kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Диалог человека и природы" по рассказу В П Астафьева "Зачем я убил коростеля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием технологии диалогового обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Диалог человека и природы" по рассказу В П Астафьева "Зачем я убил коростеля"»

Тема урока: « Диалог человека и природы в рассказе В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» 5-й класс

Эпиграф:

Звери, птицы, растения проживут без нас, а мы без них погибнем

(В. Астафьев)

Цели урока

Обучающие :

  1. Формирование нетрадиционного взгляда на проблему ответственности за поступки.

  2. Обучение выразительному чтению.

Развивающие:

  1. Развитие творческого потенциала учащихся

  2. Развитие диалоговой формы общения внутри микрогрупп.

3. Формирование умения анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства, обобщать, выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации; тренировать ассоциативное мышление.


Воспитательные: воспитание творческой, инициативной личности

Задачи урока:



  • Личностные

  • Воспитывать человечность, чуткость, чувство доброты, требовательность к себе, великодушие, благородство, ответственность за свои поступки, отзывчивость; развивать самостоятельность в принятии решения.

  • Метапредметные

  • Совершенствовать речевые и творческие способности учащихся;

  • Предметные

  • Показать ценность добродетели и отрицательные свойства порока



  • Тип урока: Урок- диалог.

  • Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, составление кластера, синквейна, работа в парах, в группе.


Оборудование: портрет В.П.Астафьева, тексты рассказа “Зачем я убил коростеля?”, изображение птицы коростеля, его гнезда, гербов городов с изображением коростеля, аудиозапись крика коростеля.

Ход урока


Самоопределение деятельности


- Как вы считаете, справедливо ли высказывание В. Астафьева, взятое в качестве эпиграфа к уроку?

- Какое слово в этом высказывании ключевое?(диалог)

- Что такое диалог?

- Какие правила диалога вы должны соблюдать?

То есть диалог предполагает добрые, партнерские отношения, которые мы будем выстраивать на уроке.


Создание эмоционального настроя.


- Сейчас на дворе весна – замечательное время года. Почему люди ждут весну? (распускаются листья на деревьях, светит солнце…, поют птицы).


- Давайте послушаем пение птиц (аудиозапись с показом слайдов с фотографиями птиц). Работа выполнена учеником.


- А теперь послушаем стихотворение Е. Шкловского «Глобус».


( Подготовленная ученица выразительно читает стихотворение наизусть под музыку П. Чайковского «Времена года» ( «Песня «жаворонка»).


Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу».


- О чем мы сегодня будем беседовать, какова тема урока? (Взаимоотношения человека и природы.)

- Спрогнозируйте, чем мы будем заниматься на уроке? Какова цель его? Наметьте пути открытия знаний. ( Обсудите в парах).

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П.Астафьева, героем которого тоже является птица.

– Какие произведения этого автора вам уже знакомы?


- Прежде, чем читать рассказ, послушаем сообщение в научном стиле о коростеле. (Ученица рассказывает о птице – вес, размер, оперение, где зимует, и т.д.; показывает фотографию птицы, кладку в гнезде, включает запись голоса птицы, показывает герб города во Франции с изображением коростеля). Показ слайдов.

- Спрогнозируйте сюжет рассказа по опорным, ключевым словам:

Возвращался - увидел - бросилась бежать, догнал, захлестал, сдуру загубленная живность – чего - то не хватает, застарелое мучение - зачем?

(слайд). Работа в группах.

Один из учеников читает вариант развития событий. Учащиеся обмениваются своими мнениями.



- Сейчас мы приступим к внимательному, вдумчивому чтению текста по частям. По ходу чтения будем заполнять двухчастный дневник. Какие задачи вы будете ставить перед прослушиванием текста? Зачем нужен дневник? Читаем текст до первой остановки.

Ученик выразительно читает текст до слов «Я вырос в семье охотника…»

Заполните дневник. Выпишите ключевые слова. (Работа в группах: ученики осуждают записи, выбирают, на их взгляд, лучший вариант,читают вслух, обсуждают достоинства работы.)




Ключевые слова. Словосочетания.

Толкование


Птица

Присела, притаилась, пугалась, бросилась бежать

Почувствовала опасность,

пыталась спастись


Мальчик

Дикий азарт

Спастись невозможно


Догнал, захлестал

Убил птицу

- Какие у вас возникли вопросы? (Что стало с птицей? Каково дальнейшее поведение мальчика? Почему преобладают глаголы в описании живой птицы? и др.)

- В этой части текста вы встретились с незнакомыми словами ( бочажина, тальник). Попробуйте объяснить их значение. ( Ученики предлагают способ решения задачи, выдвигают гипотезы. Ученик, получивший задание на дом , объясняет значение слова и показывает фотографию предмета. Сравнивают). Слайд.

- Какого развития событий вы ожидаете?

Чтение до второй остановки « Теперь я знаю…». Заполнение дневника.

Кто?

Какой?

Что делает?




Мальчик


Сделалось жалко, раскаивается,

испытывает чувство вины.




Птица

Завядшее,бескостное тельце,мертвые бесцветные веки,не было одной лапки,шейка болталась

Погибает.




Мальчик

Взял птицу, стал выгребать ямку и хоронить

Стало жалко





Объяснение слова литовка

- Почему так подробно автор описывает мертвую птицу? (рассматривает, определяет степень своей вины)

-Для чего вдруг в середине текста дается местный пейзаж, наполненный красками, звуками? (Несовершенство пейзажа без дергача)

-Можно было закончить этой частью рассказ?

Эту часть рассказа вы прочитаете дома и заполните дневник.



Чувства мальчика

Нет коростеля.

Появился коростель.





- Прочитаем последний абзац. Совпали ли ваши прогнозы на финал текста?

– О чем сожалеет автор? (Об убитой им птице)
– Когда произошел этот случай? (В детстве.) Астафьев был примерно в вашем возрасте, когда совершил этот бездушный и бездумный поступок, но он мучил писателя всю жизнь.
– Найдите подтверждение этому в тексте.
– Почему же этот случай так запал ему в душу? (Птица была совершенно бе спомощна). Можно ли назвать эту птицу привлекательной? (Нет.)

На что похож крик птицы? (На скрип.)
– Можно ли сказать, что это красивая песня? (Нет.)

– Дает ли нам это право уничтожать тех, кто кажется нам непривлекательным, некрасивым?

-Какие качества, положительные и отрицательные, проявляются в разный период жизни героя.

. 2. Актуализация знаний



-Составить кластер (по группам): Положительные и отрицательные качества героя (I в)

Добро, сочувствие, жалость, благородство

Жестокость, грубость, необдуманность, зло, эгоистичность .

-Составьте синквейн ( группа) IIв


– Какое еще название есть у коростеля? (Дергач.) Оказывается не только во Франции есть город, на гербе которого изображен коростель, но и в России.
– Кто из вас догадался, как называется город в России, на гербе которого изображена эта птица? (Дергач.) слайд

  1. Постановка учебной задачи:

Что такое проблема в литературе ? (Сложный вопрос, задача, требующая решения).

4. Открытие нового знания:



-Какие проблемы вы увидели в тексте?

Взаимоотношения человека и природы.

Проблема ответственности за то, что происходит в природе.

За плохие поступки приходит расплата.

Наказание героя в чувстве вины, которую нельзя ни искупить, ни загладить, ни забыть, как нельзя вернуть коростеля. И поэтому рассказ озаглавлен вопросом: « Зачем?» Есть ли ответ на этот вопрос? Для ответа на него иногда не хватает жизни.

Рефлексия.
Нарисуйте характер героя в виде геометрической фигуры. Обоснуйте. Обсудите в группах.

Заполните опросный лист.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется



активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией

  • взаимодействие

  • взаимопонимание

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения

  • единство группы в ходе работы было нарушено



Домашнее задание:1) Написать ответ на вопрос «Мой диалог с природой»

2)Нарисовать обложку к книге «Зачем я убил коростеля?»

3)Найти ответ на вопрос: в каких еще странах есть коростель на гербе?

4)Заполнить часть дневника (по не прочитанной в классе части текста).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дудкова Валентина Васильевна

Дата: 29.10.2019

Номер свидетельства: 524627


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства