Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки»»
Урок чтения в 3-м классе.
Тема урока: Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки».
Цель урока: Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся.
Задачи:
Осознать необходимость сострадания, сопереживания.
Учить определять авторский замысел.
Работать над речью учащихся: уместность, ясность, правильность.
Оборудование: компьютер; мультимедиопроектор; запись классической музыки, песни «Дорогою добра». (Приложение)
Чтобы в жизни себя не корить В том, что сделал кому-то больно. Лучше добрым на свете быть, Злого в мире и так довольно.
– Почему я взяла это стихотворение для начала урока – Более точно поможет определить тему сегодняшнего урока высказывание «Вперёд чужой беде не смейся, голубок!» Слайд 2 – Над чем нельзя смеяться? (Над чужой бедой) – Беда – что означает это слово? (Горе, несчастье, боль) – А если с вами случилась беда, что вы чувствовали? – А чужая беда. Как вы это понимаете? – Как называют людей, которые безразличны к чужой беде? (Равнодушные люди, не умеющие сопереживать беде) – Попробуем сформулировать тему урока. Подберите однокоренное слово к слову «равнодушные». (Равнодушие) – Подберите антоним к слову «равнодушие». Какое качество проявляется у человека, который умеет сопереживать? (Сопереживание) – Какие два различных качества появились у нас? (Равнодушие и сопереживание) – И где мы можем увидеть эти два качества на уроке чтения? (В произведении) – Произведение, с которым мы сегодня познакомимся – это рассказ Иосифа Дика «Красные яблоки». Слайд 3 – Как более полно будет звучать наша тема? (Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки»). Запись темы на доске. – Какие цели мы поставим на уроке? – Мои цели совпадают с вашими. (Познакомимся с новым произведением о равнодушии и сопереживании; узнаем, что хотел сказать автор этим произведением; будем работать над развитием речи: её правильностью, точностью; над развитием внимания и памяти) Звучит классическая музыка. Учитель рассказывает о писателе. Слайд 4 – И.И.Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов. Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него будет более 60. Слайд 5 Все его произведения о ребятах, ваших сверстниках, об их делах и интересах. Меня удивило то, что главные герои И.Дика – мальчики. Слайд 6 – Как вы думаете, почему? (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых – сопереживание чужой беде) – Слово «сопереживание» иногда заменяют близким по значению словом – сострадание. – Можно ли смеяться над чужой бедой? – Какой возникает вопрос? (Почему нельзя смеяться над чужой бедой?)Слайд 7 – Это самый главный вопрос нашего урока. Я предлагаю вам сесть по группам и поразмышлять над этим вопросом.
Работа в группах. Звучит музыка. Затем слушаются ответы детей.
Это не этично.
Человеку неприятно.
С тобой может случиться такая же беда.
– Меня радует, что вы нашли столько вариантов ответов. Все они верные, но сегодня из всех этих вариантов мы выберем самый точный ответ, который подойдёт к ситуации, сложившейся в рассказе «Красные яблоки».
3. Усвоение новых знаний и способов действий
– И.Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки». Попробуйте предположить, о чём он будет? – Чтобы проверить все ваши предположения, нам нужно его прочитать. Перед чтением проводится словарная работа над словами: балансировать, авоська, наледь, парадное. Слайд 8 Чтение рассказа вслух по частям. В ходе чтения детям задаются вопросы. Чтение 1 части учителем.
4. Первичная проверка понимания.
– Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они поступали плохо. Они были равнодушны к чужой беде) – Как бы вы поступили на их месте? Чтение учащимися 2 части (до слов «сказал Валерка»). – Какую игру придумали мальчики? (Игру-соревнование на очки) – Это добрая игра? Они ведь ничего не делали, не толкали прохожих. Но нам всё-таки неприятно такое видеть. – Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба) – Что они были должны сделать? – Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны к людям? Чтение 3 части учителем. После слов «встрепенулся Валерка» – вопрос: – Почему встрепенулся Валерка? После слов «Твоя повыше!» – вопрос: – Как вы думаете, что будет дальше? – Закройте глаза. Вслушайтесь в мой голос и в свой внутренний голос. Чтение одного абзаца. – Можно открыть глаза. Чтение учителем до конца.
5.Закрепление знаний и способов действий
– Почему Валерка, когда пришла мама «стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал»? – Что произошло с Валеркой? (Он изменился) – В какой момент произошло это изменение? (Когда он понял, что эта женщина похожа на его маму) – А изменился ли Севка? Почему? (Его не коснулась чужая беда) – Он остался каким? (Равнодушным) – Как вы думаете, после этого случая изменится ли отношение Валерки к людям? А Севки? – Почему рассказ называется «Красные яблоки»? Слайд 10. (Красный цвет – это цвет тревоги, опасности. Красные яблоки на снегу – это как свет, вспышка. Мальчик Валерка понял, что они с Севкой вели неправильную игру) – Что хотел сказать автор этим произведением? (Умейте сопереживать чужому горю) – Вернёмся к нашему главному вопросу: Слайд 11 – Почему нельзя смеяться над чужой бедой? (С тобой и твоими ближними может случиться такая же беда) – А, если беда всё-таки случится с каким-нибудь человеком, как вы можете помочь ему? (Пожалеть словом, приобнять, просто побыть рядом, погладить по голове) – Посмотрите, какие простые приёмы. Но они действительно могут помочь человеку в трудную минуту.
6.Подведение итогов
– Достигли ли мы с вами целей,которые ставили вначале урока? – Какой вывод сделал каждый из вас после этого урока?
Оценивание детей.
7. Информация о домашнем задании. Слайд 11
Разноуровневое домашнее задание:
1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу. 2. Подобрать пословицы и поговорки. 3. Написать письмо-обращение к Севке.
Учитель благодарит детей за работу. Пишет на интерактивной доске «Спасибо за урок». Слайд 12