Художественные образы и их исторические прототипы в произведении "Война и Мир"
Художественные образы и их исторические прототипы в произведении "Война и Мир"
Изучение романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; работа по развитию речи, определение «художественного образа» и «прототипа»; составление сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона, при этом выявив преимущества русского полководца.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художественные образы и их исторические прототипы в произведении "Война и Мир" »
ТЕМА: Художественные образы и их исторические прототипы. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона.
ЦЕЛЬ: анализирование текста романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; развитие понятий «художественный образ» и «прототип»; воспитание патриотизма и чувства любви к родине.
ЗАДАЧИ: продолжить изучение романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; продолжить работу по развитию речи; составить сравнительную характеристику Кутузова и Наполеона, выявив преимущества русского полководца; продолжить выборочное чтение текста, показывая при этом, что именно в сценах военных действий показаны лучшие черты русского человека.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска; презентации учащихся о Наполеоне и Кутузове; фотографии Бородинского поля; портреты героев Отечественной войны 1812 года; план расположения русской и наполеоновской армий перед Бородинским сражением 26 августа 1812 года.
ХОД УРОКА:
Оргмомент
Вступительное слово: - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучение романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и поговорим о художественных образах и их исторических прототипах, в частности, речь пойдет о Кутузове и Наполеоне.
Откройте тетради и запишите тему урока: «Художественные образы и их исторические прототипы. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона.
3. Работа по теме урока
А) Слово учителя:
- Продолжая разговор об особенностях композиции романа, мы не можем не сказать о том, что многие герои этого произведения имеют свои прототипы.
Б) Работа со словарём:
В: Давайте вспомним, что такое художественный образ?
Художественный образ - универсальная форма отражения действительности в искусстве, и в частности, в литературе. Художественный образ условно подобен реальности, но не копирует её, а отражает в соответствии с законами художественности, то есть обобщает, типизирует. В художественном образе сочетаются конкретность и обобщение. Важным является и то, что художественный образ содержит в себе не только отражение реальности, но и авторское отношение к ней. В создании художественного образа огромную роль играет авторское воображение, фантазия.
В: А что такое прототип?
Прототип - реальный человек, чья внешность, черты характера, история жизни нашли отражение при создании писателем образа какого-либо литературного персонажа (далеко не все персонажи имеют прототипов в реальной действительности)
- Правильно.
Показывается презентация с портретами исторических
деятелей
В) Слово учителя:
- В романе Толстого выведено множество исторических лиц: это императоры (АлександрI, ФранцI и Наполеон), их адъютанты, приближённые, дипломаты, военные чины того времени - Кутузов, Багратион, Барклай де Толли, Дохтуров, Бенигсен, Растопчин, французские маршалы - Мюрат, Даву и многие другие.
Наиболее ярко на этом фоне выступают образы Кутузова и Наполеона.
На доске остаются два портрета:
Кутузов и Наполеон
Г) Беседа по содержанию:
В: Какие факты из жизни Кутузова и Наполеона мы знаем из истории?
Каким мы видим Кутузова и Наполеона? Зачитайте описание по тексту.
Кто из героев впервые упоминает имя Наполеона? По какому поводу это происходит?
Кто пишет письмо Кутузову? Зачем старый Болконский это делает?
- Даже по этим нескольким фразам мы можем понять, что Наполеон - это человек, к фигуре которого многие относились неоднозначно. Он покорил многие государства и пришёл к этому могуществу, возможно, не совсем честным путём. Он достаточно самонадеян и полон решимости покорить и Россию. Но такие мысли живут в его голове, пока он не вступил на русскую землю.
А Кутузов – это старый солдат, верный слуга своей Отчизны, в тяжелый для неё час находящийся на передовой.
- При внимательном чтении одного и другого описания внешности мы невольно симпатизируем Кутузову. Он был несколько толстоват, заметна была усталость. Мундир был не такой уж парадный и яркий, но это лишний раз доказывает нам, что слишком ухоженный, одетый в яркий мундир, пахнущий одеколоном, Наполеон не вызывает у нас положительных эмоций, потому что он слишком хорош. Он позирует перед окружающими, играет свою, только ему известную роль.
В: А какими мы видим Кутузова и Наполеона накануне решающего сражения и в момент его?
- Наполеон отдает массу приказов, казалось бы, очень разумных, но таких, которые не могли быть исполнены, так как ситуация очень быстро меняется, и приказ уже не имеет смысла. Войска приходят с поля боя расстроенными толпами – зачитать:
Наполеон испытывал тяжелое чувство. Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, он сам был тот же, он знал это, но странный размах руки падал бессильно.
- Кутузов же больше следит за духом войска, он отдает только те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость солдат.
Нельзя предугадать, что будет делать неприятель, поэтому искусства полководца, по мнению автора, не существует. Кутузов только соглашался или не соглашался с тем, что ему предлагали, не делал никаких распоряжений. Он понимает, что сражение - это не шахматная игра, гдеможно просчитать ходы, его заботит другое:зачитать - « выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что-то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти".
Д) Составление таблицы – кластера:
- Хорошо. Давайте обобщим всё сказанное и составим сравнительную таблицу-кластер, в которой будут указаны преимущества и недостатки этих героев. Посмотрите на доску.
На доске показывается схема
- В словах для справок приводятся некоторые характеристики. Вы должны распределить их по назначению, по ходу работы можно добавить и что-то своё, что не указано здесь.
Слова для справок: настоящий патриот, самодовольный, тщеславный, уважает простых солдат, не стыдится своих чувств, маниакальное желание владеть всем миром, самолюбование, спокойный и уверенный, равнодушный к судьбам окружающих, дедушка, опытный полководец, sire (ваше величество).
- Наполеон изображён Толстым как актер, позёр, если вспомнить сцену, когда ему преподносят картину, изображающую сына: «Он сделал взгляд задумчивой нежности». И как игрок, когда, вернувшись после поездки по линии, говорит: "Шахматы расставлены, игра начнется завтра". Наполеон, которым так восхищались многие, лишён величия. Это самовлюбленный, лицемерный, фальшивый человек, равнодушный к судьбам окружающих. Война для него - игра, а люди - пешки. "Ничтожнейшим орудием истории", "человеком с помраченной совестью" называет его Толстой.
Кутузов же, напротив, естественен. Вспомните сцену, когда он своей старческой походкой идет поклониться иконе Смоленской Божьей Матери, он грузно опускается перед ней на колени. Мы видим проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа войска. Кутузов жалеет каждого солдата, называет их ласково – «ребятушки».
Ребята, Эльдар подготовил презентацию о Кутузове и Наполеоне, давайте её посмотрим.
Презентация Сайфутдинова о Кутузове и Наполеоне
Ребята, я просила вас подобрать к сегодняшнему уроку высказывания известных людей о долге, о чести, о Родине, о человеке.
В: Встретились ли вам такие слова, которые могли бы охарактеризовать Кутузова и Наполеона? Почему вы выбрали именно эти слова?
В: Так в чём же смысл противопоставления Кутузова и Наполеона? (Даже сам Л.Н.Толстой сказал, что нет величия там, где простоты, добра и правды)
Е) Слово учителя
-А сейчас хотелось бы обратиться к страницам романа, на которых показаны картины Отечественной войны 1812 года, к Бородинской битве, которая явила собой переломный момент во всей многолетней борьбе с французской армией.
В: Что мы узнаём по тексту об этом сражении?
Как Толстой рисует картину боя?
Что поставлено на карту с одной и другой стороны?
Почему побеждает русская армия?
Каков толстовский принцип изображения войны?
- Автор показал войну в крови, в слезах, в муках, т.е. без прикрас. В главе 39 упоминается: «Несколько тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью». Толстой отрицает войну завоевательную, но оправдывает войну освободительную. Конечно, мы понимаем, что победа, одержанная русской армией в Бородинском сражении, особенная.
В: Что это за победа и как её определяет Толстой?
Подтверждая эти слова, давайте посмотрим ещё одну презентацию о Бородино.
На доске – презентация
- Таким было сражение. Для тысяч солдат это было последнее сражение. Но победа, стоившая им жизни, составила лучшие страницы российского государства.
Сейчас на месте этих событий музей под открытым небом, по всей панораме поля расставлены памятные камни или стелы с указанием, чем знаменательно это место. Здесь много скульптур героев войны 1812 года.
А вот так покидали французы Россию, замёрзшие, голодные, жалкие и совершенно не желающие уже кого-то покорять.
- Хорошо. А теперь, чтобы подвести некоторый итог, вам предлагается составить синквейн по словам вашего задания: прототип, Кутузов, Наполеон и война.
Хочу напомнить вам схему синквейна.
На доске показана схема
- Проверим, что у вас получилось.
А закончить урок хотелось бы словами стихотворения Сергея Васильева:
Бородино! Тверда твоя земля!
Одно твоё торжественное имя
Выводит павших из небытия
И чудодейно властвует живыми!
5.Рефлексия
-Ребята, посмотрите на доску. Перед вами два синквейна о нашем уроке. Прочитайте их и скажите, какой мы можем оставить на доске.