Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. К.Паустовский "Прощание с летом."»
Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Планета знаний».
Тема: К. Г. Паустовский «Прощание с летом».
Цели урока:
Создать условия для развития внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением, к точности слова, использованного писателем. Способствовать формированию умений сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях. Рассказывать об иллюстрациях к прочитанному произведению. Содействовать обучению создания рассказа по аналогии с прочитанным и его записи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: выразительно читают текст; вычленяют фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос; объясняют действия персонажей, определяют отношение автора к героям; определяют настроение, выраженное в произведении, передают его при чтении; определяют впечатление от прочитанного; выражают свое отношение к прочитанному, обосновываю его; придумывают иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывают о них или рисуют; обозначают ритм стихотворения путем прохлопывания; объясняют переносное значение слов, фразеологизмы; сочиняют рассказы, записывают их.
Личностные: привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: рассказывают об опыте общения с природой; привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.
Коммуникативные: получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Образовательные ресурсы: презентация «Жизнь и творчество К.Г. Паустовского».
Ход урока
1. Организационный момент.
Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
3. Постановка темы и целей урока.
На экране вы видите портрет К. Г. Паустовского и даты его жизни. Вглядитесь в него и запомните (слайды презентации)
К.Г. Паустовский- известный русский писатель, который много произведений написал для детей.
Рассмотрите обложки его книг. Назовите произведения. Быть может, среди них вам встретятся те, которые вы уже читали.(слайды)
Кто догадался, с произведением какого писателя мы будем сегодня работать?
– Выбрав подходящие слова и составив из них заголовок, вы узнаете название рассказа, с которым сегодня познакомимся.
Встреча, прощание, летом, осенью, зимой, с
– Сформулируйте тему и цели урока, используя опорные слова:
Познакомимся… Будем учиться… Будем воспитывать…
4. Работа с текстом до чтения.
– Что интересного в названии произведения?
– Можно ли предположить о чем пойдет речь в рассказе?
5. Первичное восприятие.
– Откройте учебник Э.Э. Кац с.18
Чтение рассказа подготовленными учениками.
– Какую осень изобразил Паустовский?
– Где происходит действие рассказа? (в сельской местности)
– С каким настроением автор прощался с осенью?
Физминутка.
Мы листики осенние. На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели.
6. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания.
Нам встретились слова, которые употребляются только в сельской местности. Их значение нам неизвестно. Кто запомнил эти слова? (на доске) Попробуйте объяснить их значение.
А вот какое объяснение дает словарь Ожегова (находят и читают дети):
Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.
Уютное-удобное, приятное жилище.
Хлестать-бить , ударять.
– Кто помнит, как начинается рассказ?
– Почему автор назвал ноябрь грустным временем года? Читаем текст вслух, с попутными комментариями, запоминаем слова и выражения, значения которых непонятно.
Давайте возьмем карандаш, будем читать и подчеркивать отрывки-доказательства (работа с текстом, по ходу разбираем образные выражения: сбитый белок, самовар-инвалид и др.)
– Кто выберет и прочитает из текста небольшой отрывок об осеннем вечере в деревне.
– Какое настроение навеяли эти вечера? Какой краской вы бы нарисовали их? Почему? (выбор цвета настроения – серый – скука, грусть, печаль)
Сравнение настроения, выраженного двумя авторами, Пушкиным и Паустовским, в их произведениях об осени.
О каком осеннем месяце рассказывает каждый из писателей. Подтвердите свой ответ строками произведения.
Определение чувств писателя, выраженных в произведении.
- О чувствах, выраженных Пушкиным в его произведении, мы говорили на прошлом уроке. Паустовский пишет, что конец ноября -«самое грустное время в деревне». Найдите в тексте объяснение такого определения «ноябрьского» настроения.
-Но Паустовский не говорит, что ему тоскливо и страшно,- есть уют ярко освещённой комнаты, поющий самовар и спящий в кресле кот.
Активизация читательского опыта. Задание 6(б0.
-Расскажите, когда бывает особенно уютно в вашем доме, что вы чувствуете в это время?
Работа с иллюстрациями на с.18. Задание7.
Рассмотрите картинку на с.18 и расскажите об иллюстрации, которую хотели бы нарисовать к рассказу К. Паустовского.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
-Выполните задание 4 на с.14 в рабочей тетради 1 Проверьте правильность выполнения задания по образцу.(Слайд, картинка с правильным вариантом ответа).
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Выполните задание 3 на с.13-14 в рабочей тетради 1.
Вывод
– Что Паустовский хотел сказать нам этой историей? (Каждое время года прекрасно по-своему).
7. Работа с заголовком рассказа.
– Придумайте свой заголовок к данному произведению (Выбор самого удачного варианта и сравнение с авторским)
Вывод
– Что Паустовский хотел сказать нам этой историей? (Каждое время года прекрасно по-своему).
8. Итог урока.
– Ребята, кто открыл сегодня для себя что-то новое?
– Кому понравилось произведение?
– Кто помог нам глубже проникнуть в мир природы, увидеть ее красоту и гармонию?
Замечательный писатель-творец прекрасных слов об окружающем мире Константин Георгиевич Паустовский.
Когда-то Паустовский сказал прекрасные слова о другом человеке – композиторе Э. Григе (на доске портрет, слова):
“Спасибо! За Вашу щедрость, за то, что Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.
– Можем ли мы адресовать эти слова самому Константину Георгиевичу? Давайте прочитаем их вместе вслух.
9. Рефлексия.
Какую задачу ставили на урок?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Выберите и дополните одно из предложений:
Мне на уроке было…
Урок заставил меня задуматься о…
10. Домашнее задание.
– Выберите себе домашнее задание по желанию:
– Подготовить пересказ текста.
– Нарисуй иллюстрацию к произведению.
– Раздели рассказ на части по описанию осенних периодов.