kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Х.К.Андерсен «Снежная королева» (Как жили и дружили Герда и Кай)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для работы над понятием «дружба, верность, взаимоотношения  и любовь при работе с художественным текстом сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Х.К.Андерсен «Снежная королева» (Как жили и дружили Герда и Кай)»

ГКОУ С(К)ШИ г.Бугуруслана














Конспект открытого урока по письму и развитию речи в 6 классе по теме: Х.К.Андерсен «Снежная королева»

(Как жили и дружили Герда и Кай)

















Подготовила учитель

письма и развития речи

Кульченкова О.А.













2016-2017 г. Бугуруслан



Тема урока: Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева»

Глава 2.

(Как жили и дружили Герда и Кай)



… Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!

Боритесь за  человека, сердце которого покрыто льдом!

Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте  времени

и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость

и доброту! ...

Х.К. Андерсен

Цель урока:

создание условий для работы над понятием «дружба, верность, взаимоотношения и любовь при работе с художественным текстом сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева» (глава 2).

Задачи урока.

 Образовательные: 
  учить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.

  Коррекционно-развивающие: 
  развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

  Воспитательные: 
  воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства; способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы обучающихся.

 Оборудование:  мультимедийная установка, презентация, фрагменты мультипликационного фильма «Снежная королева», иллюстрации к сказке, раскраски, карточки с заданиями по количеству обучающихся.

Тип урока: ознакомление с новым материалом. 
 Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые. 

Формы обучения:  коллективная, работа в парах, индивидуальная.
В ходе урока используются тестирование, самоконтроль и самооценка знаний обучающихся, а так же: 
- отрабатываются навыки выразительного беглого чтения; 
- развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение; 
- воспитывается интерес к чтению, умение быть надежным и верным другом;
- прививается умение работать в коллективе. 


Ход урока

І. Мотивация учебной деятельности.

-Ребята, давайте поиграем в игру «Добрый день». Хотелось бы вам сегодня на уроке пожелать доброго дня. 
-Добрый день, ребята! 

-Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке! 
-Я скажу слова «Добрый день…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие тоже. 
-Попробуем!
-Добрый день всем девочкам! 
-Добрый день всем мальчикам! 
-Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! 
-Добрый день всем,

-Добрый день всем присутствующим на уроке! 
Учитель. 
Придумано кем-то просто и мудро, 
При встрече здороваться: «Доброе утро! Добрый день!» 
Доброе утро солнцу и птицам! 
Доброе утро улыбчивым лицам! 
И каждый становится добрым, доверчивым, 
И доброе длится до вечера. 
Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. 


II. Актуализация знаний обучающихся на уроке.

1. Проверка домашнего задания.

Работа по содержанию прочитанного текста

Учитель.

- «В цветущей Дании, где свет увидел я, берёт мой мир своё начало.

На датском языке мать песни мне певала, шептала сказки мне родимая моя…»

Х.К. Андерсен

Обучающиеся зачитывают информацию, заранее подготовленную к уроку о творчестве писателя и отвечают на вопросы:

Учитель.

Что узнали о детских и юношеских годах писателя?

Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен (1805–1875) родился в Дании, в семье сапожника и прачки. Семья была бедной и жила в одной комнате. В их доме всегда было чисто. На одном окне стоял ящик с землей, где рос лук, а на другом - несколько вазочек, в которых цвели тюльпаны. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А ещё отец любил петь песни и делать игрушки. От матери Ханс Кристиан, научился кроить и шить.

Учитель.

Рано ли он почувствовал в себе призвание писателя?

Андерсен начал писать еще в детстве.  Слушал мальчика только один слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку Андерсена. Первую пьесу он сочинял три месяца. Его «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым писатель сам сшил костюмы. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам.

Учитель.


Какое важное событие произошло в жизни Ханса Кристиана Андерсена в 1833 году?

В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании. В награду Андерсен получил небольшое пособие для путешествия по Европе, во время которого познакомился с выдающимися писателями. Он посетил Париж, Лондон, Рим, Венецию. Жил Андерсен очень бедно. Литературные заработки были единственным источником дохода писателя.

Учитель.

Х.К.Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Х.Г.Андерсен, – это сказки.

Учитель.

Как вы думаете, почему Андерсен стал сказочником?

Он видел много хорошего и прекрасного. «Нет сказок лучше тех, чем создаёт наша жизнь». Это был человек необычный, непохожий на других, видевший жизнь, «через волшебное стекло». Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен был очень одинок, не был женат. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.

Учитель.

А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений… В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом. Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные. Но при этом все истории остаются лиричными, поэтичными, напевными и с лукавинкой.

Физминутка для глаз

Учитель.

а) Определение жанра сказки.

Сказки бывают разные народные и авторские.

Сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева» авторская или народная?

Авторская, её сочинил автор.

 б) Структурно-содержательное деление текста.

 «Снежная королева» - сказка состоит из 7 историй. 

Учитель.

Что заложено в основе сказки?

В основе заложен подтекст: как человеку вновь обрести справедливость и противостоять злу.

  в) Беседа по содержанию прочитанного текста.

  -Ответы на вопросы из учебника.

-Выборочное чтение фрагментов сказки.

-Устные пересказы.

Учитель.

Объясните значение слова  тролль (Слайд)

Тролль – в скандинавской мифологии сверхъестественное, волшебное существо. Например, злой тролль.

Они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли, как правило, вредят людям, похищают у них скот, оказываются людоедами. У Андерсена тролль – дьявол (злой дух, чёрт, сатана).

Учитель.

Как описан тролль в главе 1? (слайд- тролль)

«Жил-был тролль, злой-презлой; сущий дьявол». 

Дьявол для Андерсена - абсолютное воплощение зла. Его отличительные признаки: неправильное (искажённое) видение предметов и насмешливость.

Учитель.

Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели? (Слайд- зеркало)

 «… он смастерил такое зеркало…» 

Учитель.

Какими свойствами обладало зеркало, которое изобрёл  злой тролль?

(Слайд- искажение)

«…зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное так и выпирало. Прекраснейшие пейзажи выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами! Лица искажались так, что и не узнать. Ученики тролля рассказывали всем, что сотворилось чудо». 

Зеркало – средство обезобразить подлинный облик человека. Характерно, что люди, попадающие под власть тролля, т. е. раненные осколком в глаз или в сердце, начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми.

Учитель.

Можно ли сказать, что в нём всё выглядело как бы вывернутым наизнанку?

«…человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот.» 

Кай из-за осколка  видит, что вокруг всё гадко, розу точит червь; начинает передразнивать бабушку, соседей. Он увлечённо играет с увеличительным стеклом, которое, делая предметы больше, фактически искажает вещи, извращает облик мира. Волшебное зеркало искажения является и одним из орудий власти Снежной королевы, как сила, связанная с дьяволом (королева сидит «на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире»).

Учитель.

Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или в сердце? Процитируй нужный отрывок из текста.

«А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи только дурное. Некоторым людям эти осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось, как кусок льда…» 

Учитель.

При каких обстоятельствах разбилось зеркало?

Тролль и его ученики решили посмеяться над самим творцом. «Напоследок захотелось им добраться и до неба… » 

Учитель.

Вывод: множество осколков разбитого зеркала это воплощение зла, которое есть в жизни

Физминутка

г) Скороговорка о розе.

В саду рос куст роз,

Куст роз в саду рос.

III. Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы и целей урока учителем. 

-Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой Х.К. Андерсена «Снежная королева», где будем читать и говорить о дружбе, о силе любви и красоте человеческой, верности и взаимоотношениях людей.

2.Чтение главы 2 по цепочке - учитель, обучающиеся вслух.

3.Работа по содержанию прочитанного текста (работа в парах).

Учителем раздаются вопросы, ответ подбирается обучающимися из текста и зачитывается вслух..

-Как дружили Кай и Герда?

-Как относились дети друг к другу?

-Можно ли сказать, что они любили друг друга как брат и сестра?

-Что говорит по этому поводу Х.К. Андерсен?

«Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра».

Какие строчки в начале этой части сказки подтверждают, что у детей общие интересы и увлечения?

«Родители позволяли мальчику и девочке ходить друг к другу по крыше в гости и сидеть на скамеечке под розами. Как чудесно им тут игралось! …Но дети нагревали на печи монеты, прикладывали их к замерзшим стеклам, и сейчас же оттаивало чудесное круглое отверстие, а в него выглядывал веселый, ласковый глазок — это смотрели, каждый из своего окна,  мальчик и девочка,  Кай и Герда.»

Знаете ли вы, почему именно розы были единственными цветами, росшими в доме у детей?

В доме царит любовь.

 Роза - символ христианской любви и вечной женственности. (Слайд)

4.Выборочное чтение.

Почему, когда Кай решительно сказал о Снежной королеве «я посажу  её на тёплую печку, вот она и  растает», бабушка быстро «завела разговор о другом»?

Бабушка понимает, что Снежная королева – это нечистая, злая сила, а упоминать её в христианском доме не принято, потому что это грех и можно привлечь эту силу в дом.

При каких обстоятельствах Кай впервые увидел Снежную королеву? (Слайд)

«Поздно вечером перед сном Кай вскарабкался на стул у окна и поглядел в оттаявший на стекле кружочек. За окном порхали снежинки. Одна из них упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек».

Какой она показалась мальчику, что он почувствовал? Зачитайте нужные строчки

«Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда,  и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них  ни теплоты, ни покоя.»

Чего испугался Кай, увидев Снежную королеву впервые?

«Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай испугался и спрыгнул со стула. А мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу» .

Почему Снежная королева явилась именно к Каю?

Злая сила ещё не проникла в героя, мир полон тепла и красок, а дети едины в своей вере.

IV.Закрепление материала

Просмотр мультфильма сюжет первой, второй главы из сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева».

Учитель.

Цените ли вы силу любви и красоту человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, всегда ли поступаете хорошо.( Ответы детей разные.)

Учитель.

Задание: 

-Самостоятельная работа (разукрашивание обучающимися самостоятельно).

-Отслеживается работа учителем каждого обучающегося.

-Показ каждой работы и её оценивание.

-Выставка работ.

V. Рефлексия.

С каким же настроением вы пришли на урок и уходите, дети показывают смайлики и с каким уходите с урока. Изменилось ли ваше настроение. Почему?





YI. Заключительная часть.

Итог урока.

Учитель.

-Наш урок подошёл к концу.

-Сегодня мы учились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь.

  -И наш урок я хочу закончить словами великого сказочника Г. Х. Андерсена:

  «Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!

Боритесь за  человека, сердце которого покрыто льдом!

Будьте терпеливы в достижении цели!

Не жалейте  времени   и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!»                                              

 - Оценка работы учеников. 

-Вы преодолели пока недолгий, но трудный путь и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте на каждом уроке. И помните: знания – это самое ценное богатство.
- Оценка урока. 
Окончен урок, и выполнен план. 
Спасибо, ребята, огромное вам! 
За то, что упорно и дружно трудились, 
За то, героям, вы так пригодились! 



Домашнее задание: дифференцировано. 1 группа – чтение и пересказ. 2 группа – чтение и ответы на вопросы, стр.131-132.

Роспуск обучающихся на перемену.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Х.К.Андерсен «Снежная королева» (Как жили и дружили Герда и Кай)

Автор: Кульченкова Ольга Алексеевна

Дата: 22.03.2017

Номер свидетельства: 402264


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства