Урок посвящен двум стихотворениям А.Фета - это "Чудная картина" и "Весенний дождь".Это открытый урок для учеников 5 класса. Дается очень подробный лингво-поэтический анализ, рассматриваются средства выразительности, которые присутствуют в произведениях, анализируются средства создания полной картины природы поэтом, а также используется опережающее задание по биографии поэта, которую представляют 3 подготовленных ученика.Урок начинается с загадок о природе, на дом дается свободное сочинение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«картины родной природы в стихотворениях А.А.Фета »
Урок «Картины родной природы в стихотворениях А.А.Фета».
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок начинается не совсем обычно, я предлагаю вам совершить короткое, но, думаю, приятное путешествие по временам года. Помогут нам в этом загадки (к каждой загадке слайд с картиной). Вам нужно отгадать месяц, о котором идет речь. В каждом слове-отгадке спрятана буква, из этих букв сложится ключевое слово, в которой и «прячется» тема нашего урока.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? - Февраль
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? - апрЕль
Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц,
Подскажи! - авгусТ
Кто догадался, о ком пойдет речь на уроке? Правильно, сегодня мы поговорим о замечательном поэте 19 века - А.А.Фете, о том, как изображается родная природа в его стихотворениях. Его портрет перед вами на экране. Подумайте, что объединяет эти картины? ( Их объединяет то, что на всех изображена природа) Где ещё мы можем встретить изображение природы? ( Мы можем встретить изображение природы в искусстве, литературе, в стихах). Картины написаны красками, а стихотворения – словами.
Итак, скажите мне, как бы вы сформулировали тему нашего урока. Запишите ее в тетрадях (на экране): Картины родной природы в лирике А.А.Фета
Вспомните, что характерно для лирики? ЛИРИКА: (ответы учеников с моими разъяснениями и подсказками на слайде):
Средства выразительности речи (перечислить и напомнить, что у ребят на столах лежат памятки средств выразительности)
А как вы думаете - Для чего нужна лирика? Кому она нужна? - Казалось бы, зачем спорить о стихах, которые рисуют Родину, родную природу: любое из них может нравится или не нравится тем, как оно рисует знакомые картины, насколько заденет ваши чувства. Нужно вслушаться в слово поэта, чтобы понять его чувства. Наша задача – рассмотреть лирическое произведение как средство выражения чувств человека через восприятие природы. Но сначала мы должны узнать об авторе.
Групповой проект.
1.Ученик. Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.
2.Ученик. Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет. Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.
3.Ученик. Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. Он писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. «Это не просто поэт, а скорее поэт – музыкант», - писал о нем П.И. Чайковский. Стихи Фета обладают удивительной музыкальностью. Недаром на его стихи написано множество чудесных романсов. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи. Поэт рисует картины природы немногословно, короткими строками, но очень глубоко и точно.
Мои слова: Итак , Фет в 1858 г. вышел в отставку, поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком . Внимательно посмотрите на портрет А.Фета. Как вы считаете, на нем изображен Фет-помещик или Фет-поэт? (Внешность помещика и одухотворенный взгляд поэта, т.е. взгляд лирика).
Давайте обратимся к стихотворению «Чудная картина», стихотворение было написано в 1842 году. (Я читаю стихотворение под музыку. Прошу детей слушать с закрытыми глазами и попробовать представить те картины, которые описывает поэт).
Какие определения вы можете подобрать к картинам, нарисованным вашим воображением? (дети перечисляют, одновременно с этим на слайде могут быть слова-подсказки, слово Чудная выделено, вывод - чудная от слова чудо. Действительно, зима - это чудо природы)
Обратите внимание на заголовок стихотворения. О чем говорит слово «картина»?
(О чем-то, что нарисовано художником).
А перед нами стихотворение, значит, картина нарисована словом.
Картина – изображение статическое, без движения,
Подумайте, разве перед вами статическое изображение? (Нет)
Сейчас мы с вами распределимся по группам для работы с текстом. (На экране таблица заданий )
Группа (ряд)
Задание
Предполагаемые ответы
1 группа (ряд)
Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их.
8 существительных.
8 прилагательных.
2 группа(ряд)
Распределите части речи по столбикам. Определите, что необычного в этом стихотворении.
В два столбика.
В стихотворении отсутствуют глаголы.
3 группа(ряд)
Установите, сколько предложений в стихотворении.
Одно предложение.
Определите, делает ли отсутствие глаголов эту картину статичной?
(Отсутствие глаголов не делает картину статичной. Существительное «бег» помогает понять, что всё живет, движется).
Какие средства выразительности речи вы здесь встретили? (В стихотворении встречаются эпитеты, инверсия).Запишите примеры в тетрадь:Эпитеты – высоких, далеких. Инверсия – небес высоких, саней далеких.
Как вы думаете, что почувствовал лирический герой, увидевший эту картину зимней ночью?
Какая картина открывается перед мысленным взором автора?
Какие чувства вызывает у человека общение с природой?
Предполагаемый ответ: общение с природой пробуждает ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, вызывает восторг перед «чудным» миром зимней природы и грусть среди безлюдья
Мои слова (на фоне картины Саврасова): Последние строки стихотворения – картина не только живая, но и прочувствованная. «Одинокий бег» - это ощущения автора или самого седока, т. е. лирического героя. Это и восторг перед «чудным» миром зимней природы, это и грусть среди безлюдья. А.А. Фет писал о вечном, о том, что всегда волновало всех людей: как грустно быть одному, как нуждается каждый из нас в заботе и участии.
Мои слова - В начале урока, когда вы отгадывали загадки, в них было описано время года, которое идет вслед за зимой. Какое это время года? (Весна) А вы любите весну? Ждете ее прихода? Да, все мы любим весну, также и для А.Фета весна – любимое время года. Сколько радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности и счастье обновления написано и стихотворение «Весенний дождь». Послушаем стихотворение «Весенний дождь». Чтение стихотворения под музыку, на слайде картина
Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?( окно, луч света пробивается сквозь облака, воробей купается в песке).
Какие чувства испытали? От этого стихотворения прямо-таки тянет весенним теплом, запахом цветущей липы и предгрозовой свежестью. Стоит лишь прислушаться к стихотворению Фета «Весенний дождь» и почувствуется настроение весеннего дня, какой он звонкий, беспечный.
А вы услышали дождь? (Две капли брызнули, по свежим листьям барабанит).
В какие цвета окрашена картина? Какими словами переданы цвета? (яркие цвета: жёлто-золотой, светло, блещет, солнце).
Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в последних двух строках? (Воробьи купаются в пыли – к дождю)
Как меняется картина во втором четверостишии? (надвигается туча, скоро начнётся дождь, а вдали, освещённая солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал).
Какие художественные средства помогают её воссоздать? ( завеса качается и движется – олицетворение; «золотая пыль», которой скрыта опушка леса – метафора)
Что имел в виду А.А.Фет в третьей строке что-то к саду подошло? (что-то – это дождь, подошёл к саду, дождь как живое существо).Каким приёмом пользуется автор в этой строфе?(олицетворением)
Сколько раз использовал слово дождь А.А.Фет в самом стихотворении? (ни разу, это слово только в названии стиха)
Посчитайте глаголы в тексте. (8) (Глаголы на экране) - Какие из них кажутся вам наиболее выразительными? (Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Благодаря глаголам (блещет, трепещет, движется, брызнули, тянет, барабанит) мы чувствуем движение, видим изменения в природе)
Краски, звуки, запахи — все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.
Что испытывал поэт, когда писал эти строки? (настроение весеннего дня, радуется весеннему теплу, описывает пробуждение природы, её обновление, всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы)
Обобщение: - Какой образ дождя нарисовал поэт в стихотворении? (образ слепого, грибного дождя)
Надвигающийся весенний дождь тёплый, звонкий, ласковый – именно такой дождь издавна люди зовут «грибным» или «слепым»… Можно ли его называть чудом?
Можно ли было назвать стихотворение иначе? Как?(вариант ответа – чудесный)
Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний дождь»? ( что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении, образ дождя таинственный «что-то к саду подошло, дождь можно услышать (брызнули, барабанит), дождь можно почувствовать (мёдом тянет, по свежим листьям барабанит)
Вывод:Каким настроением пронизано стихотворение? У стихотворения Фета «Весенний дождь» лёгкое, свежее, воздушное настроение. Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, наслаждается запахами, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно в первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его что-то, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны
Итог урока. А. А. Фет – чуткий, проникновенный лирик. Его стихи наполнены яркими художественными образами, в них отражены внутренние переживания человеческой души. Он видел красоту в привычных вещах, его сердце было переполнено любовью к природе и ее красоте - этим он жил. Многие литературные деятели, имеющие революционно-демократический настрой часто осуждали его и высмеивали за отстраненность от проблем современности и совершенную безучастность в политической жизни страны. Однако для Фета главными темами его произведений всегда оставались природа, любовь, красота. Как вы думаете, ребята, а сейчас мы можем ответить на вопрос – кому нужна лирика? Для чего нужна лирика?
2. Я предлагаю вам почувствовать себя поэтами, напишите миниатюру на тему "Весенний дождь", используя данные глаголы: шумит, звенит, шуршит по листьям, струится, стекает, прыгает, пляшет.(глаголы на слайде)
Спасибо за урок!
Выставление отметок.
Приложение к уроку.
Метафора
переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.
Эпитет
Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Сравнение
изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Автор стихотворения «Весенний дождь» А. А. Фет – чуткий, проникновенный лирик. Его стихи наполнены яркими художественными образами, в них отражены внутренние переживания человеческой души. Он видел красоту в привычных вещах, его сердце было переполнено любовью к природе и ее красоте - этим он жил. Многие литературные деятели, имеющие революционно-демократический настрой часто осуждали его и высмеивали за отстраненность от проблем современности и совершенную безучастность в политической жизни страны. Однако для Фета главными темами его произведений всегда оставались природа, любовь, красота.
В стихотворении «Весенний дождь», автор на рифму положил песню своего сердца, которое переполнено чувствами от прекрасной картины, начинающегося весеннего дождя. Его дождь, изображенный в этом стихотворении, желанный, праздничный, яркий. Прекрасная картина:
Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет
но дождь уже совсем близко, вот сейчас его можно не только почувствовать, но и увидеть:
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса
Картину приближающегося дождя, автор изобразил с ощущением радости, она наполнена солнцем и теплом. Дождь, подсвеченный ярким, весенним солнцем, он сравнил с прекрасной завесой из золотой пыли:
Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.
И вот появляются первые капли дождя, которые представлены автором, как нечто прекрасное, наполненное чистотою и свежестью. Их появление оживило природу, даже липы радуются и от этого восторга одарили все вокруг своим прекрасным ароматом:
Две капли брызнули в стекло, От лип душистых медом тянет
Ну а начавшийся густой весенний дождь, автор одухотворил и исполнил образа:
И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.
Этот образ можно сравнить с юной, очаровательной красавицей, которая своим приходом все оживила и наполнила благоуханием и восторгом жизни.
Весенний дождь, описанный Фетом в этом небольшом по размеру стихотворении, пронизан красотою, звуками и запахами. Динамика природы очень ярко и объемно воспета в столь малом художественном произведении.
«Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
Вид задания
Отметка
Лист самооценки.
Узнал что-то новое Научился
Я
Расстроился Получил радость
Удивился Ничего не понял
Лист самооценки.
Узнал что-то новое Научился
Я
Расстроился Получил радость
Удивился Ничего не понял
Словари:
1.Орфографический словарь.
2. Орфоэпический словарь.
3.Толковый словарь.
4. Краткий словарь литературоведческих термино
Групповой проект.
1.Ученик. Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной.
Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.
2.Ученик. Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.
3.Ученик. Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. Он писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. «Это не просто поэт, а скорее поэт – музыкант», - писал о нем П.И. Чайковский. Стихи Фета обладают удивительной музыкальностью. Недаром на его стихи написано множество чудесных романсов.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Поэт рисует картины природы немногословно, короткими строками, но очень глубоко и точно.
«Ласточки пропали...»
Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой.
С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.
Выйдешь - поневоле Тяжело - хоть плачь! Смотришь - через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.
Стихотворение «Мама, глянь-ка из окошка…»
Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней - Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: "Ну, скорей гулять!"
Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…
Учись у них — у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце- хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
Правила написания синквейна
(5 строк)
-понятие -тема(1сущ.)
-описание темы в двух словах
(2 прилаг.)
- описание действий –(3 глагола)
- предложение (из 4 слов)
-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер
Правила написания синквейна
(5 строк)
-понятие -тема(1сущ.)
-описание темы в двух словах
(2 прилаг.)
- описание действий -(3глагола)
- предложение (из 4 слов)
-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер
Правила написания синквейна
(5 строк)
-понятие -тема(1сущ.)
-описание темы в двух словах
(2 прилаг.)
- описание действий –(3 глагола)
- предложение (из 4 слов)
-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер
Правила написания синквейна
(5 строк)
-понятие -тема(1сущ.)
-описание темы в двух словах
(2 прилаг.)
- описание действий –(3 глагола)
- предложение (из 4 слов)
-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер
Правила написания синквейна
(5 строк)
-понятие -тема(1сущ.)
-описание темы в двух словах (2 прилаг.)
- описание действий –(3 глагола)
- предложение (из 4 слов)
-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер
Правила написания синквейна
(5 строк)
-понятие -тема(1сущ.)
-описание темы в двух словах (2прилаг.)
- описание действий –(3 глагола)
- предложение (из 4 слов)
-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер
(1) Опять незримые усилья,
Опять невидимые крылья
Приносят северу тепло.
(2) Все ярче, ярче дни за днями,
Уж солнце черными кругами
В лесу деревья обвело.
(3) Заря сквозит оттенком алым,
Подернут блеском небывалым
Покрытый снегом косогор.
(4) Еще леса стоят в дремоте, Но тем слышнее в каждой ноте
Пернатых радость и задор.
(5) Ручьи, журча и извиваясь, И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат.
(6) И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
(7) А там по нивам на просторе
Река раскинулась, как море,
Стального зеркала светлей,
И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей.
Работа по вопросам.
О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Выделите слова, передающие движение и жизнь в это время года.
Каким нам видится человек, созерцающий эту картину? Что мы можем сказать о его внутреннем мире?
Спроецированы фразы: (Слайд12)
Романтик – человек, проникнутый романтизмом, высокими чувствами, мечтатель и созерцатель.
Глубоко чувствующий
Дар увидеть
Ощущает
Прочитайте фрагмент анализа данного стихотворения. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Спроецировано: (Слайд13)
Природа в стихотворении А.А. Фета оживает благодаря богатейшей лексике. Обратите внимание, как уместно используются_____ (предложение 5,6). Особая взволнованная интонация передается стилистической фигуры, как __________(предложение 1,2). Благодаря______(предложение 5,6) мы слышим сначала журчание ручья, а потом гул и рев разыгравшегося потока. А с помощью ________(предложение 7) мы можем лучше представить картину разлившейся реки, тронувшегося льда.
Сравнение
Анафора
Эпитеты
Аллитерация
Когда мы говорим о поэзии ХIХ века, всегда вспоминаем имя поэта – лирика А.А. Фета.
В чем же чарующая сила его стихотворений?
Ответ на этот вопрос вы найдете в статье учебника об А.А. Фете (стр. 245). Уч-ся читают самостоятельно.
Стихотворение «Чудная картина». Читает учитель.
Ответы на вопросы после стихотворения.
Чтение стихотворения «Весенний дождь».
Анализ стихотворения (по типу концентрического круга)
1 ЭТАП. Доска (тема, жанровая форма, модальность). На столах листочки:
А) тема: (стих-ие раскрывает …….; в стих-ии показано ……..; темой стих-ия является ……; в стих-ии рисуется ……; стих-ие посвящено…..)
Б) жанровая форма (является лирическим раздумьем; пейзажная зарисовка, на фоне которой дается авторское раздумье о …..; изображается трагическая картина из жизни человека);
В стих-ии «Весенний дождь» А.А. Фет показывает, как приближается и начинается весенний дождь. Это пейзажная зарисовка, на фоне которой дается авторское раздумье о красоте изображаемой картины.
В начале стих-ия слышится спокойный тон мудрого созерцателя, затем он сменяется радостным ощущением приближающегося дождя.
2 ЭТАП – вычленение отдельных компонентов художественной системы.
Как называется стих-ие? Какой смысл имеют слова, вынесенные в качестве заголовка? Название стих-ия «Весенний дождь». В нем отражена тема стих-ия. Название однозначно. Но название может быть многозначным: под весенним дождем может подразумеваться ощущение.
Сколько в стих-ии строф? На какие этапы можно разделить развитие поэтической темы?
Стих-ие состоит из 3 четверостиший.
В первой строфе говорится о солнечном дне: «солнце блещет», «перед окном светло», «облака не сплошные, а рваные». Во второй строфе рассказывается о надвигающемся дожде. Строфа начинается с противительного союза А: опушка леса уже стоит за завесой, как «в золотой пыли». Третья строфа – показано начало дождя: «две капли брызнули в стекло», «что-то … по свежим листьям барабанит».
Таким образом, поэтическая тема развивается от строфы к строфе, и перед нами предстает живая картина весеннего дня.
Определите размер, способ рифмовки. Почему поэт использовал именно такую метрическую организацию?
Стихотворение имеет следующий метрический вид.
12 34 56 78 9
ᴗ - ᴗ - ᴗ - ᴗ -
ᴗ - ᴗ - ᴗ - ᴗ - ᴗ
ᴗ - ᴗ - ᴗ - ᴗ -
ᴗ - ᴗ - ᴗ - ᴗ - ᴗ
Использование четырехстопного ямба с пиррихием позволяет Фету создать особый художественный эффект: плавно звучащие строки не создают ощущение тревоги от приближающегося дождя. Наоборот, мы поражаемся наблюдательности лирического героя, чувствуем его радость.
Перекрестная рифмовка позволяет поэту выразить красоту гармонии окружающего мира. Обратите внимание на рифмующиеся слова: окружающие предметы оказываются связанными, они – часть узора окружающего мира.
Рассмотрите фонику стихотворения. Посмотрите на гласные звуки, на согласные.
Важное значение для воплощения поэтической мысли имеет фоника. В первом четверостишии явственно звучат ассонансы «о», «е», которые передают умиротворение, радость бытия. Настойчиво звучащая аллитерация мелодичного «л» позволяет автору передать чувство блаженного покоя лирического героя, который умиротворенно созерцает окружающий мир.
В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы?
В первой строфе преобладает желто-золотой цвет: «светло», «солнце», «блещет».
Во второй строфе картина меняется, а в третьей появляются резкие звуки в словах «брызнули», «барабанит». Мы слышим нарастающий шум дождя.
Мы можем выделить ключевые слова – контекстные синонимы: «завеса», «две капли», «что-то барабанит». Дождь не только приблизился, он начался.
Какие художественные средства помогают понять смысл стихотворения? Лирический герой этого стихотворения видит и ценит красоту в природе, он заставляет и нас, читателей, следить за тончайшими изменениями в окружающем мире и поражаться им снова и снова.
Слово учителя.
В начале урока мы говорили о том, почему Фет вошел в русскую поэзию. Обратимся еще раз к статье учебника и ответим на вопрос:
- Какие же впечатления Фет сумел выразить в слове?
Лирический герой – это тот человек, чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении.
Метр – стихотворный размер.
Гармоничный – благозвучный, стройный
Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
Ассонанс – повтор ударных гласных звуков внутри стиха.
Аллитерация – повтор согласных звуков.
«Времена года в русской поэзии». Конспект урока.
Вступительная часть
Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем разговор о лирике как литературном роде. Нам предстоит обратиться к стихотворениям русских поэтов XIX века о родной природе.
Готовясь к сегодняшнему уроку, я обнаружила в предисловии к вот этой (показать) книге «Времена года», где собраны стихи и рассказы о природе, такие строчки: (слайд №2). «Каждый поэт и писатель, как вдохновенный художник, рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене времён года». ( М.Е.Федоровская).
Что означает слово «вдохновенный»? (Наполненный вдохновением и дающий вдохновение – поэтическое, творческое озарение, чувство особого душевного подъёма.)
Как понять выражение «неизменная, но вечно новая смена времён года»?
Как вы в целом понимаете слова редактора издательства «Детская литература»?
Пусть это высказывание станет эпиграфом (цитатой, отражающей основную идею) ко всем урокам, посвящённым русской лирике о природе, и сегодняшнего урока на тему: «Времена года в русской поэзии».
Запишите, пожалуйста, тему и эпиграф в тетрадь.
2.Вызов
Сейчас я предлагаю вам совершить короткое, но, думаю, приятное путешествие по временам года. Помогут нам в этом загадки (с.2 карточек).
(слайд №3) Снег на полях,
Лёд на ручьях,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(слайд №4){зимой}
(слайд №5) Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
(слайд №6) {весной}
(слайд №7) Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(слайд №8) {летом}
(слайд №9) Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
(слайд №10) {осенью}
Как вы думаете, кому адресованы эти загадки о временах года? Почему вы так решили? (короткие стихи, состоят из нераспространённых предложений, по форме и содержанию простые)
Могут ли, по-вашему, маленькие дети так же легко и безошибочно, как вы, по трём названным признакам узнать каждое время года? Почему? (здесь указаны очень узнаваемые черты, характерные для времён года)
Обратите внимание на экран, на фотографии, которые служили нам отгадками. Они изображают четыре времени года, но отражают другие их яркие, узнаваемые признаки. Какие? (зима – деревья в пушистом снегу, весна – цветущая сирень, лето – всё в зелёном убранстве, осень – золотые листья)
Ассоциации с тем или иным временем года могут быть различными.
Поделитесь вашими ассоциациями на тему Весна, Зима, Лето, Осень.
Кто написал дома синквейны на эти темы? Прочитайте!
3.Осмысление
Интересно узнать, сходны ли ваши ассоциации, пятиклассников XIX века, с восприятием времён года у людей взрослых, живших в иную эпоху, одарённых поэтическим талантом.
Предлагаю вам познакомиться с текстом «Русские поэты о Родине, родной природе и о себе». (См. карточки)
Читая, делайте на полях необходимые пометки («!» -удивило; «+» - совпадает с моим восприятием; «?» - непонятно, вопрос) (слайд №12)
(слайд №13)
Что удивило вас в прочитанном тексте? (!)
Что созвучно вашему восприятию? (+)
Что вызвало вопросы? (?)
(слайд №14)
Чем русская природа всегда привлекала поэтов, писателей?
Как обычно изображалась природа русскими поэтами?
Какое чувство неразрывно связано с восхищением красотами природы?
4.Рефлексия
(слайд №15)
«Разглядеть неподдельную внутреннюю красоту, неповторимое очарование в неброских пейзажах способен лишь тот, кто искренне привязан к родной земле, по-настоящему любит свою Родину». (По В.Я.Коровиной)
Эта цитата из прочитанного вами текста как нельзя лучше, по-моему, подходит для того, чтобы перейти к проверке выполненного вами домашнего задания. Ведь эти слова можно в полной мере отнести к нашим лучшим художникам и поэтам и, надеюсь, к нам с вами тоже. (См. д/з на карточках)
(слайд №16) И.Левитан «Весна – большая вода» (1) (С.125)
Какое время года изображено на картине?
Какое природное явление?
Какими красками написана картина?
Какое вызывает настроение? Почему?
Какие стихотворные строчки вы бы поместили под этой картиной? (Указывайте автора, название произведения, откуда взяты строчки, страницу в учебнике)
Давайте более внимательно вчитаемся в стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе, вглядимся в образы, воплощённые в них.
(слайд №21)
С какого именно стихотворения вам хотелось бы начать этот разговор?
Прочитайте выбранное стихотворение.
Каким оно проникнуто настроением? Почему вы так думаете?
Какие чувства вызывает оно у читателей?
Какое время года в нём изображено?
Каким предстаёт это время года в стихотворении?
Какие поэтические образы создал автор стихотворения? При помощи каких изобразительно-выразительных средств?
Что особенного, какую «изюминку» вы заметили в этом стихотворении, раз выбрали его среди других?
+ см. вопросы по каждому стихотворению в учебнике.
5. Новый вызов
(слайд № 22)
Каждое лирическое произведение неповторимо и привлекает чем-то особенным. Но ко всем стихотворениям о природе можно предложить несколько общих вопросов, которые помогут читателю рассказать о лирическом произведении.
Давайте составим и запишем такие вопросы.
Какое время года, явление природы, какая картина изображается в стихотворении?
Какие поэтические образы создал автор?
Какие средства выразительности использовал автор?
Каким настроением проникнуто произведение? Какие чувства, ассоциации вызывает оно у читателя?
Как следует прочитать это произведение, чтобы передать его своеобразие?
Предлагаю вам продолжить работу над лирическими произведениями о природе дома.
Ваше домашнее задание – на стр.2 карточки:
1. Подготовить рассказ по вопросам об одном или двух стихотворениях русских поэтов XIX века о родной природе. Можно обратиться к произведениям, предложенным в учебнике литературы (Часть 2, С.124 – 133) или прочитанным самостоятельно.
2.(Через урок! К 4.02. 2009) Выучить и выразительно прочитать наизусть одно стихотворение о природе, написанное русским поэтом XIX века.
3. (Для желающих) Написать эссе на тему «Удивительное время года».
Есть ли вопросы по домашнему заданию?
Итак, обращение к стихотворениям о родной природе русских поэтов XIX века продолжиться в домашней работе, а также на следующем уроке. А сегодняшний урок на тему «Времена года в русской поэзии» мне бы хотелось закончить синквейном на тему «Природа»:
(слайд №23)
Природа
Неброская, родная
Меняется, живёт, восхищает
Воспета в произведениях русских поэтов.
Времена года
Большое спасибо за работу на уроке! Особенно хочу отметить… Они получают сегодня «пятёрки». До свидания!
Самоанализ урока литературы в 5 «В» классе 29.01.2009
Тема: «Времена года в русской поэзии»
Учитель: Фролова Е.Е.
Программа и учебник по литературе В.Я.Коровиной, реализуется в объёме 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Урок спроектирован в соответствии с принципами технологии РКМЧП.
1.Общая характеристика класса в аспекте сформированности критического мышления, общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций.
Большинство учащихся 5 «В» класса – дети с достаточно высокой мотивацией к обучению. Многие общеучебные умения сформированы у них на должном для этого возраста уровне:
бегло читают,
могут сосредотачиваться на выполняемой работе,
выделяют в информации главное,
пытаются формулировать выводы.
Ребята активны, любят рассуждать, проявлять себя, что говорит о хороших перспективах в развитии критического мышления (вида интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю). Однако в данном классе особенно важно уделять внимание развитию
умения слушать и слышать собеседника,
толерантности: учить пониманию возможности существования разных мнений об одном и том же явлении.
2. Определение места урока в системе (его связь с предыдущими и последующими уроками раздела, всего курса, а также с другими учебными предметами), специфика и уникальность данного урока.
Урок по теме «Времена года» - один из 20-ти уроков в системе изучения лирики в 5 классе. Система изучения лирических произведений в связи с требованиями базового стандарта и программы по литературе представлена в таблице (см. «Материалы к уроку»)
3. Оценка потенциала темы урока для реализации целей и задач РКМЧП.
Как и любой урок литературы, урок по данной теме обладает большими возможностями для развития критического мышления через чтение и письмо, что отражено в его целях и конкретных задачах (см. «Материалы к уроку»).
4. Соотнесение конкретной модели данного урока с общей базовой моделью урока технологии РКМЧП.
Обычно урок в рамках технологии РКМЧП состоит из трёх частей: Вызов – Осмысление – Рефлексия. Все эти стадии присутствовали и на данном уроке, но он имеет четырёхчастную структуру. Стадия «Рефлексия» перешла в «Новый Вызов», «Осмысление» которого произойдет в домашней самостоятельной работе, а «Рефлексии» будет посвящён следующий урок. Такая корректировка композиции базовой модели урока позволяет связывать несколько уроков одной темы в единое целое.
5. Мотивация отбора учебного материала, выбора методов, средств и педагогических приёмов (в соответствии со своеобразием темы, поставленными целями и особенностями класса).
Вводная часть урока – работа по осмыслению эпиграфа - направлена на активизацию мыслительной деятельности школьников. На этапе «Вызов» использовались два приёма: «путешествие» по временам года с использованием загадок и «Ассоциации». Главное назначение их использования – пробудить личный интерес детей к изучению темы, вызвать ассоциации пятиклассников с временами года, «открыть» множественность и индивидуальность подобных ассоциаций, с одной стороны, и их некоторую общность, связанную со схожим жизненным и культурным опытом людей, с другой стороны. «Вызов» перешёл в стадию «Осмысление», где использовались два ведущих для технологии РКМЧП приёма: «Чтение с пометами» и беседа по прочитанному тексту. Использованный текст позволял школьникам связать личный опыт с опытом других людей; давал возможность «открыть» новые аспекты в изучаемой теме (т.е. полностью соответствует требованиям технологии РКМЧП к обучающим текстам). Беседа по прочитанному дала возможность выявить уровень понимания школьниками прочитанного, позволила продолжить систематическую работу по формированию умения отвечать на поставленный вопрос. Стадия «Рефлексия» включала проверку домашнего задания, которое требовало личной оценки произведений, сопоставления двух видов искусства, проявление умения выделить главное, определить основную мысль. Продолжился этот этап урока выбором и частичным анализом лирических произведений на уровне оценки и восприятия. Затем, как уже было сказано, «Рефлексия» перешла в «Новый вызов», когда учащиеся составляли список вопросов для целостного анализа стихотворения. Необходимость осуществить самостоятельно «Осмысление» этого «Вызова» потребовала небольшого комментария по выполнению домашнего задания. Синквейн, которым завершился урок, особый способ формулировки эмоционально и информационно значимого вывода.
6. Оценка деятельности учащихся на уроке (её разнообразие по формам; самостоятельность школьников, активность, креативность и др.)
7. Общая оценка результатов урока, причин успехов и неудач.
8. Определение дальнейшей перспективы деятельности.
Развитие критического мышления в 5 классе еще только в начале пути. Предстоит ввести в активное использование разнообразных форм и приёмов работы, в частности, группового способа обучения.