"Картина нравов" фамусовского общества. Обличение пороков в рамках категории "справедливости". Актуальность комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
"Картина нравов" фамусовского общества. Обличение пороков в рамках категории "справедливости". Актуальность комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Определить связь между басенными пороками И.А. Крылова и пороками, обозначенными в комедии. На основе литературного исследования выяснить актуальность и вечную молодость произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Картина нравов" фамусовского общества. Обличение пороков в рамках категории "справедливости". Актуальность комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"»
Кайнова Алиса Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 26им. М.Т. Калашникова» г. Симферополя Республики Крым Российской Федерации
ТИП УРОКА: обучающий урок с элементами закрепления предыдущего материала.
ТЕМА: «Картина нравов» фамусовского общества.
Обличение пороков в рамках категории «справедливости». Актуальность комедии «Горе от ума» в современном мире (второй в теме).
…всем мастерам русского слова
и просто патриотам любимого
Отечества посвящается…
…пьеса подобна басням Крылова,
перешедшим из книги в живую
речь…
И.А. Гончаров
Фамусовское общество – это люди,
которые не были представителя-
ми русского общества, а лишь
одной его стороны…
В.Г. Белинский
ЦЕЛЬ УРОКА: 1) ознакомить учащихся с «картиной нравов» фамусовского общества;
2) определить связь между басенными пороками И.А. Крылова и пороками комедии в рамках категории «справедливости»; показать простоту и живость языка комедии;
3) на основе литературных исследований выяснить актуальность и «вечную молодость» комедии.
ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции к комедии «Горе от ума», портрет А.С. Грибоедова, тексты, музыкальный фрагмент ( И.В. Тальков «Господа-демократы» ).
Глава 10. Поэтическая минутка («В полете вдохновения»).
ХОД УРОКА
Вопросы по биографии А.С. Грибоедова и созданию комедии:
ГЛАВА 1
Вступительное слово учителя:
К теме обличения порока в рамках категории «справедливости» я обратилась, потому что А.С. Грибоедов – первый «мастер слова» из списка русских классиков
и наших современников, который пострадал от рук убийц
случайно, а может, «темная сила» забрала его с собой за острое слово и горькую правду.
Давайте продолжим этот список и вспомним имена русских писателей и поэтов:
Конец двадцатого – начало двадцать первого веков: И.В. Тальков (1956 – 1991), М.В. Круг (1962 – 2002).
Острота слова русского творца (писателя, поэта) – наследие его народа, а потому, чтобы перейти к нашей теме, вспомним некоторые факты биографии драматурга.
ГЛАВА 2
Для закрепления предыдущего материала проведем небольшую разминку с заранее подготовленными учителем вопросами.
Вопрос первый: в каком городе родился А.С. Грибоедов? (Москва).
Вопрос второй: сколько лет было писателю, когда он поступил в университет?
(13 лет).
Вопрос третий: какие европейские языки знал А.С. Грибоедов?
( англ., немец., франц., итальян.).
Вопрос четвертый: где А.С. Грибоедов получил замысел комедии?
(во сне).
Вопрос пятый: какими талантами был наделен А.С. Грибоедов?
(знал древние и восточные языки, писал музыку – два вальса).
Вопрос шестой: почему комедию «Горе от ума» отказались публиковать?
(из-за связи А.С. Грибоедова с декабристами).
Вопрос седьмой: было ли доверие к писателю со стороны Николая I?
(нет, 2.06.1826г. за А.С. Грибоедовым был установлен надзор).
Вопрос восьмой: какова была цель визита А.С. Грибоедова в Персию?
(возвратить русских подданых).
Вопрос девятый: в каком городе произошло убийство А.С. Грибоедова?
(Тегеран).
ГЛАВА 3
Повторив домашнее задание, вспомнив биографию А.С. Грибоедова, мы смело можем перейти к основным проблемам комедии, сопоставив (эти проблемы) с современными.
Какие вопросы волнуют людей сейчас, в настоящее время?
Это идейно-политические споры, общенациональный характер, общечеловеческий фактор.
А чтобы перейти к обличительным порокам в комедии, вспомним актуальность басенных пороков и их справедливое выявление И.А. Крылова.
Показать наглядные рисунки к басням И.А. Крылова
Примеры: «Волк и Ягненок» - обличение власти;
«Стрекоза и Муравей» - осуждение «приспособления»;
«Свинья под дубом» - осуждение невежд, неучености.
А какие басни вы можете привести в пример?
«Квартет», «Лебедь, Щука и Рак».
ГЛАВА 4
Вот мы на основе несложных басен перейдем к рассмотрению пороков в комедии и их справедливому обличению «Горе от ума».
современного человека с опорой на комедию А.С. Грибоедова
«Горе от ума» под названием «Герой нашего времени».
ЗАЧИТЫВАНИЕ ЦИТАТ
ОБРАЗОВАНИЕ
Фамусов: «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится…»
«Ученость – вот чума, уче-
ность – вот порок…»
д.I, явл.2(с.10)
Чацкий: «Сужденье черпают
из забытых газет времен Оча-
ковских, и покоренья Крыма»
«А тот чахоточный, родня
вам, книгам враг, в ученый комитет который поселился и с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился…»
д.I, явл.6(с.25)
ЧИНЫ
Фамусов (о Скалозубе):
«Известный человек, солидный, и знаков тому отличье нахватал, не по летам и чин завидный, не
нынче завтра генерал»
д.II,явл.2
Скалозуб: «За 3 августа засе-
ли мы в траншею. Ему дан
с бантом, мне на шею…»
«Чин следовал
ему: он службу вдруг оставил,
в деревне книги стал читать»
«вакансии как раз
открыты: то старших вы-
ключат иных, другие, смот-
ришь, перебиты…»
«Да чтоб чины
добыть, есть многие каналы,
мне только бы досталось в
генералы…»
Чацкий: «Чины людьми даются,
а люди могут обмануться…»
Чацкий (о Молчалине): «А,
впрочем, он дойдет до степе-
ней известных, ведь нынче лю-
бят бессловесных»
д.I, явл.2
СВОБОДА СУЖДЕНИЙ
Молчалин: «В мои лета не
Чацкий: «Помилуйте, мы с
должно сметь свое суждение
иметь…»
«Мне завещал отец: во-первых, угождать
всем людям без изъятья – хо-
зяину, где доведется жить,
начальнику, с кем буду я слу-
жить, слуге его, который чистит платье…»
д.IY, явл.3, с.69
вами не ребята, зачем же
мнения чужие только святы»
ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМУ ИНОСТРАННОМУ
Фамусов: «Дверь отперта для
званых и незваных, особенно
для иностранных…»
Чацкий: «Я одаль воспылал
желанье, что истребил
господь нечистый этот дух
пустого, рабского, слепого
подражанья…»
ЛЮБОВЬ
Молчалин: «И вот любовника
я принимаю вид в угодность
дочери такого человека…»
Чацкий (Софье): «Но есть ли
в нем та страсть, то чувство,
пылкость та, чтоб кроме
вас ему мир целый казался
прах и суета?»
ИДЕАЛЫ
Фамусов: «Вот то-то все вы
гордецы, спросили бы, как
делали отцы, учились бы, на
старших глядя…»
Чацкий: «…как тот и славил-
ся, чья пуще гнулась шея…»
д.I, явл.6
«Хоть есть охотники
поподличать везде, да нынче
смех страшит и держит
стыд в узде!»
ВЫВОД: мы составили таблицу характеристики героев с опорой на цитаты из комедии, что позволит нам создать криптограмму второстепенных героев.
ГЛАВА 5
ИЗ СЦЕНЫ БАЛА
Бесполезность
деятельности
Безуважение Неимение своего к личности мнения
Хитрость и Преклонение перед
подлость чинами и деньгами
Преклонение
перед иностранным
КОММЕНТАРИИ:
1. Неимение своего мнения – Платон Горич.
2. Преклонение перед чинами и деньгами – Тугоуховские.
3. Преклонение перед иностранным – графиня-внучка Хрюмина.
4.Хитрость и подлость – Загорецкий.
5. Безуважение к личности – Хлестова.
6. Бесполезность деятельности – Репетилов.
Цитаты героев
Сходство (параллель) с другими героями из комедии
Наталья Дмитриевна Горич
(Платону Михайловичу, мужу): «застегнись скорей, да
отойди подальше от дверей…»
с Фамусовым
Тугоуховские (о Чацком): «Он
камер-юнкер? – Нет. – Богат?
Нет. – Князь, князь, назад!»
с Фамусовым
со Скалозубом
с Молчалиным
Графиня-внучка Хрюмина го-
ворит со всеми только по-
французски
с Фамусовым
Загорецкий: «В шестом часу
достал билет» (на спектакль)
с Молчалиным
Хлестова: «От скуки я взяла с
собой арапку-девку и собачку»
с Фамусовым
Репетилов: «Шумим, братец,
шумим!»
со Скалозубом
ВЫВОД: зададим вопрос учащимся: «Для чего А.С. Грибоедов
справедливо включает в комедию второстепенные персонажи (лица)?
Ответ (предполагаемый учителем): «Чтобы показать, что пороки, высмеянные в главных героях – Фамусове, Скалозубе, Молчалине, - живут (существуют) во всем обществе.
ГЛАВА 6
Проведем выразительное чтение монологов по рядам, а также подискутируем по прочитанному.
Софья
Чацкий
Скалозуб
Фамусов
Первый монолог (Чацкий – Софье) – д.I, явл.7 (с. 25 – у учителя,
с. 28 – у учеников) – А.С. Грибоедов. – «Горе от ума».
Упомянутые лица
Черты характера
«черномазенький»
пронырливость
«трое из бульварных лиц (со
всей Европой породнятся)»
протекция
«сам толст, его артисты
тощи»
скупость
«тот чахоточный, в ученом
комитете…»
невежество, нежелание об-
разовываться
Второй монолог (Фамусов – Чацкий) – д.II, явл.2 (с.35 – у учи
теля, с.36 – у учеников) – А.С. Грибоедов. – «Горе от ума».
Максим Петрович – идеал для Фамусова
хорошо ел
имел награды
имел положение в обществе
был «гордым» не со всеми
? – откуда такая «роскошная»
жизнь по Фамусову – так как
Максим Петрович стал при
дворе шутом
Третий монолог (Фамусов – Скалозуб) – д.II, явл.5 (с.44 – у учителя, с.43 – у учеников) –
А.С. Грибоедов. – «Горе от ума».
Цитата
Черты характера
«будь плохонький, да если на-
берется душ тысячки две ро-
довых… тот и жених»
брак по расчету
«открыта дверь для званых и
незваных, особенно для иност-
ранных»
преклонение перед
иностранным
«в пятнадцать лет учителей
научат»
осуждение свободной мысли
у молодежи
«и о правительстве иной раз
так толкуют»
осуждение свободной мысли
вообще
«а дамы?… к военным людям
так и льнут, да потому что
патриотки»
Фамусов обманывает себя,
стараясь угодить Скалозубу
ГЛАВА 7
После наших небольших литературных исследований мы можем заполнить таблицу, оставив для самостоятельного исследования только колонку «наше время».
При заполнении колонки «наше время» звучит песня И.В. Талькова «Господа-демократы».
СТОЛКНОВЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ
«ВЕКА НЫНЕШНЕГО»
и «ВЕКА МИНУВШЕГО»
(неужто все так идеально?)
Жизненные
факторы
Век Фамусова
(«минувший»)
Век Чацкого
(«нынешний»)
Наше время
1 Образование
Отрицание
Обличение
этого отрица-
ния
Для чего нужно образо-
вание?
2 Чины
(должность)
Любой путь
для достиже-
ния (Скалозуб)
преклонение
перед чинами
(Фамусов)
Если человек
получает чин
не по заслу-
гам, то будет
страдать об-
щество
Как добиться
достойного
положения в
обществе?
3 Свободные
суждения
Не иметь
собственного
мнения
(Молчалин)
Отстаивать
собственное
мнение
В каких ситу-
ациях, на ваш
взгляд, необ-
ходимо со-
хранять мол-
чание?
4 Отношение
ко всему
иностранному
Преклонение
(Фамусов)
Необходимо
иметь собст-
венный язык и
культуру
На чьей вы
стороне –
Фамусова или
Чацкого?
5 Любовь
По расчету
(Фамусов, Молчалин)
Искренность
чувства
Что для вас
важнее: чув-
ство или рас
чет?
6 Идеал
Преклонение
перед вышестоящими
лицами
Высмеивание
пороков
А что для вас
является
идеальным?
После заполнения колонки «Наше время» учащиеся зачитывают свои версии.
В нашей колонке даны приблизительные ответы учащихся.
ГЛАВА 8
Чтобы убедиться в том, что язык комедии жив до сих пор, учитель зачитывает начало цитаты, а учащиеся продолжают
цитировать:
1 «Свежо предание, а…» (Чацкий)
2 «В мои лета не должно сметь…» (Молчалин)
3 «Где? Укажите нам Отечества (Чацкий)
отцы, которых мы должны
принять…»
4 «Ученостью меня не…» (Скалозуб)
5 «Не надобно другого (Фамусов)
образца, когда в глазах
пример…»
ГЛАВА 9
ВЫВОД: цели урока достигнуты; учащиеся ознакомились с «картиной нравов» фамусовского общества в рамках категории «справедлдивости» и пришли к выводу, что комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» актуальна и в наши дни.
ГЛАВА 10
И в завершении нашего урока мне бы хотелось продолжить традицию русских классиков и современников в стиле обличения пороков общества на примере собственной басни «Западня для грызунов».
ЗАПАДНЯ ДЛЯ ГРЫЗУНОВ
Крот возомнил себя царем.
Устроил радужный прием
Всех корешков, кто с ним шалил,
С кем «зелень» крупную делил.
И заявил им старый бес:
«Очистить срочно нужно лес,
Ведь жить по-райски все хотят,
Кормить детей, то бишь, кротят,
А белки взяток не дают,
Работать хорошо им тут.
Я их лишу рабочих мест
И наплюю на их протест.
Прошу вас белок не жалеть!
Что с них вы будете иметь?
Я слово грызуна даю:
Купаться будем мы в раю,
Ведь крысы нам пророют ход
До райских золотых ворот».
Хомяк с боязнью вдруг сказал:
«Бесспорно, лес наш очень мал.
Мы крысам продали места,
Задачка, в общем-то, проста,
Ведь если Лев узнает все,
Придется отдавать свое.
Я бухнул мзду на кутежи.
Что делать, Нутрия, скажи?!»
Она со смехом: «О-ля-ля!
Для белок жалко и рубля.
Они с законами дружны,
Безукоризненно честны,
А в нашем деле честность – враг!
Согласны, господа, ну как?»
Вдруг злобный Суслик прибежал.
«Скандал! – кричит. – Какой скандал!
Дошла молва уже до Льва,
Что белки требуют права,
И на руках у них приказ!
Того гляди, в Кресты всех нас!»
«Цыц! – я сказал тебе. – Молчи!
И меньше о Крестах кричи! –
Приподнимаясь, рыкнул Крот. –
Ты, Суслик, - полный идиот!
Приказы надо затерять.
Тебе ли, Суслик, объяснять?
Вот Хома быстро собразит
И всех смекалкой поразит.
Садись, по новой составляй,
Но только поживей валяй!
Давай, Хома, подсуетись,
Но среди белок не светись.
И вместе помозгуйте вы,
Не то не снесть нам головы,
Еще…». Мобильник зазвенел,
И Крот в испуге онемел,
Потом понес какой-то блеф.
Все догадались – едет Лев.
Нельзя обманывать людей,
От честных спрятавшись идей,
Так, как хотели грызуны
Под зорким оком Сатаны.
Нельзя юлить, все время лгать,
А нужно добрым помогать.
От бед не прятаться в кусты,
Не то прямой вам ход – в Кресты!
Домашнее задание: продолжить работу, которую начали в классе: из монологов Фамусова и Чацкого выбрать выражения, актуальные в наши дни, использую при этом справедливое обличение общественных пороков.
Литература: 1. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской
культуры XVIII – XIX вв. М., Владос. 2001. – 319 с.