Курс литературы 5 класса предусматривает знакомство учащихся с шедеврами русской пейзажной лирики.
Урок, рассчитанный на два часа, является обобщающим, подводящим в своеобразной форме итоги знакомства пятиклассников с творчеством великих мастеров слова: А.Плещеева, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина, А.Майкова; развивает способность лёгкого ассоциирования, первичного анализа поэтического произведения, углубляет знания по теоретическому материалу, развитию творческих способностей, умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Работа на уроке ведётся в группах.
На первом этапе подготовки к заключительному уроку по данной теме ребятам было предложено самим определить, какого поэта они будут представлять на «заседании клуба» и объединиться в группы по интересам. Каждый участник группы выполняет в процессе подготовки к уроку определённый вид работы. Распределение обязанностей может быть таким:
1. «литературовед» «библиограф» - исследователь творчества поэта; подготовка небольшого сообщения о творчестве поэта.
4. «теоретик» - анализирует стихотворение, раскрывает художественные средства выразительности, объясняет их место в контексте, выделяет ключевые слова, строит «смысловую пирамиду».
5. «поэт» - сочиняет стихотворение или ярко и образно
передаёт прозой понравившееся произведение.
6. «музыкальный оформитель» - подбирает музыку.
Итогом подготовки группы к уроку может стать книга
(газета, альманах), посвященная творчеству выбранного поэта, которое будет включать в себя все виды работ ребят (кроссворды, рисунки, анализ стихотворения и т.д.).
Урок можно провести в форме соревнования между командами. В этом случае на «заседание» желательно пригласить компетентное жюри, состоящее из учителей изобразительного искусства, музыки; подготовить призы.
Тема: Картины родной природы в творчестве А.Фета, Ф.Тютчева, А.Плещеева, С.Есенина, А.Майкова.
Цель: Продолжить знакомить учащихся с творчеством поэтов, суммировать знания по теории литературы, учить определять особенности поэтического произведения, анализировать стихотворение, высказывать своё суждение о значимости поэзии; развивать творческие способности, коммуникативные навыки учащихся; прививать любовь к поэзии, красоте природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Клуб знатоков поэзии»
Урок «Клуб знатоков поэзии» в 5 кл.
Курс литературы 5 класса предусматривает знакомство учащихся с шедеврами русской пейзажной лирики.
Урок, рассчитанный на два часа, является обобщающим, подводящим в своеобразной форме итоги знакомства пятиклассников с творчеством великих мастеров слова: А.Плещеева, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина, А.Майкова; развивает способность лёгкого ассоциирования, первичного анализа поэтического произведения, углубляет знания по теоретическому материалу, развитию творческих способностей, умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Работа на уроке ведётся в группах.
На первом этапе подготовки к заключительному уроку по данной теме ребятам было предложено самим определить, какого поэта они будут представлять на «заседании клуба» и объединиться в группы по интересам. Каждый участник группы выполняет в процессе подготовки к уроку определённый вид работы. Распределение обязанностей может быть таким:
«литературовед» «библиограф» - исследователь творчества поэта; подготовка небольшого сообщения о творчестве поэта.
«артист» -выразительное чтение стихотворения, умение передать настроение произведения, чувства автора.
«теоретик» - анализирует стихотворение, раскрывает художественные средства выразительности, объясняет их место в контексте, выделяет ключевые слова, строит «смысловую пирамиду».
«поэт» - сочиняет стихотворение или ярко и образно передаёт прозой понравившееся произведение.
«музыкальный оформитель» - подбирает музыку.
Итогом подготовки группы к уроку может стать книга
(газета, альманах), посвященная творчеству выбранного поэта, которое будет включать в себя все виды работ ребят (кроссворды, рисунки, анализ стихотворения и т.д.).
Урок можно провести в форме соревнования между командами. В этом случае на «заседание» желательно пригласить компетентное жюри, состоящее из учителей изобразительного искусства, музыки; подготовить призы.
Тема:Картины родной природы в творчестве А.Фета, Ф.Тютчева, А.Плещеева, С.Есенина, А.Майкова.
Цель: Продолжить знакомить учащихся с творчеством поэтов, суммировать знания по теории литературы, учить определять особенности поэтического произведения, анализировать стихотворение, высказывать своё суждение о значимости поэзии; развивать творческие способности, коммуникативные навыки учащихся; прививать любовь к поэзии, красоте природы.
Оборудование: Портреты поэтов, карточки с заданиями, творческие мини-проекты учащихся.
Эпиграф:
Живопись -это поэзия, которую видят, поэзия - это живопись, которую слышат. (Леонардо да Винчи).
Поэзия - это утверждение себя во Вселенной. (Ч. Айтматов)
Ход урока:
Сообщение темы и цели урока.
II. Мотивация деятельности. Создание эмоционального настроя. Слово учителя: Поэзия - голос сердца, зеркало души. Человек не может жить без поэзии, без общения с прекрасным. В поэтических строчках можно рассказать о многом: о силе дружбы, о любви, о красоте родной природы. Все мы знаем, как нелегко бывает выучить и прочитать наизусть стихотворение. А вот осмыслить строки поэзии, понять, что хочет сказать, чем поделиться в своих стихах поэт намного труднее, так как поэтическая речь, поэтические образы не сразу открываются перед нами. Я надеюсь, что наше «заседание» поможет разобраться во всех сложностях поэтического искусства, приобщиться к искусству слова, к искусству творить.
III.Теоретическая часть . Беседа.
1. Что отличает поэзию от прозы? Прежде, чем ответить на этот вопрос, передайте стихотворение А. Майкова «Ласточки» прозой.
2. Дайте определения терминам: рифма, ритм, звукопись.
3. Произнесите слово «лирика». Что вам слышится в его звучании? Дайте определение этому понятию. Почему стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимою...» можно назвать лирическим?
4.Докажите, что в стихотворении Ф.Тютчева «Чародейкою зимою...» о явлениях природы говорится как о живых существах. Найдите примеры олицетворений.
5.Как олицетворения помогают понять отношение автора к изображаемой картине природы?
6.Найдите ключевое слово, которое является главным в превращении леса в живое существо.
7. Прочитайте стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной …». Представьте, что вы художник. Ваша задача -изобразить с помощью красок тот пейзаж, который описан словами. Что вы изобразите на картине? Какие тона выберете?
8. Прочитайте ещё раз стихотворение. Какие звуки настойчиво повторяются в тексте? Найдите ассонанс в стихотворении. Как красиво звучат слова: «хрустальный», «лучезарные вечера…». Как переливаются звуки [л] и [ р]. Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы передать прелесть главной мелодии стиха, светлое, ясное настроение .
IV. Практическая часть. Сравнительный анализ стихотворений
А. Фета «Печальная берёза» и С. Есенина «Белая береза».
Творческие задания для групп:
I группа- составьте «смысловую пирамиду» к стихотворению
С. Есенина.
II группа- составьте «смысловую пирамиду» к стихотворению
А. Фета.
III группа- опишите березу С. Есенина прозой.
IV группа- опишите березу А. Фета прозой.
Подумайте над вопросами:
1. Какие краски, звуки, картины возникают в вашем воображении при чтении стихотворения С.Есенина? А.Фета?
2.Определите общие черты в этих двух произведениях (время года, русский зимний пейзаж, скрытое присутствие человека, главная героиня - берёза).
3. Отметьте различия в произведениях (средства художественной выразительности, настроение, лексические средства языка, смысл).
Примерные ответы ребят:
I группа- А. Фет II группа-С. Есенин
берёза берёза
печальная траурная белая серебристая
люблю грущу жаль принакрылась распустилась горит
недолговечность прекрасного в природе красота не умирает
III группа – Русская красавица предстаёт перед нами в праздничном белом наряде. Она так и сияет на солнце снежными кружевами. И красота её кажется вечной, завораживающей.
IV группа - Грустит русская красавица. Не радует её роскошный белый наряд. Не обращает она внимания и на птичек, которые прилетают пообщаться с ней. Отчего же она грустит? А может она задумалась над тем, что на земле нет ничего вечного и её красота рано или поздно увянет.
2. Слово учителя: Две берёзы - фетовская и есенинская - и похожи, и непохожи одновременно. Какая из них вам ближе, почему? Составьте сравнительную характеристику двух берез, используя вашу работу в группах.
Пример мини-сочинения ученицы 5 класса:
Две берёзы.
На первый взгляд кажется, что стихотворения очень похожи: изображен зимний пейзаж, главная героиня - прекрасная берёза. Только стихотворение С. Есенина наполнено радостью, восторгом, чудесным восприятием мира. Красота, по мнения поэта, не исчезает и не умирает. Об этом говорят последние строки: «А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.» «Новое серебро» - новая красота, долговечность прекрасного в мире. Стихотворение А.Фета тоже наполнено красотой, любовью к природе, но несёт в себе настроение грусти, печали, сожаления. Это настроение читается и в строчках: «И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей», и в описании берёзы, где грустное настроение подчёркивается использованием антонимов: «И радостен для взгляда Весь траурный наряд». Мне ближе стихотворение С.Есенина, так как поднимает настроение, а берёза радует своими белыми чистыми красками.
V. Презентация подготовленных работ, защита творческих
мини-проектов по группам.
I группа- творчество А.Плещеева, «Весна».
II группа- творчество Ф.Тютчева, «Зима недаром злится…»,
«Весенние воды».
III группа- творчество А.Фета, «Чудная картина», «Весенний дождь».
IV группа- творчество А.Майкова, «Ласточки».
Проводится комментарий учащихся и учителя по содержанию каждой презентации.
VI.Итоги урока. Рефлексия.
1.Что нужно знать и уметь, чтобы писать стихи?
2. На уроке мне было интересно (неинтересно), потому что……..
3. Мне было легко (трудно) на уроке, так как……………………...