kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КККотёнок Толстой

Нажмите, чтобы узнать подробности

ррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КККотёнок Толстой»

Технологическая карта урока

ФИО студента:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема: Л. Н. Толстой «Котёнок»

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о рассказе /стихотворении Л. Н. Толстого «Котёнок» .

Задачи урока:

дидактические: познакомить обучающихся с содержанием рассказа/стихотворения Л. Н. Толстого «Котёнок» ;научить анализировать рассказ/стихотворение ; организовать применение полученных знаний, характеризуя рассказ/стихотворение .

коррекционно-развивающие: развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения материала; аккуратность; умения работать в группах/парах; навыки монологической и диалогической речи у обучающихся по АООП НОО (вариант 7.1)

воспитательные: воспитывать потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы.

Характеристика этапов урока

Цель этапа, время


Методы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся


Форма организации учебной

деятельности

(Ф - фронтальная,

И - индивидуальная,

П- парная,

Г -групповая)


Дидактические

материалы, оборудование

Методы и

формы контроля

Формируемые УУД

Предметные

Метапредметные

(П- познавательные, Р -

регулятивные,

К - коммуника- тивные)

Личностные

1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Настроить учащихся на активную и продуктивную деятельность на уроке (1 мин.)

Метод: словесный (беседа).

Приём: анализ пословицы.

Метод словесный (объяснение).

Приём: инструкция.

Метод: наглядный (демонстрация)

Приём: рабочий лист.

Приветствует обучающихся.

Создаёт эмоциональный настрой на урок через стихотворение-приветствие.

Обращает внимание обучающихся на рабочий лист (в нём представлены задания, каждое из которых оценивается по 5-тибалльной шкале), объясняет инструкцию по его заполнению.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебную деятельность.

Слушают учителя и анализируют «рабочий лист».

Ф

Рабочие листы.

-

-

К:

1)общение:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Духовно-нравственное:




Ценности научного познания:

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализировать опорные знания необходимые для «открытия нового знания» с фиксацией индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

(2 мин.)

Метод: практический(упражнение).

Приёмы: выполнение заданий, показ образца, проверь по ключу, оценивание, самостоятельная работа.

Метод: словесный (объяснение)

Приёмы: инструктаж, выполним правильно.

Метод: словесный (беседа).

Приём: организация обсуждения.

- На прошлых уроках мы с вами читали произведения…

- Чтобы проверить, как вы усвоили материл выполним задание №1.


Соотнести иллюстрацию к произведению и название/соотнести строки произведения/стихотворения с названием


- Подумайте, что надо сделать?

- К доске пойдут 2 ученика. Повторим правила работы у смарт-доски.

Инструктаж:

- Выполняем карандашом по линейке, соотнося… .

- Сначала посмотрим, как один ученик у доски выполнит образец.

Выполнение:

- Ребята у доски работают по очереди, остальные самостоятельно в рабочих листах.

- Поднимите зелёную сигнальную карточку, кому понятно, как выполнять задание.

- Приступайте.

Вспомните, как надо правильно сидеть, держать осанку? (это мы с вами изучали на уроках окружающего мира). В листах работаем аккуратно.

Взаимопроверка:

- Обменяйтесь рабочими листами, на РАЗ подняли, на ДВА поменялись. Проведём взаимопроверку. Внимание на доску (ключ)

Само/взаимооценка:

- Ребята у доски правильно выполнили задание. Что мы им скажем?

- Вы можете присаживаться на своё место и оценить проделанную деятельность в рабочем листе.

- Поднимите руку, кто выполнил без ошибок? А у кого ошибки? (почему можно ошибиться?)

-Поменяйтесь листами, оцените проделанную деятельность.

-Двигаемся дальше.

- Посмотрите ещё раз на иллюстрацию/прочитайте ещё раз строки из стихотворения и скажите, из какого они произведения .

Выполняют индивидуальное задание в рабочих листах, вспоминая пройденный материал. Проводят взаимопроверку работы на этапе.

Участвуют в обсуждении допущенных ошибок и их коррекции.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

Ф, И

SMART-доска,

презентация в Power Point, рабочие листы, сигнальные карточки.

Взаимопроверка, само/взаимооценка,

П:

1) базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.

К:

1)общение:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Р:

1)самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

2)самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Ценности научного познания:


3. Этап выявления места и причины затруднения

Определить места и причины затруднения в пробном учебном действии учащихся, содействовать формулировка обучающимися проблемы, цели и задач урока.

(1 мин.)

Метод: словесный (беседа).

Приём: проблемный вопрос.

Метод: практический (упражнение).

Приёмы:

целеполагание, постановка задач.


- Что я вас сейчас попросила сделать?

- Почему возникло затруднение? (ещё не изучали)

- Тогда, какая будет тема нашего урока?

- Даём полные ответы!

Тема: «Л. Н. Толстой «Котёнок»

- Какую поставим цель?

Цель: познакомиться с рассказом/стихотворением.

- Поднимите руку, кому понятна цель урока?

- Чтобы достигнуть поставленной цели, нам необходимо определить задачи урока. Используйте слова-помощники (узнать, научиться/составить, применить знания), представленные на доске.

Задачи:

  1. 1.Узнать содержание рассказа/стихотворения Л. Н. Толстого «Котёнок»..

2.Научиться анализировать рассказ/стихотворение Л. Н. Толстого Котёнок.

3.Применить полученные знания, характеризуя рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок»

- Кого мы можем выделить и похвалить за активную работу?

Анализируют возникновение затруднения. Формулируют тему и цель урока.

Определяют задачи урока.

Ф

SMART-доска,

презентация в Power Point, рабочие листы.

Взаимооценка, словесная оценка.

П:

1) базовые логические действия:

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи.

2)базовые исследовательские действия:

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.

К:

1)общение:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.


Ценности научного познания:

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Построить проект выхода из затруднения в пробном учебном действии обучающихся (1 мин.)

Метод: практический(упражнение).

Приём: планирование урока.


Помогает обучающимся в составлении плана урока на доске по наводящим вопросам (что надо определить сначала? что прослушаем потом? и тд.):

1.Определить значение незнакомых слов и фраз в рассказе/стихотворении.

2. Прослушать рассказ/стихотворение …

3. Прочитать рассказ/стихотворение по частям.

4. Проанализировать рассказ/стихотворение

Совместно с учителем составляют план урока.

Ф

SMART-доска,

презентация в Power Point, рабочие листы.

-

П:

1)работа с информацией:

самостоятельно создавать таблицы для представления информации.

Ценности научного познания:

5. Этап реализации построенного проекта

Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия устраняющего причину выявленного затруднения (4 мин.)

Метод: практический(упражнение).

Приёмы: выполнение заданий, показ образца, проверь по ключу, оценивание, работа в парах, работа с учебником.

Метод: словесный (объяснение)

Приёмы: инструктаж, выполним правильно.

Метод: словесный (беседа).

Приём: отвечаем на вопросы.

Метод: наглядный (демонстрация).

Приём: использование наглядности.

- Сейчас я предлагаю вам решить первый пункт плана, что будем делать? (определять…).

- Перед тем как приступить к знакомству с рассказом, нужно определить значение слов и фраз, которые могут вызывать затруднение. Для этого вам нужно выполнить задание № 1.

-Что надо сделать? (соединить слово/фразу с их значением)

Инструктаж

-Выполняем карандашом с линейкой, соединяя слова/фразы с их значениями.

Выполнение

- Работаете самостоятельно.

- Покажите зелёную сигнальную карточку, кому понятно выполнение задания.

- Приступайте. Сверьтесь с ключом на экране. Кто выполнил без ошибок? А у кого ошибки?

- Оцените проделанную деятельность.

- С каким пунктом плана предстоит справиться?

- Откройте учебник на стр. 117. Помните, что они для нас очень важны, поэтому работаем мы с ними бережно и аккуратно. Сейчас я предлагаю вам прослушать рассказ «Котёнок», следя за текстом глазами в учебнике. Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

- Какие есть герои в рассказе? О чём этот рассказ? (ещё раз на вопрос ответит …) Понравился ли вам рассказ? Почему?

- Отлично, молодцы!

- Кто активно работал на данном этапе? Кого мы можем выделить и похвалить за активную работу?

- С какой задачей справились? (узнали…)

- С какой предстоит справиться? (научиться …)

- Как вы думаете на сколько частей можно разделить рассказ?

- …, прочитай первую часть рассказа. Как дети отнеслись к пропаже кошки? (переживали) Из каких слов видно, что дети переживали за кошку? Зачитайте из текста.

- …, прочитай вторую часть рассказа. Какого котёнка ребята выбрали себе? Зачитайте из текста. А что произошло с другими котятами?

- …, прочитай третью часть рассказа. Куда ребята взяли с собой котёнка? Зачитайте из текста. Что делал котёнок на дороге?

- …, прочитай четвёртую часть рассказа. Что увидели ребята, после того как услышали, что кто – то громко закричал? Как повела себя Катя? Ответим словами из текста. Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? Что вы можете сказать о Васе? Какой он?

- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание №2.

- Что надо сделать в задании? (отметить знаком «+», какие черты характера проявились в поступке Васи)

Инструктаж:

-Выполняем ручкой.

Один ученик выйдет и покажет образец выполнения по документ-камерой.

- Ученик у документ-камеры верно/неверно выполнил образец, что мы ему скажем?

Выполнение:

- Работать будете в парах. Повторим правила работы в парах.

- Покажите зелёную сигнальную карточку, кому понятно выполнение задания.

- Приступайте.

- Одна пара покажет выполненное задание под документ-камерой, остальные проверяют.

- Поднимите руку, кто выполнил без ошибок? А у кого ошибки?

- Оцените проделанную деятельность в рабочем листе.

(учитель организует физическую минутку)

- С какой задачей справились?

- И сейчас вам предстоит применить знания…

Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником.

Объединяются в пары для выполнения задания.

Проводят самооценку/ взаимооценку работы на этапе.

Выполняют физическую минутку.

Участвуют в планировании урока.


Ф, П

SMART-доска,

презентация в Power Point, рабочие листы, учебник Школа России «Литературное чтение» (Л. Ф. Климанов, В. Г. Горецкий., М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина) 3 класс 2 часть, документ-камера, сигнальные карточки.

Самопроверка, само/взаимооценка, словесная оценка.

П:

1) базовые логические действия:

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии.

2)работа с информацией:

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К:

1)общение:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Р:

1)самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

2)самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Ценности научного познания:


Трудовое воспитание:



6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Закрепить усвоенные новые знания и способы действий на уровне применения в измененной ситуации. (2 мин.)

Метод: практический (упражнение).

Приём: работа в группах, оценивание.

Метод: словесный (беседа).

Приём: организация обсуждения.


Организует первичное закрепление изученного материала, через выполнение группового задания №3 (решают викторину по рассказу/стихотворению).

Фиксирует затруднения, выявляет ошибки и осуществляет их коррекцию.

После выполнения задания учитель задаёт вопросы:

- Как выполняли? К каким выводам пришли?

Организует работу по оцениванию проделанной деятельности.

Анализируют и выполняют задание в группах на проверку понимания изученного материала по теме.

Участвуют в обсуждении допущенных ошибок и их коррекции.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают проделанную деятельность (самооценка).

Ф, Г

SMART-доска,

презентация в Power Point, рабочие листы, карточки с ситуациями, сигнальные карточки.

Само/взаимооценка, словесная оценка.

П:

1)базовые логические действия:

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

2)базовые исследовательские действия: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.

К:

1)общение:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

2)совместная деятельность:

ответственно выполнять свою часть работы.

Р:

1)самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

2)самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Ценности научного познания:


Духовно – нравственное:

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организовать самостоятельное выполнение задания на новый способ действий с самопроверкой по эталону (1 мин.)

Метод: практический (упражнение).

Приём: самостоятельная работа, оценивание, проверь по эталону.

Метод: словесный (беседа).

Приём: организация обсуждения.


Организует самостоятельную работу обучающихся по выполнению задания № 4 в рабочем листе (письменно ответить на вопросы 2 и 3 из учебника на стр. 31)/либо тест.

Организует самопроверку при помощи эталона на доске.

Фиксирует затруднения, выявляет ошибки и осуществляет их коррекцию.

Организует работу по оцениванию проделанной деятельности.

Анализируют и выполняют задание самостоятельно. Проводят самопроверку по эталону.

Участвуют в обсуждении допущенных ошибок и их коррекции.

Оценивают проделанную деятельность (самооценка).

И, Ф

SMART-доска,

презентация в Power Point, рабочие листы, сигнальные карточки.

Самопроверка, самооценка, словесная оценка.

Ценности научного познания:

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Включить новое знание в систему знаний, повторения и закрепления изученного (2 мин.)

Метод: практический (упражнение).

Приём: «6 шляп мышления» Э. Де Боно., работа в группах, оценивание.

Метод: словесный (беседа).

Приём: отвечаем на вопросы.



Организует групповую работу с целью включения в систему знаний и повторения, используя приём «6 шляп мышления» Эдварда Де Боно (каждая группа получает цветную шляпу, предполагающую собой вопрос, связанный с рассказом/стихотворением, на которой группам предстоит ответить).

Перед выполнением задания учитель задаёт вопрос:

- Для чего будем выполнять? Где пригодятся полученные знания?

Организует работу по оцениванию проделанной деятельности.

Анализируют и выполняют задание в группах, с целью обобщения изученного материала. Отвечают на вопросы учителя.

Проводят самопроверку по эталону.

Оценивают проделанную деятельность (самооценка).

Г, Ф

SMART-доска,

презентация в Power Point, рабочие листы, цветные шляпы с вопросами, сигнальные карточки.

Само/взаимооценка, словесаня оценка.


П:

1) базовые логические действия:

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии.

К:

1)общение:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

2)совместная деятельность:

ответственно выполнять свою часть работы.

Р:

1)самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

2)самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Ценности научного познания:


Духовно – нравственное:

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Подвести итог урока; организовать рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. (1 мин.)

Метод: словесный (беседа)

Приёмы: подведем итоги, объяснение д/з, инструктаж д/з.

Метод: практический (упражнение).

Приёмы: построение таблицы, рефлексия сигнальные карточки, оценивание.

Возвращается к плану урока.

Подводит итоги деятельности, беседуя с учащимися.

Организует работу по самостоятельному оцениванию работы, с помощью рабочего листа.

Организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке на основе сигнальных карточек.

Знакомит обучающихся с домашним заданием (…).

Прощается с обучающимися.

Анализируют выполненный план

Анализируют оценки в рабочем листе.

Подводят итоги деятельности, беседуя с учителем. Участвуют в рефлексии на основе сигнальных карточек.

Знакомятся с домашним заданием.

Прощаются с учителем.

Ф

SMART-доска,

презентация в Power Point, рабочие листы, сигнальные карточки.

Само/взаимооценка, словесная оценка, отметка.

-

П:

1)работа с информацией:

самостоятельно создавать таблицы для представления информации.

К:

1)общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Р:

2)самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Ценности научного познания:

Прослушивание басни «Мартышка и Очки» в аудиозаписи

—  Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку. (Предположения детей.)

—  Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. (Вертит Очками так и сяк: / То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, / То их понюхает, то их полижет.)

—  Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются.)

- Как нужно читать эту басню? Почему?

(Начало – медленно, как сказку.

Место, где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая.

Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием.

Мораль – поучительно, медленно)

Чтение басни детьми (читают про себя, помечают карандашом непонятные для них слова, объяснение лексического значения слов)

Выразительное чтение басни.

6 Анализ басни

 

—  Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

—  Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.)

—  В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть.)

—  Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. (Дети читают мораль басни и объясняют ее, как понимают.)

—  Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? (Да, можно догадаться, что высмеивается человек-невежда!)

—  Чем различаются слова «невежда» и «невежа»? (Невежа — грубый, невоспитанный человек. Невежда — необразованный, малосведущий, безграмотный человек.)

1 Работа в парах

Выберите нравственные  качества человека,

которые высмеивает  И.А. Крылов в басне «Мартышка и очки» (подчеркни)

 

самоуверенность                ложь                            лень

неблагодарность                жадность                 глупость

скупость                                 эгоизм                        невежество

зазнайство                            хвастовство                назойливость   



Первичное чтение учителем под аудио запись.

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Какие моменты показались вам особенно волнительными? (Или один момент)


-Вы уже познакомились немного с текстом, теперь почитаем вслух.

– Что происходит с погодой в этот зимний вечер?




– С кем или с чем автор сопоставляет бурю? 

- Сейчас я предлагаю выполнить задание 1 в рабочих листах. (подчеркните сравнения, которые использует автор)



– Поэт прибегает к очень интересному приёму в литературе - олицетворению т. е. он     говорит о буре, как живом существе.

- Прочитайте задание 2 в рабочих листах.

- Что вам нужно выполнить в этом задании?



- На сколько частей мы можем разделить стихотворение?

(описание природы, описание места действия, описание разговора с няней)

– Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения и распределите иллюстрации.





Прочитайте каждую часть стихотворения.

— Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:

(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;

(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;

(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.




– Когда поэт описывает лачугу, меняется ли настроение? Почему?  Прочтите вслух.
– Переходит ли это настроение и на следующие строки о няне? Докажите. Какими словами он говорит об этом?
– А ведь к этому чувству уныния добавляется ещё чувства. Какие? (Чувства к няне: любовь, доброта, ласка, уважение).
– И теперь я повторяю вопрос, почему Пушкин и начинает с описания бури, и заканчивает описанием бури?  

– О какой буре идёт речь?
– О буре, которая у него внутри!

Чтение стихотворения вместе с звукозаписью.

С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

- Кто автор стихотворения?

- Кому посвящено данное стихотворение?

- Кому было интересно на уроке? Что особенно понравилось?


Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.С. Пушкина, но прежде, чем мы узнаем, с каким произведением поэта познакомимся на уроке, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. Автор его композитор Вивальди. У него есть музыка о временах года. Послушайте и попробуйте определить, о каком времени года идет речь.

-Итак, выскажите свои мнения. Почему вы так думаете?

А вот как изобразил зиму известный художник Николай Крымов. Его картина называется «Зимний вечер»

Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?Какие изобразительные средства использует художник?

Вывод: Передать настроение можно не только словами, но и красками, и музыкой.

— Откройте учебник и прочтите тему урока. (А. С. Пушкин «Зимний вечер».)

Как вы думаете, о ком или о чём будет стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»?

Проверить правильность ваших предположений мы сможем, только прочитав и проанализировав данное произведение.

– Перед нами новое произведение А.С. Пушкина. Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке?

Научиться анализировать стихотворение
Научиться его выразительно читать
IV. Введение детей в литературно-исторический контекст.

Это уже не первое произведение А.С.Пушкина, с которым мы знакомимся на уроках. А что мы знаем о жизни этого поэта?

Перед вами лежит текст,прочитайте его с карандашом в руках и подчеркните ту информацию, которая для вас ранее была незнакома. Поделитесь этой информацией со своим соседом по парте.

— Александр Пушкин родился 26 мая 1799 году и прожил всего 37 лет. Пушкин свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первое свое стихотворение он написал в 6 лет на французскомязыке. Французский язык считался вторым родным для Пушкина. У Пушкина во время учебы в лицее была кличка «француз».. Кроме фехтования, российской и французской словесности, в которых он был отличником, с другими предметами у него как-то не сложилось..В рейтинге успеваемости А. Пушкин занимал 28 место из 30 возможных.Годы обучения в лицее для Пушкина были временем становления духа и прекрасной юности.

Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не нравилось, и он решил наказать поэта..В 1825 году А.С. Пушкин был отправлен в очередную ссылку в село Михайловское.. Там он оказался совсем один, и только няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. В Михайловском он создал более 100 произведений, многие из которых написаны темными вечерами при свете лучины.Пушкину было очень грустно одному вдали от друзей. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить.. В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, и также, как в детстве, любил слушать ее рассказы, песни и сказки.

Надеюсь, вы узнали что-то новое для себя из жизни и творчества Пушкина.

А вы когда-нибудь присутствовали при рождении стихотворения?

-Давайте представим, что мы сейчас находимся в домике Пушкина, в селе Михайловском, где он читает няне своё новое произведение.

Сядьте поудобнее, закройте глаза.

V . Первичное чтение стихотворения.

1. Чтение стихотворения учителем.

Учитель наизусть читает стихотворение.Под звуки вьюги

2.Проверка первичного восприятия стихотворения.

Что вы себе представили, слушая это стихотворение?
Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
V I. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.

– Не спеша, прочитайте стихотворение. Подчеркните карандашом слова и выражения, значения которых вам не понятны.

VII.Словарно — лексическая работа.

Работа в парах, Где можно найти значение непонятных слов?(работа с толковым словарем)

Веретено — ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет — покрывает.
Лачужка — небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля — старая разрушающаяся крыша.

Б) В тексте этого произведения встречаются названия природных явлений. Как вы понимаете их значение?Самостоятельная работа.

Буря-ненастье с сильным разрушающим ветром.
Мгла — это сырой, холодный туман, непрозрачный воздух от тьмы, сумерек.

Вихрь – порывистое, круговое движение ветра.

Возьмите лист самооценки и оцените, как вы справились с этим заданием.
Самопроверка (на доске)

Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому словарю).
Подберите синоним к слову Буря-, к слову лачужка- Вывод : Значения слов можно узнать и в словаре синонимов




IX. Анализ лирического стихотворения.

– Давайте еще раз прочитаем текст и поразмыслим над его содержанием.

Автор делит своё произведение на части?

а) Работа над первой строфой.

Чтение учеником вслух.

— Какое явление природы описывает автор? (Бурю.)

— Какими словами автор создает образ бушующей бури? (Мглою небо кроет, крутит снежные вихри, завоет, заплачет, соломой зашумит, в окошко застучит.)

-Какой прием использует автор при описании бури? (Сравнение и олицетворение) — А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.

(Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;

С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;

С путником: «То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит».)

— Как вы думаете, зачем автор сравнивает природное явление с людьми, с животными, то есть с живыми существами?

(Чтобы читатель мог лучше представить картину ненастного зимнего вечера.)

— Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:

(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;

(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;

(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.

— Какая погода описывается в начале стихотворения? (Ненастная)

— Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя.Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)

— Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (Природа тоже, как живое

существо, сочувствует героям произведения)

— Какие чувства лирического героя нужно передать при чтении? (Тоска, одиночество, тревога).

— Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.

Чтение первой строфы вслух.

б) Чтение второй строфы.

— Прочитайте вторую строфу.

Сохранился ли предмет описания? Какой основной мотив этой строфы?

— О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне)

— Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. («Моя старушка», «Мой друг»)

-Какое настроение у автора? (Грустное)

-Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).

— В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.

– Как поэт относится к няне? (С любовью и нежностью).(Лирический герой обращается к старушке, няне Арине Родионовне, оно проникнуто печалью. Рассказчика беспокоит, почему же «приумолкла старушка». Он относится к ней ласково, любя, тревожится о ней.)

— Как в этой строфе поэт называет няню?

— Какие чувства должны вы показать при чтении этой строфы?(Любовь , нежность

— Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /

— Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением. Какие слова выделим при чтении. Для чего мы это сделаем?

Чтение второй строфы вслух.

в) Чтение третьей строфы.

— Прочитайте третью строфу.

— Найдите слова, отражающие настроения автора. («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»)

Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.

-Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»)

-С какой просьбой он обращается к няне? ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»)

-Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? ( Чтобы поднять настроение:«Сердцу будет веселей»)

— Как лирический герой пытается изменить ситуацию? (Он пытается покончить с этим тягостным молчанием, оцепенением, дремотой, чувством одиночества и заброшенности, с настроением печали.Сначала он предлагает ей выпить для того, чтобы «сердцу было веселей», потом герой предлагает няне спеть песню, которую он явно знает с детства).

— Почему он просит спеть няню песню о синице, о девице? (Арина Родионовна олицетворяет для Пушкина народное начало, напрямую связывает его с миром фольклора). Какие слова выделим при чтении. Для чего мы это сделаем?

Чтение строфы вслух.

г) Чтение учеником четвертой строфы

-Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы)

-Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину)

-Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом.

Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые)

— Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?(Повтор).

— То есть Пушкин соединил зачем-то два отрывка из предыдущих строф. Зачем? (Повтором усиливает настроение героя от злой бури; он хочет избавить нас от печального чувства; хочет развеселить сердце.)

Обратите внимание на глаголы в начале и в конце стихотворения. В каком времени употребил их поэт и почему?

Х. Формирование умений и отработка навыков.

Обобщающая беседа.

-Для чего автор написал это стихотворение?

(-Чтобы рассказать о своих чувствах.

-Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.

-Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

XI. Выбор тона чтения стихотворения.

-Как надо читать стихотворение? (Спокойным, напевным, ритмичным окрашенным грустью и печалью, ласковое обращение к няне.Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).

XII. Чтение стихотворения учениками.

1) Выразительное чтение двух учеников.

Чьё чтение вам понравилось больше и почему?

XIII. Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?

(Да, можно)

— При помощи, каких средств композитор пишет музыку?

( Для этого он используют средства музыкальной выразительности)

— Назовите их.

( Темп, динамика, лад, мелодия, исполнитель).

— Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Прочитаем их.

Д. «Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя»

— Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужные характеристики.

ХIV.Работа в группах.

Карточка

ТЕМП (быстрый, медленный)

ДИНАМИКА (громко, тихо)

ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)

ЛАД (мажор, минор)

МЕЛОДИЯ (бодрая, спокойная, взволнованная)

— Что выбрали – прочитайте.

Дети зачитывают различные варианты ответов.

— Попробуйте тихо напеть эти строки

Дети по желанию напевают четверостишие вслух. Возьмите лист самооценки
-Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке с помощью средств музыкальной выразительности. А теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор. К этому стихотворению лицейский друг Пушкина Михаил Яковлев написал музыку. Послушайте романс «Зимний вечер» в исполнении Олега Погудина

(Звучит романс «Зимнмй вечер» в исполнении Олега Погудина.)

-Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
КККотёнок Толстой

Автор: Иванова Светлана

Дата: 18.06.2025

Номер свидетельства: 671784


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства