kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по русской литературе в 7 классе. А. С. Грин. "Алые паруса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русской литературе в 7 классе. А. С. Грин. "Алые паруса" позволяет ребятам окунуться в сказочный и волшебный мир страны Гренландии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русской литературе в 7 классе. А. С. Грин. "Алые паруса"»

Конспект открытого урока по русской литературе в 7 классе.

А.С. Грин «Алые паруса»

Цели урока:

Образовательная: закрепить знания, полученные на предыдущих уроках по изучению произведения Александра Грина «Алые паруса»

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;

Воспитательная: воспитывать культуру восприятия художественного текста.



Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие. (Звучит медленная музыка)

Нельзя спасти всех

Однажды во время прилива принесло очень много морских звезд. Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать на солнце.

Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звезды в море, чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.

К нему подошел молодой человек и спросил:

-Зачем ты делаешь это? Это просто глупо!- закричал он.

–Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

-Нет, мои попытки изменят очень много…для этой звезды.

-Ребята, на партах у вас лежат звездочки разного цвета.

Это звезды вашего настроения.

Желтая-веселое,хорошее.

Голубая-грустное.

В конце урока вы должны будете свою звездочку приклеить на доску.

2.Вступительная беседа.

-Сегодня на уроке я зажгла свечу в память об изумительном человеке – Александре Грине. Грин – человек тяжёлой, мучительной судьбы, создавший в своих рассказах заманчивый событиями, прекрасными человеческими чувствами и светлыми праздниками. Годы унижений и голода не смогли убить живую душу писателя, его стремление уйти в мир светлой мечты. На всю жизнь взгляд его остался наивен и чист, как у мечтательного мальчика. Настоящее признание пришло к нему, когда он уже был создателем целой воображаемой страны со своими городами, полями, кораблями, людьми, людьми, умеющими любить и мечтать, смело вступающими в борьбу со злом. Эта страна Грина получила название Гринландия.

Ученица:

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отзвук морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью,

С солёной, как море, бушующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

3.Проверка домашнего задания. (Презентация с ответами и баллами)

Блиц-опрос:

1).Настоящая фамилия писателя (Гриневский)

2). Как А.Грин определил жанр «Алых парусов»? (феерия).

3). Как назывался городок, в котором жила Ассоль? (Каперна)

4). Название корабля Грэя («Секрет»)

5). На какой палец Ассоль Грэй одел перстень? (мизинец)

6). Какой цветок пожалела Ассоль? (ирис)

7).Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль)

8) Как звали отца Ассоль? (Лонгрен)

9) Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?( Артура Грэя.)

10) . «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? ( Корабль)

11) Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно легка и чиста…» (Ассоль)

12) Кто рассказал Грею историю Ассоль? (Меннерс ,длинный молодой парень…)



4.Актуализация знаний.

-Предлагаю вам совершить путешествие по придуманной писателем Гринландии. Вы готовы? Тогда начинаем нашу виртуальную экскурсию по Гринландии.

(Слайд2) -Отправляемся в музей Александра Грина в Феодосию. (Слайд 3) Морской фасад музея украшает панно «Бригантина». Романтическое оформление музея помогает многочисленным посетителям лучше понять духовную жизнь его героев.

(Слайд 4) Карта – первое, с чем встречаешься, переступив порог гриновского музея. Гринландию не отыщешь ни на одной карте мира, и всё-таки она знакома тем, кто хоть однажды открыл книгу Грина. Грин сам придумал эти моря, острова, проливы. На страницах своих книг он выстроил города со странными экзотическими названиями, населил их сильными, мужественными людьми.

(Слайд 5)Трюм фрегата Море у Грина – это не только место действия его произведении, это образ – символ, который олицетворяет силу, мощь человеческого духа. Не случайно все любимые гриновские герои – это добрые и отважные капитаны

Прямо против входа – портрет Александра Грина. Грустно-тревожное лицо с глубокими, внимательными глазами. В этой комнате Грин как бы наедине со своими кораблями.

(Слайд 6) Рабочий кабинет Грина Сохранился в том виде, каким он был при жизни писателя. Именно здесь создавались его замечательные произведения. Чаще всего Грин писал зимой, преимущественно по утрам. Утро – его любимые рабочие часы.

(Слайд 7) Каюта гриновских странствий

В центре расположено панно, на котором изображён корабль, плывущий по океану навстречу солнцу, рядом – глобус, керосиновые лампы, портреты, книги.


(Слайд8) Ростральная

Почти все посетители, входя в эту комнату, сразу обращают внимание на модель алопарусного корабля, рождающую в душе образы ослепимтельной гриновской феерии. Это произведение создавалось в суровое, переломное время. Революционные катаклизмы, распри Гражданской войны потрясали страну. У повести – сказочная основа. Но за внешней сказочностью содержится глубокая правда о силе добра.

(Слайд9) «Алые паруса» - самая светлая и солнечная книга Александра Грина. Произведение победно прошло под алыми парусами все штормы событий века и сохранило любовь и интерес читателей спустя почти сто лет после её создания. (1920). «Алые паруса» олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть по жизни под алым парусом – значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

5.Инсценировка монолога Ассоль и Грея.

( См. Приложение1 ).

6.Физкультминутка.

(Звучит песня «Алые паруса». Ребята поют песню и показывают танцевальные движения).

7. Просмотр отрывка из фильма.

8.Беседа.

(Если есть время, то попросите прочитатьучащихся некоторые ответы на вопросы в учебнике)

- Как произошла встреча Ассоль и Грея? Случайна ли она? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)

- Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?

- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами

- Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю)

- Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь? (Тема «Алых парусов» сформулирована в словах Грэя. «Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками и дарить их людям». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)

- Соответствовала ли Ассоль образу, который сложился о ней в сердце Грэя?

- Счастливы ли герои? (“Счастье сидело в ней пушистым котёнком”).

- Что же увидел в глазах любимой Грэй? (“В них было всё лучшее человека”).

9.Рефлексия.

- По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.

- В чем смысл названия повести?

- Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».

Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания)

10.Домашнее задание.

-Попробуйте выполнить письменную работу, ответить на вопрос «А какое маленькое чудо я могу совершить?

Наш урок я хочу завершить песней «Ребята, надо верить в чудеса»

11. Объявление результатов за урок.

(Дети подходят к доске и прикрепляют к доске звездочки настроения).

Приложение1

Монолог Ассоль:

«Жалостно и обидно смотреть. Я видела по его лицу, что он груб и сердит. Я с радостью убежала бы, но, честное слово, сил не было от стыда. И он стал говорить: «Мне, милая, это больше не выгодно. Теперь в моде заграничный товар, все лавки полны им, а эти изделия не берут». Так он сказал. Он говорил ещё много чего, но я всё перепутала и забыла. Должно быть, он сжалился надо мною, так как посоветовал сходить в «Детский Базар» и «Аладдинову Лампу».

Монолог Грея:

«Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект открытого урока по русской литературе в 7 классе. А. С. Грин. "Алые паруса"

Автор: Бруйло Радмила Михайловна

Дата: 30.12.2020

Номер свидетельства: 569084


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства