№ | Дата | Тема урока | Требования к уровню подготовки | Виды деятельности | Теория литературы | Межпредметные связи | Вид контроля |
П | Ф |
1 | | | Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 столетия. Начало века. | Знать основные темы и проблемы русской литературы 20 века. Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой; находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. | Обзорная лекция с привлечением материала вводной статьи учебника, репродукций картин М.В.Нестерова, Б.М.Кустодиева, К.С.Петрова-Водкина, а также музыкальных произведений С.В.Рахманинова и А.Н.Скрябина; коллективная работа, беседа. | Историко-литературный процесс | Отображение в литературе исторической эпохи | Письменный ответ на вопрос 4 Пересказ статьи учебника по плану |
2 | | | Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала 20 века | Охарактеризовать социально-исторические и эстетические предпосылки возникновения модернизма в мировой литературе и искусстве, его идейную и эстетическую неоднородность; дать понятие об реализме, модернизме. | Обзор с обобщением изученного материала по творчеству Л.Н.Толстого и А.П.Чехова. | Реализм. Модернизм. Декаданс. | Литература и искусство начала 20 века | Пересказ статьи учебника по плану |
3 | | | Жизненный и творческий путь И.А.Бунина. | Цель: дать краткий обзор жизненного и творческого пути И.А.Бунина; обозначить основные мотивы творчества писателя, показать неповторимость его стиля | Историко-биографический очерк с привлечением дневниковых записей писателя, фрагментов «Окаянных дней», отзывов Л.Н.Толстого о бунинском творчестве, нобелевской речи Бунина. | Лирическая проза. Словесная живопись. | Бунин на фотографиях и в воспоминаниях современников | Устный ответ на вопросы |
4 | | | Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А.Бунина («Антоновские яблоки») | Поразмышлять над проблемными вопросами, определить характер углублённого авторского психологизма | Анализ рассказа в контексте пейзажной лирики Бунина | Лирическая проза. Словесная живопись | Лирический пейзаж в прозе Бунина и М. В. Нестерова | Анализ текста, сочинение-миниатюра |
5 | | | Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» | Поразмышлять над проблемными вопросами, определить характер углублённого авторского психологизма. Раскрыть философское содержание рассказа. Понять авторскую позицию. | Анализ рассказа в контексте творческого метода Бунина | Словесная живопись. Символизм. | Иллюстрации | Анализ текста, сочинение-миниатюра |
6 | | | Тема любви и духовной красоты человека («Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник») | Поразмышлять над проблемными вопросами, определить характер углублённого авторского психологизма. Показать развитие традиций русской классической литературы в прозе И.А.Бунина | Сопоставительный анализ рассказов с опорой на традиции тургеневской прозы | Лирическая проза. Словесная живопись | Иллюстрации к произведениям И.Бунина | Анализ текста , сочинение-миниатюра |
7 | | | Письменная работа по творчеству И.А.Бунина. | Уметь составлять план в соответствии с выбранной темой; писать сочинение, опираясь на составленный план, полно раскрывать выбранную тему и грамотно изложить материал | Работа по развитию речи с использованием материала учебника | | | Сочинение-миниатюра |
8 | | | Судьба и творчество М.Горького. | Цель: познакомить с вехами жизни и творчества М.Горького; раскрыть особенности романтических рассказов. Знать биографию писателя. Уметь видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет писателя, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте, находить информацию по заданной теме в различных источниках. | Историко-биографический очерк с привлечением воспоминаний современников, лекция учителя, чтение статьи учебника, ответы на вопросы, беседа | Романтическая проза | Портреты М. Горького | Пересказ статьи учебника по плану |
9 | | | Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького. | Цель: познакомить с вехами жизни и творчества М.Горького; раскрыть особенности романтических рассказов. Знать биографию писателя. Уметь видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет писателя, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте, находить информацию по заданной теме в различных источниках. | Анализ рассказов с обобщением знаний по теории романтизма | Романтическая проза | Иллюстрации к произведениям М. Горького | Устный ответ на вопросы, анализ рассказов |
10 | | | Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне». | Показать новаторство М.Горького-драматурга; определять сопоставляющие жанра и конфликта в пьесе. Дать понятие о системе образов пьесы. Выявить особую роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику. | Рассмотрение проблематики и системы образов пьесы с уяснением понятий «полилог» и «центробежная драматургия» | Полилог. Полифония. | М.Горький и МХТ. Сценическая история драмы «На дне» | Устная характеристика образов. |
11 | | | Спор о правде и мечте в драме М.Горького «На дне». | Выявить позицию героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде; создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения по данному вопросу. Уметь проследить развитие конфликта в драме. | Анализ конфликта пьесы в проблемном звучании его составляющих, составление характеристики Луки и других обитателей ночлежки | Монолог. Полилог. Полифония. | М.Горький и МХТ. Сценическая история драмы «На дне» | Устная характеристика образов. |
12 | | | Нравственно-философские мотивы пьесы Горького «На дне». | Проследить историю жизни и особенности характера обитателей ночлежки, объяснить причины их падения «на дно жизни»; пригласить к размышлению о проблеме гуманизма по Горькому («Человек – это звучит гордо») и по Достоевскому («Смирись, гордый человек») | Анализ финала пьесы в контексте изученных ранее произведений, ответы на вопросы к соответствующему разделу учебника | Монолог. Диспут. | М.Горький и МХТ. Драма М.Горького «На дне» в театре и кино. | Сочинение-миниатюра |
13 | | | Подготовка к сочинению по творчеству М.Горького. | Работа по развитию речи с использованием материала учебника и дополнительной литературы | Работа по развитию речи с использованием материала учебника и дополнительной литературы | | | Составление плана сочинения |
14 | | | Сочинение по творчеству М. Горького. | Уметь составлять план в соответствии с выбранной темой; писать сочинение, опираясь на составленный план, полно раскрывать выбранную тему и грамотно изложить материал | Работа по развитию речи с использованием материала учебника | | | Сочинение |
15 | | | Художественный мир А. И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет». | Дать обзор творческого пути А.И.Куприна в сопоставлении с творчеством И.А.Бунина. Обозначить основные проблемы в творчестве писателя, раскрыть художественные особенности его произведений. Показать уникальность чувства, описанного в рассказе. | Рассмотрение жизненного и творческого пути писателя, особенности его поэтики, выявление специфики типичного героя Куприна в процессе анализа «Гранатового браслета» | Символическая деталь | Л.В.Бетховен Соната № 2. Кадры из х/ф «Гранатовый браслет» | Характеристика образов Ответы на вопросы |
16 | | | Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» | Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств. Объяснить причины «осеннего затишья» в доме Веры Николаевны. Обозначить роль детали в рассказе. Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. | Рассмотрение жизненного и творческого пути писателя, особенности его поэтики, выявление специфики типичного героя Куприна в процессе анализа «Гранатового браслета» | Символическая деталь | Л.В.Бетховен Соната № 2. Кадры из х/ф «Гранатовый браслет» | Характеристика образов Ответы на вопросы |
17 | | | Красота «природного» человека в повести А.И.Куприна «Олеся». | Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств. Обозначить роль детали в рассказе. Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику | Анализ повести с закреплением понятия о «купринском» герое, сопоставление образа Олеси с героинями других рассказов, самостоятельный анализ текста. | Деталь, образ-пейзаж | Кадры из к\ф «Олеся», иллюстрации к произведению | Характеристика образов Ответы на вопросы |
18 | | | Мир армейских отношений в повести «Поединок» | Показать мастерство Куприна в изображении мира армейских отношений в повести «Поединок». | Рассмотрение образной системы повести с выходом на её социальное и нравственно-философское звучание (вопрос 6 в конце раздела учебника) | | Кадры из к\ф «Поединок», иллюстрации к произведению | Характеристика образов Ответы на вопросы |
19 | | | Своеобразие творческого метода Л.Андреева.(«Большой шлем», «Жизнь человека», «Стена», «Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных»). | Познакомить учащихся с творчеством Л.Андреева, обозначить основные темы и проблемы его творчества. Выявить проблематику рассказа. Побудить учащихся к высказыванию своего отношения к прочитанному. Уметь выделять в произведении нравственно-идеологические проблемы. | Общая характеристика жизненного и творческого пути Л.Андреева с включением анализа рассказа «Стена». Выявление специфики прочтения Л.Андреевым евангельского сюжета (вопросы 3-4). Анализ рассказов с опорой на аналогии с житейским жанром литературы. Обобщение наблюдений над поэтикой Л.Н.Андреева. | Неореализм; евангельский мотив | Л.Н.Андреев. И.Е.Репин. Рисунки Л.Н.Андреева | Пересказ статьи учебника по плану |
20 | | | «Серебряный век» русской поэзии. | Объяснить значение термина серебряный век. Углубить представление учащихся о литературных направлениях: символизме, акмеизме, футуризме и новокрестьянской поэзии. Показать влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Познакомить с творческой судьбой наиболее ярких поэтов серебряного века. | Общая характеристика модернистских течений в русской поэзии с обоснованием термина «серебряный век» применительно к рассматриваемому периоду литературы. | Символизм. Акмеизм. Футуризм. | Символизм в русской живописи и музыке | Пересказ статьи учебника по плану |
21 | | | Символизм и русские поэты-символисты. | Дать представление о символизме как литературно-художественном направлении. Познакомить с творчеством К.Д.Бальмонта, А.Белого, Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Соловьёва Определить философские истоки эстетической теории символистов, принцип понимания искусства как иррационального постижения мира; дать понятие о символе. | Общая характеристика предсимволистского и символистского периодов в развитии русской поэзии с опорой на творчество Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Соловьёва. работа над понятием «символ» | Символизм. Образ-символ | Символизм в русской живописи и музыке | Ответы на вопросы |
22 | | | В.Я.Брюсов – «идеолог» русского символизма. («Юному поэту»). | Познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно. На примере данных стихов показать основные темы и мотивы поэзии. Уметь анализировать поэтические произведения. | Обзор лирики В.Брюсова с использованием индивидуальных сообщений учащихся. Анализ стихотворения «Юному поэту» | Звукообраз. Образ-символ | Символизм в русской живописи и музыке | Анализ стихотворения |
23 | | | «Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д.Бальмонта. (Самостоятельный анализ «Сонеты солнца»). | Познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно. На примере данных стихов показать основные темы и мотивы поэзии. Уметь анализировать поэтические произведения. | Изучение основных этапов творческого пути и особенностей поэтики К.Бальмонта. Анализ стихотворений «Сонеты солнца», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Лунный луч», «Фантазии» | Звукообраз. Образ-символ | Музыкальные образы в лирике К.Д.Бальмонта | Самостоятельный анализ «Сонеты солнца» |
24 | | | Своеобразие поэтического творчества И.Ф.Анненского. | Показать своеобразие поэтического творчества И.Ф.Анненского. | Изучение основных этапов творческого пути и особенностей поэтики И.Ф.Анненского ( с включением анализа стихотворения «Стальная цикада» | Образ-эмблема. Жанр «трилистника» | | Анализ стихотворения |
25 | | | Письменная работа по лирике поэтов-символистов. (Анализ стихотворения). | Проверка умений проводить лингвистический анализ стихотворения. | Письменный анализ стихотворения В.Брюсова, К.Бальмонта, И.Анненского (по выбору) | | | Частичный литературоведческий анализ стихотворения |
26 | | | Жизненные и творческие искания А.Блока. | Познакомить с личностью поэта, атмосферой, с центральными циклами стихотворений. Определить основные мотивы лирики. | Историко-биографический очерк с рассмотрением особенностей периодизации творчества поэта («трилогия вочеловечения»), его связей с другими художниками | Циклизация лирики | Портреты А.А.Блока. Шахматово в жизни поэта | Сообщение о жизни и творчестве поэта |
27 | | | Образ «влюблённой души» в «Стихах о Прекрасной Даме». | Анализ стихотворений цикла с закреплением понятий «двоемирие», «символизация». Работа над понятием «интертекстуальность» на материале лирики Блока | Анализ стихотворений цикла с закреплением понятий «двоемирие», «символизация». Работа над понятием «интертекстуальность» на материале лирики Блока | Образ-символ. «Двоемирие» | Лирика А.А. Блока и М.Врубеля | Устное сообщение |
28 | | | Тема «страшного мира» в лирике А.Блока. («Незнакомка», «На железной дороге»). | Проследить основные этапы развития мировоззрения и творчества поэта; убедиться, что по первой книге его стихов «можно и должно учиться настоящей любви»; поэт о трагической участи любви и красоты в недобром мире. | Обзор «городской лирики Блока с детальным анализом стихотворений «Незнакомка», «На железной дороге» | Городская лирика. Образ-символ | Иллюстрации к произведениям А.А.Блока. Стихотворение Н.А.Некрасова «Тройка» | Анализ стихотворения |
29 | | | Россия и её судьба в поэзии А.Блока. | Показать, как развивалась тема Родины , каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России. Раскрыть особенную глубину образа России Блока; показать значение этой темы в его творчестве и судьбе. Знать содержание цикла «На поле Куликовом». Уметь на примере анализа стихов поэта раскрывать его взгляды на тему исторического пути России. | Анализ пяти стихотворений «На поле Куликовом» в контексте цикла «Родина» (с включением анализа стихотворения «Россия») | Циклизация лирики | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина». | Сочинение-миниатюра, чтение наизусть |
30 | | | Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать». | Познакомить с историей создания поэмы. Показать полемический характер и художественные особенности произведения. Знать сюжет поэмы и её героев. Понимать неоднозначность трактовки финала, символику поэмы. Показать уникальное соединение формы и содержания поэмы в «музыку революции»; раскрыть объективность позиции автора, показать новые грани его поэтического гения. | Анализ сюжета и образной системы «Двенадцати» с использованием фрагментов статьи Блока «Интеллигенция и революция» и иллюстраций к поэме художника Ю.Анненкова. | Финал, символика | Фрагменты статьи Блока «Интеллигенция и революция» и иллюстраций к поэме художника Ю.Анненкова. | Устное сообщение |
31 | | | Символика поэмы А.Блока «Двенадцать» и проблема финала. | Показать полемический характер и художественные особенности произведения. Знать сюжет поэмы и её героев. Понимать неоднозначность трактовки финала, символику поэмы. | Дискуссионное обсуждение финала поэмы «Двенадцать» с привлечением различных его трактовок | Финал, символика | Фрагменты статьи Блока «Интеллигенция и революция» и иллюстраций к поэме художника Ю.Анненкова | Частичный анализ поэмы |
32 | | | Письменная работа по творчеству А.Блока. | Обобщить и закрепить знания материала по данной теме. Выявить умение осмыслить тему, определить навык оформления цитат из поэтического текста. Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой. | Работа по развитию речи с использованием материала учебника | | | Составление сложного плана к одной из тем (стр.207), устная защита плана |
33 | | | Кризис символизма и новые направления в русской поэзии. | Дать представление об акмеистов: «вещное» восприятие действительности, культ «первоначал жизни» в природе и личности. Дать представление о футуризме как одном из течений русского литературного авангарда: эстетический нигилизм, протест против существующего миропорядка, проповедь индивидуализма, формальное экспериментаторство. | Составление общей характеристики акмеизма, футуризма, новокрестьянской поэзии с опорой на творчество Н.Гумилёва, С.Городецкого, И.Северянина, В.Хлебникова, Н.Клюева | Футуризм. Акмеизм. Новокрестьянская поэзия. | Поэзия и живопись кубофутуристов | Конспект статьи учебника |
34 | | | Поэзия Н.С.Гумилёва. Поэзия и судьба. | Познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно. На примере данных стихов показать основные темы и мотивы поэзии. Уметь анализировать поэтические произведения. | Очерк жизни и творчества Н.Гумилёва с рассмотрением особенностей художественного кредо поэта | Неоромантизм. | Лирика Н.С.Гумилёва и живопись П. Гогена | Ответы на вопросы |
35 | | | Философское звучание поздней лирики Н.Гумилёва («Жираф», «Кенгуру», «Как конквистадор в панцире железном…») | Познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно. На примере данных стихов показать основные темы и мотивы поэзии. Уметь анализировать поэтические произведения. | Анализ стихотворений «Как конквистадор в панцире железном…» «Жираф», «Кенгуру» с отработкой понятий «лирический герой-маска», «неоромантизм», «экзотизм» | Неоромантизм. Лирический герой-маска | Рисунки Н.С.Гумилёва Лирика Н.С.Гумилёва и живопись П. Гогена | Анализ стихотворения, чтение наизусть |
36 | | | Жизненный и творческий путь А. А. Ахматовой. | Дать представление о личности поэта, о мотивах и настроениях лирики. Показать неразрывную связь поэтических образов А.А.Ахматовой с русской культурой. Знать основные вехи жизненного и творческого пути А.А.Ахматовой, особенности его стиха (музыкальность интонации) | Очерк жизни и творчества А.Ахматовой в контексте «серебряного века» и постреволюционного времени (с использованием живописных портретов Ахматовой) | Микроцикл; исповедальность лирического произведения | Образ А.А.Ахматовой в живописи | Индивидуальное сообщение |
37 | | | Мотивы любовной лирики А.Ахматовой. («Вечер», «Четки», «Белая стая», «Я научилась просто, мудро жить…»). | Развить представление о поэзии Ахматовой. Анализ стихотворений из сборников «Четки», «Вечер», «Белая стая» с включением анализа стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» Показать верность нравственным принципам поэта как основу жизненного мужества и таланта; раскрыть глубину и яркость переживаний лирической героини, мотивы любви, душевных побед и крушений, верность родной земле. | Анализ стихотворений из сборников «Четки», «Вечер», «Белая стая» с включением анализа стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» | Исповедальность лирического произведения | Образ А.А.Ахматовой в живописи | Чтение наизусть, анализ стихотворения |
38 | | | А.А.Ахматова. О месте художника в «большой истории». | Развить представление о поэзии Ахматовой. Анализ стихотворений из сборников «Четки», «Вечер», «Белая стая» с включением анализа стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» Показать верность нравственным принципам поэта как основу жизненного мужества и таланта; раскрыть глубину и яркость переживаний лирической героини, мотивы любви, душевных побед и крушений, верность родной земле. | Анализ стихотворений из сборников «Четки», «Вечер», «Белая стая» с включением анализа стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» | Исповедальность лирического произведения | Образ А.А.Ахматовой в живописи | Чтение наизусть, анализ стихотворения |
39 | | | Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием». | Познакомить учащихся с историей создания поэмы. Показать особенности композиционного строения и их роль в раскрытии идейного содержания. Углубить представления о патриотизме и гражданственности лирики Ахматовой. Передать отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме, взаимосвязь жизни поэта с жизнью своей страны. | Целостный анализ текста с рассмотрением евангельских мотивов и литературных реминисценций. Обращение к музыкальному воплощению жанра («Реквием» В.А.Моцарта) | Исповедальность лирического произведения; микроцикл | «Реквием» А.Ахматовой «Реквием» В.А.Моцарта | Выразительное чтение, ответы на вопросы |
40 | | | Письменная работа по творчеству А. А. Ахматовой.. | Обобщить и проверить знания учащихся по теме, умение анализировать стихи А.А.Ахматовой | Работа по развитию речи с использованием материала учебника | | | Лингвистический анализ стихотворения (по выбору) |
41 | | | Судьба и стихи М. Цветаевой. | Познакомить с личностью и творчеством поэта. Обозначить основные темы и мотивы цветаевской лирики. Разобраться в особенностях поэтического текста. Увидеть своеобразие лирической героини произведений. Знать основные мотивы лирики М.И.Цветаевой. | Очерк жизни и творчества М.Цветаевой с опорой на историко-биографические связи (творческий диалог с А.Ахматовой, М.Волошиным, В.Маяковским, Б.Пастернаком). | Лирический пафос | Поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой | Индивидуальное сообщение |
42 | | | Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. («Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Попытка ревности»). | Помочь учащимся разобраться в особенностях поэтического текста Цветаевой. Показать своеобразие поэзии М.И.Цветаевой; ознакомить с богатством тем и мотивов лирики М.Цветаевой как воплощением богатства личности и трагизма судьбы. | Анализ стихотворений «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Попытка ревности», «Роландов Рог» | Дискретность стиха. Поэтический темперамент | Романсы на стихи М. И. Цветаевой | Художественное чтение наизусть. Частичный литературоведческий анализ стихотворения |
43 | | | Тема дома-России в поэзии Цветаевой. («Молитва», «Тоска по родине! Давно…», «Куст», «Пригвождена»). | Помочь учащимся разобраться в особенностях поэтического текста Цветаевой. Показать своеобразие поэзии М.И.Цветаевой; показать трагичность мироощущения поэта; прививать ученикам глубокое уважение к истории и культуре своей страны. | Анализ стихотворений «Молитва», «Тоска по родине! Давно…», «Куст», «Пригвождена» в контексте биографии поэта. | Лирический пафос. Изобразительно-выразительные средства. | Образ М. И. Цветаевой в живописи | Художественное чтение наизусть. Частичный литературоведческий анализ стихотворения |
44 | | | Письменная работа по творчеству М.Цветаевой | Обобщить и проверить знания учащихся по теме, умение анализировать стихи М.И.Цветаевой. | Письменный анализ стихотворения или ответ на проблемный вопрос с использованием материала учебника (по выбору учащихся) | | | Лингвистический анализ стихотворения (по выбору) |
45 | | | А.Аверченко и «короли смеха» из группы «Сатирикона» | Общая характеристика творчества А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши Черного, Дон-Аминадо с закреплением понятий «карнавальный смех», «ирония», «пародия» | Общая характеристика творчества А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши Черного, Дон-Аминадо с закреплением понятий «карнавальный смех», «ирония», «пародия» | Карнавальный смех, ирония, пародия, сарказм, политическая сатира | Тема современного искусства в рассказах А. Аверченко | Письменный ответ на вопрос |
46 | | | Литературные направления и группировки в 20-е годы. | Познакомить с литературными направлениями и группировками 20-ых годов. Раскрыть проблематику и особенности прозы 20-ых годов | Обзор с использованием материалов учебника. Общая характеристика творчества И.Бунина, Б.Пильняка, А.Фадеева, И.Бабеля, М.Шолохова с опорой на общую нравственно-историческую проблематику. | Эмигрантская литература | Исторический процесс и его художественное осмысление в 20-е годы | Конспект статьи учебника, анализ одного произведения (по выбору) |
47 | | | Тема революции в произведениях писателей «новой волны» | Познакомить с литературными направлениями и группировками 20-ых годов. Раскрыть проблематику и особенности прозы 20-ых годов | Обзор с использованием материалов учебника. Общая характеристика творчества И.Бунина, Б.Пильняка, А.Фадеева, И.Бабеля, М.Шолохова с опорой на общую нравственно-историческую проблематику. | Эмигрантская литература | Исторический процесс и его художественное осмысление в 20-е годы | Конспект статьи учебника, анализ одного произведения (по выбору) |
48 | | | Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман Е. Замятина «Мы». | Познакомить учащихся с личностью Е. И. Замятина и его романом «Мы». Побудить к высказыванию своего мнения по поводу прочитанного. Знать главных героев, основные сюжетные линии, жанровое своеобразие.. | Обзорное рассмотрение проблематики романа с обобщением темы социальной утопии в русской и мировой классике. | Жанр антиутопии | Исторический процесс и его художественное осмысление в 20-е годы | Устное сообщение |
49- 50 | | | Юмористическая проза 20-х годов. (Рассказы М.Зощенко, романы И.Ильфа и Е.Петрова) | Познакомить с юмористической прозой 20-ых годов. | Анализ рассказов М. Зощенко с закреплением понятий «литературный сказ», «образ рассказчика». Обзорное рассмотрение романов «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок» | Ирония, сатира. | Кинофильмы по произведениям М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова | Анализ рассказа |
51 | | | Творческая биография В.В.Маяковского. Тема художника и революции в творчестве поэта. | Дать представление о раннем творчестве В.В.Маяковского, его новаторском характере и бунтарском духе. Знать тематику лирики творчества поэта, особенности строфики и графики. Понимать, в чем состоит новаторский характер поэзии В.В.Маяковского | Историко-биографический очерк с привлечением фрагментов автобиографии «Я сам», материалов выступлений Маяковского на поэтических вечерах, работ Маяковского-художника. Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции» с включением доклада о революционных поэмах Маяковского ( индивидуальное задание) | Декламационный стих. Поэтические неологизма. Образная гиперболизация | Портреты В. В. Маяковского. В. В. Маяковский и творчество художников-кубистов | Индивидуальное сообщение |
52 | | | Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского. («А вы могли бы?», «Нате!», «Скрипка и немножко неверно»). | Дать представление о раннем творчестве В.В.Маяковского, его новаторском характере и бунтарском духе. Знать тематику лирики творчества поэта, особенности строфики и графики. Понимать, в чем состоит новаторский характер поэзии В.В.Маяковского | Анализ стихотворений «А вы могли бы?», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно» с позиции общности лирического героя и тематики (с привлечением материала и вопросов учебника). | Декламационный стих. Поэтические неологизма. Образная гиперболизация | Фотографии В.В. Маяковского | Художественное чтение наизусть. Частичный литературоведческий анализ стихотворения |
53 | | | Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях В.Маяковского. («О дряни», «Прозаседавшиеся», обзорно «Клоп», «Баня»). | Познакомить учащихся с сатирическими произведениями поэта. Разобраться, что является в них объектом сатиры, какими художественными средствами добивается поэт сатирического эффекта в своих произведениях. Проследить связь творчества Маяковского с традициями русской сатиры; охарактеризовать галерею сатирических типов, взгляд на предназначение поэта и поэзии. Знать сатирические произведения Маяковского. Уметь находить объекты сатиры и художественные средства, благодаря которым поэт создаёт сатирический эффект. | Анализ стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся», обзорная характеристика пьес «Клоп», «Баня». | Декламационный стих. Поэтические неологизма. Образная гиперболизация | В.В. Маяковский и театр | Художественное чтение наизусть. Частичный литературоведческий анализ стихотворения |
54 | | | Любовь и быт в поэзии В.Маяковского | Познакомить учащихся с любовной лирикой В.Маяковского, её художественным своеобразием. Знать особенности любовной лирики. Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотворениях Маяковского о любви. Увидеть трагедию невнятности в интимной лирике поэта, переплетение в ней личного и общественного. | Анализ стихотворений «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…» , поэмы «Про это» с опорой на материал учебника. | Интимная лирика | Интимная лирика А. С. Пушкина | Художественное чтение. Частичный литературоведческий анализ стихотворения |
55 | | | «Как живой с живым…» Маяковский о назначении поэта. («Разговор с фининспектором о поэзии», вступление к поэме «Во весь голос») | Обобщение ранее изученного («Необычайное приключение…», анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» и вступление к поэме «Во весь голос»). Обсуждение проблемы «Маяковский сегодня» | Обобщение ранее изученного («Необычайное приключение…», анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» и вступление к поэме «Во весь голос»). Обсуждение проблемы «Маяковский сегодня» | Лирическая исповедь. Поэт-гражданин | А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов о поэте и позии. | Художественное чтение наизусть. Частичный литературоведческий анализ стихотворения |
56 | | | Итоговый урок по творчеству В.В.Маяковского | Обобщить и закрепить знания материала по данной теме. Выявить умение осмыслить тему, определить навык оформления цитат из поэтического текста. Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой. | Работа по развитию речи с использованием материалов учебника. | Декламационный стих. Поэтические неологизма. Образная гиперболизация | Портреты В. В. Маяковского. В. В. Маяковский и творчество художников-кубистов | Составление сложного плана к одной из тем (стр.417), устная защита плана |
57 | | | Сергей Есенин: поэзия и судьба. | Познакомить учащихся с биографией поэта, особенностями творческого метода. Показать народность творчества С.Есенина, его тесную связь с судьбой русской деревни, предельную открытость личности, отразившуюся в творчестве. | Очерк жизни и творчества Есенина с опорой на материал автобиографии, воспоминания современников и стихотворений разных лет. | Имажинизм Пейзажная лирика | Портреты С.А.Есенина. Есенин в музыке. Заочное путешествие «На родине Есенина» | Устное сообщение |
58 | | | Природа родного края и образ Руси в лирике С.Есенина. | Показать народность творчества С.Есенина, проследить эволюцию темы Родины в его лирике. Знать эволюцию темы Родины в лирике С.Есенина. Показать многогранность поэзии. Раскрыть тему природы, как основную в его поэзии, её органичную связь с русским фольклором. | Анализ стихотворений сборника «Радуница», «Выткался на озере алый цвет зари…», «За темной прядью перелесиц…». | Фольклор Изобразительно-выразительные средства | Есенин в музыке. Мотивы русской природы в живописи | Индивидуальное сообщение, Художественное чтение наизусть. Частичный литературоведческий анализ стихотворения |
59 | | | Тема революции в поэзии Есенина («Иония», «Небесный барабанщик»). | Обзор «революционной» лирики Есенина с привлечением свидетельств современников о творческой полемике Есенина и Маяковского. | Обзор «революционной» лирики Есенина с привлечением свидетельств современников о творческой полемике Есенина и Маяковского. | Изобразительно-выразительные средства | | Художественное чтение. Частичный литературоведческий анализ стихотворения |
60 | | | Мотивы поздней лирики Есенина. («Город и деревня», «Образ женщины», «Вечные темы»). | Анализ стихотворений в рамках тем «Город- деревня в лирике Есенина», «Образ женщины в есенинской поэзии», «Вечные темы» в есенинской лирике». | Анализ стихотворений в рамках тем «Город -деревня в лирике Есенина», «Образ женщины в есенинской поэзии», «Вечные темы» в есенинской лирике». | Изобразительно-выразительные средства | Есенин в музыке. | Художественное чтение. Частичный литературоведческий анализ стихотворения |
61 | | | Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина». | Раскрыть проблематику, своеобразие композиции и систему образов поэмы. Знать проблематику, своеобразие композиции и систему образов поэмы «Анна Снегина». | Проблематика и образы поэмы в единстве её лирического и эпического звучания. Обобщение основных мотивов есенинской поэзии на материале поэмы «Анна Снегина» | Лироэпическая поэма. Нравственно-философская проблематика | Иллюстрации к поэме | Сочинение-миниатюра |
62 | | | Работа над сочинением по творчеству С.Есенина. | Обобщить и проверить знания по теме. Совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему. Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. | Работа по развитию речи с использованием материала учебника. | | | Составление плана сочинения |
63 | | | Сочинение по творчеству С.Есенина. | Обобщить и проверить знания по теме. Совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему. Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. | Работа по развитию речи с использованием материала учебника. | | | Сочинение |
64 | | | Произведения отечественной прозы 30-ых годов. | Обзорное знакомство с творчеством Н.Островского, М.Шолохова, И.Бунина, И.Шмелёва, Б.Зайцева с выборочным рассмотрением одного из произведений. Обучение выборочному конспекту. | Обзор творчества Н.Островского, М.Шолохова, И.Бунина, И.Шмелёва, Б.Зайцева с выборочным рассмотрением одного из произведений. | Эмигрантская проза ; собирательный образ эпохи | Историко-биографическое повествование | Выборочный конспект |
65 | | | Лирика 30-х годов. | Общая характеристика творчества П.Васильева, М.Исаковского, М.Светлова, О.Мандельштама | Общая характеристика творчества П.Васильева, М.Исаковского, М.Светлова, О.Мандельштама | Песенно-лирическая ситуация; собирательный образ эпохи | Историко-биографическое повествование | Выразительное чтение, анализ стихотворения |
66 | | | Историческая проза А.Н.Толстого. «Петровская» тема в творчестве А.Толстого. | Познакомить учащихся с биографией писателя, раскрыть причины, побудившие А.Н.Толстого написать роман о Петре I. | Краткий историко-биографический очерк с обобщением «петровской» темы в предшествующей литературной традиции. | Собирательный образ эпохи | Историко-биографическое повествование. «Петровская» тема в творчестве М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина. Х/Ф «Пётр Первый» | Индивидуальное сообщение |
67 | | | Личность царя-реформатора в романе А.Толстого «Пётр Первый». | Выявить идейно-художественную задачу А.Н.Толстого – показать Петра Iкак государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью; дать представление о методе писателя. | Анализ избранных глав романа с привлечением самостоятельного анализа рассказа «День Петра» | Собирательный образ эпохи | Историко-биографическое повествование. «Петровская» тема в творчестве М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина. Х/Ф «Пётр Первый» | Частичный анализ эпизода |
68 | | | Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова. | Познакомить учащихся с личностью писателя, его творческой судьбой. Дать представление о значении его произведений, о полемике вокруг авторства. Знать биографию писателя. Уметь выступать с устным сообщением. | Историко-биографический очерк с обобщением ранее рассмотренного материала по творчеству писателя. | Историко-биографический очерк. | Портреты М. А. Шолохова. Заочная экскурсия по шолоховским местам | Индивидуальное сообщение |
69 | | | «Донские рассказы» как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон» | Дать представление о личности М.А.Шолохова и значении его произведений. Раскрыть тесную взаимосвязь времени, судьбы и творчества писателя; ознакомить с историей многолетнего труда по созданию романа-эпопеи. | Обзорное рассмотрение цикла «Донские рассказы» с обобщением ранее изученного и включением самостоятельного анализа рассказа «Лазоревая степь» | Рассказ | Иллюстрации к рассказам. Рассказы м.А. Шолохова на экране | Художественный пересказ, анализ рассказа |
70 | | | Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон». | Проследить творческую судьбу романа «Тихий Дон», широту эпического повествования, систему образов, основные темы произведения. Показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни на примере изображения Шолоховым казачьих семей. Знать главных героев романа, основные сюжетные линии. | Анализ глав первого тома романа с закреплением понятий «эпос» и «эпическое время и пространство». | Роман-эпопея. Хронотоп романа-эпопеи | Эпизоды из х/ф «Тихий Дон». Роман «Тихий Дон» в иллюстрациях художников | Анализ глав первого тома |
71 | | | События революции и гражданской войны в романе. | Показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и её влияние на человека. Отметить гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшего правду о гражданской войне как трагедии народа. Показать неизбежность трагичности Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения, выступать с устными сообщениями, раскрывать глубину постижения исторических процессов в романе, анализировать ключевые эпизоды. Знать особенности языка, стиля писателя; особенности раскрытия темы разрушения семейного и крестьянского укладов во время гражданской войны. Раскрыть убедительность авторской позиции в изображении гражданской войны как величайшего бедствия народа. | Рассмотрение военных эпизодов романа с обобщением ранее изученных произведений о гражданской войне. | Роман-эпопея. Хронотоп романа-эпопеи | Эпизоды из х/ф «Тихий Дон». Роман «Тихий Дон» в иллюстрациях художников | Сообщение «События революции и гражданской войны в романе» |
72 | | | Идея дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон». | Раскрыть систему образов в романе. На примере семьи Мелиховых показать мастерство писателя в изображении быта и нравов донского казачества. Через анализ судеб героев показать, как раскрываются в романе «вечные» темы. Показать неповторимость ярких, самобытных, очень разных шолоховских героинь, силу их любви и самоотверженности. | Анализ глав романа с ответом на вопрос №8, 12 в конце соответствующего раздела учебника. Обобщение ранее изученного («мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»). | Роман-эпопея. Хронотоп романа-эпопеи | Эпизоды из х/ф «Тихий Дон». Роман «Тихий Дон» в иллюстрациях художников | Сообщение «Идея дома и святости семейного очага в романе» |
73 | | | Судьба Григория Мелихова. | Показать трагическую судьбу Григория Мелихова и отношение автора к своему герою. Уметь анализировать ключевые эпизоды, прослеживая судьбу Григория Мелихова в романе как путь поиска правды жизни. Раскрыть глубину и противоречивость характера героя-правдоискателя, обречённого на безуспешность поиска правды. | Рассмотрение динамики развития центрального образа романа с закреплением понятия «герой эпоса» и включением индивидуального сообщения о прототипах Григория Мелехова (№3 рубрики «Доклады и рефераты»). | Прототип | Эпизоды из х/ф «Тихий Дон». Роман «Тихий Дон» в иллюстрациях художников | Письменная характеристика Григория Мелихова. |
74 | | | Работа над сочинением по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». | Обобщить и проверить знания по теме. Совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему. Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. | Работа по развитию речи с использованием материала учебника | | | Составление сложного плана |
75 | | | Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» | Обобщить и проверить знания по теме. Совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему. Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. | Работа по развитию речи с использованием материала учебника | | | Сочинение |
76 | | | Судьба и книги М.А.Булгакова. | Познакомить учащихся с личностью и творчеством М.А.Булгакова. Знать биографию писателя. Уметь выступать с устным сообщением на заданную тему. | Очерк жизни и творчества М.Булгакова с опорой автобиографичность прозы писателя. | Исторический пейзаж. Сатира. Ирония. | Портрет М.А.Булгакова. М.Булгаков и театр. | Индивидуальное сообщение |
77 | | | Трагизм «смутного» времени в романе «Белая гвардия». | Показать, в чем особенность изображения Булгаковым исторических современных ему событий; понять авторскую позицию. Понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе художественных ценностей. | Обзорный анализ романа с обобщением ранее изученных произведений о гражданской войне. | Исторический пейзаж. | Портрет М.А.Булгакова. М.Булгаков и театр. Кадры из к/ф «Дни Турбиных», «Белая гвардия» | Анализ эпизода |
78 | | | «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт». | Познакомить учащихся с историей создания и публикацией романа «Мастер и Маргарита». Определить проблематику романа, показать его композиционные особенности, их связь с проблемами романа. | Общее рассмотрение сюжета, композиции и образной системы романа. Обсуждение вопроса о жанровом определении «Мастера И Маргариты». | Роман-лабиринт. Сатирическая «Дьяволиада» | Роман «Мастер и Маргарита» на экране | Сочинение-миниатюра |
79 | | | Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа. | Показать, как решает писатель проблему нравственного выбора в романе. Определить, какими художественными средствами рисует Булгаков образы центральных героев «ершалаимских» глав. Уметь делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев. | Анализ глав о Понтии Пилате с привлечением евангельского контекста (сравнительный анализ с выявлением специфики булгаковского сюжета). | Евангельский контекст | Роман «Мастер и Маргарита» на экране | Сравнительный анализ глав романа |
80 | | | Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе. | Показать роль фантастического в романе, своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой литературы; раскрыть грани таланта гениального сатирика. Продолжить разговор о нравственных уроках Булгакова. Создать проблемную ситуацию, побуждающую учащихся высказывать своё мнение о прочитанном. Уметь составлять характеристику группы персонажей. | Анализ романа с отработкой понятий «карнавальный смех», «буффонада». Опора на традиции мировой литературы в решении «мефистофельской» темы (И.В.Гёте, Э.Т.А.Гофман, Н.В.Гоголь). | Карнавальный смех, буффонада | Опора на традиции мировой литературы в решении «мефистофельской» темы (И.В.Гёте, Э.Т.А.Гофман, Н.В.Гоголь). | Индивидуальное сообщение |
81 | | | Тема любви и творчества в романе. | Усвоить нравственные уроки М.А.Булгакова. продолжить работу над характеристикой образа литературного героя. Охарактеризовать образ женщины-спасительницы, готовой во имя любви больше, чем на смерть. Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали. | Анализ линий Мастера и Маргариты в романе. Дискуссионное обсуждение «трудных мест» романа (см.№4 рубрики «Доклады и рефераты»). | Художественная деталь | Роман «Мастер и Маргарита» на экране | Устное сочинение по теме «Тема любви и творчества в романе» |
82 | | | Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.А.Булгакова | Обобщить и проверить знания по теме. Совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему. Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. | Работа по развитию речи с использованием материала учебника. | | | Домашнее сочинение |
83 | | | Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака. | Познакомить учащихся с биографией писателя, разнообразием дарований его творческой натуры. Дать представление о творчестве Пастернака-поэта; совершенствовать навыки анализа текста. | Историко-биографический очерк, включающий «футуристический» период творчества Б.Пастернака, его взаимоотношения с В.Маяковским, документы и свидетельства «нобелевской травли» поэта. | | р | Индивидуальное сообщение |
84 | | | Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Пастернака. («Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идёт», «Плачущий сад») | Отработка навыков анализа стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идёт», «Плачущий сад» с привлечением схемы самостоятельного анализа текста в соответствующем разделе учебника. Ознакомить с особенным миром его поэзии, «награждённой каким-то вечным детством» | Анализ стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идёт», «Плачущий сад» с привлечением схемы самостоятельного анализа текста в соответствующем разделе учебника. | Метафорический ряд. | Рисунки Л. Пастернака и портреты Б.Л.Пастернака | Анализ стихотворений |
85 | | | Философские мотивы лирики Б.Пастернака. | Рассмотрение любовной темы, темы жизни и смерти, стихов о назначении художника, проблемы гамлетовского противостояния писателя и эпохи в творчестве Б.Пастернака (с привлечением проблемных вопросов в конце раздела учебника). Уметь анализировать лирическое произведение. | Рассмотрение любовной темы, темы жизни и смерти, стихов о назначении художника, проблемы гамлетовского противостояния писателя и эпохи в творчестве Б.Пастернака (с привлечением проблемных вопросов в конце раздела учебника). | Изобразительно-выразительные средства языка. | Музыкальные образы Ф.Шопена в лирике Б.Л. Пастернака | Анализ стихотворений |
86 | | | Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго». | Познакомить учащихся с судьбою романа. Дать представление о взглядах Пастернака на проблему места и роли человека в истории, показать гуманизм этих взглядов. Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие. Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения. | Обзорный анализ глав романа с частичным привлечением «Стихотворений Юрия Живаго» и отработкой жанрового понятия «лирико-религиозный роман». | Лирико-религиозный роман | Х/Ф «Доктор Живаго» | Анализ эпизода |
87 | | | Самобытность художественного мира А.Платонова. | Познакомить с творчеством А.П.Платонова; показать актуальность и вневременную ценность его произведений Знать смысл названий произведений, центральные образы, проблематику. Уметь вести диалог. | Очерк жизни и творчества писателя с включением самостоятельного анализа рассказа «Июльская гроза». | Индивидуализированный стиль | Проза А.Платонова и живопись П.Филонова | Самостоятельный анализ |
88 | | | Герои и проблематика прозы А.Платонова. Герой-мечтатель и проблема поиска истины. («Возвращение», «Фро», «Сокровенный человек», «Котлован»). | Познакомить с творчеством А.П.Платонова; показать актуальность и вневременную ценность его произведений Знать смысл названий произведений, центральные образы, проблематику. Уметь вести диалог. Анализ произведений по выбору с отработкой понятия «неореализм». Характеристика образа Вощева и его места в сюжете проблематике в повести «Котлован». | Анализ произведений по выбору с отработкой понятия «неореализм». Характеристика образа Вощева и его места в сюжете проблематике в повести «Котлован». Закрепление понятий «антиутопия», «фантасмагория» на материале повести. | Неореализм | Иллюстрации к произведениям | Анализ произведения (по выбору) |
89 | | | Жизнь и творчество В.В.Набокова. (Рассказ «Облако, озеро, башня»). | Дать краткую характеристику литературы русского зарубежья «первой волны» и творчества В. В. Набокова; попытаться раскрыть особенности творческого метода Набокова. | Историко-биографический очерк с включением самостоятельного рассказа «Облако, озеро, башня». | | | Индивидуальное сообщение |
90 | | | Словесная пластика прозы В. Набокова. («Машенька», «Защита Лужина», «Дар»). | Показать некоторые особенности творчества В. В. Набокова; дать представление о специфике художественного стиля писателя; развивать умения и навыки анализа текста. Анализ образной системы «Машеньки» с возможным сопоставлением романа с «ностальгической» прозой А.Аверченко. Анализ фрагментов прозы Набокова с разъяснением понятий «метафорический аллегоризм», «элитарная проза». | Анализ образной системы «Машеньки» с возможным сопоставлением романа с «ностальгической» прозой А.Аверченко. Анализ фрагментов прозы Набокова с разъяснением понятий «метафорический аллегоризм», «элитарная проза». | Элитарная проза. Метафорический аллегоризм. Литературное двуязычие. | Иллюстрации к произведениям | Анализ эпизода |
91 | | | Литература периода ВОВ. Лирика и проза военных лет. | Показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор произведений разных жанров. Дать обзор поэзии времен Вов; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединила высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Показать важнейшую роль русской литературы в годы Великой Отечественной войны, внутреннюю веру писателей и поэтов в своё высокое предназначение и свободу творческого самовыражения. | Обзорное рассмотрение публицистики, прозаических, лирических произведений о ВОВ | Публицистика, жанр поэмы, военная публицистика, документальная проза | Песенная поэзия М.Исаковского, А.Суркова, А.Фатьянова и др. | Устное сообщение |
92 | | | Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского. («Василий Теркин», «По праву памяти», «О сущем») | Познакомить с жизнью и творчеством А.Т.Твардовского, показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта; определить жанровые особенности и идейное содержание его лирики. Знать основные мотивы лирики А.Т.Твардовского. уметь выступать с устным сообщением. | Историко-биографический очерк с опорой на лирику разных лет с обобщением ранее изученного. | Лирический эпос. Тема исторической памяти | Портреты писателя. А.Т.Твардовсий и судьба журнала «Новый мир» | Письменный ответ на вопрос 5 |
93 | | | Литературный процесс 50-80-х годов. | Обзорно познакомить с основными направлениями в литературе 50-80 годов, с основными темами и проблемами. | Общая характеристика литературы послевоенных лет, периода «оттепели» и «застойных» десятилетий. | Эстрадная поэзия. «Тихая» лирика. «Деревенская» и «городская» проза. Авторская песня | Отражение периода «оттепели» и «застойных» десятилетий в литературе и искусстве | Письменная характеристика одного из произведений (по выбору) |
94 | | | Герои и проблематика «военной прозы». (Ю.Бондарев, К.Воробьёв, В.Кондратьев, Б.Васильев, В.Астафьев, В.Г.Распутин). | Раскрыть проблематику «военной прозы», авторскую позицию и способы её выражения в произведениях. | Обзорное рассмотрение произведений Ю.Бондарева, К.Воробьёва, В.Кондратьева, Б.Васильева, В.Астафьева, В.Распутина (по выбору). | Военная публицистика. «Окопный реализм» | Иллюстрации к произведениям. Экранизация произведений Ю.Бондарева, К.Воробьёва, В.Кондратьева, Б.Васильева, В.Астафьева, В.Распутина | Письменная характеристика одного из произведений (по выбору) |
95 | | | Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика. | Раскрыть глубину и остроту социальных и нравственных проблем, поднимаемых поэтами. Дать представление о многообразии литературного процесса в период «оттепели». | Обзорное рассмотрение лирики Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого. | Эстрадная поэзия. «Тихая» лирика. | Песни на стихи Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого | Письменная характеристика одного из произведений (по выбору) |
96 | | | Яркость и многоплановость творчества В.Шукшина. Рассказ «Калина красная». | Познакомить с личностью писателя. Показать средства изображения народного характера и картин народной жизни, особенности повествовательной манеры В.М.Шукшина. Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия | Общая характеристика творчества В.Шукшина с привлечением киноработ. Анализ рассказов «Чудик», «Миль пардон, мадам» с выявлением особенностей шукшинского героя. | Герой-«чудик». Языковая пародийность | Кинодраматургия В.Шукшина | Художественный пересказ |
97 | | | Этапы творческого пути В.И.Солженицына. Своеобразное звучание «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг» | Знакомство с жизнью и творчеством А.Солженицына, показать публицистичность рассказа, обращение к читателю. Вызывать эмоциональный отклик при анализе рассказа. Показать своеобразие раскрытия «лагерной» темы и характера повествования. Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Донести особый «уровень правды» рассказа, после которого невозможно жить по-старому. | Историко-биографический очерк с включением самостоятельного анализа произведений писателя. Анализ повести с использованием вопросов 4-4 в конце раздела учебника и разъяснением понятия «двуединство автора и героя» | Тип героя-праведника | Нравственно-философская позиция Солженицына-историка. | Индивидуальное сообщение |
98 | | | Тема народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор». | Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа. Работа над анализом рассказа с отработкой понятий «тип героя-праведника», «речевая почвенность». Выявление традиций изображения народного характера в образе Матрёны. Показать сохранение христианских основ нравственности в душе русской женщины во время жестокого разорения крестьянской жизни. | Анализ рассказа с отработкой понятий «тип героя-праведника», «речевая почвенность». Выявление традиций изображения народного характера в образе Матрёны. | Тип героя-праведника | Нравственно-философская позиция Солженицына-историка | Анализ рассказа |
99 | | | Проза и поэзия 80-90-х годов. | Познакомить с основными тенденциями современного литературного процесса Знать основные тенденции современного литературного процесса. Охарактеризовать новую социокультурную и литературную ситуацию; показать изменения статуса литературы в обществе, опасность коммерциализации искусства. Обозначить существование нескольких литературных поколений и разных культурных парадигм; ознакомить с творчеством ведущих прозаиков и поэтов – наших современников | Общая характеристика основных тенденций современного литературного процесса (с использованием структуры и содержания раздела учебника). | Постмодернизм. Стиль «фэнтези». Ироническая поэзия. | Современная литература в контексте «массовой культуры» | Доклад |
100. | | | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы. | Познакомить с основными тенденциями современного литературного процесса Знать основные тенденции современного литературного процесса. Охарактеризовать новую социокультурную и литературную ситуацию; показать изменения статуса литературы в обществе, опасность коммерциализации искусства. Обозначить существование нескольких литературных поколений и разных культурных парадигм; ознакомить с творчеством ведущих прозаиков и поэтов – наших современников | Общая характеристика основных тенденций современного литературного процесса (с использованием структуры и содержания раздела учебника). | Постмодернизм. Стиль «фэнтези». Ироническая поэзия | Современная литература в контексте «массовой культуры | Сообщение |