kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; Просвещение, 2008), образовательной программы МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ и учебного плана МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ. Программа подкреплена учебником С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. Литература. 11 класс, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»). Программа составлена для учащихся 11 класса и рассчитана на 102 часа. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения. Программа по литературе для 11 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса литературы не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Литература». Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; Просвещение, 2008), образовательной программы МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ и учебного плана МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ. Программа подкреплена учебником С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. Литература. 11 класс, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»). Программа составлена для учащихся 11 класса и рассчитана на 102 часа. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения. Программа по литературе для 11 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса литературы не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Литература».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков по литературе в 11 классе »

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе.



Дата

Тема урока

Требования к уровню подготовки

Виды деятельности

Теория литературы

Межпредметные связи

Вид контроля

П

Ф

1



Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 столетия. Начало века.

Знать основные темы и проблемы русской литературы 20 века.

Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой; находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.





Обзорная лекция с привлечением материала вводной статьи учебника, репродукций картин М.В.Нестерова, Б.М.Кустодиева, К.С.Петрова-Водкина, а также музыкальных произведений С.В.Рахманинова и А.Н.Скрябина; коллективная работа, беседа.

Историко-литературный процесс

Отображение в литературе исторической эпохи

Письменный ответ на вопрос 4

Пересказ статьи учебника по плану

2



Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала 20 века

Охарактеризовать социально-исторические и эстетические предпосылки возникновения модернизма в мировой литературе и искусстве, его идейную и эстетическую неоднородность; дать понятие об реализме, модернизме.

Обзор с обобщением изученного материала по творчеству Л.Н.Толстого и А.П.Чехова.

Реализм. Модернизм. Декаданс.

Литература и искусство начала 20 века

Пересказ статьи учебника по плану

3



Жизненный и творческий путь И.А.Бунина.

Цель: дать краткий обзор жизненного и творческого пути И.А.Бунина; обозначить основные мотивы творчества писателя, показать неповторимость его стиля

Историко-биографический очерк с привлечением дневниковых записей писателя, фрагментов «Окаянных дней», отзывов Л.Н.Толстого о бунинском творчестве, нобелевской речи Бунина.

Лирическая проза. Словесная живопись.

Бунин на фотографиях и в воспоминаниях современников

Устный ответ на вопросы

4



Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А.Бунина («Антоновские яблоки»)

Поразмышлять над проблемными вопросами, определить характер углублённого авторского психологизма

Анализ рассказа в контексте пейзажной лирики Бунина

Лирическая проза. Словесная живопись

Лирический пейзаж в прозе Бунина и М. В. Нестерова

Анализ текста, сочинение-миниатюра

5



Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Поразмышлять над проблемными вопросами, определить характер углублённого авторского психологизма. Раскрыть философское содержание рассказа. Понять авторскую позицию.

Анализ рассказа в контексте творческого метода Бунина

Словесная живопись. Символизм.

Иллюстрации

Анализ текста, сочинение-миниатюра

6



Тема любви и духовной красоты человека («Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник»)

Поразмышлять над проблемными вопросами, определить характер углублённого авторского психологизма. Показать развитие традиций русской классической литературы в прозе И.А.Бунина

Сопоставительный анализ рассказов с опорой на традиции тургеневской прозы

Лирическая проза. Словесная живопись

Иллюстрации к произведениям И.Бунина

Анализ текста , сочинение-миниатюра

7



Письменная работа по творчеству И.А.Бунина.

Уметь составлять план в соответствии с выбранной темой; писать сочинение, опираясь на составленный план, полно раскрывать выбранную тему и грамотно изложить материал

Работа по развитию речи с использованием материала учебника



Сочинение-миниатюра

8



Судьба и творчество М.Горького.

Цель: познакомить с вехами жизни и творчества М.Горького; раскрыть особенности романтических рассказов.

Знать биографию писателя. Уметь видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет писателя, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте, находить информацию по заданной теме в различных источниках.

Историко-биографический очерк с привлечением воспоминаний современников, лекция учителя, чтение статьи учебника, ответы на вопросы, беседа

Романтическая проза

Портреты М. Горького

Пересказ статьи учебника по плану

9



Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького.

Цель: познакомить с вехами жизни и творчества М.Горького; раскрыть особенности романтических рассказов.

Знать биографию писателя. Уметь видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет писателя, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте, находить информацию по заданной теме в различных источниках.

Анализ рассказов с обобщением знаний по теории романтизма

Романтическая проза

Иллюстрации к произведениям М. Горького

Устный ответ на вопросы, анализ рассказов

10



Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне».

Показать новаторство М.Горького-драматурга; определять сопоставляющие жанра и конфликта в пьесе. Дать понятие о системе образов пьесы. Выявить особую роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат.

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику.

Рассмотрение проблематики и системы образов пьесы с уяснением понятий «полилог» и «центробежная драматургия»

Полилог. Полифония.

М.Горький и МХТ. Сценическая история драмы «На дне»

Устная характеристика образов.

11



Спор о правде и мечте в драме М.Горького «На дне».

Выявить позицию героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде; создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения по данному вопросу.

Уметь проследить развитие конфликта в драме.

Анализ конфликта пьесы в проблемном звучании его составляющих, составление характеристики Луки и других обитателей ночлежки

Монолог. Полилог. Полифония.

М.Горький и МХТ. Сценическая история драмы «На дне»

Устная характеристика образов.

12



Нравственно-философские мотивы пьесы Горького «На дне».

Проследить историю жизни и особенности характера обитателей ночлежки, объяснить причины их падения «на дно жизни»; пригласить к размышлению о проблеме гуманизма по Горькому («Человек – это звучит гордо») и по Достоевскому («Смирись, гордый человек»)

Анализ финала пьесы в контексте изученных ранее произведений, ответы на вопросы к соответствующему разделу учебника

Монолог. Диспут.

М.Горький и МХТ. Драма М.Горького «На дне» в театре и кино.

Сочинение-миниатюра

13



Подготовка к сочинению по творчеству М.Горького.

Работа по развитию речи с использованием материала учебника и дополнительной литературы

Работа по развитию речи с использованием материала учебника и дополнительной литературы



Составление плана сочинения

14



Сочинение по творчеству М. Горького.

Уметь составлять план в соответствии с выбранной темой; писать сочинение, опираясь на составленный план, полно раскрывать выбранную тему и грамотно изложить материал

Работа по развитию речи с использованием материала учебника



Сочинение

15



Художественный мир А. И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет».

Дать обзор творческого пути А.И.Куприна в сопоставлении с творчеством И.А.Бунина. Обозначить основные проблемы в творчестве писателя, раскрыть художественные особенности его произведений. Показать уникальность чувства, описанного в рассказе.

Рассмотрение жизненного и творческого пути писателя, особенности его поэтики, выявление специфики типичного героя Куприна в процессе анализа «Гранатового браслета»

Символическая деталь

Л.В.Бетховен Соната № 2. Кадры из х/ф «Гранатовый браслет»

Характеристика образов

Ответы на вопросы

16



Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств. Объяснить причины «осеннего затишья» в доме Веры Николаевны. Обозначить роль детали в рассказе. Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

Рассмотрение жизненного и творческого пути писателя, особенности его поэтики, выявление специфики типичного героя Куприна в процессе анализа «Гранатового браслета»

Символическая деталь

Л.В.Бетховен Соната № 2. Кадры из х/ф «Гранатовый браслет»

Характеристика образов

Ответы на вопросы

17



Красота «природного» человека в повести А.И.Куприна «Олеся».

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств. Обозначить роль детали в рассказе. Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику

Анализ повести с закреплением понятия о «купринском» герое, сопоставление образа Олеси с героинями других рассказов, самостоятельный анализ текста.

Деталь, образ-пейзаж

Кадры из к\ф «Олеся», иллюстрации к произведению

Характеристика образов

Ответы на вопросы

18



Мир армейских отношений в повести «Поединок»

Показать мастерство Куприна в изображении мира армейских отношений в повести «Поединок».


Рассмотрение образной системы повести с выходом на её социальное и нравственно-философское звучание (вопрос 6 в конце раздела учебника)


Кадры из к\ф «Поединок», иллюстрации к произведению

Характеристика образов

Ответы на вопросы

19



Своеобразие творческого метода Л.Андреева.(«Большой шлем», «Жизнь человека», «Стена», «Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных»).

Познакомить учащихся с творчеством Л.Андреева, обозначить основные темы и проблемы его творчества. Выявить проблематику рассказа. Побудить учащихся к высказыванию своего отношения к прочитанному. Уметь выделять в произведении нравственно-идеологические проблемы.

Общая характеристика жизненного и творческого пути Л.Андреева с включением анализа рассказа «Стена». Выявление специфики прочтения Л.Андреевым евангельского сюжета (вопросы 3-4). Анализ рассказов с опорой на аналогии с житейским жанром литературы. Обобщение наблюдений над поэтикой Л.Н.Андреева.

Неореализм; евангельский мотив

Л.Н.Андреев. И.Е.Репин. Рисунки Л.Н.Андреева

Пересказ статьи учебника по плану

20



«Серебряный век» русской поэзии.

Объяснить значение термина серебряный век. Углубить представление учащихся о литературных направлениях: символизме, акмеизме, футуризме и новокрестьянской поэзии. Показать влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Познакомить с творческой судьбой наиболее ярких поэтов серебряного века.

Общая характеристика модернистских течений в русской поэзии с обоснованием термина «серебряный век» применительно к рассматриваемому периоду литературы.

Символизм. Акмеизм. Футуризм.

Символизм в русской живописи и музыке

Пересказ статьи учебника по плану

21



Символизм и русские поэты-символисты.

Дать представление о символизме как литературно-художественном направлении. Познакомить с творчеством К.Д.Бальмонта, А.Белого, Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Соловьёва

Определить философские истоки эстетической теории символистов, принцип понимания искусства как иррационального постижения мира; дать понятие о символе.

Общая характеристика предсимволистского и символистского периодов в развитии русской поэзии с опорой на творчество Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Соловьёва. работа над понятием «символ»

Символизм. Образ-символ

Символизм в русской живописи и музыке

Ответы на вопросы

22



В.Я.Брюсов – «идеолог» русского символизма. («Юному поэту»).

Познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно. На примере данных стихов показать основные темы и мотивы поэзии.

Уметь анализировать поэтические произведения.

Обзор лирики В.Брюсова с использованием индивидуальных сообщений учащихся. Анализ стихотворения «Юному поэту»

Звукообраз. Образ-символ

Символизм в русской живописи и музыке

Анализ стихотворения

23



«Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д.Бальмонта. (Самостоятельный анализ «Сонеты солнца»).

Познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно. На примере данных стихов показать основные темы и мотивы поэзии.

Уметь анализировать поэтические произведения.

Изучение основных этапов творческого пути и особенностей поэтики К.Бальмонта. Анализ стихотворений «Сонеты солнца», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Лунный луч», «Фантазии»

Звукообраз. Образ-символ

Музыкальные образы в лирике К.Д.Бальмонта

Самостоятельный анализ «Сонеты солнца»

24



Своеобразие поэтического творчества И.Ф.Анненского.

Показать своеобразие поэтического творчества И.Ф.Анненского.

Изучение основных этапов творческого пути и особенностей поэтики И.Ф.Анненского ( с включением анализа стихотворения «Стальная цикада»

Образ-эмблема. Жанр «трилистника»


Анализ стихотворения

25



Письменная работа по лирике поэтов-символистов. (Анализ стихотворения).

Проверка умений проводить лингвистический анализ стихотворения.

Письменный анализ стихотворения В.Брюсова, К.Бальмонта, И.Анненского (по выбору)



Частичный литературоведческий анализ стихотворения

26



Жизненные и творческие искания А.Блока.

Познакомить с личностью поэта, атмосферой, с центральными циклами стихотворений. Определить основные мотивы лирики.

Историко-биографический очерк с рассмотрением особенностей периодизации творчества поэта («трилогия вочеловечения»), его связей с другими художниками

Циклизация лирики

Портреты А.А.Блока. Шахматово в жизни поэта

Сообщение о жизни и творчестве поэта

27



Образ «влюблённой души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

Анализ стихотворений цикла с закреплением понятий «двоемирие», «символизация». Работа над понятием «интертекстуальность» на материале лирики Блока

Анализ стихотворений цикла с закреплением понятий «двоемирие», «символизация». Работа над понятием «интертекстуальность» на материале лирики Блока

Образ-символ. «Двоемирие»

Лирика А.А. Блока и М.Врубеля

Устное сообщение

28



Тема «страшного мира» в лирике А.Блока. («Незнакомка», «На железной дороге»).

Проследить основные этапы развития мировоззрения и творчества поэта; убедиться, что по первой книге его стихов «можно и должно учиться настоящей любви»; поэт о трагической участи любви и красоты в недобром мире.

Обзор «городской лирики Блока с детальным анализом стихотворений «Незнакомка», «На железной дороге»

Городская лирика. Образ-символ

Иллюстрации к произведениям А.А.Блока. Стихотворение Н.А.Некрасова «Тройка»

Анализ стихотворения

29



Россия и её судьба в поэзии А.Блока.

Показать, как развивалась тема Родины , каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России. Раскрыть особенную глубину образа России Блока; показать значение этой темы в его творчестве и судьбе.

Знать содержание цикла «На поле Куликовом». Уметь на примере анализа стихов поэта раскрывать его взгляды на тему исторического пути России.

Анализ пяти стихотворений «На поле Куликовом» в контексте цикла «Родина» (с включением анализа стихотворения «Россия»)

Циклизация лирики

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина».

Сочинение-миниатюра, чтение наизусть

30



Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать».

Познакомить с историей создания поэмы. Показать полемический характер и художественные особенности произведения.

Знать сюжет поэмы и её героев. Понимать неоднозначность трактовки финала, символику поэмы.

Показать уникальное соединение формы и содержания поэмы в «музыку революции»; раскрыть объективность позиции автора, показать новые грани его поэтического гения.

Анализ сюжета и образной системы «Двенадцати» с использованием фрагментов статьи Блока «Интеллигенция и революция» и иллюстраций к поэме художника Ю.Анненкова.

Финал, символика

Фрагменты статьи Блока «Интеллигенция и революция» и иллюстраций к поэме художника Ю.Анненкова.

Устное сообщение

31



Символика поэмы А.Блока «Двенадцать» и проблема финала.

Показать полемический характер и художественные особенности произведения.

Знать сюжет поэмы и её героев. Понимать неоднозначность трактовки финала, символику поэмы.

Дискуссионное обсуждение финала поэмы «Двенадцать» с привлечением различных его трактовок

Финал, символика

Фрагменты статьи Блока «Интеллигенция и революция» и иллюстраций к поэме художника Ю.Анненкова

Частичный анализ поэмы

32



Письменная работа по творчеству А.Блока.

Обобщить и закрепить знания материала по данной теме. Выявить умение осмыслить тему, определить навык оформления цитат из поэтического текста.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой.

Работа по развитию речи с использованием материала учебника



Составление сложного плана к одной из тем (стр.207), устная защита плана

33



Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.

Дать представление об акмеистов: «вещное» восприятие действительности, культ «первоначал жизни» в природе и личности.

Дать представление о футуризме как одном из течений русского литературного авангарда: эстетический нигилизм, протест против существующего миропорядка, проповедь индивидуализма, формальное экспериментаторство.

Составление общей характеристики акмеизма, футуризма, новокрестьянской поэзии с опорой на творчество Н.Гумилёва, С.Городецкого, И.Северянина, В.Хлебникова, Н.Клюева

Футуризм. Акмеизм. Новокрестьянская поэзия.

Поэзия и живопись кубофутуристов

Конспект статьи учебника

34



Поэзия Н.С.Гумилёва. Поэзия и судьба.

Познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно. На примере данных стихов показать основные темы и мотивы поэзии.

Уметь анализировать поэтические произведения.

Очерк жизни и творчества Н.Гумилёва с рассмотрением особенностей художественного кредо поэта

Неоромантизм.

Лирика Н.С.Гумилёва и живопись П. Гогена

Ответы на вопросы

35



Философское звучание поздней лирики Н.Гумилёва («Жираф», «Кенгуру», «Как конквистадор в панцире железном…»)

Познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно. На примере данных стихов показать основные темы и мотивы поэзии.

Уметь анализировать поэтические произведения.

Анализ стихотворений «Как конквистадор в панцире железном…» «Жираф», «Кенгуру» с отработкой понятий «лирический герой-маска», «неоромантизм», «экзотизм»

Неоромантизм. Лирический герой-маска

Рисунки Н.С.Гумилёва Лирика Н.С.Гумилёва и живопись П. Гогена

Анализ стихотворения, чтение наизусть

36



Жизненный и творческий путь А. А. Ахматовой.

Дать представление о личности поэта, о мотивах и настроениях лирики. Показать неразрывную связь поэтических образов А.А.Ахматовой с русской культурой.

Знать основные вехи жизненного и творческого пути А.А.Ахматовой, особенности его стиха (музыкальность интонации)

Очерк жизни и творчества А.Ахматовой в контексте «серебряного века» и постреволюционного времени (с использованием живописных портретов Ахматовой)

Микроцикл; исповедальность лирического произведения

Образ А.А.Ахматовой в живописи

Индивидуальное сообщение

37












Мотивы любовной лирики А.Ахматовой. («Вечер», «Четки», «Белая стая», «Я научилась просто, мудро жить…»).

Развить представление о поэзии Ахматовой.

Анализ стихотворений из сборников «Четки», «Вечер», «Белая стая» с включением анализа стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…»

Показать верность нравственным принципам поэта как основу жизненного мужества и таланта; раскрыть глубину и яркость переживаний лирической героини, мотивы любви, душевных побед и крушений, верность родной земле.

Анализ стихотворений из сборников «Четки», «Вечер», «Белая стая» с включением анализа стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…»

Исповедальность лирического произведения

Образ А.А.Ахматовой в живописи

Чтение наизусть, анализ стихотворения

38



А.А.Ахматова. О месте художника в «большой истории».

Развить представление о поэзии Ахматовой.

Анализ стихотворений из сборников «Четки», «Вечер», «Белая стая» с включением анализа стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…»

Показать верность нравственным принципам поэта как основу жизненного мужества и таланта; раскрыть глубину и яркость переживаний лирической героини, мотивы любви, душевных побед и крушений, верность родной земле.

Анализ стихотворений из сборников «Четки», «Вечер», «Белая стая» с включением анализа стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…»

Исповедальность лирического произведения

Образ А.А.Ахматовой в живописи

Чтение наизусть, анализ стихотворения

39



Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием».

Познакомить учащихся с историей создания поэмы. Показать особенности композиционного строения и их роль в раскрытии идейного содержания. Углубить представления о патриотизме и гражданственности лирики Ахматовой. Передать отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме, взаимосвязь жизни поэта с жизнью своей страны.

Целостный анализ текста с рассмотрением евангельских мотивов и литературных реминисценций. Обращение к музыкальному воплощению жанра («Реквием» В.А.Моцарта)

Исповедальность лирического произведения; микроцикл

«Реквием» А.Ахматовой «Реквием» В.А.Моцарта

Выразительное чтение, ответы на вопросы

40



Письменная работа по творчеству А. А. Ахматовой..

Обобщить и проверить знания учащихся по теме, умение анализировать стихи А.А.Ахматовой

Работа по развитию речи с использованием материала учебника



Лингвистический анализ стихотворения (по выбору)

41



Судьба и стихи М. Цветаевой.

Познакомить с личностью и творчеством поэта. Обозначить основные темы и мотивы цветаевской лирики. Разобраться в особенностях поэтического текста. Увидеть своеобразие лирической героини произведений.

Знать основные мотивы лирики М.И.Цветаевой.

Очерк жизни и творчества М.Цветаевой с опорой на историко-биографические связи (творческий диалог с А.Ахматовой, М.Волошиным, В.Маяковским, Б.Пастернаком).

Лирический пафос

Поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой

Индивидуальное сообщение

42



Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. («Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Попытка ревности»).

Помочь учащимся разобраться в особенностях поэтического текста Цветаевой. Показать своеобразие поэзии М.И.Цветаевой; ознакомить с богатством тем и мотивов лирики М.Цветаевой как воплощением богатства личности и трагизма судьбы.

Анализ стихотворений «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Попытка ревности», «Роландов Рог»

Дискретность стиха. Поэтический темперамент

Романсы на стихи М. И. Цветаевой

Художественное чтение наизусть. Частичный литературоведческий анализ стихотворения

43



Тема дома-России в поэзии Цветаевой. («Молитва», «Тоска по родине! Давно…», «Куст», «Пригвождена»).

Помочь учащимся разобраться в особенностях поэтического текста Цветаевой. Показать своеобразие поэзии М.И.Цветаевой; показать трагичность мироощущения поэта; прививать ученикам глубокое уважение к истории и культуре своей страны.

Анализ стихотворений «Молитва», «Тоска по родине! Давно…», «Куст», «Пригвождена» в контексте биографии поэта.

Лирический пафос. Изобразительно-выразительные средства.

Образ М. И. Цветаевой в живописи

Художественное чтение наизусть. Частичный литературоведческий анализ стихотворения

44



Письменная работа по творчеству М.Цветаевой

Обобщить и проверить знания учащихся по теме, умение анализировать стихи М.И.Цветаевой.

Письменный анализ стихотворения или ответ на проблемный вопрос с использованием материала учебника (по выбору учащихся)



Лингвистический анализ стихотворения (по выбору)

45



А.Аверченко и «короли смеха» из группы «Сатирикона»

Общая характеристика творчества А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши Черного, Дон-Аминадо с закреплением понятий «карнавальный смех», «ирония», «пародия»

Общая характеристика творчества А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши Черного, Дон-Аминадо с закреплением понятий «карнавальный смех», «ирония», «пародия»

Карнавальный смех, ирония, пародия, сарказм, политическая сатира

Тема современного искусства в рассказах А. Аверченко

Письменный ответ на вопрос

46












Литературные направления и группировки в 20-е годы.

Познакомить с литературными направлениями и группировками 20-ых годов. Раскрыть проблематику и особенности прозы 20-ых годов

Обзор с использованием материалов учебника. Общая характеристика творчества И.Бунина, Б.Пильняка, А.Фадеева, И.Бабеля, М.Шолохова с опорой на общую нравственно-историческую проблематику.

Эмигрантская литература

Исторический процесс и его художественное осмысление в 20-е годы

Конспект статьи учебника, анализ одного произведения (по выбору)

47



Тема революции в произведениях писателей «новой волны»

Познакомить с литературными направлениями и группировками 20-ых годов. Раскрыть проблематику и особенности прозы 20-ых годов

Обзор с использованием материалов учебника. Общая характеристика творчества И.Бунина, Б.Пильняка, А.Фадеева, И.Бабеля, М.Шолохова с опорой на общую нравственно-историческую проблематику.

Эмигрантская литература

Исторический процесс и его художественное осмысление в 20-е годы

Конспект статьи учебника, анализ одного произведения (по выбору)

48



Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман Е. Замятина «Мы».

Познакомить учащихся с личностью Е. И. Замятина и его романом «Мы». Побудить к высказыванию своего мнения по поводу прочитанного.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, жанровое своеобразие..

Обзорное рассмотрение проблематики романа с обобщением темы социальной утопии в русской и мировой классике.

Жанр антиутопии

Исторический процесс и его художественное осмысление в 20-е годы

Устное сообщение

49- 50



Юмористическая проза 20-х годов. (Рассказы М.Зощенко, романы И.Ильфа и Е.Петрова)

Познакомить с юмористической прозой 20-ых годов.

Анализ рассказов М. Зощенко с закреплением понятий «литературный сказ», «образ рассказчика».

Обзорное рассмотрение романов «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»

Ирония, сатира.

Кинофильмы по произведениям М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова

Анализ рассказа

51



Творческая биография В.В.Маяковского. Тема художника и революции в творчестве поэта.

Дать представление о раннем творчестве В.В.Маяковского, его новаторском характере и бунтарском духе.

Знать тематику лирики творчества поэта, особенности строфики и графики. Понимать, в чем состоит новаторский характер поэзии В.В.Маяковского

Историко-биографический очерк с привлечением фрагментов автобиографии «Я сам», материалов выступлений Маяковского на поэтических вечерах, работ Маяковского-художника. Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции» с включением доклада о революционных поэмах Маяковского ( индивидуальное задание)

Декламационный стих. Поэтические неологизма. Образная гиперболизация

Портреты В. В. Маяковского. В. В. Маяковский и творчество художников-кубистов

Индивидуальное сообщение

52



Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского. («А вы могли бы?», «Нате!», «Скрипка и немножко неверно»).

Дать представление о раннем творчестве В.В.Маяковского, его новаторском характере и бунтарском духе.

Знать тематику лирики творчества поэта, особенности строфики и графики. Понимать, в чем состоит новаторский характер поэзии В.В.Маяковского

Анализ стихотворений «А вы могли бы?», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно» с позиции общности лирического героя и тематики (с привлечением материала и вопросов учебника).

Декламационный стих. Поэтические неологизма. Образная гиперболизация

Фотографии В.В. Маяковского

Художественное чтение наизусть. Частичный литературоведческий анализ стихотворения

53



Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях В.Маяковского. («О дряни», «Прозаседавшиеся», обзорно «Клоп», «Баня»).

Познакомить учащихся с сатирическими произведениями поэта. Разобраться, что является в них объектом сатиры, какими художественными средствами добивается поэт сатирического эффекта в своих произведениях. Проследить связь творчества Маяковского с традициями русской сатиры; охарактеризовать галерею сатирических типов, взгляд на предназначение поэта и поэзии.

Знать сатирические произведения Маяковского. Уметь находить объекты сатиры и художественные средства, благодаря которым поэт создаёт сатирический эффект.

Анализ стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся», обзорная характеристика пьес «Клоп», «Баня».

Декламационный стих. Поэтические неологизма. Образная гиперболизация

В.В. Маяковский и театр

Художественное чтение наизусть. Частичный литературоведческий анализ стихотворения

54



Любовь и быт в поэзии В.Маяковского

Познакомить учащихся с любовной лирикой В.Маяковского, её художественным своеобразием.

Знать особенности любовной лирики. Уметь определять смену чувств лирического героя в стихотворениях Маяковского о любви. Увидеть трагедию невнятности в интимной лирике поэта, переплетение в ней личного и общественного.

Анализ стихотворений «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…» , поэмы «Про это» с опорой на материал учебника.

Интимная лирика

Интимная лирика А. С. Пушкина

Художественное чтение. Частичный литературоведческий анализ стихотворения

55



«Как живой с живым…» Маяковский о назначении поэта. («Разговор с фининспектором о поэзии», вступление к поэме «Во весь голос»)

Обобщение ранее изученного («Необычайное приключение…», анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» и вступление к поэме «Во весь голос»). Обсуждение проблемы «Маяковский сегодня»

Обобщение ранее изученного («Необычайное приключение…», анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» и вступление к поэме «Во весь голос»). Обсуждение проблемы «Маяковский сегодня»

Лирическая исповедь. Поэт-гражданин

А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов о поэте и позии.

Художественное чтение наизусть. Частичный литературоведческий анализ стихотворения

56



Итоговый урок по творчеству В.В.Маяковского

Обобщить и закрепить знания материала по данной теме. Выявить умение осмыслить тему, определить навык оформления цитат из поэтического текста.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой.

Работа по развитию речи с использованием материалов учебника.

Декламационный стих. Поэтические неологизма. Образная гиперболизация

Портреты В. В. Маяковского. В. В. Маяковский и творчество художников-кубистов

Составление сложного плана к одной из тем (стр.417), устная защита плана

57



Сергей Есенин: поэзия и судьба.

Познакомить учащихся с биографией поэта, особенностями творческого метода. Показать народность творчества С.Есенина, его тесную связь с судьбой русской деревни, предельную открытость личности, отразившуюся в творчестве.

Очерк жизни и творчества Есенина с опорой на материал автобиографии, воспоминания современников и стихотворений разных лет.

Имажинизм

Пейзажная лирика

Портреты С.А.Есенина. Есенин в музыке. Заочное путешествие «На родине Есенина»

Устное сообщение

58



Природа родного края и образ Руси в лирике С.Есенина.

Показать народность творчества С.Есенина, проследить эволюцию темы Родины в его лирике.

Знать эволюцию темы Родины в лирике С.Есенина.

Показать многогранность поэзии. Раскрыть тему природы, как основную в его поэзии, её органичную связь с русским фольклором.

Анализ стихотворений сборника «Радуница», «Выткался на озере алый цвет зари…», «За темной прядью перелесиц…».

Фольклор

Изобразительно-выразительные средства

Есенин в музыке.

Мотивы русской природы в живописи

Индивидуальное сообщение,

Художественное чтение наизусть. Частичный литературоведческий анализ стихотворения

59



Тема революции в поэзии Есенина («Иония», «Небесный барабанщик»).

Обзор «революционной» лирики Есенина с привлечением свидетельств современников о творческой полемике Есенина и Маяковского.

Обзор «революционной» лирики Есенина с привлечением свидетельств современников о творческой полемике Есенина и Маяковского.

Изобразительно-выразительные средства


Художественное чтение. Частичный литературоведческий анализ стихотворения

60



Мотивы поздней лирики Есенина. («Город и деревня», «Образ женщины», «Вечные темы»).

Анализ стихотворений в рамках тем «Город- деревня в лирике Есенина», «Образ женщины в есенинской поэзии», «Вечные темы» в есенинской лирике».

Анализ стихотворений в рамках тем «Город -деревня в лирике Есенина», «Образ женщины в есенинской поэзии», «Вечные темы» в есенинской лирике».

Изобразительно-выразительные средства

Есенин в музыке.

Художественное чтение. Частичный литературоведческий анализ стихотворения

61



Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина».

Раскрыть проблематику, своеобразие композиции и систему образов поэмы.

Знать проблематику, своеобразие композиции и систему образов поэмы «Анна Снегина».

Проблематика и образы поэмы в единстве её лирического и эпического звучания. Обобщение основных мотивов есенинской поэзии на материале поэмы «Анна Снегина»

Лироэпическая поэма. Нравственно-философская проблематика

Иллюстрации к поэме

Сочинение-миниатюра

62



Работа над сочинением по творчеству С.Есенина.

Обобщить и проверить знания по теме. Совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его.

Работа по развитию речи с использованием материала учебника.



Составление плана сочинения

63



Сочинение по творчеству С.Есенина.

Обобщить и проверить знания по теме. Совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его.

Работа по развитию речи с использованием материала учебника.



Сочинение

64



Произведения

отечественной прозы

30-ых годов.

Обзорное знакомство с творчеством Н.Островского, М.Шолохова, И.Бунина, И.Шмелёва, Б.Зайцева с выборочным рассмотрением одного из произведений.

Обучение выборочному конспекту.

Обзор творчества Н.Островского, М.Шолохова, И.Бунина, И.Шмелёва, Б.Зайцева с выборочным рассмотрением одного из произведений.

Эмигрантская проза ; собирательный образ эпохи

Историко-биографическое повествование

Выборочный конспект

65



Лирика 30-х годов.

Общая характеристика творчества П.Васильева, М.Исаковского, М.Светлова, О.Мандельштама

Общая характеристика творчества П.Васильева, М.Исаковского, М.Светлова, О.Мандельштама

Песенно-лирическая ситуация; собирательный образ эпохи

Историко-биографическое повествование

Выразительное чтение, анализ стихотворения

66



Историческая проза А.Н.Толстого. «Петровская» тема в творчестве А.Толстого.

Познакомить учащихся с биографией писателя, раскрыть причины, побудившие А.Н.Толстого написать роман о Петре I.

Краткий историко-биографический очерк с обобщением «петровской» темы в предшествующей литературной традиции.

Собирательный образ эпохи

Историко-биографическое повествование. «Петровская» тема в творчестве М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина. Х/Ф «Пётр Первый»

Индивидуальное сообщение

67



Личность царя-реформатора в романе А.Толстого «Пётр Первый».

Выявить идейно-художественную задачу А.Н.Толстого – показать Петра Iкак государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью; дать представление о методе писателя.

Анализ избранных глав романа с привлечением самостоятельного анализа рассказа «День Петра»

Собирательный образ эпохи

Историко-биографическое повествование. «Петровская» тема в творчестве М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина. Х/Ф «Пётр Первый»

Частичный анализ эпизода

68



Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова.

Познакомить учащихся с личностью писателя, его творческой судьбой. Дать представление о значении его произведений, о полемике вокруг авторства.

Знать биографию писателя. Уметь выступать с устным сообщением.

Историко-биографический очерк с обобщением ранее рассмотренного материала по творчеству писателя.

Историко-биографический очерк.

Портреты М. А. Шолохова. Заочная экскурсия по шолоховским местам

Индивидуальное сообщение

69



«Донские рассказы» как пролог романа-эпопеи «Тихий Дон»

Дать представление о личности М.А.Шолохова и значении его произведений.

Раскрыть тесную взаимосвязь времени, судьбы и творчества писателя; ознакомить с историей многолетнего труда по созданию романа-эпопеи.

Обзорное рассмотрение цикла «Донские рассказы» с обобщением ранее изученного и включением самостоятельного анализа рассказа «Лазоревая степь»

Рассказ

Иллюстрации к рассказам. Рассказы м.А. Шолохова на экране

Художественный пересказ, анализ рассказа

70



Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».

Проследить творческую судьбу романа «Тихий Дон», широту эпического повествования, систему образов, основные темы произведения. Показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни на примере изображения Шолоховым казачьих семей.

Знать главных героев романа, основные сюжетные линии.

Анализ глав первого тома романа с закреплением понятий «эпос» и «эпическое время и пространство».

Роман-эпопея.

Хронотоп романа-эпопеи

Эпизоды из х/ф «Тихий Дон». Роман «Тихий Дон» в иллюстрациях художников

Анализ глав первого тома

71



События революции и гражданской войны в романе.

Показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и её влияние на человека. Отметить гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшего правду о гражданской войне как трагедии народа. Показать неизбежность трагичности Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения, выступать с устными сообщениями, раскрывать глубину постижения исторических процессов в романе, анализировать ключевые эпизоды.

Знать особенности языка, стиля писателя; особенности раскрытия темы разрушения семейного и крестьянского укладов во время гражданской войны.

Раскрыть убедительность авторской позиции в изображении гражданской войны как величайшего бедствия народа.

Рассмотрение военных эпизодов романа с обобщением ранее изученных произведений о гражданской войне.

Роман-эпопея.

Хронотоп романа-эпопеи

Эпизоды из х/ф «Тихий Дон». Роман «Тихий Дон» в иллюстрациях художников

Сообщение «События революции и гражданской войны в романе»

72



Идея дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон».

Раскрыть систему образов в романе. На примере семьи Мелиховых показать мастерство писателя в изображении быта и нравов донского казачества.

Через анализ судеб героев показать, как раскрываются в романе «вечные» темы.

Показать неповторимость ярких, самобытных, очень разных шолоховских героинь, силу их любви и самоотверженности.


Анализ глав романа с ответом на вопрос №8, 12 в конце соответствующего раздела учебника. Обобщение ранее изученного («мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»).

Роман-эпопея.

Хронотоп романа-эпопеи

Эпизоды из х/ф «Тихий Дон». Роман «Тихий Дон» в иллюстрациях художников

Сообщение «Идея дома и святости семейного очага в романе»

73



Судьба Григория Мелихова.

Показать трагическую судьбу Григория Мелихова и отношение автора к своему герою.

Уметь анализировать ключевые эпизоды, прослеживая судьбу Григория Мелихова в романе как путь поиска правды жизни. Раскрыть глубину и противоречивость характера героя-правдоискателя, обречённого на безуспешность поиска правды.

Рассмотрение динамики развития центрального образа романа с закреплением понятия «герой эпоса» и включением индивидуального сообщения о прототипах Григория Мелехова (№3 рубрики «Доклады и рефераты»).

Прототип

Эпизоды из х/ф «Тихий Дон». Роман «Тихий Дон» в иллюстрациях художников

Письменная характеристика Григория Мелихова.

74



Работа над сочинением по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Обобщить и проверить знания по теме. Совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его.

Работа по развитию речи с использованием материала учебника



Составление сложного плана

75



Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Обобщить и проверить знания по теме. Совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его.

Работа по развитию речи с использованием материала учебника



Сочинение

76



Судьба и книги М.А.Булгакова.

Познакомить учащихся с личностью и творчеством М.А.Булгакова.

Знать биографию писателя. Уметь выступать с устным сообщением на заданную тему.

Очерк жизни и творчества М.Булгакова с опорой автобиографичность прозы писателя.

Исторический пейзаж. Сатира. Ирония.

Портрет М.А.Булгакова. М.Булгаков и театр.

Индивидуальное сообщение

77



Трагизм «смутного» времени в романе «Белая гвардия».

Показать, в чем особенность изображения Булгаковым исторических современных ему событий; понять авторскую позицию. Понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе художественных ценностей.

Обзорный анализ романа с обобщением ранее изученных произведений о гражданской войне.

Исторический пейзаж.

Портрет М.А.Булгакова. М.Булгаков и театр. Кадры из к/ф «Дни Турбиных», «Белая гвардия»

Анализ эпизода

78



«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт».

Познакомить учащихся с историей создания и публикацией романа «Мастер и Маргарита». Определить проблематику романа, показать его композиционные особенности, их связь с проблемами романа.

Общее рассмотрение сюжета, композиции и образной системы романа. Обсуждение вопроса о жанровом определении «Мастера И Маргариты».

Роман-лабиринт.

Сатирическая «Дьяволиада»

Роман «Мастер и Маргарита» на экране

Сочинение-миниатюра

79



Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа.

Показать, как решает писатель проблему нравственного выбора в романе. Определить, какими художественными средствами рисует Булгаков образы центральных героев «ершалаимских» глав.

Уметь делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев.

Анализ глав о Понтии Пилате с привлечением евангельского контекста (сравнительный анализ с выявлением специфики булгаковского сюжета).

Евангельский контекст

Роман «Мастер и Маргарита» на экране

Сравнительный анализ глав романа

80



Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе.

Показать роль фантастического в романе, своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой литературы; раскрыть грани таланта гениального сатирика. Продолжить разговор о нравственных уроках Булгакова. Создать проблемную ситуацию, побуждающую учащихся высказывать своё мнение о прочитанном.

Уметь составлять характеристику группы персонажей.

Анализ романа с отработкой понятий «карнавальный смех», «буффонада». Опора на традиции мировой литературы в решении «мефистофельской» темы (И.В.Гёте, Э.Т.А.Гофман, Н.В.Гоголь).

Карнавальный смех, буффонада

Опора на традиции мировой литературы в решении «мефистофельской» темы (И.В.Гёте, Э.Т.А.Гофман, Н.В.Гоголь).

Индивидуальное сообщение

81



Тема любви и творчества в романе.

Усвоить нравственные уроки М.А.Булгакова. продолжить работу над характеристикой образа литературного героя. Охарактеризовать образ женщины-спасительницы, готовой во имя любви больше, чем на смерть.

Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали.

Анализ линий Мастера и Маргариты в романе. Дискуссионное обсуждение «трудных мест» романа (см.№4 рубрики «Доклады и рефераты»).

Художественная деталь

Роман «Мастер и Маргарита» на экране

Устное сочинение по теме «Тема любви и творчества в романе»

82



Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.А.Булгакова

Обобщить и проверить знания по теме. Совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его.

Работа по развитию речи с использованием материала учебника.



Домашнее сочинение

83



Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака.

Познакомить учащихся с биографией писателя, разнообразием дарований его творческой натуры. Дать представление о творчестве Пастернака-поэта; совершенствовать навыки анализа текста.

Историко-биографический очерк, включающий «футуристический» период творчества Б.Пастернака, его взаимоотношения с В.Маяковским, документы и свидетельства «нобелевской травли» поэта.


р

Индивидуальное сообщение

84



Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Пастернака. («Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идёт», «Плачущий сад»)

Отработка навыков анализа стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идёт», «Плачущий сад» с привлечением схемы самостоятельного анализа текста в соответствующем разделе учебника.

Ознакомить с особенным миром его поэзии, «награждённой каким-то вечным детством»

Анализ стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идёт», «Плачущий сад» с привлечением схемы самостоятельного анализа текста в соответствующем разделе учебника.

Метафорический ряд.

Рисунки Л. Пастернака и портреты Б.Л.Пастернака

Анализ стихотворений

85



Философские мотивы лирики Б.Пастернака.

Рассмотрение любовной темы, темы жизни и смерти, стихов о назначении художника, проблемы гамлетовского противостояния писателя и эпохи в творчестве Б.Пастернака (с привлечением проблемных вопросов в конце раздела учебника).

Уметь анализировать лирическое произведение.

Рассмотрение любовной темы, темы жизни и смерти, стихов о назначении художника, проблемы гамлетовского противостояния писателя и эпохи в творчестве Б.Пастернака (с привлечением проблемных вопросов в конце раздела учебника).

Изобразительно-выразительные средства языка.

Музыкальные образы Ф.Шопена в лирике Б.Л. Пастернака

Анализ стихотворений

86



Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго».

Познакомить учащихся с судьбою романа. Дать представление о взглядах Пастернака на проблему места и роли человека в истории, показать гуманизм этих взглядов.

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие.

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения.

Обзорный анализ глав романа с частичным привлечением «Стихотворений Юрия Живаго» и отработкой жанрового понятия «лирико-религиозный роман».

Лирико-религиозный роман

Х/Ф «Доктор Живаго»

Анализ эпизода

87



Самобытность художественного мира А.Платонова.

Познакомить с творчеством А.П.Платонова; показать актуальность и вневременную ценность его произведений

Знать смысл названий произведений, центральные образы, проблематику.

Уметь вести диалог.

Очерк жизни и творчества писателя с включением самостоятельного анализа рассказа «Июльская гроза».

Индивидуализированный стиль

Проза А.Платонова и живопись П.Филонова

Самостоятельный анализ

88



Герои и проблематика прозы А.Платонова. Герой-мечтатель и проблема поиска истины. («Возвращение», «Фро», «Сокровенный человек», «Котлован»).

Познакомить с творчеством А.П.Платонова; показать актуальность и вневременную ценность его произведений

Знать смысл названий произведений, центральные образы, проблематику.

Уметь вести диалог.

Анализ произведений по выбору с отработкой понятия «неореализм». Характеристика образа Вощева и его места в сюжете проблематике в повести «Котлован».


Анализ произведений по выбору с отработкой понятия «неореализм». Характеристика образа Вощева и его места в сюжете проблематике в повести «Котлован». Закрепление понятий «антиутопия», «фантасмагория» на материале повести.

Неореализм

Иллюстрации к произведениям

Анализ произведения (по выбору)

89



Жизнь и творчество В.В.Набокова. (Рассказ «Облако, озеро, башня»).

Дать краткую характеристику литературы русского зарубежья «первой волны» и творчества В. В. Набокова; попытаться раскрыть особенности творческого метода Набокова.

Историко-биографический очерк с включением самостоятельного рассказа «Облако, озеро, башня».



Индивидуальное сообщение

90



Словесная пластика прозы В. Набокова. («Машенька», «Защита Лужина», «Дар»).

Показать некоторые особенности творчества В. В. Набокова; дать представление о специфике художественного стиля писателя; развивать умения и навыки анализа текста.

Анализ образной системы «Машеньки» с возможным сопоставлением романа с «ностальгической» прозой А.Аверченко. Анализ фрагментов прозы Набокова с разъяснением понятий «метафорический аллегоризм», «элитарная проза».

Анализ образной системы «Машеньки» с возможным сопоставлением романа с «ностальгической» прозой А.Аверченко. Анализ фрагментов прозы Набокова с разъяснением понятий «метафорический аллегоризм», «элитарная проза».

Элитарная проза. Метафорический аллегоризм. Литературное двуязычие.

Иллюстрации к произведениям

Анализ эпизода

91



Литература периода ВОВ. Лирика и проза военных лет.

Показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор произведений разных жанров.

Дать обзор поэзии времен Вов; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединила высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Показать важнейшую роль русской литературы в годы Великой Отечественной войны, внутреннюю веру писателей и поэтов в своё высокое предназначение и свободу творческого самовыражения.

Обзорное рассмотрение публицистики, прозаических, лирических произведений о ВОВ

Публицистика, жанр поэмы, военная публицистика, документальная проза

Песенная поэзия М.Исаковского, А.Суркова, А.Фатьянова и др.

Устное сообщение

92



Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского. («Василий Теркин», «По праву памяти», «О сущем»)

Познакомить с жизнью и творчеством А.Т.Твардовского, показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта; определить жанровые особенности и идейное содержание его лирики.

Знать основные мотивы лирики А.Т.Твардовского. уметь выступать с устным сообщением.

Историко-биографический очерк с опорой на лирику разных лет с обобщением ранее изученного.

Лирический эпос. Тема исторической памяти

Портреты писателя. А.Т.Твардовсий и судьба журнала «Новый мир»

Письменный ответ на вопрос 5

93



Литературный процесс 50-80-х годов.

Обзорно познакомить с основными направлениями в литературе 50-80 годов, с основными темами и проблемами.

Общая характеристика литературы послевоенных лет, периода «оттепели» и «застойных» десятилетий.

Эстрадная поэзия. «Тихая» лирика.

«Деревенская» и «городская» проза. Авторская песня

Отражение периода «оттепели» и «застойных» десятилетий в литературе и искусстве

Письменная характеристика одного из произведений (по выбору)

94



Герои и проблематика «военной прозы». (Ю.Бондарев, К.Воробьёв, В.Кондратьев, Б.Васильев, В.Астафьев, В.Г.Распутин).

Раскрыть проблематику «военной прозы», авторскую позицию и способы её выражения в произведениях.


Обзорное рассмотрение произведений Ю.Бондарева, К.Воробьёва, В.Кондратьева, Б.Васильева, В.Астафьева, В.Распутина (по выбору).

Военная публицистика.

«Окопный реализм»

Иллюстрации к произведениям. Экранизация произведений Ю.Бондарева, К.Воробьёва, В.Кондратьева, Б.Васильева, В.Астафьева, В.Распутина

Письменная характеристика одного из произведений (по выбору)

95



Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика.

Раскрыть глубину и остроту социальных и нравственных проблем, поднимаемых поэтами.

Дать представление о многообразии литературного процесса в период «оттепели».

Обзорное рассмотрение лирики Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого.

Эстрадная поэзия. «Тихая» лирика.


Песни на стихи Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого

Письменная характеристика одного из произведений (по выбору)

96



Яркость и многоплановость творчества В.Шукшина. Рассказ «Калина красная».

Познакомить с личностью писателя. Показать средства изображения народного характера и картин народной жизни, особенности повествовательной манеры В.М.Шукшина.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Общая характеристика творчества В.Шукшина с привлечением киноработ. Анализ рассказов «Чудик», «Миль пардон, мадам» с выявлением особенностей шукшинского героя.

Герой-«чудик». Языковая пародийность

Кинодраматургия В.Шукшина

Художественный пересказ

97



Этапы творческого пути В.И.Солженицына. Своеобразное звучание «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг»

Знакомство с жизнью и творчеством А.Солженицына, показать публицистичность рассказа, обращение к читателю. Вызывать эмоциональный отклик при анализе рассказа. Показать своеобразие раскрытия «лагерной» темы и характера повествования.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Донести особый «уровень правды» рассказа, после которого невозможно жить по-старому.

Историко-биографический очерк с включением самостоятельного анализа произведений писателя. Анализ повести с использованием вопросов 4-4 в конце раздела учебника и разъяснением понятия «двуединство автора и героя»

Тип героя-праведника

Нравственно-философская позиция Солженицына-историка.

Индивидуальное сообщение

98



Тема народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор».

Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа. Работа над анализом рассказа с отработкой понятий «тип героя-праведника», «речевая почвенность». Выявление традиций изображения народного характера в образе Матрёны.

Показать сохранение христианских основ нравственности в душе русской женщины во время жестокого разорения крестьянской жизни.

Анализ рассказа с отработкой понятий «тип героя-праведника», «речевая почвенность». Выявление традиций изображения народного характера в образе Матрёны.

Тип героя-праведника

Нравственно-философская позиция Солженицына-историка

Анализ рассказа

99



Проза и поэзия 80-90-х годов.
















Познакомить с основными тенденциями современного литературного процесса

Знать основные тенденции современного литературного процесса.

Охарактеризовать новую социокультурную и литературную ситуацию; показать изменения статуса литературы в обществе, опасность коммерциализации искусства. Обозначить существование нескольких литературных поколений и разных культурных парадигм; ознакомить с творчеством ведущих прозаиков и поэтов – наших современников

Общая характеристика основных тенденций современного литературного процесса (с использованием структуры и содержания раздела учебника).

Постмодернизм. Стиль «фэнтези». Ироническая поэзия.

Современная литература в контексте «массовой культуры»

Доклад

100.



Современная литературная ситуация: реальность и перспективы.

Познакомить с основными тенденциями современного литературного процесса

Знать основные тенденции современного литературного процесса.

Охарактеризовать новую социокультурную и литературную ситуацию; показать изменения статуса литературы в обществе, опасность коммерциализации искусства. Обозначить существование нескольких литературных поколений и разных культурных парадигм; ознакомить с творчеством ведущих прозаиков и поэтов – наших современников

Общая характеристика основных тенденций современного литературного процесса (с использованием структуры и содержания раздела учебника).

Постмодернизм. Стиль «фэнтези». Ироническая поэзия

Современная литература в контексте «массовой культуры

Сообщение




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование уроков по литературе в 11 классе

Автор: Габибова Ольга Валентиновна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 239974


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства