Орг. Момент Звучит песня на казахском языке «Ана туралы ән» 1.Установка на урок Сегодняшний урок – это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания. 2.Мотивация деятельности. Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном – о любви к матери. Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда осознаем, как важно не допустить, чтобы повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому нам человеку. Обратимся к эпиграфу, написанном на доске: Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести. Все мы в долгу перед нашими матерями. Чингиз Айтматов. - Итак, ребята, выпишем ключевые слова из эпиграфа, обоснуем свой выбор. Любовь есть что? /чувство/ чья /материнская/ какое? высокое, благородное какая? самозабвенная, бескорыстная что делает? обязывает кого? нас как? жить по совести Вывод: Все мы в долгу перед нашими матерями. Слово мама – особое, оно сопровождает нас всю жизнь. Всё может измениться. Ничего нельзя знать наверняка. Но никакие, даже самые невероятные, перемены не могут заставить «пересмотреть» роль в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мать – вне ряда, место её в нашей жизни – особое, исключительное. Об этом говорит в своем рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский Задание группам: Напишите текст телеграммы. Вывод: 1) Что такое телеграмма?/извещение/ 2) Чем она отличается от письма?/краткостью содержания/ 3) По какому случаю посылают телеграммы? а) Поздравления со свадьбой или юбилеем, с днем рождения б) Приглашения 4)Сколько было телеграмм в тексте? Куда, кому и кем они были отправлены? Сегодняшний урок – это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания. II. Проверка домашнего задания Работа по группам. « Дополни предложения» ( пересказ отрывков из текста) Екатерина Петровна доживала свой век в . . . доме. 2. Она задохнулась, остановилась у . . . дерева, взялась рукой за холодную мокрую ветку. 3 . Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки Вопрос: - Выражает ли автор прямое сочувствие героине? Вывод: за простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине. Прослушивание песни «Пишите письма матерям» Скажите, что объединяет эту песню с рассказом К. Паустовского ,,Телеграмма,,. - Тема взаимоотношение родителей и детей. Основная мысль: Помните о родителях, пишите, навещайте – это обязанность перед тем, кто дал тебе жизнь. Задание: Напишите мини-сочинение « Моя мама» Переход к новой теме: Слово учителя Приезжайте к родителям в гости, Чтобы совесть не мучила после. Не возите ни денег, ни славы – Будьте ласковы с ними всегда вы, Мать, отец . . . Их предел недалече Завтра может не быть встреч, Чтобы совесть не мучила после, Приезжайте к родителям в гости. --Ребята, кому из героев рассказа вы бы обратили эти слова? - Насте . тема нашего урока: Главные герои рассказа К.Паустовского «Телеграмма» Словарная работа. Словарь урока Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других. Совесть – чувство моральной ответственности за свое поведение. Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствутся человек. Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся. 1.Как вы думаете, почему рассказ называется ,,Телеграмма,,? - Именно это телеграмма перевернула всю жизнь Насти 2. С каким чувством вы прочитали это произ.? - С чувством волнения, тревоги, грусти. Само название рассказа настроило на это. - Есть телеграммы, которые приносят радость, а некот. телеграммы – горе. 3. Чтение телеграммы. «Катя помирает. Тихон.» 4.Работа по тексту. -- С чего начинается рассказ? - С описания природы. -Читается отрывок, где описывается, мрачная картина природы. 5. Докажите , что природа передает нам чье-то настроение, состояние души? Задания по группам: Покажите трагизм положения (одиночество и переживания) Катерины Петровны через 1.Пейзаж Сделайте вывод. 2. Интерьер её комнаты Возникает ощущения чего? Какой вы увидели Катерину Петровну? 3.Слова « один», « единственный» Что с чем сравнивается? Зачем К. Паустовскому нужно вернуться к слову «один» в предложении «… скатилась одна – единственная слеза»? Вывод: 1. пейзаж печален, когда печален человек. 2.ощущение одиночества, покинутости, заброшенности. «Все слёзы выплаканы…» 6. Составления синквейна. 1.Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны? Надежда, разочарование, грусть, боль, одиночество. Что вы узнали о Катерине Петровне.? Добрая, больная, грамотная, слабая, одинокая. Какая Настя для Катерины Петровны? Единственная, ненаглядная, любимая, родная, непонятная. 7. Настя – дочь Катерины Петровны. - Чем жила Катерина Петровна? - надеждой, что приедет Настя. Чтение текста письма. - Почему в обществе человек умирает от одиночества? - Что происходит с душами людей? В душах поселился холод. - Когда К. Паустовский использует слово «холод» ? - По отношению кому чаще всего звучит это слово? Задание группам: - Что вы узнали о Насте? Какая она? Используется для характеристики Насти Контраст К окружающим | К матери | внимательная чуткая заботливая добрая | невнимательная плохая чёрствая бездушная | Вопрос: Бескорыстна ли Настя? (карьеристка) - Все делает, чтобы продвинуться, прославиться -Можно ли однозначно сказать, что Настя – плохой, жестокий, черствый человек? - Нет, она не черствый человек – в Ленинграде помогает . . . -вы думаете, как Настя будет жить в будущем? - Какую библейскую заповедь нарушила Настя? Почитай мать, отца. - Есть ли в рассказе по – настоящему добрые люди? Какова их роль? 8. Задание по группам: Заполнение «Двойной пузырь» В рассказе есть второстепенные герои – это Манюша, Тихон. - Прощает ли Паустовский Настю ? Учительница. Прочитайте про поведение молодой учительницы во время похорон. Молодая учительница поцеловала желтые руки К.П., как бы прося прощение за все молодое поколение, которое оторвано от своих родителей, у которых своя жизнь, свои дела, свое счастье. Вывод: Паустовский простил Настю. Потому что в тексте есть предложение « Ей казалось…» Казалось , значит можно предположить... 9. Обратная связь. Задание: Составьте текст телеграммы, где вы могли бы донести до Насти состояние её матери. Основной признак телеграммы: лаконизм, образность. 10.-Итак, в чем же мастерство писателя? ( В том, что он помог нам задуматься о том, как страшно потерять маму; об одиночестве, доброте и милосердии; о человечности, об отношении к маме; о моих родных; о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм; почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме; нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя; нужно заботиться о маме; я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя; старые люди нуждаются в нашей поддержке; я очень люблю свою маму и боюсь её потерять; нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно 11. Домашнее задание: ,,Не забывайте о самых близких,, Будь человеком! – говорил Паустовский За добро плати добром. Напишите письмо своей маме |