kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картины родной природы в лирической прозе М.И Пришвина "Времена года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе, интегрирование с музыкой,ИЗО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картины родной природы в лирической прозе М.И Пришвина "Времена года"»

Урок литературы в 5 классе

Учитель Дешпет Е.И.

ТЕМА: «Картины природы в лирической прозе М. Пришвина «Времена года».

Цели: на основе миниатюрных зарисовок «Времена года» М. Пришвина учить детей видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны; по его миниатюрам из цикла «Весна» с помощью живописи и музыки помочь детям увидеть и почувствовать особенности в окружающей весенней природе.

Развивать навыки выразительного аналитического чтения учащихся, умения наблюдать за языком произведения, находить художественные средства языка.

Воспитывать чувствование окружающей природы, способность наслаждаться ее красотой и бережное отношение к ней.

Оборудование: репродукции картин Левитана «Март», Башкеева «Голубая весна».

Ход урока:

Эпиграф:

Если бы природа могла чувствовать благодарность

человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь

и воспел ее красоту, то прежде всего

эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

К. Паустовский.

Слово учителя:

Ребята, я предлагаю послушать музыку. Музыка всегда сближает людей. Разных по возрасту, разных по национальности. Скажите, как вы думаете, о каком времени года эта музыка? (О Весне).

Сегодня вы познакомитесь с необычным произведением: в нем нет захватывающего сюжета, нет главных и второстепенных героев, ярких событий. Оно написано так, словно писатель, охваченный волнением от встречи с чудом, остановился завороженный, и, взяв в руку карандаш, боясь, что этого никогда не увидит, с упоением описывает каждый штрих, каждое мгновение из жизни природы, где можно увидеть не просто Весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека. И это необходимо и для взрослых, и для вас. Мне очень хочется, чтобы вы научились наслаждаться природой, беречь ее.

Итак, тема нашего урока: «Картины природы в лирической прозе М. Пришвина «Времена года».

Запишите ее в тетради.

Далеко не каждому своему почитателю природа раскрывает свои тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим талантом людям —

таким, каким был М. Пришвин. Неслучайно эпиграфом к уроку я взяла слова Паустовского...

А вот перед нами репродукция скульптуры самого Пришвина.

Каким вы видите этого писателя?

Эта скульптура выполнена из дерева. Он сидит на пне. В руке трость и записная книга, куда он записывал свои наблюдения.

За свою большую жизнь М.Пришвин вдоль и поперек исколесил родной край, осмотрел необозримые просторы земли русской. Он исходил и изъездил и дебри Уссурийского края, и пески Казахстана и великую Волгу, и древнюю Оку, и могучий Енисей. Его творчество явилось естественным результатом «творческого поведения» всей его личности.

Итак, сегодня на уроке мы поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны, а также уметь образно, красиво говорить о ней. (задачи написаны на доске). Пришвин был романтиком, его все время тянуло увидеть что-то новое, побывать в незнакомых местах, которые казались ему прекрасными и недосягаемыми. Но с возрастом он понял одну вещь. Что же понял Пришвин, мы узнаем, прочитав отрывок «Из первого класса Елецкой гимназии..

-Чтение учителем

- Беседа по вопросам:

  • как изменилось мироощущение М.Пришвина с течением времени?

  • Каким смыслом для писателя наполнилось слово «дом»?

  • Как вы понимаете выражения:

«это движение стало моей природой», «схватить в слове проходящее мгновение», «собственные ежедневные мифы»,

«микрогеография»


Тема нашего урока «Картины...» А что мы называем картинами?

(То, что изображено кистью и красками).

Увидеть всегда проще, я предлагаю посмотреть на репродукции картин, что у нас на доске

Репродукция картины Башкеева «Голубая весна»

Какое время года изображено?

Какие краски используют художники?

А поэтические картины - что такое?

(Это то, что изображено с помощью слова. Такие картины в миниатюре Пришвина).

А теперь давайте обратимся к поэтической картине весны в прозе М. Пришвина «Времена года».

Сегодня мы будем рассматривать, читать, анализировать миниатюры, которые вошли в главу «Весна».

Для того, чтобы вы смогли увидеть то неповторимое в природе, что бывает только весной.

Перечислите миниатюры (стр. 159 - 160).

Давайте прочитаем первую из них «Голубые тени».

- Какой период весны описан в этой миниатюре? (самое начало) (март).

- Какими красками наполнена картина?

-Какие сравнения и с какой целью приводит писатель?

-Почему миниатюра называется «Голубые тени»? От чего зависит цвет теней?

-Как автор относится к тому,что он видит?

А теперь вторая миниатюра.

«Рождение звука». Посмотрим, о каком звуке идет речь.

  • Каким настроением веет от этой лирической миниатюры?

  • Текст разбит на 3 абзаца. Определите микротему каждого абзаца, найдите и прочтите основную мысль

  • Соотнесите найденные строки друг с другом. Какая из них передает рождение весны? Почему?

  • Объясните выражения: «под елями-соснами», «вытаивают», «стремительная весна», «лес встает»

  • Почему дороги «рыжие?» (обращение к картине Левитана «Март»)


  • Какие звуки нам слышатся?

  • Какой этот родившийся «первый звук»? Удалось ли вам его когда-нибудь услышать?


Знаете, ребята, состояние природы можно запечатлеть не только посредством кисти и краски или словом, но и с помощью музыкальных инструментов.

У известного русского композитора П.И.Чайковского тоже, как и у Пришвина, есть «Времена года», только это музыкальные миниатюры.

Предлагаю вам послушать одну из них «Март».

  • Какие музыкальные инструменты вы слышите?

  • Что напоминает вам музыка? (капель).

Чайковский, как и Пришвин, показывает нам рождение этого весеннего звука, только в музыке, с помощью музыкальных инструментов.

Я думаю, музыка Чайковского вам поможет изобразить одной краской миниатюру Пришвина (учащиеся работают с красками, затем обсуждение этой работы).

Чтение «Березовый сок».

  • Какой месяц? (апрель)

  • Выразите своими словами основную мысль зарисовки Пришвина

  • Почему береза не давала сок?


И последняя миниатюра «Неведомому другу».

Я прерываю чтение и хочу подарить вам радость, которую я

собрала в лесу (Прослушивание птичьих голосов на аудио кассете).

О чем говорят птичьи песни, что провозглашают?

Неведомому другу

  • Какой месяц описывается здесь?

  • Что чувствует автор?

  • Как он относится к окружающему?

  • К кому по-вашему он обращается?

-Еще раз прочитаем последний абзац.

  • К чему призывает автор?

Пришвин сказал: «Я у себя дома начал встречать небывалое и отличать как нового и желанного гостя».

  • Можно ли доказать справедливость этих слов, прочитав миниатюры?

Да, как гостя. Пришвин очеловечивает природу.

  • Как называется прием оживления, очеловечивания природы? (олицетворение).

-Покажите, как им пользуется писатель.

Найдите олицетворения в тексте.

«Голубые тени» - каждый кустик глядится, видит себя

А теперь вы найдите.

«Рождение звука лес встает, веточки выпрыгивают

«Березовый сок березка знала

Неведомому другу дятел устал, присел отдохнуть

(Запись в тетради)

Да, у Пришвина можно научиться не только любить природу, но и умению говорить о ней. «Слова у Пришвина цветут, сверкают, они то шелестят как травы, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобным течению звезд» - так сказал о писателе К. Паустовский.

Именно художественные средства языка помогают создать поэтические картины.

Какие художественные средства вы знаете?

Эпитеты - что это

олицетворения - ?

сравнения - ?

А теперь поработаем по группам.

1 -ая группа находит эпитеты и записывает их.

2-ая группа находит сравнения.

3-я группа придумывает эпитеты к словам:

тишина

утро

сравнения

лучи солнца, как; роса, как (приложение №2)

-Я думаю, справились с заданием!

Т.к. образец есть.

Ну а теперь подведем итоги нашего разговора.

-Каким чувством проникнуты миниатюры Пришвина.

-Удалось нам сегодня услышать природу, проникнуть в ее тайны?

Да, «Времена года» Пришвина - это гимн природе, проникнутой чувством восторга писателя перед каждым трепетным ее движением. Главное оружие - нежное восторженное чувство любви к ней.

Кто активнее других работал на уроке?

Закончится сегодняшний урок, школьный день, вы выйдете на улицу, посмотрите на небо, на деревья, прислушаетесь к звукам весны, уже начинает петь птички, уже начинает пробиваться травка, новая жизнь.

Вспомните наш разговор, и я думаю, с удовольствием выполните домашнее задание, которое я вам предлагаю.

Домашнее задание. Подобрать к сегодняшнему дню эпитеты, олицетворения, сравнения и написать небольшой рассказ.

Для самостоятельного чтения миниатюры из цикла «Лето» стр. 160 — 162


















МОУ Масловская СОШ



Урок литературы в 5 классе по теме

«Картины природы в лирической прозе М.М. Пришвина «Времена года»


учитель Дешпет Е.И.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Картины родной природы в лирической прозе М.И Пришвина "Времена года"

Автор: Дешпет Елена Ивановна

Дата: 28.11.2016

Номер свидетельства: 363620


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства