kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КМК в годы Великой Отечественной войны (изучение литературы родного края)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Тема: КМК в годы Великой Отечественной войны Цель: знакомство с историей КМК и литературным творчеством кузбассовцев во время Великой Отечественной войны Задачи: 1. Расширить и углубить знания учащихся по истории и литературе родного края; 2. Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественными произведениями; 3. Пробудить чувство гордости за своих земляков, воспитывать уважение к истории и литературе родного края. Форма урока: интегрированный урок Структура урока: поэтапная, на каждом этапе доминирующая пробле¬ма - война, человек, мир, память, ветераны. Метод: частично-поисковый, ретроспективный методы как способ учебной работы; словесные, наглядные, самостоятельная работа как методы организации учебно-познавательной деятельности; в качестве стимулирования и мотивации создается эмоционально-нравственная ситуация. Методические приемы: сообщения учащихся, беседа, выразительное чтение, элементы анализа текста, комментарии учителей Подготовительная работа: 1) подготовить доклады на тему «КМК в годы войны»; 2) провести экскурсию на Бульвар Героев и научно-технический музей КМК, подготовить сообщения о героях-земляках, сражавшихся с немецкими захватчиками; 3)подобрать стихотворения наших земляков о войне. Оборудование: магнитофонные записи песен воен¬ных лет; фотографии героев-земляков, поэтов-фронтовиков, панорама КМК, исторические документы, фонограмма сообщения Левитана о начале войны. Библиографический список 1. Библиографический словарь. Союз писателей Кузбасса. - Кеме¬рово, 1988. 2. Герои Советского Союза. Герои Российской Федерации. Библиографический справочник. Новокузнецк, 2005. 3. История Кузбасса. В 3-х частях. Кемерово, 1970. 4. Казаркин, А. Пульс времени. - Кемерово, 1985. 5. Карлагин, Н. Какой земле принадлежим. - Кемерово, 1989. 6. Махалов, В. Вечерний разговор. - Кемерово: «Сибирский писа¬тель», 1999. 7. Рабочие плечи Кузбасса. Тезисы научной конференции. Кемерово, 1995.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КМК в годы Великой Отечественной войны (изучение литературы родного края) »

Конспект урока


Тема: КМК в годы Великой Отечественной войны

Цель: знакомство с историей КМК и литературным творчеством кузбассовцев во время Великой Отечественной войны

Задачи:

  1. Расширить и углубить знания учащихся по истории и литературе родного края;

  2. Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественными произведениями;

3. Пробудить чувство гордости за своих земляков, воспитывать уважение к истории и литературе родного края.

Форма урока: интегрированный урок

Структура урока: поэтапная, на каждом этапе доминирующая пробле­ма - война, человек, мир, память, ветераны.

Метод: частично-поисковый, ретроспективный методы как способ учебной работы; словесные, наглядные, самостоятельная работа как методы организации учебно-познавательной деятельности; в качестве стимулирования и мотивации создается эмоционально-нравственная ситуация.

Методические приемы: сообщения учащихся, беседа, выразительное чтение, элементы анализа текста, комментарии учителей

Подготовительная работа:

1) подготовить доклады на тему «КМК в годы войны»;

2) провести экскурсию на Бульвар Героев и научно-технический музей КМК, подготовить сообщения о героях-земляках, сражавшихся с немецкими захватчиками;

3)подобрать стихотворения наших земляков о войне.

Оборудование: магнитофонные записи песен воен­ных лет; фотографии героев-земляков, поэтов-фронтовиков, панорама КМК, исторические документы, фонограмма сообщения Левитана о начале войны.

ХОД УРОКА

  1. Вступительная часть – настрой на положительную мотивацию урока.

Учитель литературы. Сегодня у нас необычный урок – истории и литературы одновременно. Тема его – «КМК в годы Великой Отечественной войны». Мы познакомимся с историей комбината и литературным творчеством кузбассовцев во время Великой Отечественной войны.

  1. Основная часть.

Тихо звучит музыка «С берез неслышен, невесом слетает желтый лист...»

Учитель литературы. В городах и селах Кузбасса шла мирная жизнь, полная трудового напряжения, счастливого ожидания. Но дыхание, надвигавшейся войны ощущалось все сильнее, вызывая тревогу в сердцах наших людей. И вот гроза разразилась... 22 июня 1941 года тревожно заговорил громкоговоритель у заводского туннеля (звучит запись сообщения Левитана). Война. Не хотелось верить в то, что кончилась мирная жизнь.

Учитель истории знакомит с выступлением Народного комиссара иностранных дел В.М. Молотова (фоном звучит песня «Священная война»). См. Приложение. Документ.

- Что вам известно о работе КМК в годы войны?

Учащиеся. Выступление с сообщением о работе КМК в годы войны.

См. Приложение 2

Учитель литературы. Каждый делом доказывал свою любовь к Отечеству. Война - это разрушительная сила, которая меняет судьбы лю­дей, историю страны и целого мира. Такой была Великая Отечествен­ная война. О войне много было написано, рассказано и показано. Много лирических и прозаических произведений было написано о войне и в годы самой войны и после нее.

  • Какие стихотворения вы можете сегодня прочитать на уроке?

Ученик. Чтение стихотворения А. Павловского:

***

Легкий шум, услышав, может,

Выйдешь на крыльцо,

Почтальон в газету вложит

Это письмецо.

Поглядишь на мелкий почерк,

Что-то незнаком,

Сдавит сердце тяжесть строчек,

В горле встанет ком.

Но не плачь, собравшись с силой,

Овладей собой, ты прочти

О том, как милый

Шел в последний бой.

Если вдруг тебе напишут,

Что из боя не вернулся,

Что упал и встать не мог,

Все равно не плачь.

Ты не плачь о том, не надо,

Не помочь беде,

Нужно мстить немецким гадам

В битве и в труде.

Близок день, победу справим,

Жизнь забьет вокруг.

Будет отдан вечной славе

Твой любимый друг.

Будет снова мир на свете,

Радостные дни,

Ты мои, вот эти строчки

Бережно храни.

Чтобы после моей смерти,

Вынув иногда,

Вспомнить, вспомнить,

Вспомнить друга, грозные года.

Учитель литературы. Это стихотворение, написанное в годы войны, ярко передает пере­живания лирического героя, его печаль о близких. Судьба героя тесно связана с судьбой самого автора.

  • Что вы знаете об авторе этого стихотворения? Сохранилась ли память о Павловском Алексее?

Ученик. Рассказ о Павловском А.

Преподаватель Сибирского ме­таллургического института в годы Великой Отечественной войны ушел на фронт. Был летчиком, командиром воздушно-десантного ба­тальона. После ожесточенного боя на Днепровском плацдарме был ранен, попал в плен. Фашисты зверски пытали капитана, но военной тайны он не выдал. Тогда изверги сожгли его живым на медленном огне. Посмертно Алексей Павловский был награжден звездой Героя Советского Союза. Стихи, которые были только что прочитаны, были написаны им 15 июня 1943 года, в день, когда он получил приказ го­товить свой третий воздушно-десантный батальон к боям за Днепр. В нашем городе названа в честь него улица.

Учитель истории. Мы всегда должны помнить о людях, отдавших свою жизнь за сво­боду и светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет жить вечно в наших сердцах и в нашей литературе. Мы должны знать, какой ценой был завоеван мир, как народы нашей страны избежали угрозы физи­ческого уничтожения. Наш город и его люди принимали участие в освобож­дении нашей Родины.

- О каких подвигах земляков вы можете рассказать?

Ученик. Сообщение о подвигах наших земляков. См. Приложение 3

Учитель литературы. Мы с вами узнали, что практически в каждой семье воевали мужчи­ны: дедушки и прадедушки. Силы им придавала вера в праведное де­ло, мысль о близких, о доме, хорошая песня после тяжелого боя, письма, которые бойцы писали в передышках между сражениями. Иногда писались и стихи. В стихах бойцы передавали свои настрое­ния, чувства, они должны были вселять надежду и веру. Таким обра­зом, у стихотворений, написанных в годы войны, была агитационно-публицистическая направленность. Но все-таки мысль о доме, о бу­дущем всегда присутствовала в стихах. М. Буравлев надел солдатскую шинель в самом начале войны. Он прошел славный боевой путь, уча­ствовал в форсировании Дона, участвовал в бою под Прохоровкой, сам уничтожил семь вражеских танков, стал Героем Советского Сою­за. Одно из его стихотворений звучит так.

Ученик. Чтение стихотворения учеником.

***

Ни сини безбрежной.

Ни звонкой тальянки.

Лишь стылая грусть в воспаленных глазах,

Теплевших, когда чужеземные танки

Сгорали на волжских, на курских полях.

У пушки, присев после боя устало,

Нередко мечтал о другом я тепле...

Так прожито мало. Так прожито мало

На этой святой и жестокой земле.

В степях, где огня не выдерживал камень,

Мечталось о книге, что сам напишу,

О деревце том, что своими руками

Однажды, дожив до весны, посажу.

Учитель истории. В то время как кузнечане сражались с фашистами на поле боя, рабочие КМК дрались с врагом у доменных и мартеновских печей, у пультов прокатных станов. «Всё для фронта, всё для победы!» - этим лозунгом жили работники комбината все четыре года и совершали трудовые подвиги.

-О каких трудовых подвигах вам известно?

Ученики. Сообщения учащихся о «солдатах» тыла. См. Приложение 4

Учитель литературы. О родном заводе, о его вкладе в борьбу с врагом писал бывший редактор «Кузнецкого рабочего» Доронин Г.А., добровольцем ушедший на фронт. Погиб в августе 1943 года.

Ученик. Чтение стихотворения.

КМК

В небо льётся дым рекою,

Трубы смотрят в облака.

Если спросишь: что такое? –

Отвечают: КМК.

Торопясь, шагают люди –

Их видать издалека.

Если спросишь : вы откуда?–

Гордо скажут: с КМК.

Мчат с металлом эшелоны,

Снегом крытые слегка,

И на каждом на вагоне

Мелом надпись: КМК.

Танк выходит на полянку –

Бьют по немцам два стрелка.

И броня на этом танке

Нашей марки: КМК.

Разметал снаряд фашистов –

Где нога, а где рука...

И летит другой со свистом

Наш «гостинец», КМК.

И в походе, и в полете

Сталь кузнецкая крепка.

В кораблях и в самолетах

Марки стали КМК.

Над страной висит опасность,

Враг силен еще пока.

Плавьте больше первоклассной

Нашей стали КМК!

Учитель истории. На знамени Кузнецкого металлургического комбината имени В.И. Ленина четыре ордена, и один из них боевой – Кутузова 1 степени. Три награды кузнецкие металлурги получили за выполнение важнейших оборонных заказов в годы Великой Отечественной войны. Танки из кузнецкого металла воевали на полях Белоруссии, освобождали Польшу, били фашистов в Берлине. Один такой танк – «тридцатьчетверка», изготовленная из стали КМК, вернулся на родной завод.

Учитель литературы. Отгремело эхо войны, но и сегодня наши поэты в своих стихах вспоминают те суровые дни.

Ученик. Чтение стихотворения Г. Дика «Бульвар героев».

  • О чем это стихотворение?

  • Какие ощущения вызывает авторская кар­тина действительности?

(Учитель вместе с учениками приходит к выводу, что тема памяти на­родной о трагических событиях прошлого волнует современного че­ловека, тема эта в стихах поднимается до значения бытийного.)

Ученик. Чтение стихотворения Г. Дика «У меня умирает отец».

  • Каким настроением проникнуто это стихотворение?

  • Какие вопросы поднимает автор в своем произведении?

  1. Заключение.

Учитель литературы. Мы все сегодня понимаем, что уроки прошлого должны служить на­стоящему. «Человечество, - писал В.Быков, автор книг о войне, - осознает собственный опыт главным образом через искусство и лите­ратуру, и значение этого осознания сейчас велико, как никогда преж­де. Наука доказала свою способность уничтожать жизнь на земле, но сейчас ясно, что спасти ее она не в состоянии. Спасти человечество может лишь его высокая нравственность».

Сейчас тех, кто вынес и пережил войну сам, с каждым днем стано­вится все меньше и меньше. Но чем дальше, тем живее и величест­веннее герои войны развернутся в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет пережить священный, трагичный и героический эпос тех дней, когда страна воевала от мала до велика. История и литература сохранят эти дни в памяти народа.



















Самоанализ интегрированного урока

Тема: КМК в годы Великой Отечественной войны.

Цель: знакомство с историей КМК и литературным творчеством кузбассовцев во время Великой Отечественной войны.

Главная задача: организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех знаний, полученных на уроках литературы и истории.

На данном уроке осуществляется активизация и включение в работу всех обучающихся независимо от уровня их подготовки. Наряду с традиционными формами используются современные образовательные технологии, что дает возможность развивать умения работать с информацией, предоставленной в различных видах. Обучающиеся приобретают навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации, умения предъявлять, обсуждать, аргументировать собственные выводы.

Данный урок является результатом длительной подготовки учителей и обучающихся. Учащиеся самостоятельно работают с различными источниками информации, готовят доклады, презентации. Учителя организуют экскурсию на Бульвар героев и научно-технический музей КМК.

Структура урока поэтапная. На каждом этапе доминирующая проблема – война, человек, мир, память, ветераны. Применяются частично-поисковый, ретроспективный методы; словесные, наглядные, самостоятельная работа; создается эмоционально-нравственная ситуация. В результате достигается систематизация знаний обучающихся и формирование целостного взгляда на изучаемые предметы (литературу и историю)






Библиографический список

  1. Библиографический словарь. Союз писателей Кузбасса. - Кеме­рово, 1988.

  2. Герои Советского Союза. Герои Российской Федерации. Библиографический справочник. Новокузнецк, 2005.

  3. История Кузбасса. В 3-х частях. Кемерово, 1970.

  4. Казаркин, А. Пульс времени. - Кемерово, 1985.

  5. Карлагин, Н. Какой земле принадлежим ... - Кемерово, 1989.

  6. Махалов, В. Вечерний разговор. - Кемерово: «Сибирский писа­тель», 1999.

  7. Рабочие плечи Кузбасса. Тезисы научной конференции. Кемерово, 1995.
















Приложение 1

Выступление по радио заместителя Председателя Совета

Народных Комиссаров Союза ССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В. М. Молотова

Документ

Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление.

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территорий.

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством... Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей.

Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне как Народному Комиссару Иностранных Дел заявление от имени своего правительства о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы.

В ответ на это мною от имени Советского правительства было заявлено, что до последней минуты германское правительство не предъявляло никаких претензий к Советскому правительству, что Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей стороной.

По поручению правительства Советского Союза я должен также заявить, что ни в одном пункте наши войска и наша авиация не допустили нарушения границы и поэтому сделанное сегодня утром заявление румынского радио, что якобы советская авиация обстреляла румынские аэродромы, является сплошной ложью и провокацией. Такой же ложью и провокацией является вся сегодняшняя декларация Гитлера, пытающегося задним числом состряпать обвинительный материал насчет несоблюдения Советским Союзом советско-германского пакта.

Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось. Советским правительством дан нашим войскам приказ – отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины.

Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, страдания которых мы хорошо понимаем, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы.

Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы советской авиации с честью выполнят долг перед родиной, перед советским народом и нанесут сокрушительный удар агрессору.

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за родину, за честь, за свободу.

Правительство Советского Союза выражает твердую уверенность в том, что все население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един, как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом.

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей советской большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.


Правда. 23 июня 1941 года.
















Приложение 2 Завод – воин

Кузнецкий металлургический комбинат с первых дней войны стал воином. Уже в первые дни лихолетья Кузнецкий комбинат стал настоящим рубежом обороны. Каждый второй танк, штурмовик, самоходное орудие, бронеавтомобиль, были одеты в кузнецкую броневую сталь. На комбинате полным ходом шло изготовление снарядов, новых профилей для салазок легендарной «Катюши». Наверное, мало кто знает, что новокузнецкие железнодорожники из «каэмковской» стали изготавливали бронепоезда. Эти мощные составы марки БЕПО имели грозное вооружение (до 150 пулеметов, 16 орудий) и с самой лучшей стороны показали себя на фронте.

В течение войны на комбинат не раз приходили письма от бойцов фронта, танкостроителей, в которых содержались слова благодарности за безупречное выполнение заказов.

250 тысяч тонн чугуна сверх плана выплавили за годы войны доменщики, а снарядной стали на 100 миллионов снарядов и броневой стали на 50 тысяч тяжелых танков. За четыре года в мартеновских цехах комбината освоено 70 новых марок стали.

Но кузнецкие металлурги прославили свой комбинат и боевыми подвигами, они сражались в составе 370-й и 376-й дивизий, Сибирской добровольческой дивизии.

Две тысячи кузнецких металлургов полегло на полях сражений. На площади Побед построен в честь героев Великой Отечественной войны мемориал, где названы все поименно. Здесь же, на площади Побед, на пьедестале возвышается знаменитый танк Т-34 – символ героического вклада кузнецких металлургов в разгром врага.



Приложение 3

Последний бой трех героев-коммунистов


Сержант Герасименко, красноармейцы Красилов и Черемноа были в числе лучших воинов батальона. Взвод младшего лейтенанта Поленского, в котором они служили, не раз отличался в боях, совершал дерзкие разведывательные вы­лазки. Бойцы с честью выходили из самых рискованных поло­жений, доставали «языка», метким огнем уничтожали десятки немцев.

Однажды сержанту Ивану Герасименко было приказано при­вести «языка». Возглавляя группу из шести бойцов, сержант проник в тыл немцев. Долго ползли вдоль дороги, нашли удоб­ное место, устроили засаду невдалеке от города. Ждать пришлось недолго. Вскоре на дороге показались тяжело на­груженные сани. Груз охранял не один — несколько десятков фашистов.

Бойцы подпустили немцев совсем близко, проявив выдержку, а потом по команде сержанта открыли огонь. Среди фашистов началась паника. Они стали палить из автоматов в разные стороны, многие бросились бежать. В этой суматохе Герасименко быстро подскочил к саням, возле которых лежал раненый офицер. Гитлеровец замахнулся гранатой, но Гераси­менко ловко вырвал ее. Пленный офицер был доставлен в ба­тальон.

Красноармейцы Черемнов и Красилов — два пулеметчика, два друга и земляка – тоже зарекомендовали себя отважными, самоотверженными бойцами. Их примеру следовали многие. Вообще надо сказать, что во взводе Поленского крепкие люди, и недаром самые ответственные задачи поручали его бойцам. Так было сделано и на этот раз.

Нужно было произвести разведку боем в районе, где немцы вели фланговый огонь из дзотов, выявить расположение этих дзотов, уничтожить их. Поленский вызвал к себе командиров отделений Герасименко, Лысенко и Селезнева. Вчетвером они выдвину­лись по ходу сообщений на наблюдательный пункт, откуда хо­рошо просматривалась вражеская оборона.

Ночью двадцать разведчиков с младшим лейтенантом Поленским во главе двинулись в путь. В пять утра сосредото­чились у вала. Это время было выбрано не случайно. Ночь стояла лунная, а к утру становилось темнее. Да кроме того, известно, что бдительность немецких часовых на рассвете обычно притупляется.

Поленский разбил свой взвод на группы. Герасименко, Черемнов и Красилов шли в головном дозоре. Эти три славных воина непрерывно находились впереди своего взвода. Они прокладывали путь остальным разведчикам, сняли немецких часовых, первыми завязали бой.

Взвод вышел к вражеским укреплениям с тыла. По команде Поленского разведчики стали бросать противотанковые гранаты в дзоты и ходы сообщения. Часть гранат попала в амбразуру и дымоходные трубы. Фашисты выскакивали наружу и тоже пытались отбиваться гранатами. Потом они скрылись в дзотах и вызвали на себя артиллерийский и минометный огонь. Исход ночной схватки решили самообладание и мужество наших раз­ведчиков.

Сержант Герасименко, бойцы Черемнов и Красилов уничто­жили гарнизон одного дзота и стали вытаскивать на амбразуры немецкие пулеметы, чтобы пустить их в ход. Сержант Лысенко и младшие сержанты Лифанов и Мусатов истребляли врагов гранатами.

В течение 20 минут группа разведчиков господство­вала над численно превосходящим противником, не давая ему возможности вести прицельный огонь.

Немцам пришлось вызвать помощь. Разведчики должны были торопиться, нависла угро­за окружения. Но отходить пока было нельзя — не все еще дзо­ты уничтожены. Бойцы быстро продвигались вперед. И вдруг неожиданно заговорили пулеметы трех новых дзотов. Взвод попал в огневой мешок. Требовалось во что бы то ни стало заставить замолчать эти пулеметы.

Но как это сделать?

Герасименко, Красилов и Черемнов мгновенно кинулись к дзотам. Гранат у них уже не было. И три героя своими телами прекратили свинцовый поток, обрушившийся на разведчиков. Они погибли, но их подвиг решил исход боя.

Жизни их товарищей были сохранены, три дзота, которые они закрыли грудью своей, были взорваны и приказ командова­ния выполнен.




















Приложение 4

Солдаты тыла

С первых дней Великой Отечественной войны перед руководи­телями комбината, партийной организацией встал вопрос о по­полнении кадров. Опытные рабочие из основных и вспомогатель­ных цехов уходили на фронт по призыву или добровольно, на их место должны были стать новички. Но откуда им взяться?

В городе развернулось патриотическое движение среди моло­дежи (преимущественно подростков), женщин, признанных не­годными к военной службе мужчин, пенсионеров. Суть этого патриотического движения заключалась в следующем: жена должна запять место ушедшего на фронт мужа, сын становился к станку отца, младший брат — на место старшего. Благодаря этому массовому движению численность производственного пер­сонала на комбинате за годы войны возросла почти вдвое и до­стигла 45,2 тысячи человек.

Перед началом войны знатный токарь механического цеха № 1 Петр Безруков вышел на пенсию. Но как только он узнал о нападении на нашу страну гитлеровской Германии, снова явился в цех, попросился на свое прежнее рабочее место.

27 июня 1941 года Совет женщин-общественниц комбината выступил в городской газете «Большевистская сталь» с призы­вом ко всем женщинам города пойти работать в цехи комбина­та, заменить ушедших в армию. Ежедневно десятки заявлений поступали в отдел кадров.

Уже в июне 1941 года 774 женщины с исключительной настой­чивостью осваивали на краткосрочных курсах мужские профес­сии. Они становились машинистами паровых турбин, мостовых кранов, постов управления агрегатами в прокатных цехах, то­карями, станочниками.

Люковыми коксовых печей были А. Н. Урубкова, Н. М. Зименкова, Т.П. Журавлева, И. А. Будаева. В доменном цехе, кроме Рыбиной, работала газовщиком М. Н. Завьялова. Отлично трудилась в этом же цехе молодая Ольга Вознюк. В мартеновском цехе всю войну работала подручным ста­левара комсомолка Е. Брагина, награжденная за самоотвержен­ный труд орденом «Знак Почета». Разливщиком стали работа­ла А. Н. Занина, а машинистом мостового двухсоттонного раз­ливочного крана — М. А. Иванова, единственная женщина, вы­полнявшая такую работу.

В рельсобалочном цехе, впервые в стране, женщина села за пульт управления прокатным станом «900». Это была комсомол­ка А. Михайлова. А на посту управления блюмингом работала Г. П. Барышникова. Обе они были награждены орденом «Знак Почета» и приняты в партию.

Но особенно много женщин работало в механических цехах. Комсомолка из третьего механического цеха Надежда Каштанова сразу после курсов освоила один станок, затем — два, а потом — четыре. И на каждом выполняла по полторы нормы при отличном качестве изделий.

В новомеханическом цехе до войны в бригаде напайщиков было пять мужчин. Когда они ушли на фронт, их заменили комсомолки Валентина Купри­янова и Ирина Верещагина. Выполняя нормы на 280—300 процентов, они полностью обе­спечивали напайку резцов.

А вот другой пример. Од­нажды ночью в сортопрокат­ном цехе, на стане «750», слу­чилась авария: вышла из строя нагревательная печь. Необхо­димо было срочно подготовить ее к ремонту. Для этого нуж­но было остудить печь и вы­бросить огнеупорную кладку из-под глиссажных труб. Но печь охлаждалась медленно. И вот, когда температура упала до 200 градусов, эту работу взялись выполнить две семнад­цатилетние комсомолки — Ма­рия Домбан и Елена Егунова. Им обжигало лица, прерыва­лось дыхание, но девушки ра­ботали, потому что понимали: фронту нужен металл. К утру они разобрали шесть кубомет­ров горячего огнеупорного кир­пича и подготовили печь к ре­монту.

История сохранила имена многих героинь, самоотвержен­но работавших в цехах произ­водства, их подвиг незабываем.

Дочь павшего в бою Героя Советского Союза, участника строительства комбината А. С. Красилова Анфиса пришла на блюминг прямо со школь­ной скамьи после седьмого класса. За короткий срок она освоила профессию маши­ниста поста управления блю­мингом и стала передовиком производства.

Самоотверженно pa6oтала все годы войны начальник цеха по ремонту мартенов и доменных печей Лидия Ивановна Петренко. Это была единственная на комбинате женщина, возглавлявшая такой трудный участок работы.

Но не только женщины заменили мужчин. За годы войны на комбинат из школ ФЗО и ремесленных училищ пришло свыше девяти тысяч ребят. Среди н Владимир Востриков, Семен Караванов, Вениамин Волков

Сергей Бабарыкин, Иван Ли­повой, Петр Санин, Алексей Нечай. В короткий срок они стали горновыми, газовщика­ми, машинистами вагон-весов, электриками, слесарями. Их воспитателями и учителями были квалифицированные ма­стера доменного дела А. И. Зек-цер, И. П. Трубко, Я. Н. Ковальчук, И. И. Ермаченко, лучшие горновые П. В. Иню­тин, Г. А. Авдонин, К. В. Олещук, П. Р. Попов. Хорошими наставниками стали также га­зовщики Вавилов и Сергеев.

Алексей Нечай стал лучшим горновым доменной печи, окон­чил школу мастеров, ему было присвоено звание «Почетный металлург страны».

Надо отметить, что массовое обучение рабочих позволило не только сохранить производительность труда на довоенном уров­не, но и поднять ее. В целом по комбинату за годы войны про­изводительность труда выросла на 39,4 процента. Если в 1940 году среднемесячная выработка на одного рабочего в до­менном цехе составляла 248 тонн чугуна, то в 1944 году она достигла 300 тонн. И еще такие цифры. Если в 1940 году на долю молодежи приходилось 16 процентов продукции комби­ната, то в 1943 году — 44,5 процента. Комсомольцы и молодежь КМК за годы войны выдали сверх плана 74 756 тонн чугуна, 53 000 тонн стали, 66 000 тонн проката и много другой про­дукции.





Приложение 5

Фотография Черемнова Л.А.












Приложение 6

Фотография Павловского А.А.









Приложение 7



Фотография Красилова







Приложение 8

Фотография Герасименко И.С.













Приложение 9

Фотография Буравлева Е.С.







26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КМК в годы Великой Отечественной войны (изучение литературы родного края)

Автор: Новокрещенова Алена Николаевна

Дата: 18.04.2015

Номер свидетельства: 202769


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства