kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Анализ образов героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: литература Класс: 11 Длительность: 1 урок, 45 минут Тема урока: «.Так кто ж ты, наконец?

         - Я - часть той силы,

         что вечно хочет

         зла и вечно совершает благо» Цель урока: анализ образов героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Задачи урока: способствовать умению учащихся отбирать и систематизировать материалы по определенной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Анализ образов героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Конспект урока

Предмет: литература
Класс: 11
Длительность: 1 урок, 45 минут
Тема урока: «...Так кто ж ты, наконец?

- Я - часть той силы,

что вечно хочет

зла и вечно совершает благо»
Цель урока: анализ образов героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Задачи урока: способствовать умению учащихся отбирать и систематизировать материалы по определенной теме.

Время, отведенное на задание

Действие учителя

Действия учащихся

1

2-3 минуты

Учитель приветствует учеников, объявляет тему урока: «...Так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»

Проходят в класс, садятся на свои места, записывают название темы в тетрадь.

2

7-8 минут

Сегодня мы обратимся к одному из самых знаменитых произведений Михаила Афанасьевича Булгакова – к роману «Мастер и Маргарита». Кто прочитал этот роман к занятию? Понравился ли он вам?
Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Работа над романом началась в 1928 году. Известны три редакции романа: «Черный маг», «Князь тьмы», «Мастер и Маргарита». Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова.
Все события в романе (в его основном повествовании) разворачиваются в Москве 30-х годов, в мае, с вечера среды до ночи на воскресенье.
До сих пор нет единого мнения о жанре романа, потому что это роман, который не подчиняется существующим жанровым категориям, что и делает его уникальным. В нем мы видим переплетение нескольких жанров: философский роман, сатирический и роман-миф.

На этом занятии мы поговорим только о некоторых героях произведения: о Воланде и сопровождающей его свите. Обратим внимание, что своим эпиграфом Булгаков требует рассматривать свой роман в перспективе гетевского «Фауста».
Нужно отметить, что Булгаков видит в Воланде главное действующее лицо всего романа. В обращении к «Правительству СССР» 28 марта он называет свой труд «роман о дьяволе». Дьявол выписан у него столь живо и реалистично, что Д.С. Лихачев однажды заметил, что после «Мастера и Маргариты» по крайней мере, в существовании дьявола сомневаться нельзя.
Итак, какие герои сопровождают Воланда на протяжении романа?

Дети слушают, делают заметки в тетради, отвечают на вопросы.

3

5-6 минут

Опрос. Необходимо узнать героя по данному ученикам описанию.
1) «громадный, как боров,

черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами» (Бегемот)


2) «На маленькой головке жокейский

картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в

сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить,

глумливая»; «усишки

у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а

брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки» (Коровьев)


3) «…маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в

крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с

котелком на голове. Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармашка,

где обычно мужчины носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина

торчала обглоданная куриная кость» (Азазелло)


4) «…ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не

маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с

левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был

в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет

он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде

головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит

гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные,

но одна выше другой. Словом - иностранец» (Воланд)


5) «нагая девица - рыжая, с горящими фосфорическими глазами» (Гелла)

Отвечают на вопросы.

4

12-15 минут

Что делает свита Воланда во время пребывания в Москве?

Ч1 Гл 1, 3, 4 – встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом, Коровьевым и Бегемотом;
Ч1 Гл 7 – встреча Воланда и Степы Лиходеева в «нехорошей квартире»;
Ч1 Гл 9 – Никанор Иванович Босой и «переводчик» Коровьев;
Ч1 Гл 10 – Варенуха и Гелла;
Ч1 Гл 12 «Черная магия и ее разоблачение» - сеанс черной магии в Варьете;
Ч1 Гл 17 – Исчезновение Прохора Петровича, Коровьев – «организатор хоровых кружков»;
Ч1 Гл 18 - Коровьев и Максимилиан Андреевич; буфетчик приходит к Воланду
Ч2 Гл 1 - встреча Маргариты и Азазелло;
Ч2 Гл 22, 23, 24 – великий бал у сатаны;
Ч2 Гл 27 –Воланд и его свита покидают квартиру;
Ч2 Гл 28 – похождения Коровьева и Бегемота
Ч2 Гл 29 – встреча Воланда с Левием Матвеем;
Ч2 Гл 30-32 – Воланд отправляет мастера и Маргариту в царство покоя.

Зачем Воланд прибывает в Москву?

Ученики разбиваются на группы и ищут необходимые для ответа на вопрос эпизоды, в которых фигурирует свита Воланда. Затем каждая группа по очереди отвечает на вопрос.

5

8-10 минут

Подведение итогов урока

Итак, кто же такой Воланд? Воланд принципиально не является христианским дьяволом ни в каком его облике, - хотя бы потому, что беспрестанно издевается над серостью, лицемерием и двоедушием, срывает маски. Настоящий дьявол всячески бы приветствовал ложь, порок и двуличие.

Даже Мефистофель - один из наиболее привлекательных образов сатаны, с которым часто сравнивают Воланда, - имеет главный признак дьявола - он искушает Фауста и торжествует, ибо искушение знанием - это ещё эдемское искушение. Ничто в романе Булгакова между тем не указывает на то, что Воланд имеет какие-то тайные намерения и строит сатанинские козни.
Но в то же время ошибочно мнение, что Воланд творит добро. В романе он не совершает добрых поступков. Для того, чтобы спасти мастера, Маргарита совершает традиционную, вечную в истории человечества сделку с дьяволом. Она превращается в ведьму и исполняет обязанности королевы на балу у сатаны.

Таким образом, дьявол у Булгакова является фигурой значительной, впечатляющей, многосторонней.

Ученики задают вопросы, спорят.

6

2-3 минуты

Учитель дает домашнее задание ученикам – написать сочинение по теме: «Образ Воланда в романе “Мастер и Маргарита”».

Ученики собираются и уходят.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Анализ образов героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: Скороходова Елена Николаевна

Дата: 16.09.2020

Номер свидетельства: 557649


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства