kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конференция по повести Е.Мурашовой "Класс коррекции" в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как жить в этом мире особенным подросткам? Где им найти друзей? На эти вопросы отвечают ученики, анализируя содержание повести Е.Мурашовой, сравнивают свое поведение с поведением героев. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конференция по повести Е.Мурашовой "Класс коррекции" в 10 классе»

Технологическая карта открытого урока литературы по теме: «Конференция по книге Екатерины Мурашовой «КЛАСС КОРРЕКЦИИ» в 10 классе»

Учитель: Попова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области

Место проведения: ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Суходол

Уровень: районный

Тема урока: «Конференция по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции»

Класс: 10 а класс

УМК: Любой

Раздел: Внеклассное чтение. Современная литература

Цель урока: развитие навыков вдумчивого чтения; формирование положительного отношения к истинным жизненным ценностям (любовь, семья, верность, преданность, самопожертвование, милосердие, дружба и др.); воспитание личности, способной выражать своё мнение, отстаивать собственную личностную позицию.

Задачи:

Обучающие: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, восприятие художественного текста, прогнозирование развития сюжета, хода авторской мысли.

Развивающие: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной; построение речевого высказывания в устной форме.

Воспитательные: осознание собственной жизненной позиции, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; воспитание уважительного отношения к семье и хорошим взаимоотношениям людей, развитие навыков самоанализа и самооценки.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: осознанное вхождение в пространство учебной деятельности, творческая переработка полученных знаний и впечатлений,

создание письменного интеллектуального продукта, умение воспринимать художественный текст и прогнозировать развитие сюжета;

метапредметные: понимание учебной задачи, сотрудничество с учителем, развитие навыков контроля, самоконтроля и рефлексии.

личностные: осознание собственной жизненной позиции, самоопределение, самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения.

Программные требования.

Обучающийся:

- общается, сотрудничает с учителем и сверстниками;

- высказывает предположения, применяя «мозговой штурм»;

- понимает учебную задачу;

- планирует предстоящую деятельность;

- владеет способами сотрудничества;

- самостоятельно контролирует свое время и управляет им;

- формулирует собственное мнение;

- умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строит речевое высказывание в устной форме;

- воспринимает художественный текст;

- прогнозирует развитие сюжета, хода авторской мысли;

- задает вопросы;

- обогащает собственный социокультурный опыт;

- осознает свою жизненную позицию и ценностные установки.

Программное содержание: владение навыками анализа художественного произведения, понятиями «тема», «идея», «проблематика»; умение прогнозировать ход авторской мысли, следить за развитием сюжета.

Мировоззренческая идея: формирование положительного отношения к истинным жизненным ценностям; понимание необходимости ценностного отношения к семье, умение проявлять чувство преданности, заботы по отношению к любимому человеку, ответственности перед ним; обучение навыкам самостоятельного принятия решений в трудных жизненных ситуациях.

Основные понятия: повесть, «проблема», автор, рассказчик , авторская ирония, основная мысль текста.

Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, развивающие технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, ЭОР.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: конференция

Мизансцена урока: урок проходит в актовом зале, кресла стоят полукругом, за большим столом сидят выступающие, подготовившиеся заранее по вопросам, выдвинутым для обсуждения.

Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, медиапроектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности. Стадия вызова -учащиеся осознанно входят в пространство учебной деятельности

-формирование навыков самоопределения

- у учащихся пробуждается интерес к поднимаемой проблеме












- формирование навыков общения, сотрудничества с учителем и сверстниками –








понимание учебной задачи


-умение анализировать ситуацию, высказывать предположения.

- приобретение навыка свободного обмена мнениями







1.Мотивация к учебной деятельности. Стадия вызова (10 мин.) . Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку

Психологический настрой.

(слайд 1-3)

Ученик читает на фоне музыки стих. А.Блока:

О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души!
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши.
А пока – в неизвестном живём
И не ведаем сил мы своих
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других.
(https://www.youtube.com/results?search_query= Показывается эпизод из кинофильма «Чучело»

Слово учителя. Фильм Р.Быкова «Чучело» в 80 годы 20 века удивил зрителей. Никто не предполагал, что подростки могут быть такими жестокими. Прошло без малого 30 лет. Изменились ли современные подростки?

Слово учителя. (слайд 5-6,7) Повесть Е.Мурашовой входит в рекомендательный список литературы для библиотек под названием «Книги, помогающие жить». Героями этих книг являются люди с ограниченными возможностями, но обладающие сильным характером. Они преодолели тяжкий недуг или научились достойно жить с неизлечимой болезнью. Об этом и книга Е.Мурашовой «Класс коррекции».

Словарная работа. (слайд 8) Как вы понимаете значение слов «коррекция», «достоинство», «жестокость», «милосердие», человечность, истинная красота?

-Итак, повесть называется «Класс коррекции» -

-Какие ассоциации у вас вызывает слово «коррекция»?

-А теперь скажите, о чём и о ком будет рассказ?

Слово о писателе, (слайд 9-10) (выступает ученик)

-Действительно ли она может помочь в чём-то?

-Какое впечатление произвела на вас прочитанная книга?

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку,

Психологически и эмоционально настраиваются –

на урок.















формулируют проблему, поднятую в книге


Дети высказывают свои предположения.















Дети называют слова исправление, доброта,

внутренняя красота



Да. От собственного бессилия и отчаяния… Поверить в мечту о достойной жизни… Преодолеть эгоизм и чёрствость не только подросткам, но и взрослым, которые узнают себя в этой книге.

2.Стадия осмысления (10 мин.)

- умение актуализировать содержание, необходимое для понимания текста

-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

-восприятие художественного текста, прогнозирование развития сюжета, хода авторской мысли

3. Динамическая пауза (3 мин.)

-обучающиеся учатся строить речевое высказывание в устной форме

- построение понятых для партнера высказываний



-формирование установки на здоровый образ жизни


2.Стадия осмысления (10 мин.)

Сюжет повести. (Слайд 11) . Ученик пересказывает сюжет повести.

Герои повести. Класс коррекции. (слайд 12). Заранее подготовленные дети дают характеристики героям повести : Антона, Пашки, Витьки, Стеши, Мишки.

-Как вы относитесь к этим героям?

-Как оказывается в классе коррекции Юра Мальков – главный герой повести?

-Что изменилось с приходом Юры?

-Почему же Юра не остаётся в параллельном мире?

3. Динамическая пауза (3 мин.)

Волосы Стеши струятся, как водопад.


Я назвала две стихии. Назовите еще две.

Давайте с вами изобразим эти стихии.











Дети слушают сообщения, задают вопросы.



Вызывают восхищение. Взрослые их просто бросили на произвол судьбы. Подростки сами выживают как могут.

У Юры ДЦП. Юра – способный ученик. Он сразу расположил к себе ребят, терпеливо перенося насмешки. У него появились друзья. Ему становится ужасно от того, что эти дети считают себя «уродами, отбросами».

Именно Антону первому показывает Юра параллельный мир. С приходом в класс Юры стал лучше учиться Пашка.

Ученики называют стихии: земля и воздух.

Ученики выполняют упражнения, показывающие стихии земли, воздуха, огня и воды.

4. Стадия осмысления (продолжение – 7 мин.)

-учащиеся координируют свою деятельность, учатся творчески работать с текстом



-осознание собственной жизненной позиции

4. Стадия осмысления (продолжение – 7 мин.)

Особенности художественной формы. Зачем автор вводит в повесть параллельный мир? (Слайд 13)


Неужели этих детей никто не понимает, не поддерживает? Об учителях (Слайд 14)

Вопросы:

-Давайте проверим свои предположения.

-Кто из учителей сочувствует детям из класса коррекции?

-Можно ли назвать финал повести счастливым, ведь герои не получили того, что хотели?

- На доске написаны два слова: СЧАСТЬЕ и БОГАТСТВО. Поставьте между ними какой-нибудь математический знак (знак равенства, или знак ,

Сообщение группы, которая исследовала этот вопрос. (Сюжет повести условно фантастический. Композиция - Параллельный мир – это приём, который автор использует для того, чтобы показать, насколько жесток реальный мир. В том мире, по словам Юры, сбываются желания. На презентации рисунки учащихся о реальном и параллельном мире.

В тексте показаны три учителя. Их отношение к классу коррекции однозначно: они не любят детей из класса Е.

5.Рефлексия (10 мин.).

- учащиеся оценивают результаты собственной деятельности

- умение творчески переработать полученные знания и впечатления, самоопределение, самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения

-создание письменного интеллектуального продукта.


-приобретение навыка контроля результатов, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения










5.Рефлексия (10 мин.).

О проблемах повести. (Слайд15) Какое место она занимает в современной литературе? смело и откровенно рассказала о том, о чём надо не просто говорить, а кричать во весь голос: о детях, которые очень нуждаются в помощи взрослых.)

- Чем заканчивается повесть? (Слайд 16-17) Почему же автор оставляет своих героев в реальном мире? Какова, по-вашему, основная мысль произведения?

- Чем заканчивается повесть? (Слайд 16-17) Почему же автор оставляет своих героев в реальном мире? Какова, по-вашему, основная мысль произведения?

Составим синквейн на тему: «Надежда».И в заключение подведём итоги и назовём тех, кто сегодня был самым активным и хорошо работал на уроке. А теперь оцените работу своего соседа (напарника).

6. Домашнее задание написать мини-сочинение на одну из тем: «Мои жизненные ценности, заполнить таблицу, вспомнить имена героев повести, основные проблемы обсужденного произведения.

Использованная литература

  1. Мурашова Е. Класс коррекции.- Самокат, 2007.

  2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Флинта, Наука, 2004.

  3. Сухомлинский В. «Сердце отдаю детям» К.: «Рад. Шк»1985

  4. http://ru.wikipedia.org

  5. http://www.livelib.ru/ book/1000243008

Коллективное обсуждение.

О трудных подростках, которых по-другому называют социально запущенными; о детях с ограниченными возможностями здоровья, вынужденными оставаться один на один со своими проблемами. Повесть сильно выделяется в потоке современной отечественной литературы, потому что слишком неудобна и некрасива тема – её просто умалчивают

Обсуждение формулы счастья.

Дети по очереди выходят к доске и пишут свою формулу.

Ребята заполняют таблицы, формулируют проблемы .

Письменная работа: составление синквейна.

Дети оценивают работу друг друга, обсуждают выставление оценок.

Основная мысль произведения выражена в словах Стеши: «Запах звёзд». По-другому, это символ надежды. Дети научились бороться за себя.



Заместитель руководителя ОО: Н. Ю.Ускова






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конференция по повести Е.Мурашовой "Класс коррекции" в 10 классе

Автор: Попова Татьяна Васильевна

Дата: 20.06.2017

Номер свидетельства: 422687


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства