Конспект
урока по литературному чтению,
посвященный творчеству Н.Н.Носова
«Праздник настоящих друзей»
Цель: повышение интереса к чтению, работе с текстом
Задачи:
- расширить знания о Н.Н. Носове, как о писателе, человеке и кинорежиссере;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
- развивать творческие способности;
Дополнительная подготовка:
- по жеребьевке класс делится на 2-3 команды, придумываются названия, связанные с творчеством или книгами Н.Н.Носова
Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, колонки, выставка книг Н.Н. Носова, портрет писателя
Ход мероприятия
Ребята, скажите, пожалуйста, что объединяет таких литературных героев, как Незнайка, Бобка, Мишка и Николадзе, Котька, котенок Васька, Пилюлькин, Знайка и многих других?
Ответы детей (автор – Н.Н. Носов)
Прикрепить портрет на доску.
Дорога к профессии писателя была непростой. Николай Николаевич перепробовал много занятий:
- увлекался шахматами, музыкой и мечтал стать знаменитым скрипачом, учился играть на мандолине,
- позднее увлекся химией: организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию. Николай Николаевич даже собирался поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но в последний момент передумал.
- Так как семья Носова находилась в бедственном положении, будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать: он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем, поработал рабочим кирпичного завода.
Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, Николай Николаевич окончил Московский институт кинематографии и начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино».
Все это не могло не отразиться в его произведениях.
Читая рассказы Носова, вы можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни и познакомиться с воздухоплаванием и ракетостроением, но самое главное - узнать о том, что такое – настоящая дружба.
А настоящие друзья, как вы думаете, какие они?
Ответы детей
Молодцы! Совершенно верно, поэтому я предлагаю наш урок переименовать в праздник настоящих друзей, кто «за», прошу поднять руку.
Слайд 1
А у меня к Вам следующий вопрос: а что делают на праздниках?
Ответы детей
И мы с вами будем играть, соревноваться, петь… Вот только должно соблюдаться одно условие: делать все вместе, дружно, как настоящие друзья! А кто окажется лучшим - узнаем в конце мероприятия.
Хорошо ли Вы знаете произведения Николай Николаевича Носова?
Ответы детей
Тогда конкурс «Мозаика» или не доставит Вам особых хлопот. Каждая команда получает слова. Задание — составить из этих слов названия рассказов Николая Носова.
конкурс «Мозаика» (слайд 2)
(Ответы: «Живая шляпа», «Федина задача», «Мишкина каша», «Приключения Незнайки», «Веселая семейка»)
Понравилось задание?
Ответы детей
Если «да», то следующее задание понравится Вам еще больше: конкурс юных поэтов имени Незнайки. Как мы знаем, Незнайка долго искал себя, побывав художником, музыкантом, автомехаником и поэтом... Например, его перу принадлежит такое двустишие:
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
Ваша задача - сочинить стихотворение с предложенными рифмами: ракета –конфета; жук-лук; котенок – ребенок; шар – комар, огурец- молодец. Удачи!
конкурс юных поэтов и чтецов им. Незнайки (слайд 3)
Учитель: Пришло время отдохнуть!
разминка (слайд 4) под песню гр. «Барбарики» «Дружба»
В каждой команде выбирают человека, который по знаку ведущего будет показывать движения для своей команды. Задание дружно их повторять. Ведущий чередует команды.
Учитель: Молодцы, отлично справились с заданием! (Озвучивает баллы за разминку.)
Назовите, пожалуйста, героя произведения Николая Носова, который профессионально рисовал.
Ответы детей
Верно, это Тюбик - художник из Цветочного города, который пытался научить Незнайку живописи и писал портреты жительниц Зелёного города. Именно с ним связан следующий конкурс «Юные художники». Задание – нарисовать портреты героев произведений Носова по тексту.
конкурс юных художников (слайд 5)
Николай Николаевич, как мы с вами знаем, работал в сфере кинематографа и по его произведениям был снят не один мультфильм. В этих мультфильмах без назойливости и скуки авторы рассказывают ребятам, как стать добрыми, честными, смелыми и умными людьми.
Мультфильм, к сожалению, по одному из его произведении за оставшееся время мы снять не сможем, а вот записать звуковую дорожку – вполне. Следующий конкурс так и называется – «Аудио книга». Задание – выразительно, без ошибок прочитать отрывок рассказа «Живая шляпа».
конкурс «Аудио книга» (слайд 6)
Наш праздник подходит к концу. Пришло время подвести итоги работы.
Подведение итогов.
Спасибо за внимание. До новых встреч!
Источники
http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-dmitrievna-gontaruk/literaturnyi-prazdnik-posvjaschenyi-n-nosovu-on-lyubil-detstvo-v-lyudjah.html - О.Г. Гонтарук Литературный праздник, посвященный творчеству Н.Н. Носова «Он любил детство в людях»
https://infourok.ru/scenariy-meropriyatiya-ko-dnyu-rozhdeniya-nikolaya-nosova-435348.html - Селютина О.В.Сценарий мероприятия ко Дню рождения Н.Носова
https://obrazovaka.ru/alpha/n/nosov-nikolaj-nikolaevich-nosov-nikolay-nikolaevich - Биография Николая Носова
http://narodstory.net/skazki-nosova.php?id=17 – Н.Носов «Живая шляпа»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%9D%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8 – материал из Википедии «Вселенная Незнайки»
http://narodstory.net/skazki-nosova.php?id=65 – рассказ Н.Носова «Коротышки из цветочного города»
http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/560867/ - Хренова Г.П. К 100-летию Н.Носова посвящается. "Улыбка и смех — это для всех"