kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Картина нравов" фамусовского общества. Обличение пороков в рамках категории "справедливости". Актуальность комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить связь между басенными пороками И.А. Крылова и пороками, обозначенными в комедии. На основе литературного исследования выяснить актуальность и вечную молодость произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Картина нравов" фамусовского общества. Обличение пороков в рамках категории "справедливости". Актуальность комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"»

Кайнова Алиса Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 26им. М.Т. Калашникова» г. Симферополя Республики Крым Российской Федерации

ТИП УРОКА: обучающий урок с элементами закрепления предыдущего материала.


ТЕМА: «Картина нравов» фамусовского общества.

Обличение пороков в рамках категории «справедливости». Актуальность комедии «Горе от ума» в современном мире (второй в теме).


…всем мастерам русского слова

и просто патриотам любимого

Отечества посвящается…


…пьеса подобна басням Крылова,

перешедшим из книги в живую

речь…

И.А. Гончаров

Фамусовское общество – это люди,

которые не были представителя-

ми русского общества, а лишь

одной его стороны…

В.Г. Белинский


ЦЕЛЬ УРОКА: 1) ознакомить учащихся с «картиной нравов» фамусовского общества;

2) определить связь между басенными пороками И.А. Крылова и пороками комедии в рамках категории «справедливости»; показать простоту и живость языка комедии;

3) на основе литературных исследований выяснить актуальность и «вечную молодость» комедии.


ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции к комедии «Горе от ума», портрет А.С. Грибоедова, тексты, музыкальный фрагмент ( И.В. Тальков «Господа-демократы» ).


ПРИМЕЧАНИЕ: этапы традиционного урока соответствуют главам данного.


СХЕМА УРОКА



Глава 1. Вступление.

Глава 2. Повторение и закрепление, или разминка.

Глава 3. Актуальность проблемы произведения.

Глава 4. Анализ произведения.

Глава 5. Схема с комментариями.

Глава 6. Дискуссия с театрализацией.

Глава 7. Творческая.

Глава 8. Актуальность произведения.

Глава 9. Подведение итогов.

Глава 10. Поэтическая минутка («В полете вдохновения»).


ХОД УРОКА


Вопросы по биографии А.С. Грибоедова и созданию комедии:



ГЛАВА 1


Вступительное слово учителя:

К теме обличения порока в рамках категории «справедливости» я обратилась, потому что А.С. Грибоедов – первый «мастер слова» из списка русских классиков

и наших современников, который пострадал от рук убийц

случайно, а может, «темная сила» забрала его с собой за острое слово и горькую правду.

Давайте продолжим этот список и вспомним имена русских писателей и поэтов:


Девятнадцатый век: А.С. Грибоедов (1795 – 1829), А.С. Пушкин (1799 – 1837), М.Ю. Лермонтов (1814 –1841).
Начало двадцатого века:
Н.С. Гумилев (1886 – 1921), С.А. Есенин (1895 – 1925).

Конец двадцатого – начало двадцать первого веков: И.В. Тальков (1956 – 1991), М.В. Круг (1962 – 2002).


Острота слова русского творца (писателя, поэта) – наследие его народа, а потому, чтобы перейти к нашей теме, вспомним некоторые факты биографии драматурга.

ГЛАВА 2

Для закрепления предыдущего материала проведем небольшую разминку с заранее подготовленными учителем вопросами.


Вопрос первый: в каком городе родился А.С. Грибоедов?
(Москва).

Вопрос второй: сколько лет было писателю, когда он поступил в университет?

(13 лет).

Вопрос третий: какие европейские языки знал А.С. Грибоедов?

( англ., немец., франц., итальян.).

Вопрос четвертый: где А.С. Грибоедов получил замысел комедии?

(во сне).

Вопрос пятый: какими талантами был наделен А.С. Грибоедов?

(знал древние и восточные языки, писал музыку – два вальса).

Вопрос шестой: почему комедию «Горе от ума» отказались публиковать?

(из-за связи А.С. Грибоедова с декабристами).

Вопрос седьмой: было ли доверие к писателю со стороны Николая I?

(нет, 2.06.1826г. за А.С. Грибоедовым был установлен надзор).

Вопрос восьмой: какова была цель визита А.С. Грибоедова в Персию?

(возвратить русских подданых).

Вопрос девятый: в каком городе произошло убийство А.С. Грибоедова?

(Тегеран).


ГЛАВА 3


Повторив домашнее задание, вспомнив биографию А.С. Грибоедова, мы смело можем перейти к основным проблемам комедии, сопоставив (эти проблемы) с современными.

Какие вопросы волнуют людей сейчас, в настоящее время?

Это идейно-политические споры, общенациональный характер, общечеловеческий фактор.

А чтобы перейти к обличительным порокам в комедии, вспомним актуальность басенных пороков и их справедливое выявление И.А. Крылова.


Показать наглядные рисунки к басням И.А. Крылова


Примеры: «Волк и Ягненок» - обличение власти;

«Стрекоза и Муравей» - осуждение «приспособления»;

«Свинья под дубом» - осуждение невежд, неучености.


А какие басни вы можете привести в пример?


«Квартет», «Лебедь, Щука и Рак».


ГЛАВА 4


Вот мы на основе несложных басен перейдем к рассмотрению пороков в комедии и их справедливому обличению «Горе от ума».


Для этого подготовим таблицу в тетради:


СТОЛКНОВЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ИДЕАЛОВ «ВЕКА НЫНЕШНЕГО» и «ВЕКА МИНУВШЕГО»

(неужто все так идеально?)


Жизненные

факторы

Век Фамусова

(«минувший»)

Век Чацкого

(«нынешний»)

Наше время

1 Образование




2 Чины

(должность)




3 Свободные

суждения




4 Отношение

ко всему

иностранному




5 Любовь




6 Идеал





Творческое задание учащимся: составить характеристику

современного человека с опорой на комедию А.С. Грибоедова

«Горе от ума» под названием «Герой нашего времени».


ЗАЧИТЫВАНИЕ ЦИТАТ

ОБРАЗОВАНИЕ

Фамусов: «Ей сна нет от
французских книг, а мне от
русских больно спится…»

«Ученость – вот чума, уче-

ность – вот порок…»

д.I, явл.2(с.10)

Чацкий: «Сужденье черпают

из забытых газет времен Оча-

ковских, и покоренья Крыма»

«А тот чахоточный, родня

вам, книгам враг, в ученый
комитет который поселился и
с криком требовал присяг, чтоб
грамоте никто не знал и не
учился…»

д.I, явл.6(с.25)

ЧИНЫ

Фамусов (о Скалозубе):

«Известный человек, солидный, и знаков тому
отличье нахватал, не по
летам и чин завидный, не




нынче завтра генерал»

д.II,явл.2

Скалозуб: «За 3 августа засе-

ли мы в траншею. Ему дан

с бантом, мне на шею…»

«Чин следовал

ему: он службу вдруг оставил,

в деревне книги стал читать»

«вакансии как раз

открыты: то старших вы-

ключат иных, другие, смот-

ришь, перебиты…»

«Да чтоб чины

добыть, есть многие каналы,

мне только бы досталось в

генералы…»


Чацкий: «Чины людьми даются,

а люди могут обмануться…»

Чацкий (о Молчалине): «А,

впрочем, он дойдет до степе-

ней известных, ведь нынче лю-

бят бессловесных»

д.I, явл.2


СВОБОДА СУЖДЕНИЙ

Молчалин: «В мои лета не

Чацкий: «Помилуйте, мы с

должно сметь свое суждение

иметь…»

«Мне завещал отец: во-первых, угождать

всем людям без изъятья – хо-

зяину, где доведется жить,

начальнику, с кем буду я слу-

жить, слуге его, который чистит платье…»

д.IY, явл.3, с.69

вами не ребята, зачем же

мнения чужие только святы»


ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМУ ИНОСТРАННОМУ


Фамусов: «Дверь отперта для

званых и незваных, особенно

для иностранных…»

Чацкий: «Я одаль воспылал

желанье, что истребил

господь нечистый этот дух

пустого, рабского, слепого

подражанья…»



ЛЮБОВЬ


Молчалин: «И вот любовника

я принимаю вид в угодность

дочери такого человека…»

Чацкий (Софье): «Но есть ли

в нем та страсть, то чувство,

пылкость та, чтоб кроме

вас ему мир целый казался

прах и суета?»


ИДЕАЛЫ


Фамусов: «Вот то-то все вы

гордецы, спросили бы, как

делали отцы, учились бы, на

старших глядя…»

Чацкий: «…как тот и славил-

ся, чья пуще гнулась шея…»

д.I, явл.6

«Хоть есть охотники

поподличать везде, да нынче

смех страшит и держит

стыд в узде!»



ВЫВОД: мы составили таблицу характеристики героев с опорой на цитаты из комедии, что позволит нам создать криптограмму второстепенных героев.


ГЛАВА 5


ИЗ СЦЕНЫ БАЛА


Бесполезность

деятельности


Безуважение Неимение своего
к личности мнения



Хитрость и Преклонение перед

подлость чинами и деньгами

Преклонение

перед иностранным


КОММЕНТАРИИ:


1. Неимение своего мнения – Платон Горич.

2. Преклонение перед чинами и деньгами – Тугоуховские.

3. Преклонение перед иностранным – графиня-внучка Хрюмина.

4.Хитрость и подлость – Загорецкий.

5. Безуважение к личности – Хлестова.

6. Бесполезность деятельности – Репетилов.



Цитаты героев

Сходство (параллель) с другими героями из комедии


Наталья Дмитриевна Горич

(Платону Михайловичу, мужу): «застегнись скорей, да

отойди подальше от дверей…»


с Фамусовым

Тугоуховские (о Чацком): «Он

камер-юнкер? – Нет. – Богат?

Нет. – Князь, князь, назад!»

с Фамусовым

со Скалозубом

с Молчалиным

Графиня-внучка Хрюмина го-

ворит со всеми только по-

французски


с Фамусовым

Загорецкий: «В шестом часу

достал билет» (на спектакль)

с Молчалиным

Хлестова: «От скуки я взяла с

собой арапку-девку и собачку»

с Фамусовым

Репетилов: «Шумим, братец,

шумим!»

со Скалозубом


ВЫВОД: зададим вопрос учащимся: «Для чего А.С. Грибоедов

справедливо включает в комедию второстепенные персонажи (лица)?



Ответ (предполагаемый учителем): «Чтобы показать, что пороки, высмеянные в главных героях – Фамусове, Скалозубе, Молчалине, - живут (существуют) во всем обществе.


ГЛАВА 6


Проведем выразительное чтение монологов по рядам, а также подискутируем по прочитанному.



Софья

Чацкий

Скалозуб

Фамусов


Первый монолог (Чацкий – Софье) – д.I, явл.7 (с. 25 – у учителя,

с. 28 – у учеников) – А.С. Грибоедов. – «Горе от ума».



Упомянутые лица Черты характера

«черномазенький»

пронырливость

«трое из бульварных лиц (со

всей Европой породнятся)»

протекция

«сам толст, его артисты

тощи»

скупость

«тот чахоточный, в ученом

комитете…»

невежество, нежелание об-

разовываться



Второй монолог (Фамусов – Чацкий) – д.II, явл.2 (с.35 – у учи

теля, с.36 – у учеников) – А.С. Грибоедов. – «Горе от ума».


Максим Петрович – идеал для Фамусова



  1. хорошо ел

  2. имел награды

  3. имел положение в обществе

  4. был «гордым» не со всеми

? – откуда такая «роскошная»

жизнь по Фамусову – так как

Максим Петрович стал при

дворе шутом



Третий монолог (Фамусов – Скалозуб) – д.II, явл.5 (с.44 – у учителя, с.43 – у учеников) –

А.С. Грибоедов. – «Горе от ума».



Цитата Черты характера

«будь плохонький, да если на-

берется душ тысячки две ро-

довых… тот и жених»


брак по расчету

«открыта дверь для званых и

незваных, особенно для иност-

ранных»

преклонение перед

иностранным

«в пятнадцать лет учителей

научат»


осуждение свободной мысли

у молодежи

«и о правительстве иной раз

так толкуют»

осуждение свободной мысли

вообще

«а дамы?… к военным людям

так и льнут, да потому что

патриотки»

Фамусов обманывает себя,

стараясь угодить Скалозубу



ГЛАВА 7


После наших небольших литературных исследований мы можем заполнить таблицу, оставив для самостоятельного исследования только колонку «наше время».

При заполнении колонки «наше время» звучит песня И.В. Талькова «Господа-демократы».



СТОЛКНОВЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ

«ВЕКА НЫНЕШНЕГО»

и «ВЕКА МИНУВШЕГО»

(неужто все так идеально?)


Жизненные

факторы


Век Фамусова

(«минувший»)

Век Чацкого

(«нынешний»)

Наше время
1 Образование

Отрицание

Обличение

этого отрица-

ния

Для чего нужно образо-

вание?

2 Чины

(должность)

Любой путь

для достиже-

ния (Скалозуб)

преклонение

перед чинами

(Фамусов)

Если человек

получает чин

не по заслу-

гам, то будет

страдать об-

щество

Как добиться

достойного

положения в

обществе?

3 Свободные

суждения

Не иметь

собственного

мнения

(Молчалин)

Отстаивать

собственное

мнение

В каких ситу-

ациях, на ваш

взгляд, необ-

ходимо со-

хранять мол-

чание?

4 Отношение

ко всему

иностранному

Преклонение

(Фамусов)

Необходимо

иметь собст-

венный язык и

культуру

На чьей вы

стороне –

Фамусова или

Чацкого?

5 Любовь

По расчету

(Фамусов, Молчалин)

Искренность

чувства

Что для вас

важнее: чув-

ство или рас

чет?

6 Идеал

Преклонение

перед вышестоящими

лицами

Высмеивание

пороков

А что для вас

является

идеальным?


После заполнения колонки «Наше время» учащиеся зачитывают свои версии.

В нашей колонке даны приблизительные ответы учащихся.


ГЛАВА 8


Чтобы убедиться в том, что язык комедии жив до сих пор, учитель зачитывает начало цитаты, а учащиеся продолжают

цитировать:

1 «Свежо предание, а…» (Чацкий)


2 «В мои лета не должно сметь…» (Молчалин)


3 «Где? Укажите нам Отечества (Чацкий)

отцы, которых мы должны

принять…»


4 «Ученостью меня не…» (Скалозуб)


5 «Не надобно другого (Фамусов)

образца, когда в глазах

пример…»


ГЛАВА 9


ВЫВОД: цели урока достигнуты; учащиеся ознакомились с «картиной нравов» фамусовского общества в рамках категории «справедлдивости» и пришли к выводу, что комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» актуальна и в наши дни.


ГЛАВА 10


И в завершении нашего урока мне бы хотелось продолжить традицию русских классиков и современников в стиле обличения пороков общества на примере собственной басни «Западня для грызунов».


ЗАПАДНЯ ДЛЯ ГРЫЗУНОВ


Крот возомнил себя царем.

Устроил радужный прием

Всех корешков, кто с ним шалил,

С кем «зелень» крупную делил.

И заявил им старый бес:

«Очистить срочно нужно лес,

Ведь жить по-райски все хотят,

Кормить детей, то бишь, кротят,

А белки взяток не дают,

Работать хорошо им тут.

Я их лишу рабочих мест

И наплюю на их протест.

Прошу вас белок не жалеть!

Что с них вы будете иметь?

Я слово грызуна даю:

Купаться будем мы в раю,

Ведь крысы нам пророют ход

До райских золотых ворот».

Хомяк с боязнью вдруг сказал:

«Бесспорно, лес наш очень мал.

Мы крысам продали места,

Задачка, в общем-то, проста,

Ведь если Лев узнает все,

Придется отдавать свое.

Я бухнул мзду на кутежи.

Что делать, Нутрия, скажи?!»

Она со смехом: «О-ля-ля!

Для белок жалко и рубля.

Они с законами дружны,

Безукоризненно честны,

А в нашем деле честность – враг!

Согласны, господа, ну как?»

Вдруг злобный Суслик прибежал.

«Скандал! – кричит. – Какой скандал!

Дошла молва уже до Льва,

Что белки требуют права,

И на руках у них приказ!

Того гляди, в Кресты всех нас!»

«Цыц! – я сказал тебе. – Молчи!

И меньше о Крестах кричи! –

Приподнимаясь, рыкнул Крот. –

Ты, Суслик, - полный идиот!

Приказы надо затерять.

Тебе ли, Суслик, объяснять?

Вот Хома быстро собразит

И всех смекалкой поразит.

Садись, по новой составляй,

Но только поживей валяй!

Давай, Хома, подсуетись,

Но среди белок не светись.

И вместе помозгуйте вы,

Не то не снесть нам головы,

Еще…». Мобильник зазвенел,

И Крот в испуге онемел,

Потом понес какой-то блеф.

Все догадались – едет Лев.

Нельзя обманывать людей,

От честных спрятавшись идей,

Так, как хотели грызуны

Под зорким оком Сатаны.

Нельзя юлить, все время лгать,

А нужно добрым помогать.

От бед не прятаться в кусты,

Не то прямой вам ход – в Кресты!



Домашнее задание: продолжить работу, которую начали в классе: из монологов Фамусова и Чацкого выбрать выражения, актуальные в наши дни, использую при этом справедливое обличение общественных пороков.



Литература: 1. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской

культуры XVIII – XIX вв. М., Владос. 2001. – 319 с.

2. История русской литературы XIX века. В

2-х томах. Т.I. – М., Просвещение. 1997. – 567с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кайнова Алиса Владимировна

Дата: 23.01.2018

Номер свидетельства: 451792


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства