II. Актуал. знаний. Объявле ние темы урока | 2. Опрос домашнего задания. Структура Сте зе класс. Учитель задает вопрос. На прошлом уроке мы познакомились с биографией М .Ю. Лермонтова и прослушали поэму «Песня про купца Калашникова…» в исполнении актера. Что бы еще хотелось узнать об этом произведении? Дома вы должны были определить: какая сцена, на ваш взгляд, является главной? Давайте подумаем, как можно сформулировать тему нашего урока? У вас было домашнее задание: какие события в поэме можно назвать основными? Вы рисовали иллюстрации к тому эпизоду или сцене, которые произвели на вас наибольшее впечатление. У каждой группы 1 рисунок .Итак, ваше видение героев? У каждого стола будет 30 секунд. От 1 стола будет отвечать участник №3. Ваши 30 секунд (выполняет). От 2 стола участник №4 -слушаем (выполняет). От 3 стола участник №1 – пожалуйста(выполняет). От 4 стола участник №2 – ваши 30 секунд (выполняет).От 5 стола отвечает участник №1 Завершаем работу. Большое спасибо всем выступающим и всем, кто принимал участие в создании иллюстраций.
А теперь давайте посмотрим репродукции известных художников.Совпадают ли наши представления с видением живописцев? Отвечать будут участники №3 с каждого стола.
| Быть внимательными. Работать по алгоритму. Работать в парах. Отвечают дети.
Дети формулируют тему урока. | Структура Сте зе класс. | Закрепление имеющихся знаний по теме. Развитие самостоятельности мышления, коммуникативных навыков, индивидуального сознания через организацию взаимодействия. |
III. Изучение
нового мат- |
1 задание. А теперь попробуем с вами совершить путешествие в 16 век. Вы еще не знакомились с временем правления Ивана Грозного, поверхностно знаете, что такое опричнина. Мы попытаемся понять, о чем говорил в своей поэме М.Ю. Лермонтов, какие исторические реалии легли в основу произведения. У вас на столах листочки с информацией. Познакомьтесь с ней и составьте кластер ( у вас 5 мин).
Прослушивание ответов. 2 задание. Основные мотивы «Песни..». (5 мин.) * ПОДУМАЙТЕ! * ЗАПИШИТЕ! Ответы на вопросы по группам. Посмотрите на листочки, которые лежат на столах. Вы видите задания? 1. Выпишите из текста первой главы поэмы слова и словосочетания, воссоздающие портрет Кирибеевича. 2. Каким изображен Калашников во второй главе? Запишите 4-5 словосочетаний, воссоздающих облик купца. 3. Какой вам представляется картина утра перед боем? Выпишите из текста ключевые слова. Подчеркните эпитеты красным, олицетворения – синим цветом. 4. Какие жизненные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем? 5. О чем свидетельствует деталь – «медный крест со святыми мощами из Киева» на груди Степана Парамоновича? Теперь проверим, как вы выполнили задание.
3 задание. Инсценировка поединка. Трое ребят подготовили инсценировку центральной сцены поэмы : «Поединок Калашникова и Кирибеевича». Обсуждение инсценировки.(Какими предстали герои в интерпретации ребят.) |
Принять активное участие в общеклассной беседе по решению проблемы.
Активная самостоятельная работа в группах.
Активная самостоятельная работа.
Инсценировка поединка.
| Исследовательский, самостоятельный, индуктивный, словесный.
Исследовательский, самостоятельный, индуктивный, словесный.
Презентация. Проблемно- поисковый. | Выполняют задания.
Отчеты групп.
Развитие мышления, самостоятельности, индивидуального самосознания.
Высказывают мнение. |
IV. Рефлек сия | Слово учителя. - Мы восхищаемся цельными образами героев и точно схваченным характером эпохи. Поэма провозглашает вечные ценности(защита чести и достоинства ,жизнь по законам божьим) Ребята, составьте синквейн о Калашникове. У вас 2 мин. | | Частично-поисковый, самостоятельный, индуктивный | |