Конференция по повести Е.Мурашовой "Класс коррекции" в 10 классе
Конференция по повести Е.Мурашовой "Класс коррекции" в 10 классе
Как жить в этом мире особенным подросткам? Где им найти друзей? На эти вопросы отвечают ученики, анализируя содержание повести Е.Мурашовой, сравнивают свое поведение с поведением героев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конференция по повести Е.Мурашовой "Класс коррекции" в 10 классе»
Технологическая карта открытого урока литературы по теме: «Конференция по книге Екатерины Мурашовой «КЛАСС КОРРЕКЦИИ» в 10 классе»
Учитель: Попова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области
Место проведения: ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Суходол
Уровень: районный
Тема урока: «Конференция по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции»
Класс: 10 а класс
УМК:Любой
Раздел: Внеклассное чтение. Современная литература
Цель урока: развитие навыков вдумчивого чтения; формирование положительного отношения к истинным жизненным ценностям (любовь, семья, верность, преданность, самопожертвование, милосердие, дружба и др.); воспитание личности, способной выражать своё мнение, отстаивать собственную личностную позицию.
Задачи:
Обучающие: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, восприятие художественного текста, прогнозирование развития сюжета, хода авторской мысли.
Развивающие: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной; построение речевого высказывания в устной форме.
Воспитательные: осознание собственной жизненной позиции, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; воспитание уважительного отношения к семье и хорошим взаимоотношениям людей, развитие навыков самоанализа и самооценки.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: осознанное вхождение в пространство учебной деятельности, творческая переработка полученных знаний и впечатлений,
создание письменного интеллектуального продукта, умение воспринимать художественный текст и прогнозировать развитие сюжета;
метапредметные: понимание учебной задачи, сотрудничество с учителем, развитие навыков контроля, самоконтроля и рефлексии.
личностные: осознание собственной жизненной позиции, самоопределение, самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения.
Программные требования.
Обучающийся:
- общается, сотрудничает с учителем и сверстниками;
- самостоятельно контролирует свое время и управляет им;
- формулирует собственное мнение;
- умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строит речевое высказывание в устной форме;
- воспринимает художественный текст;
- прогнозирует развитие сюжета, хода авторской мысли;
- задает вопросы;
- обогащает собственный социокультурный опыт;
- осознает свою жизненную позицию и ценностные установки.
Программное содержание:владение навыками анализа художественного произведения, понятиями «тема», «идея», «проблематика»; умение прогнозировать ход авторской мысли, следить за развитием сюжета.
Мировоззренческая идея: формирование положительного отношения к истинным жизненным ценностям; понимание необходимости ценностного отношения к семье, умение проявлять чувство преданности, заботы по отношению к любимому человеку, ответственности перед ним; обучение навыкам самостоятельного принятия решений в трудных жизненных ситуациях.
Основные понятия: повесть, «проблема», автор, рассказчик , авторская ирония, основная мысль текста.
Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, развивающие технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, ЭОР.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: конференция
Мизансцена урока: урок проходит в актовом зале, кресла стоят полукругом, за большим столом сидят выступающие, подготовившиеся заранее по вопросам, выдвинутым для обсуждения.
Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, медиапроектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал.
Технологическая карта урока
Результат
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивация к учебной деятельности. Стадия вызова -учащиеся осознанно входят в пространство учебной деятельности
-формирование навыков самоопределения
- у учащихся пробуждается интерес к поднимаемой проблеме
- формирование навыков общения, сотрудничества с учителем и сверстниками –
1.Мотивация к учебной деятельности. Стадия вызова (10 мин.) . Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку
Психологический настрой.
(слайд 1-3)
Ученик читает на фоне музыки стих. А.Блока:
О, тоска! Через тысячу лет Мы не сможем измерить души! Мы услышим полет всех планет, Громовые раскаты в тиши. А пока – в неизвестном живём И не ведаем сил мы своих И, как дети, играя с огнем, Обжигаем себя и других. (https://www.youtube.com/results?search_query= Показывается эпизод из кинофильма «Чучело»
Слово учителя. Фильм Р.Быкова «Чучело» в 80 годы 20 века удивил зрителей.Никто не предполагал, что подростки могут быть такими жестокими. Прошло без малого 30 лет. Изменились ли современные подростки?
Слово учителя. (слайд 5-6,7) Повесть Е.Мурашовой входит в рекомендательный список литературы для библиотек под названием «Книги, помогающие жить». Героями этих книг являются люди с ограниченными возможностями, но обладающие сильным характером. Они преодолели тяжкий недуг или научились достойно жить с неизлечимой болезнью. Об этом и книга Е.Мурашовой «Класс коррекции».
Словарная работа. (слайд 8) Как вы понимаете значение слов «коррекция», «достоинство», «жестокость», «милосердие», человечность, истинная красота?
-Итак, повесть называется «Класс коррекции» -
-Какие ассоциации у вас вызывает слово «коррекция»?
-А теперь скажите, о чём и о ком будет рассказ?
Слово о писателе, (слайд 9-10) (выступает ученик)
-Действительно ли она может помочь в чём-то?
-Какое впечатление произвела на вас прочитанная книга?
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку,
Психологически и эмоционально настраиваются –
на урок.
формулируют проблему, поднятую в книге
Дети высказывают свои предположения.
Дети называют слова исправление, доброта,
внутренняя красота
Да. От собственного бессилия и отчаяния… Поверить в мечту о достойной жизни… Преодолеть эгоизм и чёрствость не только подросткам, но и взрослым, которые узнают себя в этой книге.
2.Стадия осмысления (10 мин.)
- умение актуализировать содержание, необходимое для понимания текста
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
-восприятие художественного текста, прогнозирование развития сюжета, хода авторской мысли
3. Динамическая пауза (3 мин.)
-обучающиеся учатся строить речевое высказывание в устной форме
- построение понятых для партнера высказываний
-формирование установки на здоровый образ жизни
2.Стадия осмысления (10 мин.)
Сюжет повести. (Слайд 11) . Ученик пересказывает сюжет повести.
Герои повести.Класс коррекции. (слайд 12). Заранее подготовленные дети дают характеристики героям повести : Антона, Пашки, Витьки, Стеши, Мишки.
-Как вы относитесь к этим героям?
-Как оказывается в классе коррекции Юра Мальков – главный герой повести?
-Что изменилось с приходом Юры?
-Почему же Юра не остаётся в параллельном мире?
3. Динамическая пауза (3 мин.)
Волосы Стеши струятся, как водопад.
Я назвала две стихии. Назовите еще две.
Давайте с вами изобразим эти стихии.
Дети слушают сообщения, задают вопросы.
Вызывают восхищение. Взрослые их просто бросили на произвол судьбы. Подростки сами выживают как могут.
У Юры ДЦП. Юра – способный ученик. Он сразу расположил к себе ребят, терпеливо перенося насмешки. У него появились друзья. Ему становится ужасно от того, что эти дети считают себя «уродами, отбросами».
Именно Антону первому показывает Юра параллельный мир. С приходом в класс Юры стал лучше учиться Пашка.
Ученики называют стихии: земля и воздух.
Ученики выполняют упражнения, показывающие стихии земли, воздуха, огня и воды.
4. Стадия осмысления (продолжение – 7 мин.)
-учащиеся координируют свою деятельность, учатся творчески работать с текстом
-осознание собственной жизненной позиции
4. Стадия осмысления (продолжение – 7 мин.)
Особенности художественной формы. Зачем автор вводит в повесть параллельный мир? (Слайд 13)
Неужели этих детей никто не понимает, не поддерживает? Об учителях (Слайд 14)
Вопросы:
-Давайте проверим свои предположения.
-Кто из учителей сочувствует детям из класса коррекции?
-Можно ли назвать финал повести счастливым, ведь герои не получили того, что хотели?
- На доске написаны два слова: СЧАСТЬЕ и БОГАТСТВО. Поставьте между ними какой-нибудь математический знак (знак равенства, или знак ,
Сообщение группы, которая исследовала этот вопрос. (Сюжет повести условно фантастический. Композиция - Параллельный мир – это приём, который автор использует для того, чтобы показать, насколько жесток реальный мир. В том мире, по словам Юры, сбываются желания. На презентации рисунки учащихся о реальном и параллельном мире.
В тексте показаны три учителя. Их отношение к классу коррекции однозначно: они не любят детей из класса Е.
5.Рефлексия (10 мин.).
- учащиеся оценивают результаты собственной деятельности
- умение творчески переработать полученные знания и впечатления, самоопределение, самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения
-создание письменного интеллектуального продукта.
-приобретение навыка контроля результатов, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения
5.Рефлексия (10 мин.).
О проблемах повести. (Слайд15) Какое место она занимает в современной литературе? смело и откровенно рассказала о том, о чём надо не просто говорить, а кричать во весь голос: о детях, которые очень нуждаются в помощи взрослых.)
- Чем заканчивается повесть?(Слайд 16-17) Почему же автор оставляет своих героев в реальном мире? Какова, по-вашему, основная мысль произведения?
- Чем заканчивается повесть?(Слайд 16-17) Почему же автор оставляет своих героев в реальном мире? Какова, по-вашему, основная мысль произведения?
Составим синквейн на тему: «Надежда».И в заключение подведём итоги и назовём тех, кто сегодня был самым активным и хорошо работал на уроке. А теперь оцените работу своего соседа (напарника).
6. Домашнее задание написать мини-сочинение на одну из тем: «Мои жизненные ценности, заполнить таблицу, вспомнить имена героев повести, основные проблемы обсужденного произведения.
Использованная литература
Мурашова Е. Класс коррекции.- Самокат, 2007.
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Флинта, Наука, 2004.
Сухомлинский В. «Сердце отдаю детям» К.: «Рад. Шк»1985
http://ru.wikipedia.org
http://www.livelib.ru/ book/1000243008
Коллективное обсуждение.
О трудных подростках, которых по-другому называют социально запущенными; о детях с ограниченными возможностями здоровья, вынужденными оставаться один на один со своими проблемами. Повесть сильно выделяется в потоке современной отечественной литературы, потому что слишком неудобна и некрасива тема – её просто умалчивают
Обсуждение формулы счастья.
Дети по очереди выходят к доске и пишут свою формулу.
Ребята заполняют таблицы, формулируют проблемы .
Письменная работа: составление синквейна.
Дети оценивают работу друг друга, обсуждают выставление оценок.
Основная мысль произведения выражена в словах Стеши: «Запах звёзд». По-другому, это символ надежды. Дети научились бороться за себя.