kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Хаос и космос в поэзии Ф.И. Тютчева" (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет учащимся определить, как разрешает философские проблемы бытия Ф.И. Тютчев в своём творчестве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Хаос и космос в поэзии Ф.И. Тютчева" (10 класс)»

Тема урока: «Две составляющие мира в поэзии Ф. И. Тютчева»

Цели и задачи урока: определить, как разрешает философские проблемы бытия в своем творчестве Ф.И.Тютчев, обучение анализу поэтического текста.

Оборудование урока: мультимедиа, презентация, аудиозапись стихотворений Ф.И.Тютчева в исполнении И.Смоктуновского и М.Казакова, звукозапись пьесы Л.В.Бетховена «Silence» ( «Молчание»)

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Новый материал.

Слово учителя. Ф.И.Тютчев был современником многих политических и социальных катастроф, «роковых минут» мира, поэтому творчество поэта насыщено глубокими раздумьями о корнях бытия, о том, какое место занимает человек в этом мире, в чём его предназначение. В поисках ответов Тютчев создал свою концепцию мироздания, свою мифологию, в которой действуют Океан, Солнце, Сон, Смерть, Мать-Земля, Заря, День, Ночь, Рок…

Многие исследователи творчества Тютчева отмечали, что его поэзия – это единое зрелище, мистерия, вселенский спектакль. «То, что происходит перед нашими глазами, уже не действительность, — писал и сам Тютчев. – Это как бы сценическое представление одной большой драмы, задуманной и поставленной по всем правилам искусства».

В центре тютчевской мифологии – первозданный Хаос. Образ Хаоса возник в античности. Его понимали как космическое первоединство, в котором всё погибает и всё рождается вновь.

Хаос – центр мировой системы, созданной Тютчевым. Хаос – изначальная стихия бытия, бездна, которая обнажается ночью. Ему противостоит Космос – упорядоченный благоустроенный мир. Хаос – первоматерия, грубая здоровая сила, от которой человек отделился, создав цивилизацию. Но цивилизация – это только покров над бездной, тонкая плёнка, которая не изолирует две эти сферы

  1. Анализ стихотворения «День и Ночь»

  • На сколько частей можно поделить стихотворение и почему?

  • Каким представляет день Тютчев?

  • Что несет день людям?

  • Какие слова в первой части стихотворения являются ключевыми по вашему мнению?

  • Какие средства выразительности использует автор, рисуя день?

  • Какими словами автор рисует ночь? Что тревожит поэта?

  • Как вы думаете, какой частью суток управляет Космос, а какой – Хаос? Почему?

  1. Комментарий учителя. В поэзии Тютчева Хаос и Космос являются антиподами: Хаос – беспорядок, плоть, общность, чувства; Космос – порядок, интеллект, индивидуальность, дух, но они друг без друга существовать не могут. Поэзия Тютчева – это диалог и борьба Хаоса и Космоса

  2. Чтение стихотворения «Два голоса».

  3. Беседа.

  • И вновь вопрос: чей голос мы слышим в первой части стихотворения?... чей во второй?...

  • Мы познакомились на уроке уже с двумя тютчевскими стихотворениями, рисующими картину бытия. Что общего в их архитектонике? (Деление на две части, подобно тому, как мир поделён на Космос и Хаос)

  • Какая составляющая мироздания в стихотворении «Два голоса» несёт ощущение бесконечных возможностей жизни, а какая - чувство стесненности, ограниченности, временности всякой жизненной формы?

  • Как вы считаете, почему стихотворение автор заканчивает словами Хаоса:

Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком,

Тот вырвал из рук их победный венец

(Голос Хаоса звучит ободряющим призывом, исполненным верою в силу духа человечества)

  1. Аудиозапись стихотворения «О, вещая душа моя…» в исполнении И.Смоктуновского.

  • А где ж сам человек? Каким он ощущает себя в этом раздираемом великими силами мире?

(Он тоже, как и этот мир, раздираем между Космосом и Хаосом и ощущает свою душу жилицей двух миров.)

  1. Чтение стихотворения «О чем ты воешь, ветр ночной?» в исполнении И.Смоктуновского .

  • Каковы желания лирического героя?

Вывод: человек желает слиться с Хаосом («родным»), но при этом сохранить свою индивидуальность. Он ( человек) стал бесконечно одинок.

Слово учителя. (На фоне пьесы Л.В.Бетховена «Silense»)

Это одиночество – и благо, и трагедия. Благодетельность одиночества в том, что человек в романтическом мире Тютчева – творец, созидающий новый мир: «Есть целый мир в душей твоей / Таинственно-волшебных дум…» . Но эти чувства и мечты недоступны другим, ими можно любоваться только в одиночестве:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изреченная есть ложь.

(«Silentium»,1830)

Жизнь человека неизбывно трагична: «Я сознаю, как тщетны все отчаянные усилия нашей бедной мысли разобраться в том ужасном вихре, в котором погибает мир. Да, мир действительно рушится, и как не потеряться в этом страшном крушении?» — писал Тютчев. Но неужели нет выхода? Есть!



Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые —

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть.



Вывод. Только вера в Бога, по мнению Тютчева, может дать человеку надежду не стать рабом холодного логичного Космоса и не ввергнуться в бездну страстей Хаоса.



Слово учителя. Русский философский романтизм достиг в творчестве Тютчева новых высот, раскрыл сложность и противоречивость бытия. На рубеже двух эпох Тютчева объявили своим учителем символисты. Андрей Белый и Владимир Соловьёв видели в нём философа-мыслителя, певца Мировой души. Владимир Брюсов писал: «К поэзии Тютчева можно подходить с трех разных точек зрения: можно обратить внимание на выраженные в ней мысли, можно постараться выявить ее философское содержание, можно, наконец, остановиться на ее чисто художественных достоинствах. Со всех трех точек зрения, поэзия Тютчева заслуживает величайшего внимания».

Звучит отрывок из пьесы Л.В.Бетховена «Silense» («Молчание»)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Хаос и космос в поэзии Ф.И. Тютчева" (10 класс)

Автор: Грищук Наталья Евгеньевна

Дата: 02.02.2023

Номер свидетельства: 624635


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства