, что дело, начатое без благословения, обречено на неуспех, а то и ввергает человека в опасность: например, на купца, отправившегося с товаром в другой город, могли напасть по дороге разбойники.


  1. Делаем промежуточные выводы.

- Итак, каким мы видим Петрушу в начале романа?

Прием «Ромашка»: на доске в центре «ПЕТР ГРИНЕВ», рядом с именем героя по ходу обсуждения появляются качества: малообразованный, беззаботный, верный семейным традициям (2 мин)


2 этап. Начало взросления. Отъезд из родительского дома.

-Как вы думаете, сможет ли Петр выполнить наказ отца? Об этом свидетельствуют дальнейшие события романа, участником которых становится Петр.

3) Самостоятельная жизнь Петруши. Работа в группах. (7 мин)


Прием «Решето» (отобрать нужную информацию из заготовок (портрет, речевые характеристики, предметы, связанные с героями )

1. В трактире (встреча с Зуриным)

2. На постоялом дворе (встреча с вожатым)

3. В Белогорской крепости (знакомство со Швабриным)

4. Любовь (Маша Миронова)


4) Отчет по работе в группах. (12 мин)

Раздаточный материал оформлен в виде мини-проекта:

  • В трактире (слайд 6)

Иван Иванович Зурин: Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах; «Это необходимо для нашего брата служивого. В походе приедешь в местечко – чем прикажешь заняться? Поневоле пойдешь в трактир и станешь играть в бильярде»; Имеет веселый, неунывающий нрав. Азартный игрок, поклонник крепких напитков; 100 рублей + иллюстрации


- Как могло случиться, что Петр проиграл приличную сумму? (Гринёв ведёт себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард. В этом проявляется его легкомыслие (добавляется качество к кластеру)

- А как ведет себя Петр с Савельичем? Чувствует ли вину за собой, раскаивается ли?

(Пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше!)

(добавляются к кластеру совесть, умение признавать ошибки)


  • Встреча с Вожатым (слайд 7)

Вожатый: Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. «Сторона мне знакомая, слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек»; «Спасибо, ваше благородие. Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей»; заячий тулуп; Говорит почтительно с барином, по- простому с Савельичем, загадками с трактирщиком.


- Почему Гринев, несмотря на сопротивление Савельича, подарил вожатому заячий тулупчик? (Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему? Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдаёт ему свой заячий тулуп.)

- Каково отношение Савельича к вожатому?

- Почему Савельич так относится к незнакомцу? (Савельич боится не­знакомца, видит в нем разбойника, пьяницу, хочет оградить от него Гринева и спасти барское добро).

- Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподхо­дящий ему тулуп?

(Дело не в тулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро.)



  • В Белогорской крепости. Швабрин Алексей Иванович (слайд 8)

Алексей Иванович Швабрин: «молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. Он был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен»; Вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство»; несколько французских книг»; …не ожидал найти во мне столь опасного противника»; презрительное отношение к людям, способность к клевете, мстительность

- Что сближает Швабрина и Гринева в крепости? (происхождение, молодость, служба, любовь к Маше Мироновой)

- Что стало причиной дуэли?

- Как характеризует его поведение во время дуэли? (просмотр фрагмента фильма -2 мин)

-А каким предстал перед нами Гринев?

К кластеру добавляются следующие качества: умение постоять за честь девушки, справедливость, смелость


  • В Белогорской крепости. Любовь к Маше (слайд 9)

Мария Миронова: Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели; Вся покраснела, даже слезы капнули на ее тарелку; Не может слышать выстрела из ружья»; « Не выйду за тебя без благословения родителей»; отсутствие жеманства, скромность

-Как вы думаете, какое чувство лучше всего раскрывает человека? (Любовь. Она побуждает людей быть лучше)

-Каким было первое впечатление Гринева о Маше? (она ему не очень понравилась. Сначала Петр отнесся к Маше с предубеждением, настроенный отрицательным отзывом Швабрина. Но во время разговора за столом ему стало жалко Машу.)

- Как меняет героиню любовь к Петру Гриневу? (В самом начале Маша застенчивая и скромная, молчаливая, по словам Василисы Егоровны, трусиха. Любовь делает Марию нежной, заботливой, придает ей твердости духа)

- А Петр как будто взрослеет на глазах! Каким мы его видим в отношениях с Марией?

К кластеру добавляются следующие качества: доброта, благородство, верность принципам.

- Почему Маша, искренне любя Петра, не хочет выходить за него замуж без родительского благословения?


Подведение итогов.

Отправляя Петра на службу, отец напутствует сына «Береги платье снову, а честь смолоду!» О какой чести говорит отец? О чести дворянина или о чести офицерского мундира? (Петр не всегда положительный герой! Характер героя показан в развитии. Понятие чести у Гринева на разных этапах его жизни изменяется. Петр не сам говорит о себе, за него говорят его поступки. Но… Многие качества взрослеющего Петра соответствуют представлениям о ЧЕСТИ!

(на слайде 10 определение чести по словарю)


Итог:

Домашнее задание: прочитать 6-10 главы повести и написать небольшое сочинение «Если бы Петр Гринев был моим другом…»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казанина Ольга Ивановна

Дата: 11.12.2023

Номер свидетельства: 641868


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства