kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "К.Г.Паустовский "Стальное колечко"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.

- формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников

- создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "К.Г.Паустовский "Стальное колечко"»

План – конспект урока литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Стальное колечко» в 3 классе.


Цели урока:

- формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.

- формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников

- создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Дидактическая цель: обучение младших школьников деловому общению.

Формирование УУД:

Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, дискуссия.

Методы обучения:

  • создание проблемной ситуации;

  • поисковый;

  • наглядно-иллюстративный;

  • словесный.

Средства обучения:

  • учебник

  • мультимедиа проектор

  • наглядные пособия


Формы организации учебной деятельности:

  1. Фронтальная.

  2. Индивидуальная.

  3. Групповая.


Ход урока.

  1. Организационный момент. ( Эмоциональный настрой на работу).

Ребята, сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости. Давайте - улыбнемся друг другу и нашим гостям , как солнышко нам улыбается. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам.

  1. Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока.

1 слайд:

“Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский

_ Прочитайте слова.

- Кто их автор?

2 слайд:

-Посмотрите, к какому произведению подобраны иллюстрации?

- С каким произведением мы будем работать , сформулируйте тему урока…

3 слайд ( тема)

- Знакомы ли мы с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского?

- Дома самостоятельно вы знакомились с произведением. К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)

- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)

- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова сформулируйте цели урока.

4 слайд (цель)


-Начнём работу над 1 частью цели урока: познакомимся с краткой биографией К.Г.Паустовского.

-Теперь переходим ко 2 части цели и будем разбираться: произведение К. Г.Паустовского сказка или рассказ?


- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?

- Даша получила задание , найти определение в толковом словаре.

  • Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

  • Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.


- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения, а также мы совершим мысленно, путешествие в деревушку, где жила главная героиня Варюша с дедом.


3. Совместное исследование и решение проблемы.

- Дома вы были в роли читателей.

- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем? Сейчас мы это проверим.

1. Где жила Варюшка с дедом?

2. Как звали деда?

3. Куда Варюшка пошла за махоркой?

4. Кто такой Сидор?

5. С кем Варюшка встретилась в Переборах?

6. Какой подарок она получила?

7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?

8. Знаете ли вы, какие события происходили в стране в это время?

- Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, давайте вспомним отличительные особенности начала сказки и рассказа.

- Как называется начало в рассказе? (вступление)

- Как называется начало в сказке? (зачин)

- Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко»

 - Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?

( эпизод повествовательного характера, первое предложение похоже на зачин сказки)

-Далее работу с текстом мы проведём по группам. Каждая команда выберите капитана, представьте…( объяснение работы)

1 группа

Задание.

Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами со слов « На платформе сидели два бойца…». Прочитайте эту часть текста по ролям.

Вопросы для всех:

- Что вы можете сказать о поступке Варющи в этом эпизоде?

- Как бойцы называют её? Как в литературе называется этот приём?

- Ребята, в данном эпизоде, для Вари предмет – колечко – простое или волшебное?

- Посмотрите на правую ладонь.

- Повторите, название пальцев на руке?

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

- Называем палец и соответствующее чудо.

  • Средний - здоровье

  • безымянный - большущая радость

  • указательный - увидишь весь мир

- Введение этого эпизода- появление колечка- элемент сказки или рассказа?

- Про какой пальчик боец не сказал девочке? Как вы думаете почему?


2 группа

Задание.

Перескажите эпизод , как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?

Ответьте на вопрос: Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?


- Посмотрите на слайд и скажите, кто изображён на картинке?

- Что вы о нём узнали?

- Может ли Сидор быть таким? Посмотрите на слайд.

- Как вы думаете, это сказочный персонаж или нет?


- О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?


3 группа.

Задание.

Подготовьте выразительное чтение отрывка, в котором описывается приход весны.

Ответьте на вопросы:

- С кем автор сравнивает Весну?

-Как называется этот художественный приём?


- Введение автором образа весны, приёма олицетворения ближе к какому жанру?

4 группа

Задание.

Составьте рассказ по опорным словам на тему: « Как Варюше удалось найти стальное колечко,»

  • нашла

  • начала отгребать

  • блеснул

  • вскрикнула

  • присела

  • не заржавело

  • схватила

  • надела

  • побежала

(просмотр фрагмента фильма)

-Что она увидела, когда прибежала домой?

- Ребята, значит, колечко волшебное? Как думала Варя?

- А что сказал дед?

-Как вы думаете, почему выздоровел дед Кузьма?


- Для себя Варюшка, что выбрала: большую радость или повидать свет?

- От чего она испытала большую радость?

- А почему она не захотела повидать белый свет?

-Как об этом говорит дед Кузьма.

-Ребята, а это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?

- Как вы думаете произведение Паустовского-это рассказ или сказка?

5. Обобщение.

Вывод: Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.


- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему, о любви к окружающему миру - к природе).

Давайте закончим сегодняшний разговор словами:

Жизнь прекрасна. Не проживи её зря. Постарайся оставить след на земле. Учись видеть прекрасное в самом обыкновенном.


5. Рефлексия. Оценивание.

Что получилось на уроке? Какие испытывали трудности? Что понравилось?

( работа с колечками)

6. Домашнее задание.

1.К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Аманатова Гулизарханум Мирзабековна

Дата: 03.07.2021

Номер свидетельства: 584393

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства