kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по литературе и развитию речи на тему:Подготовка к сочинению. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне».)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итак.завязкой конфликта является появление Луки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературе и развитию речи на тему:Подготовка к сочинению. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне».)»



Подготовка к сочинению. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне».)

Человек - каков ни есть - а всегда своей цены стоит...

Лука («На дне»)

Цели урока: 1) учить ребят анализировать указанный эпизод из
произведения, видеть его роль в контексте данного произведения;

  1. создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собст­венной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тексты пьесы М.Горького «На дне»


Ход урока.


  1. Орг, Момент.

II.Обращение к новомуматериалу.

  1. Вступительное слово учителя.

Анализ эпизода - разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи. Кроме того, элементы анализа эпизода - обязательная составная часть любого школьного сочинения.

- Давайте определим: что же такое эпизод?

Эпизод - основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными или причинно-временными связями).

  1. Составление общего плана анализа эпизода. (Коллективное).

Анализ эпизода.

План.

  1. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).

  2. Основные герои.

  1. Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?

  2. Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?

  1. Способы создания образа.

б) Художественные особенности языка, их значение.

  1. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?



Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!

Ребята, как вы считаете, что должно стать составными частями любого сочинения - анализа эпизода, по какому плану такое сочинение должно строиться?

Раздаются памятки «Как писать сочинение - анализ эпизода».

  1. Предлагается план анализа эпизода «Появление Луки в ночлежке». (От­крывается на доске и зачитывается учителем).

  1. Знакомство с обитателями ночлежки. Экспозиция пьесы.

  2. Новый постоялец в ночлежке.

  1. Завязка конфликта - появление Луки в ночлежке.

  2. В каждом из героев Лука видит человека.

  3. Философская позиция Луки.

  4. Жизнь Луки - загадка.

  5. Речевая характеристика героя.

  6. Приемы и средства создания образа Луки.

  1. Значение данного эпизода для дальнейшего развития событий.

  1. Проверка опережающего задания.

Составление цитатного плана данного эпизода. (Запись на доске). Ольге Б. и Елене Е. было дано задание: составить ци­татный план данного эпизода. Одна записывает его на доске, другая - комментирует по пунктам.

  1. Место и роль данного эпизода в контексте всего произведения.

  2. Появление Луки в ночлежке.

  1. «Вот новый постоялец...».

  2. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - ни плоха: все - черненькие, все - прыгают... так-то».

  3. «Все мы на земле странники...».

  4. «Человек - каков ни есть - а всегда своей цены стоит...».

  5. «Мяли много, оттого и мягок...».

  6. Особенности языка героя.

  7. Средства, используемые автором для раскрытия внутреннего мира героя.

  1. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

  1. Слово учителя.

Перед нами тема. С чего надо начать работу над ней? Пожалуй, преж­де всего определить, какой вопрос мы будем решать на материале эпи­зода из первого действия.



Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредото­ченность.

  • Так какой же проблемный вопрос мы будем решать?

  • (Повлияло ли появление Луки в ночлежке на жизнь обитателей дна?)

  • Как бы вы начали свое сочинение?

Ученица: Я бы свое сочинение хотела начать вот с чего: «В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением.

Учитель: И в это время входит Наташа. За нею - Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса.

  1. Инсценирование эпизода.

Текст стр. 16-17

  1. Итак, завязкой конфликта является появление Луки. И что же?

Ученик: Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь...

Ученица:Я хотела бы дополнить о том, как Лука говорит о себе. Зачитать диалог.

  1. Продолжите. - В каждом из ночлежников Лука видит человека...

  • Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры, да и просто пожалеть. Сцена с Анной. Он же ее не знает, а с такой теплотой, душевностью обращается с ней.

Текст стр. 23 Зачитать

  • И последние реплики диалога Луки и Анны дополняют характеристику героя.

Текст стр. 24

Мягкость, доброта героя проявляются потом ко многим обитателям ноч­лежки.

Зачитать

  1. Особенности языка героя.

Ученица: А мне бы хотелось обратить внимание на язык героя. Речь Луки изобилует пословицами и поговорками. Она меткая и выразительная, близка к народ­ной, к фольклору. Это все говорит о том, что Лука умный, наблюдатель­ный, мудрый человек. Он много повидал в жизни, много пережил. Об этом говорит его последняя фраза: «Мяли много, оттого и мягок...» (Сравнение с тестом). В речи встречаются сравнения, народные выражения.

- Привести примеры из текста.

Ученик: А я обратил внимание на построение предложений - реплик героя, на знаки препинания внутри предложений - тире, многоточие. Все это под­черкивает, что речь похожа на раздумье, рассуждение о судьбе другого.



  1. Приемы и средства создания образа.

Учитель: М. Горький очень тонко и ненавязчиво

представляет нам Луку. Сначала даже не все обитатели обращают на него внимание или не хотят обратить. Реплики героев говорят об этом.

или уже спустя время, после разговора довольно длительного.

Автор не навязывает обитателям Луку. И внешне он никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается напряженная работа. Лука сразу же оказывается в центре внимания.

  1. Учитель: - Как же мы будем заканчивать сочинение?

Ученик: Я считаю, что можно переходить к заключению. Лука оказывается в цен­тре внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход ко всем обитателям дна. Развитие внутреннего действия начинает­ся в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Позднее выясняется, что те светлые стороны, что угадал Лука в каждом персонаже пьесы, и составляют его истинную суть. Так появляется еще одна грань социального конфликта: глубина личности героев Горького, их благородные устремления оказываются в противоре­чии с их теперешним социальным положением. Устройство общества та­ково, что человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть.

  1. Заключительное слово учителя.

Итак, мы подходим к завершению нашего разговора. Приход Луки осве­тил ночлежку лучом доброты и ласки к людям, желанием помочь им. Дан­ный эпизод является как бы отправным моментом в завязке и затем реше­нии основного конфликта. Но об этом разговор впереди. И когда вам будут предложены темы сочинений, среди них будет и эта. Вы можете написать такое сочинение.

Оценки:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Дацкова Елена Алексеевна

Дата: 24.09.2018

Номер свидетельства: 478690


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства