Комплексный анализ поэтического текста. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Комплексный анализ поэтического текста. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Урок литературы обучающего характера, преследующий следующие цели:
-развитие навыков лингвистического текста, формирование эстетического вкуса и приобщение учащихся к творчеству Ф.И. Тютчева, воспитание внимания к поэтическому словуи любви к поэзии, подготовка к олимпиаде. Урок строится как беседа, опирающаяся на текст произведения Ф.И. Тютчева, презентацию, теорию литературы и личное восприятие и истолкование поэтического текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ поэтического текста. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» »
Комплексный анализ поэтического текста.
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Цели урока:
- развитие навыков лингвистического анализа поэтического текста;
- формирование эстетического вкуса и приобщение учащихся к творчеству Ф.И. Тютчева;
-воспитание внимания к поэтическому слову и любви к поэзии;
- подготовка к олимпиаде.
Оборудование: презентация к уроку с использованием репродукций картин художников В. Поленова, И. Остроухова и др., чтение текста стихотворения Ф.И.Тютчева диктором В. Бохоном на музыку А. Бородина.
Раздаточный материал: текст стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Ход урока.
Теория литературы (Разминка).
Перед вами литературоведческие термины, они были собраны в четыре разные группы, но нечаянно перемешались. Определите, какие это были группы и распределите по ним термины:
Дактиль
Роман
Сравнение
Аллегория
Рассказ
Анапест
Ямб
Басня
Драма
Олицетворение
Лирика
Эпос
Хорей
Инверсия
Метафора
Баллада
Эпитет
Гипербола
Пословица
Антитеза
Амфибрахий
Аллитерация
Песня
Гротеск
Вам предложили составить словарик средств художественной выразительности, которые помогают поэту создать яркий запоминающийся образ. В этот словарик вошли следующие термины:
- Эпитет
-Метафора
- Сравнение
- Аллитерация
- Антитеза
-Аллегория
-Анафора
Соотнесите стихотворные фрагменты с типами рифм.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебель колышет,
И елей ветви шевелит.
С поляны коршун поднялся,
Высоко в небо он взвился;
Все выше, далее вьется он,
И вот ушел за небосклон.
( парная, опоясывающая, перекрестная )
Вспомните и назовите основные литературные размеры.
Слово о поэте. ( Рассказывает ученик.)
Слово учителя.
– Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, «втиснутый» в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.
В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи – это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.
Стихотворение, которое мы будем сегодня читать, было написано 22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву. Первый автограф написан карандашом на обороте листка с перечнем почтовых расходов. Впервые стихотворение было опубликовано в 1858 году в журнале «Русская беседа» и вошло в собрание стихотворений 1868 года.
Прослушаем стихотворение и постараемся представить нарисованную поэтом картину.
Прослушивание стихотворения с использованием презентации
Анализ стихотворения. (Беседа, лингвистический анализ стихотворения.)
Какую картину вы мысленно увидели?
О чем, по-вашему, стихотворение?
В стихотворении мы увидели картину ранней осени. Но, мне кажется, оно не только об этом. Как и всякое настоящее произведение искусства, оно имеет несколько смыслов. Давайте попробуем отыскать и другие, те, которые не открываются читателю сразу, а требуют кропотливой, напряженной работы и усилий нашего ума, сердца и воображения одновременно.
В стихотворении нет заглавия, а значит, мы будем называть его по первой строчке – «Есть в осени первоначальной...».
Как вы думаете, а как мог бы Тютчев назвать это стихотворение? («Осень», «Ранняя осень», «Золотая осень».)
Но почему-то поэт отказался от этих вариантов. Как вы думаете, почему?
(Потому, наверное, что хотел рассказать не только об осени, но и еще о чем-то.)
При отсутствии заглавия, или, как его называют в науке, при нулевом заглавии, мы должны особенно внимательно отнестись к первой строчке – «Есть в осени первоначальной...». Для нас она будет названием стихотворения. На первом месте, в сильной позиции, в строке стоит словоесть.
Что оно обозначает?
(Есть – значит «существует, бывает, имеется».)
К какой части речи относится слово есть?
(Это глагол. Он стоит в 3-м лице ед. числа, а его начальная форма – быть.)
Оно называет действие как временное или постоянное? То, что есть, существует, имеется постоянно, всегда, независимо ни от каких причин. И это короткое емкое слово сразу же дает нам возможность мыслить, размышлять о чем-то вечном, независимом от человека.
На втором месте в строке – в осени.
Как вы понимаете значение слова осень?
(Это время года, которое наступает после лета.)
Ученые-лингвисты обратили внимание на то, что в языке есть такие слова, которые, кроме своего значения, могут вызывать у нас в сознании множество ассоциаций, сравнений, они способны как бы «будить» наше воображение. К таким словам относится и слово осень. Кроме времени года, оно еще обозначает пору, когда люди собирают урожай, когда тепло сменяется первыми холодами. А потому слово осень является обозначением, символом засыпающей в природе жизни. Ведь в это время все в природе готовится к долгому зимнему сну, покою.
Но в осени несколько этапов. Тютчев в первой же строчке в сильную позицию (конец строки) ставит слово, которое называет этот этап, – первоначальная.
Как вы понимаете значение этого слова?
(«Первый», «начальный, новый», «ранний» – об осени.)
Значение «первый», «начальный», «новый», «ранний» мы, конечно, осознаем, так как слова синонимичны.
Почему же Тютчев выбрал для стихотворения именно слово первоначальный? Чем оно отличается от остальных слов? (Вся дальнейшая работа требует постоянного обращения к толковым словарям).
(В слове первоначальный два корня: перв- и -начал-.)
В этом слове два синонимичных корня, которые определяют раннюю осень дважды. Значит, автору было важно привлечь наше внимание именно к этой характеристике осени.
Такое длинное, или многосложное, в отличие от односложных, более торжественно.
«В стихах Тютчева такие “долгие” и торжественные слова помогают с самого начала переключить читательское восприятие “на высокую волну”, переводят его в необычное, непрозаическое измерение». (Маймин Е.А. Русская философская поэзия: Поэты-любомудры, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. М., 1976)
Для чего же поэту потребовалось «перевести» наше читательское восприятие в такое необычное измерение?
(Тютчеву хотелось, чтобы мы размышляли, а это длинное слово первоначальный усиливает размышление. Оно создает у читателей настроение раздумья.)
Интересен факт, на который обратили внимание исследователи творчества Тютчева: оказывается, поэт очень часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом есть одно или два многосложных, т.е. длинных, слова, и часто словом поэт словно бы старался украсить стихотворение.
Как, на ваш взгляд, следует читать первую строку?
(Очень медленно, неторопливо, раздумывая.)
Эта строка задает медленный, торжественный ритм всему стихотворению.
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
Вторая строка – Короткая, но дивная пора. Обратите внимание: два определения осени, а между ними коротенькое слово но.
Какой частью речи оно является?
(Но – это союз. В простом предложении союз может связывать однородные члены предложения и показывает разность, различие того, что они обозначают.)
Но противопоставляет значения двух слов друг другу.
Короткая, но дивная пора – это какая? Как вы понимаете смысл строки?
(Это время в осени особенное, потому что оно одновременно и удивительное по красоте, и очень короткое. А значит, очень дорогое каждому из нас.)
В природе всего несколько таких дней. Она нам их дарит перед долгой холодной зимой, чтобы мы вспоминали эту дивную пору долго-долго. Каждый человек понимает это, потому ему хочется запомнить, запечатлеть эти дни в памяти. Он стремится как можно полнее вобрать в себя последнее, быстро уходящее тепло и последнюю красоту осенней природы.
Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
Обратите внимание в третьей и четвертой строках на существительные: день и вечера.
В какой форме они употреблены?
(Существительное день стоит в форме единственного числа, а существительное вечера – во множественном числе.)
Может быть, поэт ошибся: ведь не только вечеров много, но и дней, значит, нужно было бы сказать дни?
(Слово день в единственном числе, поэтому мы как бы видим отдельность, особенность каждого дня.
Форма единственного числа как бы укрупняет предмет, делает его особенным, выделяет из остальных.)
Вслушайтесь в строчку: ...день стоит как бы хрустальный. Какой художественный прием использует здесь автор? (Сравнение.)
Почему же как бы, а не как?
(С использованием как бы сравнение получается мягким. Вроде бы поэт его никому не навязывает, просто ему так кажется.)
И нам, читателям, это как бы словно разрешает подбирать свои сравнения. И этот ряд можно продолжать. День... как бы хрустальный – удивительное авторское сравнение. Хрусталь – это «род, сорт стекла».
Что же у них общего?
(День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее.)
(Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и четко слышен.)
(День хрупок, как хрусталь. Мы понимаем, что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер и кончатся тишина, покой, безмятежность.)
Замечательно вы объяснили смысл сравнения день... как бы хрустальный.
Почему же вечера лучезарны?
(Это слово длинное и состоит из двух корней – -луч- и -зар-.)
С точки зрения образования слов это правильно. Когда-то давно действительно осознавались эти два корня. Но с точки зрения современного состояния русского языка это один корень -лучезар-.А что означает слово лучезарный?
(Светлый, ясный, теплый.)
Да. А форма множественного числа дает нам почувствовать, что таких вечеров много, они следуют один за другим, чтобы каждый из нас напоследок насладился ими.
Первую строфу заканчивает знак многоточия. Что передает многоточие?
(Многоточие – важный знак для поэта, потому что в нем много смысла. Во-первых, эта картина – день... как бы хрустальный и лучезарны вечера – неописуемо прекрасна, и мы сами можем представить ее еще подробнее. Во-вторых, многоточие означает большую паузу между строфами, так как во второй строфе рассказывается уже о другом. Этот знак подготавливает нас к восприятию следующей мысли.)
Прочитайте первую строфу выразительно.
А теперь послушайте вторую строфу.
Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.
Что вы представили, слушая эту строфу?
(Поле, где кипит работа. Кипит потому, что серп назван словом бодрый, т.е. живой, активный, резвый.)
(И еще потому, что действие серпа – не жал, не работал, а – гулял. В этом слове – то, как он работал, – «легко, весело, играючи».)
Правильно. В этой строке повторяется употребление существительных серп, колос в единственном числе. Объясните это.
(Здесь поэт специально использует форму единственного числа, хотя мы понимаем, что действует много предметов. Мы еще и чувствуем «весомость, единичность» каждого важного для поэта предмета.)
Во второй строке намеренно рядом «собраны» слова, которые обозначают пространство.
Назовите и прокомментируйте их.
(Пусто и простор.)
Эти слова рисуют необозримое, не охватываемое глазом пространство. И усиливают впечатление необозримости следующие слова – все и везде.
Третья строка начинается со слова лишь. Объясните его значение.
(Лишь значит «только». Это частица, которая выделяет в тексте описание праздной борозды на фоне неоглядного простора. Это «паутины тонкий волос Блестит...».)
Что вы «видите» своим внутренним зрением?
(Очень длинные нити паутины. Они растягиваются от предмета к предмету очень далеко.)
Тютчев в этой строке – очень тонкий наблюдатель. Давайте подумаем, а как можно было бы об этом явлении написать по-другому.
(Паутинка, ниточка паутины.)
Но поэт выбрал паутины тонкий волос. Почему? Ведь в словах паутина и ниточкапаутины уже есть указание на «тонкость» паутины. Значит, все дело в слове волос.
(Волосы есть у человека. И если поэт добавляет это слово в строчку, то тонкий волос паутины – получается как у человека. Значения слов тонкий волос паутины приводит нас к мысли, что поэт написал не только о ранней осени, но еще и о человеке. Здесь используется художественный прием – олицетворение.)
Эта фраза действительно очень важна для понимания всех смыслов стихотворения. Почему?
(Мы начинаем понимать, что стихотворение не только о природе, но и о людях, о человеке.)
Посмотрите внимательно на первую строфу и найдите в ней слово, которое словно «перекликается» с тонким волосом паутины.
(Это слово осень, ведь оно обозначает еще и позднюю пору человеческой жизни.)
Подумайте, о каком времени в жизни человека можно так сказать: весна жизни, лето жизни, осень жизни?
(О детстве, о юности, о зрелости, о старости.)
Каждый из нас прекрасно это понимает, а поэт только помогает по-новому ощутить вроде бы понятные и знакомые с детства слова.
Обратите внимание в четвертой строке на слова на праздной борозде. Как вы их понимаете?
(Праздная – значит «пустая». На ней никто не работает.)
В современном русском языке это слово обозначает «свободный от дел, занятий, проводящий время в праздности, безделье». Значение «никем и ничем не занятый, не заполненный, пустой, порожний» признается устаревшим. А в XIX веке это было едва ли не основное значение слова. В определении праздный выступали и такие оттенки значения, как «чуждый забот и тревог, погруженный в покой».
Л.Н. Толстой, восхищенный стихотворением Ф.И. Тютчева, особо выделил именно эту фразу. А об эпитете праздная писатель заметил: «Здесь это слово праздной как будто бессмысленно и не в стихах так сказать нельзя, а между тем этим словом сразу сказано, что работы окончены, все убрали, и получается полное впечатление».
– Как, по-вашему, следует читать вторую строфу?
(Первую строку в быстром темпе, энергично, а вторую, третью и четвертую – медленно, задумчиво.)
И от этих слов мы сами испытываем чувство покоя, безмятежности, тепла. Это стихотворение дает нам возможность поразмышлять о вечном.
В последней строке стихотворения слова, которые находятся в сильной позиции, а потому очень важны для поэта, – отдыхающее поле.
О каком поле можно так сказать?
(На котором уже не ведутся никакие работы. А раньше его касались руки человека, поэтому поле здесь – земля очеловеченная (серп, колос, борозда), одухотворенная. К тому же поле – это часть земли, которую охватывает взор наблюдателя, мыслителя.)
А как нужно читать третью строфу? На что нужно обратить внимание?
(Голос должен быть спокойным. А темп – небыстрый, чтобы те, кто слушает, могли бы размышлять вместе с поэтом. А при чтении последних строк стихотворения в голосе должна быть радость.)
Мы внимательно прочитали все стихотворение.
Как вы теперь ответите на вопрос, о чем оно?
(В стихотворении поэт рассказал не только о прекрасной поре ранней осени, но и об «осеннем» времени в жизни любого человека.)
(Тютчев написал о том, что в нашей жизни всегда есть время покоя, хотя потом может прийти и время «бурь». Это неизбежно. Но человек должен принимать это смиренно, мудро, спокойно.)
Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы – одна из отличающих черт поэзии Тютчева.
Мы посмотрели на картину, нарисованную поэтом. А что можно услышать в этом стихотворении?
Поэт использует звукопись. В первом катрене повторяются звуки (о),(а). Автор создает эффект пространства, усиливает впечатление звонкого осеннего простора, свежести воздуха, который разносит звуки далеко по окрестностям, появляется чувство радости и восхищения природой, красотой.
А кроме этого можно еще услышать и тишину. Очень важно уметь это делать - слушать тишину, чтобы противопоставить шумное лето спокойной и тихой осени. Тютчев использует здесь скрытую антитезу. Раньше «бодрый серп гулял», а сейчас «паутина висит на праздной борозде».
Поэт очень тонко подчеркивает, что тишина сейчас, осенью – это тишина после работы. Это сейчас поле отдыхающее, а борозда «праздная». А недавно здесь «серп гулял и падал колос». Действительно, летом кипит работа, нет времени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться созерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершенно отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически неощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения.
Для того, чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует не только лексические, но и синтаксические средства выразительности. Все стихотворение состоит из трех предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения неспешным, помогает передать спокойствие, несуетливость в природе. Ощущение недосказанности приводит к мысли о том, что размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоциями.
Итог урока.
Мы внимательно прочитали все стихотворение
Как вы теперь ответите на вопрос, о чем оно?
(В стихотворении поэт рассказал не только о прекрасной поре ранней осени, но и об «осеннем» времени в жизни любого человека.)
(Тютчев написал о том, что в нашей жизни всегда есть время покоя, хотя потом может наступить и время «бурь». Это неизбежно. Но человек должен принимать это смиренно, мудро, спокойно.)
Слово учителя.
Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои удивительные краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода – мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием.
Каждое слово имеет глубокий смысл. Поэт не изображает каких-то неземных, удивительных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас.
Стихотворение навевает множество ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.
Домашнее задание.
Письменный анализ стихотворения
Как я представляю «дивную пору» осени по стихотворению Ф.И. Тютчева?