kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Лелеющая душу гуманность лирики А.С.Пушкина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке повторяется и обобщается материал по лирике А.С.Пушкина, расширяются знания по теме, отрабатываются навыки анализа с учетом идейно-художественного и жанрового своеобразия произведений. Проводится работа над развитием речи. В ходе урока дети учатся отбирать и систематизировать материал, необходимый для ответов на вопросы. Продолжается знакомство с биографией А.С.Пушкина и кругом его современников и друзей. Учащиеся приобщаются к другим видам искусства (живопись, скульптура).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Лелеющая душу гуманность лирики А.С.Пушкина»»

Конспект урока в 10 классе


Тема: «Лелеющая душу гуманность лирики А.С.Пушкина»


Повторительно-обобщающий урок (заключительный), 2часа.


Цели урока:

образовательные:

- повторение и обобщение материала по лирике А.С. Пушкина;

  • в ходе повторения и обобщения материала расширить знания по лирике Пушкина;

  • показать, что в стихотворениях полно и четко выразились взгляды поэта;

  • отрабатывать навык анализа с учетом идейно-художественного и жанрового своеобразия произведений;

  • учить конкретизировать ответ, отбирая нужный материал, делать выводы и обобщения.


развивающие:

  • развитие речи, выразительности чтения, умения отбирать и систематизировать материал;

  • продолжение знакомства с биографией А.С.Пушкина и кругом современников и друзей поэта;

  • приобщение к другим видам искусства (живопись, скульптура).


воспитательные:

  • воспитание почтительного, бережного отношения к творчеству Пушкина;

  • на примере его поэзии воспитывать любовь к родному языку, чувство патриотизма, гордость за свой народ и его литературу;

  • воспитание общей культуры.


Технологии:

- личностно-ориентированная;

- информационно-коммуникационная;

- проблемно-развивающая.


Формы организации деятельности:

- индивидуальная (с дифференциацией заданий);

- парная;

- групповая (работа в творческих группах);

- коллективная.



Виды деятельности:


- работа с учебником;

- анализ стихотворений;

- сообщение по теме;

- развернутый ответ на вопрос;

- выразительное чтение наизусть;

- творческая работа

- заочные экскурсии;

- работа с иллюстрациями и портретами.



Методы:

- частично-поисковый;

- репродуктивный;

- проблемный;

- исследовательский.


Оборудование:

  • словари;

  • сборники произведений А.С.Пушкина;

  • репродукции картин;

  • портреты поэта;

  • мультимедийные презентации;

  • фотографии памятников А.С.Пушкину;

  • ТСО для показа мультимедйных презентации;

  • учебник.



Виды контроля:


- тестирование;

- творческая работа (составление синквейнов).


Задание классу по видам деятельности.


В ходе урока учащиеся должны вести записи, в которых должны быть отражены все виды работы группы, которую они слушают. Подготовить отзыв о работе группы. Обратить внимание на успехи, достижения, на то, что понравилось, чей ответ заслуживает особой оценки, что нового узнали; есть ли пожелания или замечания. С чем, возможно, не соглашаетесь (аргументируйте свое мнение).



На доске:

  1. тема урока;

  2. что должны знать:

  • мотивы лирики;

  • жанры стихотворений;

  • историю создания стихотворений.

  1. что должны уметь:

  • выразительно читать стихи;

  • анализировать, определять средства выразительности речи;

  • рассуждать, объяснять, доказывать.


Ход урока.


1.Мотивация учебной деятельности.

  • Слово учителя, обращенное к теме урока, выделение слов «лелеющая» и «гуманность», обращение к толковым словарям: определить лексическое значение указанных слов, подобрать синонимы.

  • Какие синонимы нашли?

    • Лелеять (воспитывать, выращивать).

    • Гуманность (человечность, человеколюбие).

  • Обращаем внимание на то, что на уроке необходимо проследить, как же проявляется гуманность лирики Пушкина, какие качества души она «лелеет».


2.Работа учащихся.

  • Наш разговор о лирике Пушкина мы начинаем с обращения к двум самым знаменитым портретам поэта.

  • Проводится экскурсия «Два портрета Пушкина». Ученик рассказывает об истории создания портретов художниками Тропининым и Кипренским, обращается внимание на то, как по-разному воплощен облик поэта, говорится об особенностях манеры художников, используется терминологический и понятийный ряд (композиция картины, колорит, настроение, манера художника, классицизм, романтизм, реализм).

Учитель. Мы увидели и услышали в ходе этой интересной экскурсии, каким

разным может быть один и тот же человек. Так же многообразен и

многотемен и мир пушкинской лирики. Ничего не ускользает

от внимательного взгляда художника слова, всё в его власти.

Назовите основные мотивы лирики Пушкина.

1) Свободолюбивая.

2) Философская.

  1. Мотивы дружбы и товарищества.

  2. Любовная лирика.

  3. Пейзажная лирика.

  4. Поэт и поэзия.


Учитель. Вы работаете в творческих группах, задания получены заранее.

Пожалуйста, представляйте свои работы.

I группа: «Тема дружбы в лирике Пушкина».

Сообщение о том, как Пушкин умел ценить друзей, сохранив на протяжении всей жизни лицейскую дружбу.

Проводится экскурсия «Друзья души моей» (показываются портреты друзей Пушкина, рассказывают о тех, кто изображен – Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, Чаадаев и другие).

Читают наизусть и анализируют стихотворения «К Чаадаеву», «Пущину», отрывки из стихотворения «19 октября 1825 года», «Арион».

Подводя итог работы, обращают внимание на то, что очень часто в стихотворениях, посвященных друзьям, звучат гражданские, свободолюбивые мотивы, что обусловлено особенностями времени и мировоззрения тех, кому посвящены стихи. Подчеркиваются жанровые особенности послания.


II группа: «Любовная лирика Пушкина».

Проводится экскурсия «Адресаты любовной лирики Пушкина». (Выступают двое учащихся).

Представляются портреты М.Раевской, Е.К.Воронцовой, Н.Гончаровой, А.Керн.

Коротко рассказывают о них.

Группа представляет стихотворения, относящиеся к любовной лирике: «На холмах Грузии…», «Я Вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна».

Читают наизусть, анализируют, подчеркивают жанровые особенности стихотворений (элегия).

Делают вывод о том, что Пушкин считал любовь чувством, возвышающим человека; любовь раскрывает лучшие качества личности человека, облагораживает его, «лелеет душу».

III группа говорит о пейзажной лирике Пушкина.

Работают с картинами серии «Пейзажи Михайловского и Тригорского»; зачитывают отрывки из произведения К.Паустовского «Михайловские рощи».

Подчеркивают, что озера, луга, леса, реки Псковского края давали вдохновение поэту; утверждают мысль о том, что пейзажная лирика Пушкина – это не просто картины природы, а выражение единства человека и природы, философское осмысление неразрывной связи всего сущего на Земле.

Читают наизусть стихотворения и отрывки из стихотворений о природе: «Осень», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «К морю…»

Анализируют стихотворения, предлагают отзывы о них, обращают внимание на картины природы и средства выразительности речи, при помощи которых они созданы.

Учитель. Какие чувства вызывает пейзажная лирика Пушкина?


Ответы учащихся:

пейзажная лирика Пушкина – удивительный, необыкновенно динамичный мир. Природа живет, радуется, грустит и страдает; Пушкин умел видеть поэтические предметы в обыденном, повседневном, но благодаря своему удивительному таланту рисовал картины природы так, что они не могут читателя оставить равнодушным, заставляют задуматься о своей земле, вслушаться, всмотреться и ощутить в полной мере свою причастность к России.


IV группа: «Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина».

Сообщение о том, что тема творчества, судьба поэта была и остается актуальной. Лучшие поэты, писатели задумывались над этими вопросами и пытались дать на них ответы своей жизнью, своим творчеством.

Представление стихотворений «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Пророк», «Памятник».

Выразительное чтение, анализ стихотворений «Пророк», «Памятник».

Проводят линию связи с историей, обращают внимание на пафос стихотворений, их художественные особенности.

Подчеркивается особая роль и предназначенье поэта: «Пробуждать чувства добрые…»

Проводится экскурсия «Самые известные памятники Пушкину».

А.С.Пушкин создал себе нерукотворный памятник поэзии, а люди создали в его честь памятники рукотворные. Их много, они разные, однако среди них есть три самых известных, узнаваемых.

Показ фотографий памятников Аникушина, Опекушина, Баха.

Рассказ об этих памятниках, чтение стихотворений.



Подведение итогов работы в группах.

Итак, вы завершили работу, показали хорошую подготовку к уроку, выполнили разные задания (анализ, сообщение, экскурсии).

Повторили уже известное о лирике Пушкина, узнали и новое. Думается, что поэзия – это удивительный мир, к которому вы будете обращаться не раз, открывая для себя что-то новое, «лелеющее» вашу душу.

Учитель. Вопросы классу.

Что запомнилось?

Что нового узнали?

Стали ли вам понятными слова Белинского о «лелеющей душу гуманности лирики Пушкина?

В конце урока предлагаем выполнить тест, в котором вы постараетесь показать свои знания (тест прилагается).

Результат тестового контроля:

успеваемость – 100%

качество – 85%.







































Тест


1. Лирика – это

повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;

род литературы, в котором рисуются отдельные состояния характера в определённый момент жизни;

стихотворение из двух строк.

2. Определите жанр стихотворения А.С. Пушкина «Пущину».

баллада;

послание;

элегия.

3. Перечитайте четвертую строфу стихотворения «Зимнее утро». Какой художественный приём использует автор в этой строфе?

метафора;

сравнение;

звукопись;

гипербола.

4.Какой художественный приём положил Пушкин в основу описания утра и вечера в стихотворении «Зимнее утро»?

сравнение;

антитеза (противопоставление);

метафора;

повтор.

5.Какое стихотворение А.С. Пушкина тематически и стилистически восходит к библейскому источнику?

«Поэт»;

«Пророк»;

«Памятник»;

«Поэту».

6. К какому жанру относится стихотворение «К Чаадаеву»?

ода;

элегия;

идиллия;

дружеское послание;

эпиграмма.

7. Определите характерные особенности любовной лирики.

Поэт создал конкретный характер своей лирической героини. Её характер предстаёт в развитии, в неожиданных проявлениях.

Любовная лирика поэта допускает «прозу любви» (острые ссоры, безысходные размолвки).

Поэт передал разнообразие, неисчерпаемость переживаний любви.

Любовное чувство, с точки зрения поэта, непредсказуемо, изменчиво.





12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока «Лелеющая душу гуманность лирики А.С.Пушкина»

Автор: Винюкова Татьяна Васильевна

Дата: 08.11.2020

Номер свидетельства: 562809


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства