Цели и задачи урока: показать значение семьи в жизни каждого человека, формировать положительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семьи для становления личности, воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Оборудование: рисунки и сочинения детей по теме «семья», иллюстрации по теме урока, стенды « Храни, Господь, очаг семейный».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели и задачи урока: показать значение семьи в жизни каждого человека, формировать положительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семьи для становления личности, воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Оборудование: рисунки и сочинения детей по теме «семья», иллюстрации по теме урока, стенды « Храни, Господь, очаг семейный».
Ход урока.
1.Организация деятельности учащихся.
Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, уважаемые папы мамы!
Я и дети приветствуем всех, кто присутствует сегодня на уроке по основам православной культуры!
2.Повторениеранееизученногоматериала.
Свой урок мы начнем с повторения ранее изученного материала.
а) Терминологический диктант.
-Ответьте одним словом на заданные мной вопросы (устно)
-Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?(добро)
-Что означает слово библия? (книги)
-Какое современное слово произошло от слова Библия? ( библиотека)
-Как называется у православных обращение к Богу? (молитва)
-Что такое Христианство? (учение Христа)
-какие дары Бог дал человеку? (совесть, доброта, любовь)
б)Подведениеитогов.
-Молодцы, ребята!
3.Сообщениетемыурока.
а ) Тему сегодняшнего урока я предлагаю определить детям, посмотрев сценку- диалог Луны и звездочки.
Фея.
Давным - давно это было. Много веков назад. В ясную ночь на небе можно было увидеть одну только звездочку. Свет ее был то ярким , то тусклым .Выходит на сцену Звездочка, очень грустная и печальная)
- Заметила это Луна и спрашивает маленькую Звездочку:
-Луна. Звездочка, почему твой свет такой разный. То яркий , указывающий дорогу даже ночью. То тусклый и незаметный.
Звездочка. Свет мой становится тусклым, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!
Луна. А в какие ночи твой свет становится ярче?
Звездочка. Мой свет становится ярче тогда, когда я вижу странника в пути. Что его манит так в дорогу? Куда он спешит?
Луна. Ну что, ты открыла эту тайну? Ты узнала куда спешит странник?
Звездочка. Да, уважаемая Луна. Однажды я задала этот вопрос страннику, который долгое время был в дороге, он был очень усталым, но его глаза…
Луна. А какие были его глаза?
Звездочка. Они светились от счастья и радости. И я спросила его: « Чему ты радуешься странник?» А он ответил» Замерзая в снегу, голодая без хлеба, задыхаясь от жары, я шагаю вперед, преодолевая все препятствия, потому что дома меня ждет тепло, уют, забота и сердечная теплота моей семьи, любовь детей и внуков»
Луна. Милая звездочка ,а ты хотела бы иметь свою семью, которая помогла бы тебе стать счастливой?
Звездочка. А разве это возможно?
Фея. Луна взмахнула рукавом и в тот же миг на небе засияли множество ярких звез( выбегают девочки и мальчики)
1 ученик.
Праздника такого нет в календаре
Но для нас он важный, в жизни и судьбе.
Без него мы просто не могли бы жить.
Радоваться миру, учиться и творить.
Этот день, когда родилась наша дружная семья!
2 ученик.
Я тоже люблю, когда луна глядит в окошко.
И сказки тихо бродят по углам.
А рядом мама держит за ладошку.
И гладит мои волосы слегка.
-Ребята, какая тема нашего урока?
в) Запись темы урока в тетради учащихся.
Словарная работа.
Семья - группа живущих вместе близких родственников.
Семья- это наш дом, наша защита, опора, семья убережет от бед и невзгод.
Семья- это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, это друзья, готовые прийти на помощь.
4. Изученияновогоматериала.
1.Беседа с учащимися по вопросам.
_ У каждого человека есть свои ценности. А что вы понимаете под этим словом? ( Родина , семья, здоровье, друзья…)
-Какая из этих ценностей на ваш взгляд самая важная? (семья)
3.Чтение стихотворения подготовленным учеником «Как появилось слово семья…»
- Давайте послушаем , а как же появилось слово «семья».
Как появилось слово» семья?»
Когда- то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
«Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила «Я»,
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева коротко ответила «Я»,
« Кто пищу сготовит, о, радость моя?»
И Ева все так же ответила «Я»
« Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!»
«я», «Я»…тихо молвила Ева - «я», «я»
Сказала она знаменитых семь «я»
Вот на земле появилась семья.
4.Объяснение нового материала учителем.
-Ребята, на ваших партах лежит текст» Какую роль играет семья в вашей семье?».
Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже –Церковью. Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания.
В семье неизбежно реализуется закон, который по самому строю семейной жизни является законом и для Церкви и который зиждится на словах Христа Спасителя: « По тому узнают все, что вы мои ученики, если будите иметь любовь между собою» и на дополняющих их словах апостола Павла: « Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. То есть в основе семейных отношений - жертва одного ради другого.
Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, - это и есть малая Церковь»
- Ребята, подчеркните в тексте ответ на вопрос к тексту:
Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей?
7. Физкультминутка.
Наша дружная семья: мама, папа, брат и я. Любим спортом заниматься ,и, конечно, закаляться. Мы счастливая семья : мама, папа, брат и я!
8.Провекрка творческих работ на тему : «Какую роль семья играет в вашей жизни?»
Чтение детьми мини-сочинений (2-3 ученика)
9.Комментирование рисунков и фотографий на стенде.
5.Закреплениеизученногоматериала.
-Какие мысли и чувства родились у вас по теме нашего урока?
В конце нашего урока я хочу предложить посмотреть видеоролик песни «Гимн сем» (звучит песня)
Чтение подготовленным учеником:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте
Берегите друг друга
Обижать не давайте.
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И минуту досуга
Рядом вместе побудьте.
10.Чтение по цепочке «Заповедей семейной жизни» (вручение заповедей каждому ребенку.
-что такое заповедь? ((религиозно-нравственное предписание)