kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина. Вы знаете, что кумиром Лермонтова был А.С.Пушкин. Их судьбы во многом схожи: ссылка, дуэли, ранняя смерть.                                                        Когда А.С.Пушкин погиб, М.Ю.Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение "Смерть поэта", за которое он был сослан на Кавказ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова».»


План-конспект урока литературы.8 класс.

Тема: «Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова».

Приложение 1


ФИО

Зинина Татьяна Федоровна

Место работы


МБОУ Школа № 80

Должность


Учитель

Предмет


русский язык и литература

Класс

8

Тема и номер урока в теме


Тема: «Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова».1-й урок

Базовый учебник


Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Под ред. В.Я.Коровиной.М., «Просвещение», 2007г.

  1. Цели урока:

1)продолжить знакомство учащихся с биографией поэта;

2)познакомить со стихами данной тематики;

3)обучение анализу стихотворения;

4)дать понятия стихотворным размерам.

9. Задачи:

- обучающие

1) знакомство учащихся с фактами биографии, лирикой М.Ю. Лермонтова;


2) углубление знаний об особенностях стихотворной речи:

- понятие о ритмической прозе;

- определение стихотворного размера (четырёхстопный и двустопный амфибрахий, дактиль);


3) формирование умений анализировать лирические произведения, выявлять глубинный смысл лирического произведения (стихотворение « Кавказ»).


4) выявить сходство судьбы М. Ю. Лермонтова с судьбой А. С. Пушкина.


-развивающие:

1) развитие воссоздающего и творческого воображения личности учащихся


-воспитательные:

1) активизация творческой деятельности учащихся по овладению целостной картиной мира, понимание «образности»,коммуникативной и речевой деятельности;


2) развитие коммуникативных качеств хорошей речи;


3) воспитание самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях;любви к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М. Ю. Лермонтова, любви к Родине и окружающей природе.

  1. Тип урока : знакомство с новой темой; анализ стихотворения.

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, электронный диск, сборник сочинений М.Ю.Лермонтова.

  4. Структура и ход урока

1. Оргмомент

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Проверка д/з: тест.

  3. Знакомство с н/ материалом. Сообщение учащихся.

  4. Выразительное чтение стихотворения «Кавказ»

  5. Анализ стихотворения.

  6. Словарная работа.

  7. Групповая работа учащихся.

  8. Прослушивание романса на стихи М.Ю.Лермонтова.

10.Заключительное слово .Проставление оценок

11.Домашнее задание.






План урока :


1. Организационный момент.


2.. Сообщение темы и цели урока.


Ход урока.


3.Проверка д/з:

На основе просмотренной поэмы «Мцыри» выполнить тестирование.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/99f94788-c4b7-451e-baa7-5c346c7de11f/index_listing.html



4.Звучит вальс JI. Хачатуряна (электронный диск)


В траурные дни гибели А.С. Пушкина, когда толпы народа не отхлынули еще от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь великого поэта. Когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось», обе столицы облетели строки гневные и трагические:


Погиб поэт! – невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой…


И Россия обрела нового великого поэта- М.Ю. Лермонтова. Обрела, чтобы через 4 года оплакать его гибель. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/055d0928-bb09-4296-832d-81bd9a318556/%5BLI8RK_5-01%5D_%5BIL_02%5D.htm

Вы вспомнили, что действие поэмы «Мцыри» происходит на Кавказе, о котором мы с вами сегодня и поговорим.


Теперь перенесёмся в самое начало 19 века. Что нам известно о семье М.Ю.Лермонтова? Кто были его родители?

.

Сообщение уч-ся


М.Ю. Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Родители будущего поэта, Лермонтов Юрий Петрович и Мария Михайловна Арсеньева, не смогли создать счастливой семьи.

Вскоре после рождения мальчика произошёл разрыв между супругами.

Воспитывался Мишель в пензенском имении Арсеньевых в Тарханах под бдительным надзором любящей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.

http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/928f7443-54f2-4206-ad70-c4be34092160/%5BLI9RK_12-01%5D_%5BIL_06%5D.htm



М.Ю.Лермонтов был талантлив.

Он отлично играл на скрипке, был блистательным шахматистом, великим поэтом и писателем, очень хорошо рисовал карандашом, акварелью и масляными красками, говорил на нескольких языках. Он очень любил и тонко чувствовал красоту родной природы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2bd6c6d2-c362-4196-a391-430d26a908fa/%5BLI8RK_5-03%5D_%5BIL_03%5D.htm




А теперь мы снова перенесёмся на Кавказ. Ведь именно с Кавказом связана часть биографии М.Ю.Лермонтова.

Кавказские горы Лермонтов увидел впервые в детстве, когда ему было только 4 года. Бабушка привезла его в Пятигорск лечить больные ноги. Горы произвели на мальчика огромное впечатление, Лермонтов оставил там сердце навсегда. Они настолько пленили поэта с детства, что он не только писал стихи и поэмы о Кавказе, но и рисовал эти горы, эти места.


Синие горы Кавказа, Приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое;

Вы носили меня на своих

Одичалых хребтах…


Вдохновенно воспетый Лермонтовым Кавказ давно уже стал обетованной землей миллионов почитателей великого поэта. Кавказ для Лермонтова –символ вольной, неукротимой, самобытной природы.

Но на всем Кавказе нет другого места, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографий поэта, как на Пятигорье. Вот почему всех “влечет к себе этот уголок земли”. Здесь многое напоминает о Лермонтове. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5677043-49d8-4c08-82ab-28582672eaaf/%5BLI8RK_5-01%5D_%5BIL_04%5D.htm


Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.


Звучит романс "Горные вершины", дети слушают грамзапись.


Вы знаете, что кумиром Лермонтова был А.С.Пушкин. Их судьбы во многом схожи: ссылки, дуэли, ранняя смерть.

Когда А.С.Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение “Смерть поэта”, за которое он был сослан на Кавказ( а точнее переведен, ведь он был военным). Нужно сказать, что Кавказ и в те времена был очень неспокойным местом: шли постоянные войны. А Лермонтов был очень храбрым офицером, он принимал участие в самых опасных манёврах.

Кавказ снова произвел на поэта огромное впечатление. Здесь он увидел людей , «вольных, как орлы». Но…Север. Отчизна. Пусть неласкова его родина, непреодолимо тянет к себе.


Стой на горе! Но чем к тебе добрей

Чужой земли таинственная новость,

Тем яростней соблазн земли твоей,

Нужней ее сладчайшая суровость.

(Б.Ахмадулина. Тоска по Лермонтову).


Каждое стихотворение Лермонтова- своего рода исповедь. Исповедь одинокого человека, постоянно переходящего от восторга- к отчаянию, от любви- к разочарованию, от борьбы к усталости.

В последний раз покидая петербургский свет, Лермонтов, кажется, был уверен: любимые горы не подведут, помогут забыться, пусть не излечат, но притупят душевную боль. Но именно Кавказским горам суждено было стать безмолвными свидетелями трагедии.


Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Кавказ».


5. Выразительное чтение стихотворения (читает заранее подготовленный ученик.)


6. Лингвистический анализ лирического произведения (дифференцированная работа).


- Какие факты биографии поэта легли в основу стихотворения?



Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетается в данном стихотворении с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских, книжных слов и форм.




7.Словарная работа:

Лирическое произведение сосредоточено на передаче внутренних (субъективных) переживаний, ощущений человека, его чувства и настроений.

Рефрен - в стихотворном произведении повторяющийся в конце каждой строфе стих.

Амфибрахий - стихотворный размер, состоящий из трёх слогов: первый и третий из которых безударные, а второй - ударный (– – –).


8.Лексическая работа - І группа


Задание:


- Найдите эти слова и объясните их лексическое значение.


(«Глас» - голос, «воспомня» - вспоминая, «летах» - годах, «отторгнуть» - отделить, отнять насильственным путем.)


- С чем сравнивает Лермонтов Кавказ? (Со «сладкой песней отчизны».)


- Подберите к слову «сладкий» синонимы, объясняющие его значение в данной строке.


(Сладкий - сладкозвучный, приятный, отрадный, благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.)


Определение изобразительно - выразительных средств - ІІ группа


- Как вы думаете, почему Лермонтов называет вечер «розовым»?


- Какая картина встает перед глазами благодаря такому эпитету? (Поэт любил вечера. Розовый вечер - это величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца. Эпитет помогает читателю образно представить картину, которую рисует Лермонтов.)



- Найдите в стихотворении рефрен. Какую композиционную роль он выполняет?


(Строчка «Люблю я Кавказ» создает рефрен, который связывает различные лирические темы стихотворения, в них - главная мысль стихотворения.)




Определение стихотворного размера стихотворения - ІІІ группа


Задание:


- Определите стихотворный размер в данном тексте.


(1-4 строчки - четырехстопный амфибрахий, 5 строка - двустопный амфибрахий.)


- Какого эффекта добивается поэт чередованием коротких и длинных строк? (Эффекта нервного дыхания как следствия волнения.)


4.Отработка выразительности чтения стихотворения.


- В каком темпе, с какой интонацией хочется его читать?


- Какое чувство важно передать?

- Проследите, как вырастает тема отверженности, одиночества лирического героя.


- В чем он находит успокоение, спасение?


Какие картины вы представляете ,слушая это произведение?



Когда Лермонтов в 1841 году отправился в последний раз в действующую армию на Кавказ, его друг подарил ему книжечку с просьбой вернуть ее, всю исписанную стихами. Но Лермонтову не суждено было вернуться живым из этой поездки. В записной книжке осталось очень много чистых страниц. Всего несколько стихов успел написать в ней поэт. Они были написаны в маленьком домике под камышовой крышей у подножия Машука. Теперь там музей-заповедник "Домик Лермонтова".


Стихи Лермонтова были мелодичны и привлекали многих композиторов. Одним из которых стало стихотворениеие «Горные вершины», которое переложили на музыку.


9.Романс “Горные вершины ”( электронный диск)


10.Заключительное слово учителя.

Погиб он в Пятигорске, где все помнит его, где все дышит его поэзией. Здесь у подножья Машука, прозвучал роковой выстрел. Между Лермонтовым и Мартыновым из-за пустяковой ссоры состоялась дуэль. Лермонтов и не думал стрелять в своего приятеля. Он был весел, беззаботен и сам выстрелил в воздух. Но его противник не промахнулся. Вслед за первым выстрелом раздался страшный удар грома , и разразилась яростная гроза. Сама природа оплакивала смерть поэта. Лермонтову было всего 27 лет.


Лермонтов – гордость нашей русской литературы. Его стихи стали достоянием мировой поэзии. Много еще произведений создал бы Лермонтов, если бы пистолетный выстрел не прервал так рано его жизнь. Прожив короткую, но очень яркую жизнь, М.Ю.Лермонтов оставил огромное художественное наследие, знакомство с которым мы с вами и продолжим.



11.Итог урока .Проставление оценок.


Домашнее задание.

1.Подготовить чтение наизусть стихотворения «Кавказ».

2.Выписать из стихотворения эпитеты, метафоры ,сравнения.

3.Соотнесите цитату с названием произведения М.Ю.Лермонтова.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b8a3f3ff-34e0-4e9c-b853-0a9568b70a47/%5BLI8RK_5-05%5D_%5BTR_03%5D.swf




















Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятель-ность ученика


Время (мин)

1

2

3

5

6

7

1









2







3











4







5









6

2.Вступитель-ное слово учителя





1.Тестирова-ние







3.Рассказ учителем биографии поэта





4.Рассказ учителя







5.Рассказ учителя







11.Домашнее задание






ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/



ЕК ЦОР

http://school-collection.edu.ru/


ЕК ЦОР

http://school-collection.edu.ru/


ЕК ЦОР

http://school-collection.edu.ru/





ЕК ЦОР

http://school-collection.edu.ru/


ЕК ЦОР

http://school-collection.edu.ru/




Демонстрация: Портрет М.Ю.Лермонтова



Проверка знаний




Демонстрация:

Портрет бабушки поэта



Демонстрация:

Рис.М.Ю.Лермонтова «Тифлис»




Демонстрация:

Рис.М.Ю.Лермонтова «Пятигорск»



Проверка знаний



Наблюдение





Практическая




Наблюдение




Наблюдение







Наблюдение





Практическая







1





10




2




2







2





10








Приложение к плану-конспекту урока

«Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова».

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и

т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1







2





3






4





5





6

ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/





ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/



ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/




ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/



ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/



ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/


Практический, интерактивный






Информационный, статичные ресурсы, интерактивные.


Информационный, статичные ресурсы, интерактивные



Информационный, статичные ресурсы, интерактивные.


Информационный, статичные ресурсы, интерактивные.


Практический, интерактивный


Тест







Иллюстрация. Портрет М.Ю.Лермонтова



Иллюстрация.

Портрет бабушки М.Ю.Лермонтова




Иллюстрация.

Тифлис.




Иллюстрация.

Пятигорск.




Проверка знаний произведений

М.Ю.Лермонтова.


http://files.school

collection.edu.ru/dlrstore/99f94788-c4b7-451e-baa7-5c346c7de11f/index_listing.html.



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/055d0928-bb09-4296-832d-81bd9a318556/%5BLI8RK_5-01%5D_%5BIL_02%5D.htm


http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/928f7443-54f2-4206-ad70-c4be34092160/%5BLI9RK_12-01%5D_%5BIL_06%5D.htm



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2bd6c6d2-c362-4196-a391-430d26a908fa/%5BLI8RK_5-03%5D_%5BIL_03%5D.htm


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f5677043-49d8-4c08-82ab-28582672eaaf/%5BLI8RK_5-01%5D_%5BIL_04%5D.htm


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b8a3f3ff-34e0-4e9c-b853-0a9568b70a47/%5BLI8RK_5-05%5D_%5BTR_03%5D.swf


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова».

Автор: Татьяна Федоровна Зинина

Дата: 02.11.2024

Номер свидетельства: 658879


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства