II.Актуализация опорных знаний
III. Подготовка к изучению нового материала
IV. Постановка цели и задач V. Первичное ознакомление с текстом.
VI.Физкультминутка
VII.Анализ литературного произведения. | 2 4 2 3 2 1 4 «Давайте повторим» Вспомните название раздела, который мы изучаем? Произведения каких авторов мы читали? А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором?
Найдите неповторяющиеся буквы и сложите из них фамилию писателя. -Какая фамилия у вас получилась? -Кто слышал фамилию этого писателя и читал его произведения? - Что пишет Драгунский?
- Какие рассказы вы уже читали?
Каким был человеком В. Драгунский?
- Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся. Составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шила. Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой пословицы. Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится явным».
- Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение. Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? Какие задачи мы с вами поставим на наш урок?
Посмотрите на слайд ,для вас представлен план урока.
- Что такое тайна? 1. Нечто скрываемое от других, известное не всем; 2. нечто неразгаданное, ещё не познанное; 3. скрытая причина чего-нибудь; - Назовите синоним к слову тайна -Что значит «тайное»? Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый. - Явное? - Открытое, откровенное. - Прочитайте выражение «Грановитая палата». Кто знает что это такое? Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным - Клевета – что оно означает? Подберите синонимы к этому слову. Ложь, враньё, выдумка, наговор
- Что значит слово язвительный? Откройте учебник на странице 125. Прочитайте тему урока. Что можете предположить? – Рассмотрите иллюстрацию на с. 125. Что необычного увидели? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение рассказа .(Читает учитель) 1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»? Как бы вы ответили на этот вопрос? 2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине». Как вы думаете, что может произойти дальше? 3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер». Предположите, что может произойти дальше? 4. Дочитывание рассказа до конца. 2. Выявление первичного восприятия.
- Понравился вам рассказ? - Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа? - В каких словах выражена главная мысль рассказа? - Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным? - Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?
Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста. - Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку. Впишите в кружки соответствующие цифры. «Видеть не могу манную кашу!» «Вы выливаете разную гадость за окно!» «Ты должен съесть всё до конца!» «Ты это запомнил на всю жизнь?» «А я остался с кашей наедине». – Какой это план? (Вписываем в кружки соответствующие цифры: 1, 4, 2, 5, 3.) Проверьте правильность выполнения задания на слайде. 3. Повторное чтение рассказа вслух по частям, соответствующим плану. Беседа после чтения каждой части. После 1-й части: – Что узнаем о Дениске? – Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо? Прочитать из текста. После 2-й части: – «Вылитый Кощей» – в каких произведениях Драгунского мы встречали эти слова? – Зачем мама заставляла сына есть кашу? После 3-й части: – Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? – Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение? – Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо прочитать её слова? После 4-й части: – Подберите синонимы к слову клеветать. – Какого человека называют интеллигентным? – Постарайтесь при чтении передать недоумение мамы, интонацию милиционера. – Автор пишет: «...язвительно рассмеялся милиционер». Как это – язвительно? – Как изменилось настроение у Дениски? – Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках. А что он при этом чувствует? – Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? – Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется её настроение? После 5-й части: – Почему мама «смотрела долго-долго» на сына? 4. Обобщающая беседа. а) – Какой же Дениска? (Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину.) б) – Как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? в) – Какая проблема волнует автора? Почему мама не наказала Дениску? г) – Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Расскажите о ней. д) – К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу? Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»? Игра не доводит до добра. Кашу свари, да ещё и в рот положи. Кроткое слово гнев побеждает. Сначала думай, а потом делай. – Что мы делали? – Какое умение формировали? |
Мы с мамой и папой
Конечно
Драгунский
Стихи, сказки, басни, рассказы.
Дети называют
Весёлым, добрым, любил детей, понимал их проблемы
Шила в мешке не утаишь
Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.
Продолжить знакомство с творчеством В.Драгунского Узнаем о чём идёт речь в рассказе Прочитать рассказ Учимся работать с текстом Искать ответы в тексте
Известным, всем доступным
Секрет
Ложь, враньё, выдумка, наговор
Стремящийся досадить, злобно-насмешливый
Цитатный
1,4,2,5,3
Задумывался над непонятным, имел хорошие привычки.
Заботилась о сыне
Чувство обиды, досады, безысходности и т.д.
Ложь, враньё, выдумка, наговор. Культурного, образованного, воспитанного.
Злобно, насмешливо
Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына Хотела понять, что чувствует Дениска
Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей
Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям | |