Просмотр содержимого документа
«консект урока "После бала" »
«После бала ». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
(открытый урок по Литературе 8 класс)
Учитель литературы: Горбачева Тамара Стефановна
Задачи урока:
Формировать у учащихся сознание о моральной ответственности человека за все происходящее;
Умение работать с текстом художественного произведения.
Цели урока:
Познакомить учащихся с контрастом как приемом, позволяющим раскрыть идею рассказа.
Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.
Формировать у учащихся сознание о моральной ответственности человека за все происходящее;
Ход урока.
(На экране Слайд № 1 «После бала »)
Проверка домашнего задания
Сообщение на тему «История создания рассказа» (выступление уч-ся ). Слайд № 2.
Вспомним содержание рассказа. Фронтальная беседа. Презентация
- Что подарила Варенька герою на память? (Перышко от веера)
- Как звали героя? (Иван Васильевич)
- Какой танец полковник танцевал с дочерью? (Мазурку)
- Почему ранним утром герой оказался на поле? (Жили Б. на конце
города , подле большого поля)
- В каком университете учится герой? (В провинциальном)
- За что наказали солдата? (Татарина гоняют за побег)
- Как закончилась любовная история героя? (Сошла на нет)
Эмоционально- оценочное высказывание о прочитанном.
- Почему этот текст по своему жанру является рассказом? (В центре повествования одно важное событие из жизни героя, один герой.)
- Какое событие описано в рассказе? (бал у губернского предводителя, влюбленность героя и потрясение от жестокости случившегося после бала.)
- Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших после бала. (Хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц, после бала происходит событие , изменившее жизнь героя.)
Контраст как основной художественный прием рассказа.
1.Групповая работа. Задание: повести наблюдения над текстом и выписать ключевые слова из эпизодов «На балу » (1 группа) и «После бала» (2 группа). Группы используют единый план:
План наблюдения.
а) краски, цветовая гамма этого эпизода;
б) описание внешности главного героя эпизода (Вареньки, солдата);
в) звуки, характер музыки;
г) психологическое состояние рассказчика;
д) описание внешности полковника.(эпизод «На балу») и наказываемого (эпизод «После бала»).
2. Составление таблицы по итогам работы групп. Презентация
Пустынный переулок; что-то большое, черное; скользкая дорога; что-то пестрое, мокрое, красное
Белое платье с розовым пояском, белые перчатки, белые башмачки
Черные люди, солдаты в черных мундирах
Музыканты знаменитые; мотив мазурки, кадрили
Звуки флейты и барабана; жесткая нехорошая музыка; неприятная визгливая мелодия.
Я был счастлив, блажен, добр, весел и доволен
Было стыдно, физическая тоска; ужас
Красивый, статный, высокий и свежий старик; лицо румяное, белые усы, белые бакенбарды; ласковая, радостная улыбка; сложен был прекрасно
Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат; дергаясь всем телом, шлепая ногами по снегу; сморщенное от страдания лицо; не говорил, а всхлипывал;
3.Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя.
3 А. Работа с Толковым словарем. Определение лексического значения слова – контраст- и запись в тетрадь
О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? (Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича).
Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином. (он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу).
Подведение итогов.
Домашнее задание. Подготовьте устный отзыв на рассказ «После бала»