kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект для дистанционного обучения "Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая разработка рекомендуется для подготовки обучения в дистанционном формате (онлайн-обучения).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект для дистанционного обучения "Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова"»

Литература Учитель: Лаврухина А.Г.

10-А 07.12.2022


Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об утверждении самоценности человеческой личности.

Седьмое декабря

Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова


1 Прочитайте теоретический материал. Сделайте краткие записи в тетради.

Роман этот — история бедного, самолюбивого, неглупого и неподлого человека, «с мыслию довольно пробуждённою, с потребностью значительного дела и личного счастия и с разъедающим сознанием, что судьба, при обычных условиях, не даст ему ни того, ни другого».

Юноша этот, заточённый своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный чердак, на всяком шагу своей страстной молодой жизни испытывает тяжкие лишения и оскорбления, неразлучные с нищетою.

Он мечтал быть честным и полезным деятелем в обществе, он очень любил мать и сестру, переносящих бедность в далёкой провинции, и надеялся, получив образование в университете, переменить свою судьбу. Он очень верил в себя, в будущее, в силу образования. Ведя жёлчные монологи с самим собою, Раскольников решается переменить свою судьбу, убив старую ростовщицу, существование которой с самой снисходительной точки зрения могло быть только вредом для людей.

Необыкновенная тонкость и глубина психологического наблюдения обнаружена автором в каждой мелкой подробности, которыми он обставил подготовку и совершение этого убийства и которые наполняют всю первую часть из шести частей романа.


Можно сказать, что в нашей литературе нет ничего подобного по обстоятельности исследования и внутренней психической правде.

Основная тайна романа не в преступлении, а в мотивах преступления,— утверждал В. Шкловский. Поэтому главный вопрос урока — вопрос не о самом преступлении, а о том, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.


Может быть, Раскольников был преступником по сути? Давайте вспомним его поступки до преступления (помогает Мармеладовым, отдаёт последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, даёт деньги, чтобы её довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.


Причины, побудившие Раскольникова к убийству


Внешние — идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); тяжёлая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф; судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

Внутренние: состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нём есть стремление действовать); характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.


Проследим за движением стрелок на схеме. Все они берут начало из одного поля, обозначающего ту социальную действительность, которая будоражит и отравляет сознание Раскольникова.


Итак, чтобы один мог жить, другой должен принести себя в жертву. Эта странная истина поражает мозг Раскольникова, вызывает чувства униженности и протеста. Зловонный, жестокий и пыльный город давит на сознание героя Достоевского, душит его, навязывает ему мысли о том, что выжить может только сильный. В этом убеждает его судьба невзрачного чиновника Мармеладова, так и не увидевшего в своей жизни милосердия; личная драма Сони, вынужденной ценой своего бесчестья добывать средства на жизнь семьи. Не может забыть Раскольников и многих других людей, оставивших свой скорбный след в его воспалённом создании, послуживших зарождению идеи отстоять своё место под солнцем, право быть человеком.


На Порфирии Петровиче все эти идейки замыкаются, сливаются, как бы достигнув апогея. Мы никогда не узнаем прошлое этого человека, но, тем не менее, автор даёт нам понять, что была у следователя своя предыстория, «роднящая его с молодым поколением; с реформаторами и бунтовщиками. Но он не решился на свой протест, не переступил опасную черту. А Раскольников — переступил, как бы поднялся выше: «Мне надо было узнать… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?»


Убив и ограбив старуху-процентщицу, он осуществил свою цель: выжить молодому и здоровому на средства никчёмного, паразитирующего и ненавистного человека, не имеющего, по мнению Раскольникова, права на жизнь. Но не просто выжить, а ещё и отмыть эту кровь своим добрым служением людям. Таков выход Раскольникова из нищеты, от унижений, оскорблений и бесправия к его чердачному варианту наполеоновского величия.


Но смерть старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла всё-таки не вверх, а рассеялась множеством путей, ведущих вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая, вполне возможно, была беременна, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым ещё до рождения.


Он и деньги у старухи толком взять не смог, и в горячке оказался, так как его вполне нормальная, здоровая натура не в состоянии была вынести патологию злонамеренного убийства. Да и Наполеоном не стал, а, наоборот, затравленным зверем. Мать почувствовала в сыне недоброе, и умирает из-за него. Невинный, жизнерадостный Миколка-маляр на себя его преступление принял.


Вроде бы и для Миколкиного счастья убивал Раскольников, а Миколке же на каторгу идти. И разветвилась главная мысль Раскольникова на мелкие и ненужные мыслишки. И потянули они его вниз. И как результат — встал перед ним огромный тупик: «Я себя убил, а не старушонку!» — с болью констатирует Раскольников.


Всплеск его страстей не угас и в наше время. Вглядитесь в конспект: Родион Раскольников — предвестник атомного гриба после взрыва.




2. Подведение итогов.

Итак, доведённый до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своём пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Но, исполнив свой замысел, Раскольников осознаёт, что убил и самого себя.


С огромным мучением он чувствует, что насилие, совершённое им над своею нравственною природою, составляет бóльший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта, после чего герой подходит к порогу новой жизни, объединяющей его с другими страждущими и угнетёнными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку — такой же «парии общества», как он,— Соне Мармеладовой.


2. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Можно ли иногда нарушать нравственные правила для достижения общего счастья?



Выполненные работы присылайте на почту:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лаврухина Алла Геннадиевна

Дата: 05.02.2023

Номер свидетельства: 624899


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства