kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комбинированный урок – размышление «Библейские истоки образа Иудушки в романе М.Е.Салтыкова – Щедрина «Господа Головлёвы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является постижение гуманистической идеи произведения через понимание характера главного героя в контексте христианских заповедей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комбинированный урок – размышление «Библейские истоки образа Иудушки в романе М.Е.Салтыкова – Щедрина «Господа Головлёвы»»

Комбинированный урок – размышление с элементами стратегии критического мышления

«Библейские истоки образа Иудушкив романе М.Е.Салтыкова – Щедрина «Господа Головлёвы»

Учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ № 24» Демченко Инна Николаевна


Цель: определить гуманистическую идею произведения через постижение характера главного героя в контексте христианских заповедей и общечеловеческих нравственных норм.

Задачи: 1.Образовательные: выявить в произведении библейские мотивы и обозначить их роль в создании образа Иудушки;

2.Развивающие: развивать поисковые умения, совершенствовать навык рефлексии;

3.Воспитательные: воспитание гуманистического отношения к людям, чувства и ответственности за близких, умения прощать и понимать.

4.Общепредметные: развитие аналитического и художественного мышления.

Оборудование: 1. Мультимедийное оборудование

2. Карточки с библейскими легендами, притчами и христианскими заповедями;

3. Ассоциативные рисунки, проект художественного пространства

«Мир Иудушки Головлёва»


Ход урока


Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.

Что посеет человек, то и пожнёт.

Из послания Галатам.


1.Организационный момент

2.Мозговой штурм

Учащиеся проводят первичный анализ образа Иудушки, продолжая

фразы: Могу сказать, что…

Захватывает…

Хочется понять…

Могу предположить… (3слайд)

3.Слово учителя

- На прошлом уроке мы определили тему романа «Господа Головлёвы» как традиционную для русской литературы тему «дворянского гнезда», тему семьи. Семьи… Всю жизнь Арина Петровна руководствовалась интересами семьи. Судя по результатам вашего «мозгового штурма», многие из вас задались вопросом: а была ли семья, ради которой так старалась помещица Головлёва?

4.Составление кластера

Семья

любовь

внимание

взаимопомощь

ответственность

прощение

воспитание

забота

забота

уважение (4слайд)

- Ребята, как вы поняли, о чем эти блоковские строки? Какие мысли, настроение навеяли на вас эти проникновенные слова?

«Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас в жизни гроза.
Кто-то на плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза…
И мгновенно житейское канет,
Словно в темную пропасть без дна…
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина…»

А. Блок (5слайд)


(О понимании, об участии в судьбе близких людей)

- Присутствовали эти чувства и качества в семье Головлёвых? (6слайд)

Ни любви, ни уважения, ни взаимопомощи, ни ответственности друг перед другом, ни умения прощать, ни совместного труда – ничего.

Какие дети выросли в такой семье, какие чувства они питали к своим родителям, мы уже знаем. Страшны итоги жизни Головлёвых: беспутные дети, промотав наследство, выделенное матерью, возвращаются к ней, чтобы опальными умереть. Однако самый страшный удар нанёс ей её «ласковый сын» Порфирий Владимирович.

Во всей мировой литературе найдётся немного образов, по своему художественному совершенству равных образу Иудушки.

- Что помогло автору создать такой незабываемый персонаж?

Чего больше в образе Иудушки: сатирического или трагического?

Какие мифологические и библейские мотивы использовал автор в произведении? (7-8слайд)

Это центральные вопросы нашего урока. Но начнём с таблицы-синтеза, в которой вы должны были отразить все важные, по вашему мнению, слова и цитаты, помогающие понять сущность главного образа романа.

Таблица-синтез

Образ Иудушки в романе



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/


ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)


ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ

1…………….
2…………….
3…………….
4…………….
5……………..
/во время чтения/
1……………..
2……………..

 

 

(9 слайд)


5. Работа групп

1 группа

-Детство Порфирия. Почему в детстве Порфирий вызывает смутное чувство у матери? Как раскрывается характер персонажа в его портрете и речи?

Какое мифологическое поверье находит отражение в словах старца незадолго до рождения Порфирия? В чём его смысл? (10 слайд)

С детства любил приласкаться к матери, заискивал, наушничал, но его поведение вызывало у Арины Петровны смутную тревогу, непонимание, чего больше в сыне: почтительности или яда. Мать видела льстивое поведение Порфиши, но лесть делала своё дело, и Порфиша получал лучший «кусок».

«…С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать её в плечико, а иногда и слегка понаушничать…».

«…словно очарованный, не сводит глаз с маменьки, покуда она пишет или возиться со счетами. Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваниям. И тогда этот пристально устремлённый на неё взгляд казался ей загадочным, и тогда она не могла определить себе, что именно он источает из себя: яд или сыновнюю почтительность.»

«…Иудушка каждую неделю аккуратно слал к маменьке обширное послание, в котором… в самых изысканных выражениях уверял в бескорыстной сыновней преданности…»

«…Арина Петровна…прочтёт письмо Порфирия Владимирыча, и кажется, что вот он-то и есть самый злодей.

-Ишь ведь как пишет! Ишь как языком-то вертит!.. Ни одного-то ведь слова верного нет! Всё-то он лжёт!.. ничего он этого не чувствует!» (11 слайд)

Показательна и речь этого персонажа. Лживая и «пустопорожняя» речь Иудушки полна ласкательных и уменьшительных слов, лицемерных вздохов. Иудушка, по словам Щедрина, не разговаривает, а тянет канитель, пустословит, лебезит, растабаривает, разглагольствует, пристаёт, досаждает, зудит, источает массы словесного гноя. Он постоянно использует уменьшительно-ласкательные формы слов, но настоящей теплоты и ласки за ними нет. Сюсюканье и слащавость Иудушки особенно отвратительны тогда, когда произносятся в минуты страшных его деяний ( разорение матери, досаждает умирающему брату, отказывает в помощи сыновьям, отрекается от новорожденного). (12 слайд)

Не менее отвратителен и его портрет: «оскаляющееся, слюнявое лицо…всё словно маслом подёрнутое, всё проникнутое каким–то плотоядным внутренним сиянием». (13 слайд)

До рождения Порфирия было произнесено зловещее пророчество, связывающее его рождение с рождением Василиска – «царя змей», не случайно автор сравнивает Иудушку то с пауком, то со змеем, указывая на его дьявольскую сущность.

- Внешне Порфирий Владимирович создаёт впечатление очень набожного человека. Искренен ли он в своей вере? (14 слайд)

Набожен он только на словах и в соблюдении ритуалов. В поступках его нет добродетели, наоборот он нарушает главные постулаты христианства. Даже Богу молится не из любви к нему, а из страха чёрта.

«…Но он молился не потому, что любил Бога,… а потому, что боялся чёрта и надеялся, что Бог избавит его от лукавого. Он знал множество молитв, и в особенности отлично изучил технику молитвенного стояния. То есть знал, когда нужно шевелить губами и закатывать глаза, когда следует складывать руки ладонями внутрь и когда держать их воздетыми… Но молитва не обновляла его, не просветляла его чувства…

Он мог молиться и проделывать все нужные телодвижения – и в то же время смотреть в окно и замечать, не идёт ли кто без спросу в погреб и т.д.»

(15 слайд)

-Какие качества Порфирия Владимировича можно назвать как доминирующие?

Лицемерие, пустословие, равнодушие, хитрость, жадность

(16-17 слайды)


2 группа

-Как складывались отношения между Порфирием Владимировичем и братьями? Какой библейский сюжет трансформируется в этих отношениях? (18 слайд)

Сюжет о братьях Каине и Авеле. Порфирий практически убивает своих братьев, делая последние минуты их жизни невыносимыми. Прикрываясь маской покорности и послушания, опутал Арину Петровну и обрёк на одичание и медленную смерть брата Степана.

«…Хотя Порфирий Владимирович и отказался от суда над братом, но великодушие маменьки так поразило его, что он никак не решился скрыть от неё опасные последствия, которые влекла за собой сейчас высказанная мера.

-Маменька! – воскликнул он, - вы больше, чем великодушны!...Но извините меня… боюсь я, голубушка, за вас! Как хотите меня судите, а на вашем месте… я бы так не поступил!» (19 слайд)

Он зорко следит за тем, как запой убивает Павла, и, улучив удобный момент, приезжает к умирающему брату в Дубровино. Ласково, «по-родственному» доводит он брата до исступления и оставляет его только тогда, когда убеждается, что Павел ещё не успел распорядиться своими деньгами и они, следовательно, достаются ему вместе с Дубровиным.

Но, если Каин убивает Авеля из-за зависти, то причиной Иудушкиного братоубийства является жадность.

-Но, может быть, такое отношение к непутёвым братьям можно оправдать, ведь дай им волю, промотали бы всё маменькино состояние?

Но совесть Порфирия была бы чиста.

-В качестве доказательства этой мысли приведите высказывания из сборника духовных афоризмов «Цветник духовный». (20 слайд)

Кто бы ни был ближний твой, за него Христос благоволил положить душу свою.

Самолюбие – самый опасный враг наш.

Эгоизм – первое звено длинной цепи всяких пороков.

3 группа

-Как складывались отношения между Порфирием Владимировичем и матерью? Какой библейский сюжет находит отражение в этих отношениях? (21 слайд)

В этих отношениях Иудушка полностью оправдывает своё прозвище.

Как библейский Иуда поцелуем предал Христа, так и Порфирий Владимирович ласково, с поцелуями предаёт мать, расчётливо и планомерно разоряя её. (22 слайд)

Нащупав слабую струнку в душе матери – желание остаться хозяйкой, как паук, плетёт вокруг неё сети, выуживая деньги. Разорив мать, он наносит ей последний удар, требуя годовой отчётности. Ограбленной и выгнанной из дому матери Иудушка кричит вслед: «Маменька… Так вы, голубушка, не забывайте нас… попросту, знаете, без затей! Мы к вам, вы к нам… по-родственному!»

И снова всё делается с именем Бога на устах. (23 - 24слайды)

4 группа

- Какой Порфирий Владимирович отец? Какая евангельская притча преломляется в его отношениях с сыновьями? (25 слайд)

События притчи о блудном сыне повторяются здесь с точностью до наоборот. Иудушка жесток к своим детям так же, как к другим родственникам. Он не прощает никого из них, не протягивает руку помощи в трудную минуту, обрекая своих детей на смерть.

Он хладнокровно доводит до самоубийства Владимира. Отказ в помощи старшему сыну автор расценивает как нарушение наставления Христа не класть в протянутую руку камня вместо хлеба.

Иудушка обрекает Петра на позор и смерть в тюрьме.

«…во-первых, у меня нет денег для покрытия твоих дрянных дел, а во-вторых – и потому, что вообще это до меня не касается. Сам напутал – сам и выпутывайся. Любишь кататься – люби и саночки возить. Так-то, друг».

Чтобы скрыть свой грех прелюбодеяния, он приказывает увезти новорожденного сына, находя для этого благопристойное оправдание:

«… пользы для него никакой дома не будет… А мне хочется, чтоб всё у нас хорошохонько было. Чтоб из него… со временем настоящий человек вышел…» (26 слайд)

-Только ли в образе сыновей Порфирия Владимировича трансформируется притча о блудном сыне?

Все дети и внуки Головлёвых – блудные дети, и они на каком-то этапе своей жизни возвращаются домой. Настанет день, и сам Порфирий Владимирович, как блудный сын, соберётся в дорогу, чтобы умереть на могиле матери.


6. Духовные итоги

-Первороден грех, а преступление вторично. Какой грех овладел душой Порфирия Владимировича и какие заповеди в результате этого он совершил? (27 слайд)

Обращаемся к табличкам.

В душе Иудушки царствует жадность, несытая душа. Этот грех толкает его на преступление заповедей: Почитай отца твоего и мать твою

Не желай дома ближнего твоего

Не убивай. (28 слайд)


- Почему персонаж Салтыкова-Щедрина Иудушка, а не Иуда?

Это не персонаж высокой евангельской легенды, а сниженный вариант его. Он личность во всех отношениях мелкая, ничтожная, хотя держит в страхе окружающих. Слишком приземлены его страсти. (29 слайд)

7.Защита иллюстраций-ассоциаций и художественного проекта «Мир Иудушки Головлёва».


8.Итоги жизни Порфирия Головлёва

-Как вы можете связать эпиграф с темой нашей беседы?

Иудушка сеял вокруг себя смерть, в результате оказался в полном одиночестве, которое давит на него теперь, как, возможно, когда-то

на Степана, Павла, на его родителей, сыновей.

-Можно ли сказать, что к финалу романа образ Порфирия Головлёва приобретает трагический оттенок?

Чем ближе к развязке, тем реже автор именует своего героя Иудушкой, исчезают из его речи уменьшительно-ласкательные слова, предложения становятся


более конкретными и короткими, изменяется отношение к Анниньке, пробуждается сострадание к другому человеку. Иудушка уже не вызывает такого отвращения, как раньше; он говорит о том, что уму нужно прощение, а, следовательно, он понял, что виноват. Автор решает показать трагедию пробуждения совести в душевно мёртвом герое. Автор бьётся над одной из фраз финала:

1. «Совесть проснулась, но примирения не дала».

2. «Совесть проснулась, но умиротворения не дала!»

3. «Совесть проснулась, но бесплодно».

-Почему автор останавливается на третьем варианте? (30 слайд)

Автор отказывает герою в праве на возрождение, но даёт право на трагедию. Эта трагедия снова связана с библейским мотивом. Совесть начинает мучить Порфирия в конце недели, с пятницы на субботу, в эти же дни происходит распятие Христа. (31 слайд)

- В чём же главная трагедия семьи Головлёвых?

Им не привиты нормы христианской морали, поведения, отношения к ближним.


9. Рефлексия. Составление синквейна. (32-33 слайды)


10. Подведение итогов.


11.Домашнее задание:

Написать эссе «Покаянные слова Иудушки на могиле матери». (34 слайд)















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Демченко Инна Николаевна

Дата: 17.09.2016

Номер свидетельства: 344173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства