Цели урока: общая – обсудить с учениками всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения; частная – продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Какой ценой. ( по рассказу Р.Брэдбери «Улыбка»)»
Урок внеклассного чтения
по УМК «Вокруг тебя – мир» в 8 классе.
Какой ценой.
( по рассказу Р.Брэдбери «Улыбка»)
Цели урока: общая – обсудить с учениками всеобщую значимость
культурных ценностей, необходимость их сохранения;
частная – продолжить работу по формированию умения
анализировать систему образов.
Оформление урока: 1. репродукция картины Леонардо да Винчи
2. запись на доске: Цивилизация – определённая
ступень развития общества, его материальной и
духовной культуры.
Тип урока: урок-диспут
План урока: 1. Организационный момент. - 2 мин.
2. Реализация домашнего задания (сообщение о творчестве
Р.Брэдбери). - 3 мин.
3. Постановка проблемного вопроса. – 5 мин.
4. Аналитическая работа по тексту. – 27 мин.
5. Подведение итогов урока. – 5 мин.
6. Объяснение домашнего задания. – 3 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Реализация домашнего задания.
Рей Брэдбери (род. В 1920 году) – современный американский писатель – фантаст. В его рассказах и романах звучат предостережения, обращенные к людям, страх за их будущее, боль и печаль, редко надежда. Возникают картины опустошенной земли, высохших водоемов, одиночества тех, кто случайно остался в живых. Брэдбери исполнен сострадания к людям, что рождает лиризм его прозы. Для писателя необыкновенно интересен внутренний мир ребёнка. Детям он посвятил много рассказов и автобиографическую повесть «Вино из одуванчиков».
Ребёнок способен вернуть взрослых ко всему светлому, что было в их жизни. Так, в одном из самых лучших рассказов – «Улыбка» подросток, пришедший с оголтелой толпой, чтобы посмотреть выдающееся произведение искусства и уничтожить его (ибо люди ненавидят всё на свете и готовы растерзать даже прекрасную картину, сорвав на ней накопленную злобу), спасает от озверевшей толпы кусочек холста – бессмертную улыбку «Моны Лизы».
3. Постановка проблемного вопроса.
- Кто, по вашему мнению, является главным героем рассказа. Назовите остальных героев произведения. Сгруппируйте всех персонажей произведения относительно главного героя.
( запись на доске: а) Том Григсби
родные (мать, отец, брат)
очередь
один из очереди.
б) Григсби очередь
мать Том отец
один из очереди брат.)
Задача урока: поиск, выработка схемы, наиболее точно соответствующей сути конфликта.
4. Аналитическая работа по тексту.
1. Какое чувство объединяет людей, стоящих в очереди?
( Их объединяет многое: усталость, недовольство жизнью… Но самое главное – ненависть к Прошлому.)
Почему люди в очереди ненавидят всё, что связано с цивилизацией?
( «Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа».)
2.Какое определение слова «цивилизация» вы нашли в словарях?
(ответы учащихся).
Все те определения, которые вы зачитали, сводятся к тому, что я записала на доске: Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.
Что под этим словом понимают герои рассказа? Почему не хотят её повторения?
(Потому что цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация – разрушение. Они ненавидят «ораву идиотов», их систему ценностей, всё, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней цивилизации.)
3. Во что превратился мир? Как это описывается в рассказе?
(ответы учащихся).
4. Как герои рассказа Брэдбери стараются не допустить повторения цивилизации?
(Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являющиеся в сознании людей своеобразным символом цивилизации, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)
Что именно разрушают люди из очереди?
( Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к материальной культуре: завод, выпускающий самолёты, автомобили; типография, - так и то, что относится к духовной культуре, - книги, живопись.)
5. Прочтите эпизод, описывающий воспоминания Тома о прошлых праздниках. На какой праздник в этот раз собрались люди?
6. Пришедшие на праздник люди выстроились в очередь. Однородна ли эта очередь? ( Большинство в очереди ненавидит цивилизацию, то есть стремятся к полному её разрушению. Один человек из очереди, реплики которого очень важны для понимания мотивов поступка Тома, высказывает особое мнение: «А я так готов её терпеть. Не всё, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны…») Какие «хорошие стороны» прежней цивилизации имел в виду один человек из очереди? («Человек с душой», «человек, у которого душа лежит к красивому».)
7. Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение.)
Какие чувства его переполняли в тот момент? (Чтение отрывка со слов: «Женщина на картине улыбалась таинственно – печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.)
Я не могу точно сказать, какая музыка звучала в душе Тома в тот момент, но, скорее всего, она была очень похожа на эту. Давайте немного посмотрит на это гениальное, божественное, великое произведение Леонардо да Винчи. Как очаровательно и в то же время загадочно улыбается нам Мона Лиза! Её улыбка неуловима так же, как пробегающая по воде рябь.
8. Есть ли в тексте что-то, позволяющее предположить, что Том не станет принимать участия в надругательстве над картиной?
(ответы учащихся, может быть два ответа.)
9. Обратитесь к сцене уничтожения картины. Подумайте, чем поведение Тома отличается от поведения толпы.
( Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: «Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дёрнул и упал…» Однако, после того как «толчки и пинки вышибли его из толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски», рука его «судорожнопритиснула к груди кусок холста, пряча его», то есть Том сознательно старается уберечь «кусок холста».)
5. Подведение итогов урока.
- Так чем же отличается Том от очереди?
(Тома отличает от других героев рассказа то, что он – «человек с душой», в появлении которого так уверен «один из очереди».)
- Мы знаем, что Том уже принимал участие в праздниках. Мы стали свидетелями того, как он поступил сейчас. Как вы думаете, пойдёт ли он на следующий «праздник»? Если пойдёт, то как поведёт себя? На основании чего возникает у вас именно такое убеждение?
- Вернёмся к записи на доске. Определите место, которое может занимать в группировке персонажей «один из очереди».
(появляется запись: 1. Том.
2. «Один из очереди».
3. Очередь (в том числе Григсби, полицейские,
семья Тома).
- Ничто не затронуло душу Тома, он не вступился за книги, которые рвали и жгли, не вступился за автомобиль, который разломали на его глазах. Но частичку красоты он сберёг на груди.
Джоконда.
В далёкую эпоху Ренессанса
Леонардо да Винчи любовь воспевал,
Воспевал красоту, воспевал материнство,
Этот Гимн красоте он Джокондой назвал.
Божество неземное, шедевр мирового искусства –
Мона Лиза – загадка для всех поколений людей:
Совершенство, изящность, души окрылённость –
Шесть столетий подряд покоряет улыбкой своей.
Шесть веков Мона Лиза улыбкой прекрасной
Будоражит, волнует и делает чище сердца,
Изменяется мода, обычаи, нравы,
Но извечная ценность не знает конца.
Мир спасёт красота – эта истина вечна,
А улыбка Джоконды как раз подтвержденье тому:
Остановятся войны, тираны душой подобреют,
Свет улыбки небесной рассеет коварство и тьму.
6. Объяснение домашнего задания.
- В тексте рассказа есть воспоминания Тома о тех «праздниках», в которых он принимал участие. Напишите небольшое сочинение о том, что, по вашему мнению, мог бы вспомнить он о последнем «празднике».