kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Хлестаков и "хлестаковщина"в курсе литературы 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Хлестаков и «хлестаковщина».

ЦЕЛИ:

1.         Повторить особенности драматических произведений; актуализировать понятие об образе (в частности, об образе-персонаже), раскрыть черты характера главного героя комедии Гоголя, формировать умение определять средства и способы создания художественного образа; познакомить с понятием «хлестаковщина»; подготовить ребят к устному сочинению.

2.         Развивать навыки устного ответа, логическое мышление, выразительность речи, расширять словарный запас ребят.

3.         Прививать ребятам уважение и интерес к творчеству писателей-классиков, воспитывать вдумчивого зрителя, читателя; формировать устойчивую нравственную позицию (распознать в себе черты Хлестакова и побудить их исправить).

СЛОВАРЬ: «хлестаковщина», гипербола, ирония

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: метод – эвристический, приемы – беседа и слово учителя; метод – творческого чтения, прием – инсценирование, метод – наглядный, приём – работа с презентацией, метод – поисковый, приём – работа в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, фотографии и иллюстрации, консультация «Драматическое произведение», отрывок из к/ф «Ревизор, 1952г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Хлестаков и "хлестаковщина"в курсе литературы 8 класса »




ТЕМА: Хлестаков и «хлестаковщина».



ЦЕЛИ:

1. Повторить особенности драматических произведений; актуализировать понятие об образе (в частности, об образе-персонаже), раскрыть черты характера главного героя комедии Гоголя, формировать умение определять средства и способы создания художественного образа; познакомить с понятием «хлестаковщина»; подготовить ребят к устному сочинению.

2. Развивать навыки устного ответа, логическое мышление, выразительность речи, расширять словарный запас ребят.

3. Прививать ребятам уважение и интерес к творчеству писателей-классиков, воспитывать вдумчивого зрителя, читателя; формировать устойчивую нравственную позицию (распознать в себе черты Хлестакова и побудить их исправить).

СЛОВАРЬ: «хлестаковщина», гипербола, ирония

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: метод – эвристический, приемы – беседа и слово учителя; метод – творческого чтения, прием – инсценирование, метод – наглядный, приём – работа с презентацией, метод – поисковый, приём – работа в группах.



ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, фотографии и иллюстрации, консультация «Драматическое произведение», отрывок из к/ф «Ревизор, 1952г.

























ХОД УРОКА:

I. Организационный этап.

II.Мотивационный этап.

Уже не первый урок мы с вами изучаем комедию Н.В. Гоголя « Ревизор». Давайте кратко вспомним, о чём же мы узнали?

/Действие происходит в уездном городе, «откуда хоть три года скачи, ни до какого города не доедешь». Как и в любом другом городе здесь есть свои жители. Каждый живет своей жизнью, и все друг друга знают. Но вот в городе появляется новый человек, который приехал из Петербурга, и все принимают его за ревизора. Кто же он на самом деле и каков он? Это мы и узнаем сегодня на уроке.

Мы должны будем составить характеристику главного героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» - Хлестакова Ивана Александровича, раскрыть черты его характера, определить средства и способы создания художественного образа; познакомиться с понятием «хлестаковщина»;

Итак, тема урока: «Хлестаков и «хлестаковщина» (запись в тетрадь)

Н.В.Гоголь говорил: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаваться…». А прав ли писатель? Мы постараемся понять, что имел в виду Гоголь, говоря приведенные ранее слова, в течение урока.

III.Актуализация знаний и действий учащихся.

Изучая художественное произведение, мы с вами уже не раз давали характеристику героям произведений. Что мы для этого делали? Да, отбирали нужный материал и анализировали его, делали выводы. А что мы отбирали? Описание внешнего вида героя, его занятия, интересы, поступки, характеристики других персонажей и автора произведения.

А в чём сложность нашей работы сегодня? В том, что мы работаем с комедией. Какие особенности имеет драматическое произведение? (Драма – один из основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях. Предназначенная для сцены, она строится по особым законам. В пьесе нет описания внешности и действий героев, авторского повествования, непосредственного выражения отношения автора к событиям и персонажам, его чувств. Автор скрыт за действиями и речами персонажей пьесы.)

Тогда с помощью каких средств раскрывается характер персонажа в драматическом произведении?

Для описания своих героев Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приёмы, позволяющие наиболее полно охарактеризовать персонажей, ведь в драматическом произведении нет авторских описаний.

Что же использует Гоголь?

Во-первых, «говорящие» фамилии. Что это значит? (Это фамилии, создающие впечатление о лицах, которым принадлежат).

Какие? Открыв первую же страницу и узнав, что фамилия судья Ляпкин-Тяпкин, частного пристава - Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда, мы получаем уже достаточное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним.

Во-вторых, Гоголь дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц в «Замечаниях для господ актёров», которые помогают лучше понять суть каждого персонажа.

В-третьих, характеристика персонажа через других героев (например, портреты даны чиновников в письме Хлестакова в Петербург своему приятелю Тряпичкину).

Но более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Гоголь выступает тонким мастером речевой характеристики героев. Речь каждого персонажа представляет собой законченную стилистическую систему, в которой, словно в фокусе, отражается соответствующий характер.

Рассмотрим эти способы на примере образа Хлестакова.

IV. Организация деятельности учащихся по созданию «нового знания».

Сейчас мы послушаем отчёты творческих групп, которые на дом получали индивидуальные задания. Вы должны внимательно слушать и записывать основные ключевые слова, характеризующие Хлестакова.

1-я группа работала с фамилией героя. Послушаем её выводы и запишем в тетрадь.

Задание. Как вы можете объяснить смысл фамилии «Хлестаков»? (Посмотреть в словарях толкование этого слова, синонимы, антонимы) Дополнит ли это объяснение характеристику героя? (Следует вспомнить «легкость необыкновенную», которой обладает, по мнению Гоголя, Хлестаков)


Можно предположить, что фамилия «Хлестаков» говорит о том хлестком впечатлении, которое старается произвести своим поведением и речью этот герой на окружающих.



2-я группа анализировала «Замечания для господ актёров», написанные Гоголем. Что же они обнаружили в них и какие выводы сделали?

Задание. Проанализировать «Замечания для господ актёров», написанные Гоголем. Как называет автор своего героя? Какие сходные черты он перечисляет? В чём убеждает актёров?



Хлестакова в своих «Замечаниях» Гоголь назвал приглуповатым. Писатель, по-видимому, очень дорожит определением, найденным для Хлестакова («несколько приглуповат») и с разных сторон разъясняет его, расшифровывает, уточняет на уровне поведения и речи героя. Гоголю зачем-то нужно убедить актера, играющего роль Хлестакова, в том, что герой его — не дурак, хотя и «без царя в голове». С другой стороны, он и не умен, а скорее, «один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими». И особенно подчеркивает Гоголь в Хлестакове ту черту, точнее говоря, совокупность сходных черт, которые и позволят актеру «провести» своего героя по тонкой грани между хитростью и глупостью.

Что это за черты? «Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли». Как следствие этого: «Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». Далее Гоголь предупреждает актера, что указанные особенности поведения — не результат притворства, приспособления под обстоятельства (хитрость, ум), но и не проявление другой крайности — примитивного, элементарного сознания. И тут же дает психологический ключ для воплощения приглуповатости Хлестакова. Ключ этот — естественность, простодушие, непосредственность в отношении ко всем и всему на свете: «Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет».



В точности данной Гоголем характеристики мы убедимся в процессе работы.



Рассмотрим теперь, как характеризуют Хлестакова другие персонажи пьесы.



3-я группа анализировала явление 3 первого действия и монолог Осипа.



Задание. Кто из жителей первый принял Хлестакова за ревизора? По каким признакам они это решили? (подготовить цитаты из текста). Истинное лицо Хлестакова выясняется в монологе Осипа: явл.1, дейст.II. Что мы узнаем из него о Хлестакове? Какие черты характера Хлестакова раскрываются в этом монологе?

Все принимают Хлестакова за важного чиновника только по его внешнему виду. Вот как потом напишет Хлестаков своему другу Тряпичкину: «…по моей петербургской физиономии и по костюму весь город принял меня за генерал-губернатора». Но ведь зритель, так же, как и герои пьесы, пока тоже не знают, кто же такой на самом деле Хлестаков.

Из монолога Осипа мы узнаём, что Хлестаков - мелкий петербургский чиновник, сын небогатого саратовского помещика, по дороге из Петербурга в Саратовскую губернию проигрался в карты., что его хозяину присущи расточительность, стремление порисоваться, произвести фурор, пустить пыль в глаза, легкомыслие, безответственность.

Почему Гоголь дает возможность зрителю узнать, что Хлестаков не ревизор, раньше, чем об этом узнают чиновники? (создается комический эффект, чиновники попадают в нелепое положение, они смешны)

(Все черты характера Хлестакова по ходу урока записываются в тетрадь.)

- Но нельзя судить о человеке только по его фамилии; никто не хотел бы, чтобы о нём сложилось мнение по словам других людей. Каждого из нас, а также и героев произведений, характеризуют прежде всего поступки, а вот понять истинную причину поступка помогают слова и мысли самого героя.

Как мы уже говорили, герои драматических произведений раскрываются в речи.

Остальные группы ребят анализировали эпизоды, в которых наш герой раскрывается через свои поступки и речь.



4-я группа анализировала первое появление на сцене Хлестакова, связанное с его разговором с Осипом (явл.2 , дейст. II).

Задание. Что бросается в глаза в обращении Хлестакова к своему слуге? Обратите внимание на ремарки. О какой черте характера Хлестакова можно здесь говорить?

Писатель остроумно придумывает такое состояние для героя, которое так его заботит и томит, что заставляет психологически раскрыться. Дело в том, что Хлестаков очень голоден. Денег у него нет и не предвидится похоже, он прочно застрял в этом городишке. Положение Хлестакова осложняется тем, что хозяин гостиницы, в которой остановился наш герой со слугой Осипом, отказывается кормить постояльца в долг.

В обращении Хлестакова к своему слуге бросается в глаза барская манера говорить, грубость, высокомерие. Но когда Хлестаков просит Осипа принести ему обед, повелительный тон сменяется на более мягкий. (ремарки). В этом эпизоде раскрывается двуличие Хлестакова.



5-я группа. Анализ встречи городничего и Хлестакова.

Задание. Как автор подготавливает встречу городничего с Хлестаковым? Что общего в состоянии городничего и Хлестакова и почему? Как могло случиться, что пройдоха городничий не распознал Хлестакова, ведь этот «фитюлька» ничем не похож на важную персону? Как раскрывается характер Хлестакова в этом эпизоде.

С каждой репликой Хлестакова городничий все больше убеждается, что перед ним важная и хитрая персона, которая не хочет раскрыть свое инкогнито. Минута для городничего отчаянная: ведь ревизор грозится пойти с докладом прямо к министру. Но угодливость и взятка еще никогда не подводили «отца города», и пущен в ход весь арсенал испытанных средств: обман, угодничество, подкуп.

Перепуганный же Хлестаков хоть и хорохорится, но основательно трусит. Правда, он не раз попадал в трудные ситуации, но сейчас положение отчаянное: ведь от долговой тюрьмы он совсем недалеко. Сцена достигает кульминации в момент взятки, после чего наступает успокоение, примирение.

Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный городничий воспринимает совсем в ином смысле. Так, предложение переехать на другую квартиру Хлестаков понимает как намек на арест, тюрьму за неуплату и после каскада отчаянных выкриков признается, что ему нечем заплатить, оттого и сидит он тут. Городничий же все это расценивает как тонкую дипломатию и даже намек на взятку.



В какой сцене наиболее полно раскрывается характер Хлестакова? (сцена «вранья»: явл.6, дейст.III)

Итак, 6-я группа (задействованы сильные ученики) работала со сценой «вранья»: явл.6, дейст.III.

Но прежде чем послушать ребят, посмотрим отрывок из к/ф «Ревизор, снятого в 1952 году.

Задание. В чём цель жизни молодого человека? Как раскрывается Хлестаков в сцене вранья? Что в ней особенно смешно? Что подхлестнуло Хлестакова так «разговориться»? Понимает ли он в этот момент, что его приняли за ревизора? Какие черты характера героя раскрываются в этой сцене? Какие приемы изображения героя использует автор?

Цель жизни молодого человека выражена в его словах: «ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия...».

Прием, оказанный городничим, почтение подхлёстывают героя разговориться. Он пьян не только от вина, он пьян словами. Все его слушают, все полны почтения к каждому его слову. Речь увлекает его потоком своим, а не смыслом. Хлестаков одержим стихией речи. Комизм этих сцен заключается в том, что чем дальше Хлестаков от истины, тем вдохновеннее и убедительнее для чиновников звучат его слова. Вместе с возвышением его положения в обществе, стремительным взлетом его чина растет панический страх чиновников и восторг перед ним, радость и обожание.

Он ещё не понял за кого его здесь принимают. В этой сцене очень ярко раскрылись такие черты характера Хлестакова, как болтливость, зазнайство, хвастливость, глупость, тщеславие. Но, поднявшись на почти недосягаемую высоту, Хлестаков «поскальзывается» и фраза «Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…» обрывается на полуслове. Он чуть не «шлепнул» на пол.

Ложь Хлестакова – результат его легкомыслия. «Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжёт, и уже почти верит тому, что говорит, - так характеризует его Гоголь.

В этой сцене автор использует не только гиперболу, сильное преувеличение приводит к гротескному изображению.



7-я группа. Анализ сцен взятки.

Задание. Как ведет себя Хлестаков в сценах взятки? Каким образом Го-голь показывает нам процесс превращения человека во взяточника? Какие черты Хлестакова здесь показаны? Когда же, наконец, Хлестаков понимает, что его приняли за государственного человека?

Сцены взяток, по определению Г. А. Гуковского, открывают механизм превращения фитюльки в ревизора. Подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников, Хлестаков на наших глазах становится ревизором, сановником, взяточником. Хлестаков понимает, что его приняли за государственного человека в явл.8, дейст.IV. В этих явлениях от сцены к сцене в динамике показаны бесцеремонность, фамильярность, наглость Хлестакова.









8-я группа рассмотрела сцену сватовства Хлестакова. (Инсценирование)

Задание. Каким предстает Хлестаков в сцене объяснения в любви Марье Антоновне и Анне Андреевне? (явл.12-14, дейст.IV) Почему он делает предложение Марье Антоновне? Какие качества Хлестакова обнаруживаются в этих сценах?

Один из исследователей комедии «Ревизор» писал: «Если в сцене вранья Хлестаков одержим стихиею речи, то в сцене сватовства он одержим стихиею поступков. Стихия в нем всегда, она во всем управляет им».

В объяснениях с Марьей Антоновной и Анной Андреевной Хлестаков предстает человеком, пользующим убогим набором слов, пошлых приёмов, банальных изречений. Хлестаков вынужден сделать предложение дочери городничего

В этих сценах Хлестаков показывает свою глупость, изворотливость, беспечность, двуличие.

V. Подведение итогов групповой работы

— Почему, по вашему мнению, автор «заставляет» своего героя покинуть сцену в IV действии? Достаточно ли вы узнали Хлестакова, чтобы сделать о нем окончательный вывод?

Почему Хлестакову удалось покинуть город безнаказанно?

Хотел ли он уезжать? Кто настоял на том, чтобы покинуть город? (Осип)

Еще раз зачитайте черты, которые, как мы выяснили, составляют характер Хлестакова.

- Бывают ли присущи эти черты разным людям в разных жизненных ситуациях?

- Во времена гоголевской комедии или в любые времена?

-А , может, вы замечали некоторые его черты и в себе?

Вспомним слова Гоголя, звучавшие в начале урока: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаваться…».

Итак, Хлестаков – хвастун, пустышка, возомнившее о себе ничтожество.

А ведь это – огромное литературное обобщение. Отсюда и пошло слово «хлестаковщина».

Хлестаковщина – это желание сыграть роль значительнее той, что тебе отведена, это обозначение нравственного падения человека. Это черта, свойственная многим людям и в наши времена . И в самом деле, некоторые любят показать себя гораздо более значительной персоной, чем на самом деле. Так что хлестаковщина – это явление вневременное.

Вывод: Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили всю свою непривлекательность вплоть до нашего времени. Вот почему имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие «хлестаковщина». Хлестаковщина – это символ пустоты, глупости и ничтожества, прикрывающийся цветистыми фразами. Этим словом осуждается всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты и лживости.



VI. Подведение итогов урока

Итак, что же мы выяснили на данном уроке? На сегодняшнем уроке выяснили, какими чертами характера обладает Хлестаков, с помощью каких средств и способов удалось передать это писателю. Составили целостную характеристику Хлестакова, задумались над тем, что, «может, Хлестаков есть в каждом из нас». Образ Хлестакова все же сделал свое дело и заставил нас задуматься.

Оценивание учащихся.

Домашнее задание

1.Подготовить характеристику городничего. Подобрать цитатный материал. (для сильного ученика)

2. Подготовить устное высказывание о Хлестакове, используя материал урока.

2.Подготовить выразительное чтение монолога городничего в явлении 8 действия V(индивидуально).









































Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Отражение России XIX века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).






Т е о р и я.


  • Афиша комедии.

  • Особенности отражения действительности в драматическом произведении.

  • Структура драматического произведения и образ героя.

  • Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Хлестаков и "хлестаковщина"в курсе литературы 8 класса

Автор: Зуева Наталья Евгеньевна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230629


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства