Просмотр содержимого документа
«Картины родной природы в лирической прозе М.И Пришвина "Времена года"»
Урок литературы в 5 классе
Учитель Дешпет Е.И.
ТЕМА: «Картины природы в лирической прозе М. Пришвина «Времена года».
Цели: наоснове миниатюрных зарисовок «Времена года» М. Пришвина учить детей видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны; по его миниатюрам из цикла «Весна» с помощью живописи и музыки помочь детям увидеть и почувствовать особенности в окружающей весенней природе.
Развивать навыки выразительного аналитического чтения учащихся, умения наблюдать за языком произведения, находить художественные средства языка.
Воспитывать чувствование окружающей природы, способность наслаждаться ее красотой и бережное отношение к ней.
Оборудование: репродукции картин Левитана «Март», Башкеева «Голубая весна».
Ход урока:
Эпиграф:
Если бы природа могла чувствовать благодарность
человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь
и воспел ее красоту, то прежде всего
эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
К. Паустовский.
Слово учителя:
Ребята, я предлагаю послушать музыку. Музыка всегда сближает людей. Разных по возрасту, разных по национальности. Скажите, как вы думаете, о каком времени года эта музыка? (О Весне).
Сегодня вы познакомитесь с необычным произведением: в нем нет захватывающего сюжета, нет главных и второстепенных героев, ярких событий. Оно написано так, словно писатель, охваченный волнением от встречи с чудом, остановился завороженный, и, взяв в руку карандаш, боясь, что этого никогда не увидит, с упоением описывает каждый штрих, каждое мгновение из жизни природы, где можно увидеть не просто Весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека. И это необходимо и для взрослых, и для вас. Мне очень хочется, чтобы вы научились наслаждаться природой, беречь ее.
Итак, тема нашего урока: «Картины природы в лирической прозе М. Пришвина «Времена года».
Запишите ее в тетради.
Далеко не каждому своему почитателю природа раскрывает свои тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим талантом людям —
таким, каким был М. Пришвин. Неслучайно эпиграфом к уроку я взяла слова Паустовского...
А вот перед нами репродукция скульптуры самого Пришвина.
Каким вы видите этого писателя?
Эта скульптура выполнена из дерева. Он сидит на пне. В руке трость и записная книга, куда он записывал свои наблюдения.
За свою большую жизнь М.Пришвин вдоль и поперек исколесил родной край, осмотрел необозримые просторы земли русской. Он исходил и изъездил и дебри Уссурийского края, и пески Казахстана и великую Волгу, и древнюю Оку, и могучий Енисей. Его творчество явилось естественным результатом «творческого поведения» всей его личности.
Итак, сегодня на уроке мы поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны, а также уметь образно, красиво говорить о ней. (задачи написаны на доске). Пришвин был романтиком, его все время тянуло увидеть что-то новое, побывать в незнакомых местах, которые казались ему прекрасными и недосягаемыми. Но с возрастом он понял одну вещь. Что же понял Пришвин, мы узнаем, прочитав отрывок «Из первого класса Елецкой гимназии..
-Чтение учителем
- Беседа по вопросам:
как изменилось мироощущение М.Пришвина с течением времени?
Каким смыслом для писателя наполнилось слово «дом»?
Как вы понимаете выражения:
«это движение стало моей природой», «схватить в слове проходящее мгновение», «собственные ежедневные мифы»,
«микрогеография»
Тема нашего урока «Картины...» А что мы называем картинами?
(То, что изображено кистью и красками).
Увидеть всегда проще, я предлагаю посмотреть на репродукции картин, что у нас на доске
Репродукция картины Башкеева «Голубая весна»
Какое время года изображено?
Какие краски используют художники?
А поэтические картины - что такое?
(Это то, что изображено с помощью слова. Такие картины в миниатюре Пришвина).
А теперь давайте обратимся к поэтической картине весны в прозе М. Пришвина «Времена года».
Сегодня мы будем рассматривать, читать, анализировать миниатюры, которые вошли в главу «Весна».
Для того, чтобы вы смогли увидеть то неповторимое в природе, что бывает только весной.
Перечислите миниатюры (стр. 159 - 160).
Давайте прочитаем первую из них «Голубые тени».
- Какой период весны описан в этой миниатюре? (самое начало) (март).
- Какими красками наполнена картина?
-Какие сравнения и с какой целью приводит писатель?
-Почему миниатюра называется «Голубые тени»? От чего зависит цвет теней?
-Как автор относится к тому,что он видит?
А теперь вторая миниатюра.
«Рождение звука». Посмотрим, о каком звуке идет речь.
Каким настроением веет от этой лирической миниатюры?
Текст разбит на 3 абзаца. Определите микротему каждого абзаца, найдите и прочтите основную мысль
Соотнесите найденные строки друг с другом. Какая из них передает рождение весны? Почему?
Почему дороги «рыжие?» (обращение к картине Левитана «Март»)
Какие звуки нам слышатся?
Какой этот родившийся «первый звук»? Удалось ли вам его когда-нибудь услышать?
Знаете, ребята, состояние природы можно запечатлеть не только посредством кисти и краски или словом, но и с помощью музыкальных инструментов.
У известного русского композитора П.И.Чайковского тоже, как и у Пришвина, есть «Времена года», только это музыкальные миниатюры.
Предлагаю вам послушать одну из них «Март».
Какие музыкальные инструменты вы слышите?
Что напоминает вам музыка? (капель).
Чайковский, как и Пришвин, показывает нам рождение этого весеннего звука, только в музыке, с помощью музыкальных инструментов.
Я думаю, музыка Чайковского вам поможет изобразить одной краской миниатюру Пришвина (учащиеся работают с красками, затем обсуждение этой работы).
Чтение «Березовый сок».
Какой месяц? (апрель)
Выразите своими словами основную мысль зарисовки Пришвина
Почему береза не давала сок?
И последняя миниатюра «Неведомому другу».
Я прерываю чтение и хочу подарить вам радость, которую я
собрала в лесу (Прослушивание птичьих голосов на аудио кассете).
О чем говорят птичьи песни, что провозглашают?
Неведомому другу
Какой месяц описывается здесь?
Что чувствует автор?
Как он относится к окружающему?
К кому по-вашему он обращается?
-Еще раз прочитаем последний абзац.
К чему призывает автор?
Пришвин сказал: «Я у себя дома начал встречать небывалое и отличать как нового и желанного гостя».
Можно ли доказать справедливость этих слов, прочитав миниатюры?
Да, как гостя. Пришвин очеловечивает природу.
Как называется прием оживления, очеловечивания природы? (олицетворение).
-Покажите, как им пользуется писатель.
Найдите олицетворения в тексте.
«Голубые тени» - каждый кустик глядится, видит себя
А теперь вы найдите.
«Рождение звука лес встает, веточки выпрыгивают
«Березовый сок березка знала
Неведомому другу дятел устал, присел отдохнуть
(Запись в тетради)
Да, у Пришвина можно научиться не только любить природу, но и умению говорить о ней. «Слова у Пришвина цветут, сверкают, они то шелестят как травы, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобным течению звезд» - так сказал о писателе К. Паустовский.
Именно художественные средства языка помогают создать поэтические картины.
Какие художественные средства вы знаете?
Эпитеты - что это
олицетворения - ?
сравнения - ?
А теперь поработаем по группам.
1 -ая группа находит эпитеты и записывает их.
2-ая группа находит сравнения.
3-я группа придумывает эпитеты к словам:
тишина
утро
сравнения
лучи солнца, как; роса, как (приложение №2)
-Я думаю, справились с заданием!
Т.к. образец есть.
Ну а теперь подведем итоги нашего разговора.
-Каким чувством проникнуты миниатюры Пришвина.
-Удалось нам сегодня услышать природу, проникнуть в ее тайны?
Да, «Времена года» Пришвина - это гимн природе, проникнутой чувством восторга писателя перед каждым трепетным ее движением. Главное оружие - нежное восторженное чувство любви к ней.
Кто активнее других работал на уроке?
Закончится сегодняшний урок, школьный день, вы выйдете на улицу, посмотрите на небо, на деревья, прислушаетесь к звукам весны, уже начинает петь птички, уже начинает пробиваться травка, новая жизнь.
Вспомните наш разговор, и я думаю, с удовольствием выполните домашнее задание, которое я вам предлагаю.
Домашнее задание. Подобрать к сегодняшнему дню эпитеты, олицетворения, сравнения и написать небольшой рассказ.
Для самостоятельного чтения миниатюры из цикла «Лето» стр. 160 — 162
МОУ Масловская СОШ
Урок литературы в 5 классе по теме
«Картины природы в лирической прозе М.М. Пришвина «Времена года»