kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Характеристика романа М.Шолохова "Тихий Дон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по роману М.Шолохова "Тихий Дон" поможет при подготовке к урокам при изучении романа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Характеристика романа М.Шолохова "Тихий Дон"»

Тема урока: «Это эпопея в полном смысле слова…» (Б. Васильев)

Общая характеристика романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – обзор

Цели урока.

Образовательная: подчеркнуть, что роман «Тихий Дон» - это русский

национальный вклад в изображение судьбы

человечества и личности в XX веке, стра­стный призыв

великого художника к людям мира сохранить

общечеловеческие ценности, отказаться от войн и

насилия, утвердить самоценность человече­ской жизни.

Развивающая: формировать умение самостоятельно работать с текстами

произведений; умение обобщать, сравнивать, сопоставлять,

делать выводы; развивать аналитическое мышление,

творческие способности, монологическую речь.

Воспитательная: воспитание честности, бескомпромиссности,

уважительного отношения к истории отечества

Оборудование урока: выставка книг, компьютерная презентация

««Пробуждать любовь к человеку…»

Опережающие задания: сообщения учащихся:

  • «От исторической правды мне отходить не

хочется…» - творческая история романа «Тихий Дон».

    • «Широкая панорама народной жизни в романе

«Тихий Дон». Общая характеристика романа».

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое

главное в нашей гражданской войне — чудовищные колебания,

метания нормального, спокойного семейного человека. И это

сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе

показан весь излом общества.

Б. Васильев

План урока.

1. Вступительное слово учителя: «Каждое поколение по-новому

прочитывает роман Шолохова»

2. Сообщение учащегося: «От исторической правды мне отходить не

хочется» - творческая история романа «Тихий Дон».

3. Продолжение лекции учителя: «Тихий Дон» М.А.Шолохова

как роман-эпопея»

4. Сообщение учащегося: «Широкая панорама народной жизни в романе

«Тихий Дон». Общая характеристика романа».

5. Смысл названия романа «Тихий Дон»

6. Комментированное чтение романа. Роль эпиграфов в романе

«Тихий Дон»

7. «В каждом курене горько-сладкая жизнь» - эпическое повествование о

жизни казачества» - продолжение лекции учителя

8. Заключение: «Это эпопея в полном смысле слова…»

Проблемные вопросы:

  • Почему роман М. Шолохова «Тихий Дон» можно назвать романом – эпопеей?

  • Какое развитие событий предсказыва­ют эпиграфы?

  • С какой целью пи­сатель так подробно и обстоятельно рассказывает о довоенной жизни казаков?

  • Какие сцены и эпизоды казацкой жизни особенно близки писателю, являются камертоном нормальной жизни?

  • Почему были не правы критики, обвинявшие писа­теля в идеализации казачьей жизни?

1. Вступительное слово учителя: «Каждое поколение по-новому

прочитывает роман Шолохова»

М. Шолохов начал писать «Тихий Дон» в двадца­тилетнем возрасте в 1925 году и завершил в 1940-м. В романе отражена судьба человека, прошедшего через первую мировую и гражданскую войны. Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новому истолковывает характеры героев, истоки их трагедии.

Шолохов пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. Тема эта была определена размахом и значительностью происходивших событий, современником и участником которых был сам Шолохов. Нам предстоит удивительная встреча с романом, который называют «вечной книгой». Роман и его автор получили известность во всем мире «за художественную силу и правдивость, которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского народа».

2. Сообщение учащегося: «От исторической правды мне отходить не

хочется» - творческая история романа «Тихий Дон».

Первоначальный замысел романа был связан с событиями 1917 года, «с участием казачества в походе Корнилова на Петроград». Роман назывался «Донщина» В процессе работы Шолохов значительно расширил рамки повествования, вернулся в довоенную пору, в 1912 год.

Написав несколько печатных листов, Шолохов отложил написанное.

Он начал «Тихий Дон» - таким, каков он есть - с описания казачьего дореволюционного быта. В центре повествования появляется фигура Григория Мелехова (первоначально именовался Абрамом Ермаковым). Первая книга романа была написана к весне 1927, вторая — к осени (в нее вошли фрагменты «Донщины»). Первая книга «Тихого Дона» была опубликована в журнале «Октябрь» за 1928 (№ 1—4), вторая книга — в № 5—10 за этот же год.

В быте казачьей станицы, в течении повседневной жизни, в психологии казаков он искал объяснение поведению героев в дни грозных испытаний. Поэтому первую часть романа можно рассматривать как развернутую вширь экспозицию романа «Тихий Дон», хронологические рамки которого обозначены очень четко: май 1912 — март 1922. Расширение замысла книги позволило писателю запечатлеть «народную жизнь России на ее грандиозном историческом переломе».

Роман получил высокую оценку критики. Весной 1929 распространились слухи о плагиате. Шолохов обращается за поддержкой к друзьям, привозит в Москву черновые рукописи, подготовительные материалы к роману и предъявляет их для ознакомления комиссии. После разбирательства в газете «Рабочая трибуна» (1929, 24 апр.), а также в «Правде» (1929, 29 апр.) появляется заявление, подписанное пятью членами комиссии, что слухи являются ложью и клеветой на Шолохова. Осенью 1929 Шолохова обвиняют в аполитичности и пособничестве кулакам.

В 1929—31 Шолохов продолжал работать над третьей, главной книгой в структуре эпопеи. Печатание ее было приостановлено в 1929. Шолохову предлагались сокращения и исправления, совершенно для него неприемлемые. Его обвинили в оправдании Верхне-Донского восстания в третьей книге. Шолохов вынужден был разъяснять свою позицию по отношению к Григорию Мелехову: «…Григорий Мелехов, в моем мнении, является своеобразным символом середняцкого донского казачества… не один Григорий Мелехов и не десятки Григориев Мелеховых шатались до 1920 года, пока этим шатаниям не был положен предел. Я беру Григория таким, каков он есть, таким он был на самом деле… от исторической правды мне отходить не хочется».

В 1930-е Шолохов завершает третью и четвертую книги «Тихого Дона»

3. Продолжение лекции учителя: «Тихий Дон» М.А.Шолохова

как роман-эпопея»

  • Вспомним, что такое эпопея? Какие эпопеи нам известны?

  • По каким признакам роман «Тихий Дон» можно назвать эпопеей?

ЭПОПЕЯ (роман-эпопея) - масштабное эпическое проведение, сочетающее изображение объективно - исторических событий (чаще всего героического характера) и повседневной жизни частного человека. Историческая конкретика и осмысление универсальных закономерностей исторического процесса, массовые сцены - например, генеральные сражения - и индивидуальный мир вымышленного персонажа на равных правах представлены.

Вывод: Всем нам памятен роман – эпопея Л. Н.Толстого «Война и мир»,

где автор рассказал об отечественной войне 1812 года и судьбе русского общества на протяжении 1905 – 1925 годов.

Роман Шолохова «Тихий Дон» повествует о трагедии казачества в период Гражданской войны.

  • По каким признакам роман «Тихий Дон» можно назвать эпопеей?

1 –ый признак - «масштабное эпическое проведение» - роман «Тихий Дон» состоит из 4 книг. 1 том – 1-3части; 2 том – 4-5 части; 3 том – 6 часть; 4 том – 7-8 части. Третья книга является главной в структуре эпопеи, она повествует об истории казачества в период Гражданской войны.

2 – ой признак - «изображение объективно - исторических событий (чаще всего героического характера)» - роман «Тихий Дон» охватывает значительный отрезок времени – 10 лет: действие романа начинается в мае 1912 года, а заканчивается в марте 1922 года.

  • Какие же события в истории нашей страны входят в данный временной отрезок?

Это были годы небывалой исторической насыщенности: Первая мировая война, февральский переворот, октябрьская революция, Гражданская война

3 – ий признак - «историческая конкретика и осмысление универсальных закономерностей исторического процесса» - в романе звучит стра­стный призыв великого художника к людям мира сохранить общечеловеческие ценности, отказаться от войн и насилия, утвердить ценность

человече­ской жизни, ее слиянность с народным бытием, с кос­мосом. Роман утверждает русскую идею всеединства жизни и ее победы над смертью.

4. Сообщение учащегося: «Широкая панорама народной жизни в романе

«Тихий Дон». Общая характеристика романа».

В романе-эпопее «Тихий Дон» дана широкая панорама народной жизни, основное внимание уделено изображению казачества. Роман затрагивает судьбу огромных слоев населения. В «Тихом Доне» действуют более семисот персонажей, главных и эпизодических, названных по имени и безымянных; и писателя волнуют их судьбы.

Как исторический роман «Тихий Дон» имеет свои особенности: Шолохов изображает действительных участников исторических событий тех лет (Иван Лагутин, Федор Подтелков, Михаил Кривошлыков и др.). Основные же герои его романа - вымышленные (семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Листницких), как вымышлен и сам хутор Татарский. Мелеховы, Астаховы, Кошевые — это хлеборобы-труженики.

Казачество раскрывается в эпопее многогранно — в быту, в семье, в грандиозных исторических событиях века. Первая мировая война изображена Шолоховым как страшное народное бедствие: массовая гибель людей, запустение. Мировая война только усилила социальные разногласия людей. Одним из центральных эпизодов романа стала расправа с экспедицией Подтелкова и Верхне-Донское восстание. Они осмысляются как трагические события гражданской войны на Дону. В «Тихом Доне» видное место занимают женские характеры (Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка и др.). Они представлены в романе тремя поколениями.

В галерее народных характеров эпопеи наиболее притягательным, отражающим сложность, противоречивость исканий казачьей массы, является Григорий Мелехов. Эпос и трагедия органически сливаются в шолоховском повествовании.



5. Смысл названия романа «Тихий Дон»

Название романа многозначно и символично. Первое слово заглавия можно трактовать как «ве­личественный». Но можно увидеть в нем и символ: лишь внешне покоен и тих Дон-батюшка — на самом деле река, подобно человеческой истории, полна бур­ных перекатов, стрежней, водоворотов. Не случайно одно из любимых выражений писателя, встречающее­ся во многих главах, — «стремя Тихого Дона».

Часто это сочетание дополняется эпитетом: «теку­чее стремя», что тоже переводит жизнь героев романа в символ «жизни-реки», воссоздает динамику исто­рии. Не случайно у древних бытовало выражение, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды (вода уже новая). С другой стороны, это все же не иная река, а та же, с тем же истоком, устьем, теми же берегами, тем же названием. А это значит, что, как бы ни меня­лась жизнь, есть в ней нечто вечное, стабильное, бес­смертное.

6. Комментированное чтение романа. Роль эпиграфов в романе

«Тихий Дон»

  • Перечитайте эпиграфы к роману «Тихий Дон»:

Не сохами-то славная землюшка наша распахана...

Распахана наша землюшка лошадиными копытами,

А засеяна славная землюшка казацкими головами,

Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,

Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,

материнскими слезами.


Ой ты, наш батюшка тихий Дон!

Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?

Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!

Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,

Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит,

Старинные казачьи песни

  • Какое развитие событий предсказыва­ют эпиграфы?

  • Какие страницы романа перекликаются с напевом этой старинной казачьей песни?

Вывод: уже в самом начале романа, в эпиграфе, звучит трагедийный мотив. XX век – век трагедий и катаклизмов, которые на­рушили естественный ход народной жизни. На это нацеливают оба эпиграфа романа. Один - о земле, засеянной казацкими головами, полной сиротами, о Доне, на­водненном материнскими слезами. Другой - о пому­тившемся Тихом Доне.

Образ Дона-батюшки, несет идею вечности, обновления и стабильности, взаимодействуя с фольклорными образами Солнца, Ветра, Грозы, он составляет единую картину эпоса «Тихого дона»

7. «В каждом курене горько-сладкая жизнь» - эпическое повествование о

жизни казачества» - продолжение лекции учителя

  • Перечитайте несколько отрывков из 1 ч. романа

1глава: «Мелеховский двор - на самом краю хутора. Воротца соскотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше - перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона. На восток, за красноталом гуменных плетней, - Гетманский шлях, полынная проседь, истоптанный конскими копытами бурый, живущий придорожник, часовенка на развилке; за ней - задернутая текучим маревом степь. С юга - меловая хребтина горы. На запад - улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу.

В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов

Прокофий. Из Туретчины привел он жену - маленькую, закутанную в шаль женщину»

II глава: «Нагнулся было зачерпнуть в пригоршню воды - в это время конец удилища, торчавший на пол-аршина от воды, слабо качнулся, медленно пополз книзу.

- Засекай! - выдохнул старик.

Григорий, встрепенувшись, потянул удилище, но конец стремительно

зарылся в воду, удилище согнулось от руки обручем. Словно воротом,

огромная сила тянула вниз тугое красноталовое удилище.

- Держи! - стонал старик, отпихивая баркас от берега.

Григорий силился поднять удилище и не мог. Сухо чмокнув, лопнула

толстая леса. Григорий качнулся, теряя равновесие.

- Ну и бугай! - пришептывал Пантелей Прокофьевич, не попадая жалом

крючка в насадку. Взволнованно посмеиваясь, Григорий навязал новую лесу, закинул. Едва грузило достигло дна, конец погнуло.

- Вот он, дьявол!.. - хмыкнул Григорий, с трудом отрывая от дна

метнувшуюся к стремени рыбу.

Леса, пронзительно брунжа, зачертила воду, за ней косым зеленоватым

полотном вставала вода. Пантелей Прокофьевич перебирал обрубковатыми пальцами держак черпала.

- Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанет!

- Небось!

Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и,

угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь…»

IX глава: «С троицы начался луговой покос. С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков. Выходили на покос всем хутором сразу. Косцы и гребельщицы одевались будто на годовой праздник. Так повелось исстари. От Дона до дальних ольховых зарослей шевелился и вздыхал под косами опустошаемый луг. Мелеховы припозднились. Выехали на покос, когда уже на лугу была чуть не половина хутора.

- Долго зорюешь, Пантелей Прокофьич! - шумели припотевшие косари.

- Не моя вина, бабья! - усмехался старик и торопил быков плетенным из

сырца кнутом».

  • Кто такие казаки? Чем они занимались? Чем жили?

  • Почему Шолохов с любовью пишет о них? О ком говорит с особой симпатией?

  •  Выделите самые яркие эпизоды первой части. Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда?

  • В каких ситуациях показывает своих героев писатель?

Вывод: краткая, но энергичная завязка сообщает об исто­рии рода Мелеховых с середины XIX века, когда после русско-турецкой войны Прокофий Мелехов привез в хутор жену-турчанку; любил ее, носил на руках на макушку кургана, где они оба «подолгу гля­дели в степь»; а когда над ней нависла угроза, за­щищал с шашкой в руках. Так с первых страниц по­являются в романе гордые, способные на большие чувства, свободолюбивые люди, труженики и воины. В страшной сцене убийства Прокофием обидчика его жены выявляется и еще одна важная для писателя идея: защита рода, семьи, потомства. Вопреки традиции советских писателей 20-х годов изображать доре­волюционную действительность цепью ужасов М. Шо­лохов откровенно любуется казачьей жизнью. Поэти­ческие описания ловли рыбы сменяются рассказом о конных состязаниях, об игрищах. Многочисленные песни, в которых воплотились народные представле­ния о жизненных ценностях, соединяются с поэтиче­ским и одновременно не лишенным юмора рассказом об обряде сватовства. Но больше всего и подробнее всего описаны в романе эпизоды, рассказывающие о трудовой жизни казаков. Критики-современники об­винили писателя в идеализации прошлого. Самые же ретивые из недоброжелателей присвоили создателю «Тихого Дона» оскорбительное прозвище «подкулач­ника». Никакой идеализации в книге нет. «В каждом курене горько-сладкая жизнь», - гово­рится в романе.

Мирный труд, продолжение рода, единение челове­ка с природой - вот те шолоховские идеалы, по кото­рым, как по камертону, должна настраиваться исто­рия. Всякое отступление от этой веками налаженной жизни, от народного опыта грозит непредсказуемыми последствиями, может привести к трагедии народа, трагедии человека.

8. Заключение: «Это эпопея в полном смысле слова…»

И вновь обращаемся к нашему эпиграфу – словам Б.Васильева: «Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне — чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека…»

В эпопее М. Шолохова выявилось подлинно рус­ское мировосприятие и мироощущение, проявились традиции русской реалистической прозы: видеть и изображать жизнь во всем ее драматизме и противоречивости, но при этом глубоко верить в конечную побе­ду добра. Думается, что именно в этом секрет всемир­ного признания романа: человечество хочет знать правду о своем времени, верить и надеяться.

Итоги урока.

Д/З: Читать 2т. романа «Тихий Дон»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Характеристика романа М.Шолохова "Тихий Дон"

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 07.04.2022

Номер свидетельства: 604373

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства